Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Золотая хохлома"»
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА Конспект образовательной деятельности в старшей группе.
Декоративное рисование по мотивам народного прикладного искусства – хохлома.
Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи: расширить и углубить знания детей о народном промысле – «золотая хохлома»; объяснить назначение предметов, исходный материал; рассмотреть специфику узора; развивать восприятие элементов узора (травка, ягоды, цветы); воспитывать эстетическое отношение к предметам быта, к русской национальной культуре через знакомство с народным искусством и чтение русских народных сказок.
Предварительная работа: знакомство с традиционным народным декоративно-прикладным промыслом, рассматривание элементов хохломской росписи и цветового колорита, чтение русской народной сказки «Три медведя».
Материалы и оборудование: пособия по декоративной росписи «золотая хохлома», образцы элементов и цветосочетаний хохломской росписи, шаблоны-заготовки ложки из белой бумаги для самостоятельной росписи, гуашь, кисти тонкие, ватные палочки, стаканы-непроливайки, салфетки,: шаблоны ложки, расписанные в стиле «золотой хохломы.
Содержание деятельности:
Перед занятием воспитатель выставляет стол, накрытый расшитой скатертью, сервированный деревянной посудой, расписанной хохломской росписью. Также на столе стоит русский самовар, чугунок и другие предметы старинного русского быта.
Дети проходят под русскую народную музыку, их встречает воспитатель в русском народном костюме и приглашает расположиться на ковре перед накрытым столом. Воспитатель и дети приветствуют друг друга.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздь огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древне суздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в царство Золотой Хохломы!
В группе организованна выставка хохломских изделий.
Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
Воспитатель: Ребята, давайте немного пофантазируем. Мы попробуем представить, что очутились в русской народной сказке «Три медведя». Мы вошли в первую горницу (если есть необходимость, поясняет значение слова «горница») и увидели там…(приглашает детей к накрытому столу).
Дети рассматривают предметы на столе и рассказывают, что они увидели в первой горнице.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего раньше на Руси делали посуду? Дети: Из глины, из дерева.
Воспитатель: А в горнице у медведей посуда, в основном, деревянная. Да не простая, а «золотая». Кто помнит, как называется «золотая» роспись? Дети: «Золотая хохлома».
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А теперь давайте отдохнем. Представим, что мы медведи (дети располагаются, стоя на ковре).
Воспитатель: Папа медведь был большой и лохматый (дети показывают руками) и ходил он медленно вразвалочку, вот так (дети показывают); мама медведица была средняя и не такая лохматая (дети показывают руками) и ходила она спокойно и ровно, вот так (дети показывают); а Мишутка был маленьким, и шерсть у него была совсем короткая (дети показывают руками) и ходил он косолапо и шустро, вот так (дети показывают).
Воспитатель: Отдохнули? А теперь я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать самим ложки в стиле «золотой хохломы». Для этого нужно пройти за столы (на столах все заранее приготовлено: образцы росписи, шаблоны, краски, кисти, ватные палочки стаканы с водой, салфетки). Воспитатель: Давайте вспомним, какие элементы использовали мастера хохломской росписи. Дети: Веточки, ягодки, кустики, цветы.
Воспитатель: Абсолютно верно. Хохломские мастера любят их рисовать и называют ласково «травкой». Они вырисовывают травку с завитками, которые называются «кудриной» (от слова кудри). Воспитатель демонстрирует детям варианты растительного орнамента. Затем предлагает самим расписать ложки в стиле «золотая хохлома». Воспитатель: А какие цвета используют в своей работе хохломские мастера? Дети: Золотой, красный, черный, зеленый.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами тоже будем использовать в работе эти цвета. А работать мы будем с помощью кисти и ватных палочек.
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
- Молодцы! Присаживайтесь
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши ложечки узорами
Дети расписывают шаблоны ложек по мотивам хохломской росписи.
Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.
В конце занятия дети раскладывают свои работы на накрытый стол, как будто дополняя сервировку. Любуются готовым результатом.
Воспитатель: Вот какие у нас получились замечательные ложки, как у настоящих мастеров. Я думаю, они обязательно пригодятся нашим героям – трем медведям.