Конкурс “Я – аудитор”, является дидактической (обучающей) игрой, ее обязательными элементами и условиями служат:
1. Дидактическая задача:
1.1 Самостоятельное формирование студентами процесса обучения как объекта учебной деятельности;
1.2 Самостоятельное формирование студентами смыслов процесса обучения;
1.3 Формирование непосредственно профессиональных навыков и умений;
2. Учебно-производственная задача, связанная с ролью, которую выполняет студент:
2.1 Составление Письма – обязательства о согласии на проведение аудита;
2.1 Составление Договора оказания аудиторских услуг (расчет уровня существенности);
2.3 Оказание сопутствующей аудиту услуги – анализ финансово – хозяйственной деятельности (в част эффективного использования основных средств);
2.4 Составление отчета по результатам выполнения работ.
3. Наличие ролей. Каждый студент принимает на себя роль аудитора, которому предстоит выполнять определенные обязанности в трудовой деятельности:
3.1 Аудитор
3.2 Старший аудитор.
4. Ситуация. На первом этапе студенты выполняют роль аудитора и оформляют документы, а на втором этапе оказывают сопутствующие аудиту услуги;
5. Правила. На всех этапах участвуют одни и те же студенты. За ошибки при выполнении задания начисляются штрафные баллы (-1);
По завершении двух этапов конкурса (на следующий день) проводится третий этап, на котором дается общий процент за оба этапа и объявляется “Лучший аудитор”.
Разработка
Приступая к систематической научно – методической работе, к исследованию наиболее актуальных, по мнению преподавателя, проблем, рассматривая их с разных позиций и с разным уровнем проработки, преподаватель накапливает богатый и разносторонний материал, что значительно обогащает его педагогический опыт, усовершенствует профессиональное мастерство, и, следовательно, – повышает качество обучения. Конкурс “Я – аудитор” включает в себя: сценарий, методические указания к применению, адресованные преподавателю, и материальное обеспечение (банк данных, который необходимо научить будущего специалиста). С этой целью, анализируют его предстоящую профессиональную деятельность.
После того как учебная задача выбрана, начинают разрабатывать сценарий:
- Определяют исходные данные;
- Уточняют практические задачи: что конкретно должны сделать студенты, какие производственные задачи решают, исходя из учебных задач и имеющихся данных;
- В связи с задачами уточняют роли, разрабатывают должностные обязанности каждого участника данного конкурса. При уточнении проверяют все ли роли наделены должностными обязанностями как игровыми действиями, каков будет вклад каждого играющего, не получится ли, что играющий окажется без действия;
- Ограничивают деятельность. Устанавливают: что нельзя делать по ходу конкурса; что не входит в круг обязанностей каждого. Входят также правила – санкции – штрафы за допускаемые в конкурсе ошибки, нарушения; показатели, по которым присуждается победа (быстрота, правильность решений, минимум ошибок);
- Проверяют педагогическую эффективность конкурса подсчитывают примерные затраты времени, чему научится каждый студент;
- Подбирают варианты исходных данных;
Проведение конкурса
Занятие, на котором проводится конкурс, состоящая, как правило, из следующих основных частей:
- Вступительные слова;
- Инструктажа преподавателей о проведении конкурса (цель, содержание, конечный результат, указания к проведению, формирование групп и распределение ролей);
- Изучения участниками конкурса документации, определяющей содержание и ход;
- Собственно практическая ситуация (изучение ситуации, обслуживание и принятие решений, достижение поставленной цели, оформление материалов);
- Публичной “защиты” предполагаемых решений “производственном совещании” т.п.
- Определение победителей конкурса;
- Подведение итогов к анализу преподавателем (анализ и оценка достигнутых результатов, анализ действий и активности участников, ошибок допущенных в конкурсе и их причин).
Описание конкурса
Методические указания к проведению игры адресованы преподавателю
Конкурс состоит из трех практических этапов:.
I. Оформление документов (аудитором).
II. Анализ финансово – хозяйственной деятельности.
III. Подведение итогов
Критерии оценок:
1 этап Правильно составленный документ (за каждый) – 10 баллов.
Правильно произведенный расчет – 10 баллов.
Максимальное количество баллов – 30 баллов.
2 этап За каждый правильно рассчитанный показатель – 1 балл.
Максимальное количество баллов по задаче 2.2.1 – 13 баллов, задаче 2.2.2. - 7 баллов, задача 2.2.3.- за каждое эффективное предложение по улучшению использования основных средств предприятия команда получает по 1 баллу.
1. Определение исходных данных
Конкурс “Я – аудитор” разработаны для специальности 38.02.01 “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
2. Задачи конкурса “Я – аудитор”
2.1 Практические задачи
Практическая задача состоит в том, что бы выполнить свою профессиональную роль.
2.2 Учебные задачи
Группа аудиторов (2 студента) получают комплект документов (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах) – заявку на проведение аудита (оказание аудиторской услуги).
В ходе выполнения этих задач студент должен:
на I этапе
- Составить Письмо – обязательство о согласии на проведение аудита;
- Рассчитать уровень существенности;
- Оформить Договор оказания аудиторских услуг.
на II этапе “Я – аудитор”:
- Задача 2.2.1 Провести анализ ФХД по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, конкретного предприятия;
- Задача 2.2.2. На основании данных первого задания и Отчета о финансовых результатах проведите анализ выручки от реализации продукции предприятия;
- Задача 2.2.3 По результатам анализа составить пояснительную записку, в которой, проанализируйте:
- состояние и динамику структуры актива баланса;
- состояние показателя выручки от реализации на данный момент времени.
- причины отклонения изучаемого показателя (выручки от реализации, основных фондов) от значения предшествующего периода.
- пути повышения эффективности работы предприятия по:
- эффективному использованию основных фондов;
- росту коэффициента фондоотдачи;
- снижению коэффициента фондоемкости;
- росту объема продаж.
3. Роль студентов и должностные обязанности каждого участника
Студенты выполняют роль аудитора и старшего аудитора.
4. Этапы проведения конкурса
Конкурс проводится в течении 2-х часов:
5. Участники конкурса
Участники игры: студенты двух групп III курса по специальности 38.02.01.
6. Правила конкурса
I этап. На основании заявки экономического субъекта, студенты должны рассмотреть и оценить возможность оказания аудиторской услуги по проведению анализу ФХД. В результате чего оформить (в электронном виде) Письмо – обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки и Договор оказания аудиторских услуг, а также на основании данных бухгалтерской отчетности аудируемого лица рассчитывается уровень существенности.
За допущенные ошибки конкурсант получает замечания, которые будут учитываться при выставлении процента. Время для выполнения I этапа – 45 мин. Выполненное задание преподаватель проверяет и делает для себя замечания по допущенным ошибкам.
II этап. “Я – аудитор” студенты в аудиторской группе из 2 человек возглавляемую старшим аудитором. В течение 60 мин. “аудиторы” в группе проводят АФХД экономического субъекта. На основании полученных результатов старший аудитор оформляет отчет.
Время для выполнения II этапа 60 мин. Аудиторские отчеты преподаватели проверяют и делают замечания.
III этап. Общий результат конкурса. Лучшими считается та группа, которая допустила наименьшее число ошибок при оформлении документов, расчете сумм, а также сделала правильный вывод по результатам расчетов.
Всем участникам конкурса выражается благодарность за участие, а студенты, набравшие наибольшее количество баллов награждаются грамотами (1,2,3 – е место).