Мастер-класс по изготовлению картины "Маки" в технике ворсового ковроткачества
Мастер-класс по изготовлению картины "Маки" в технике ворсового ковроткачества
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка. с давних пор люди украшали жилище коврами. Ковры в доме свидетельствовали о достатке хозяев, а главное - служили надежным способом защиты от холода.
В наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений. Композиции изделий стали еще более разнообразными, а расцветки ковров построены на широкой цветовой палитре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по изготовлению картины "Маки" в технике ворсового ковроткачества »
Мастер – класспо изготовлению картины «Маки» в технике ворсового ковроткачества для украшения современного интерьера комнаты.
Разработал: педагог дополнительного образования Корнеева Н.А.
Цель:передача коллегам личного профессионального опыта, авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.
Задачи :
повышение профессионального мастерства;
распространение педагогического опыта;
внедрение новых технологий обучения и воспитания.
ИСТОРИЯ КОВРОТКАЧЕСТВА
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка. С давних пор люди украшали жилище коврами. Ковры в доме свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI-XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н.э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров. Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. до н.э. Археологи обнаружили его в знаменитом Пазырыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже. Место создания ковра является предметом дискуссий. Почти наверняка он был создан в Центральной или Западной Азии.
Этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Зачастую ковер можно было читать как книгу. При правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет.
В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам обитания племен, живших в легких домах, юртах. Ковры — были непременным атрибутом выплачиваемой дани, ввиду их редкости и дороговизны.
Современные тенденции
В наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений. Композиции изделий стали еще более разнообразными, а расцветки ковров построены на широкой цветовой палитре.
Дизайн требования
Эстетические
Экологические
Дизайнтребования
Эксплуатационные
Функциональные
Социальные
Материалы
ОСНОВА
Основными материалами в ковроткачестве являются: основа и уток. Основа составляет каркас ковра (гобелена) и не видна в готовом ковре, без нее ковер не может существовать.
Нити основы должны быть прочными, для них берут толстые крученые льняные или хлопчатобумажные нити.
Цвет основы в ковре (гобелене) значения не имеет, так как она полностью скрывается под уточными нитями.
Требования к утку другие. Его прочность не столь важна. Главное, чтобы нить его была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы.
Основным материалом в ткачестве ковров и шпалер всегда была овечья шерсть.
УТОК
Оборудование
Для работы над картиной «Маки» в технике ворсового ковроткачества использовалась рама-станок, которая может быть двух видов, в зависимости от натяжения нитей основы:
рамка без гвоздей;
рамка с гвоздями.
Инструменты
Для изготовления ворсовых ковровых изделий используют следующие инструменты:
колотушка нужна для оправки ворса, выравнивания и расчесывания кончиков ворсовых узлов перед стрижкой (можно использовать обычную вилку);
ножницы необходимы для стрижки ворсовой поверхности;
нож-крючок, предназначенный для завязывания ворсовых узлов и отрезания нитей после завязки узла.
Этапывыполненияработы
На подготовительном этапе разработан эскиз ковра-картины «Маки» в карандаше.
Этапы выполнения работы
Разработан эскиз в цвете
Этапы выполнения работы
Изготовлен технический рисунок картины с помощью компьютерной программы Stitch Art Easy ! 4. 0. Так же можно использовать схемы для вышивки или разработанные на миллиметровой бумаге собственные идеи.
Этапы выполнения работы
Подобраны шерстяные нитки для картины «Маки».
Этапы выполнения работы
На первом этапе был подготовлен станок-рама.
Мы использовали раму с гвоздями. Взяли четыре планки определенных размеров. Исходя из схемы, нити основы натягиваются на одну клетку – две нити основы. Если на схеме предусмотрено 100 клеток, то для ковра необходимо натянуть 204 нити. 4 нити участвуют в образовании закрепительной боковой кромки.
Далее вбили гвозди длиной 20 мм в верхнюю и нижнюю планки по два ряда, расстояние между которыми 10-20 мм. Гвозди располагаются в шахматном порядке.
Этапы выполнения работы
После того, как рама будет готова равномерно натягиваем нити основы. Закрепив край нити на левом нижнем гвозде, обвиваем его, второе крепление делаем на левом верхнем, затем на нижнем втором и т.д. до конца ряда. Количество нитей основы должно соответствовать количеству клеток в схеме с учетом нитей на кромку.
Натягивание нитей основы на раму
Для нитей основы использовалась пряжа «Лотос»
Этапы выполнения работы
Вставляем в основу нижнюю закрепительную рейку. Закрепительная рейка вставляется между нитями основы через одну нить: все четные нити спереди картона, все нечетные сзади.
Этапы выполнения работы
После того, как вставлена разделительная рейка, необходимо сплести нижнюю разделительную косичку. Косичка закрепляет нижний край работы.
Обвиваем каждую нить основы сначала слева направо, а потом справа налево.
Плетение нижней разделительной косички
Этапы выполнения работы
Теперь пропускаем разделительную рейку (или круглую палку) между основой так, чтобы четные нити оказались на рейке, а нечетные под рейкой.
Так разделительная рейка образует первое чередование нитей, то есть зев (пространство между рядами четных и нечетных нитей основы), в которое при ткачестве укладывается уток (поперечные нити).
Этапы выполнения работы
Второй этап: изготовление картины в технике ворсового ковроткачества.
Ворс крепится на двух соседних нитях основы. Его формируют с обрезанием после завязывания узла, либо нити для ворса предварительно нарезаются, а затем завязываются на основе.
Двойной узел
С краев работы ворс закрепляется кромкой. После изготовления каждого ряда узелков прокладывается одна или несколько уточных нитей. Далее забивают ряд колотушкой.
В процессе работы ворс подрезается на уровне намеченной высоты. На данном изделии ворс подрезается рельефно.
Этапы выполнения работы
По окончании ткачества изделия проплетается косичка. Изделие снимается со станка, сверху и снизу свободные нити основы завязываются в узлы, затем верхний и нижний края ковра обрабатываются иглой с ниткой.
Ковер-картина «Маки»
Третий этап: оформление работы.
Учитывая колорит работы подбираем цвет и ширину багета. Для того чтобы вставить готовую работу в раму, ее нужно натянуть на плотный каркас (плотный картон или оргалит). Каркас подбираем по внутреннему размеру рамы.