kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Хореографическое искусство как фактор культурно-эстетического, физического и эмоционального развития ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложности и плюсы работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе. Эмоциональная и физическая нагрузка педагога в работе с группой мальчиков в возрасте от7 до 13 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Хореографическое искусство как фактор культурно-эстетического, физического и эмоционального развития ребенка»»

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга


«Хореографическое искусство как фактор культурно-эстетического, физического и эмоционального развития ребенка»

(опыт педагогической работы с группой мальчиков от 7 до 13 лет)


Автор: Туркина Елена Владимировна

педагог дополнительного образования

высшей квалификации

Ансамбля танца «Невская Акварель»

Санкт-Петербург 2019



Я пришла работать педагогом-хореографом во Дворец учащейся молодежи в Ансамбль танца «Невская Акварель» в 2005 году. Имея богатый опыт работы с профессионалами, как танцовщица, а затем балетмейстер, постановщик и репетитор балетной труппы Петро-концерта, закончив свою творческую карьеру, мне пришлось перестроится на другой уровень хореографического искусства, а раз это связано с детьми, то и на другой эмоционально-психологический уровень. Начала работать с маленькими девочками, затем добавились старшие и через пару лет художественное руководство доверило мне работу с мальчиками.

Хореографы согласятся со мной, что наличие и количество парней в танцевальных коллективах, это большая проблема. Многие родители, особенно папы, считают, что хореографическое искусство не для мальчиков, это их недостойно или недостаточно развивает их физические и нравственные способности. Но тем не менее, с каждым годом количество мальчишек в нашем Ансамбле постепенно прибавляется. А почему? Определенная часть детей приходит к нам из спорта, где по мнению их тренера им не добиться «олимпийских успехов» и родители этих детей ищут альтернативу для продолжения физического развития парня. Другая часть состоит из мальчишек, сестры которых танцуют в нашем коллективе, и родители точно знают, куда, в какой коллектив и какому педагогу они отдают своего ребенка. Третью часть детей приводят в Ансамбль по рекомендации наших родителей или после посещения концертов нашего Ансамбля, где ярко демонстрируется физический, эмоциональный, актерский уровень наших ребят.

Так почему родители приводят своего мальчика в танцевальный коллектив? В школе на переменах, на улице и даже дома мальчики подчас не умеют находиться в состоянии относительного равновесия. Гиперактивные, иногда даже неадекватные в своих телодвижениях и действиях, мальчишки не могут самостоятельно справиться со стихийными, эмоциональными всплесками своего разума и проанализировать свои подчас недостойные поступки. Многие родители не имеют возможности по разным причинам справиться или повлиять на своего ребенка, поэтому и приводят его в хореографию, чтобы направить эту «энергию» в нужное русло. Здоровье – вот главная причин, почему родители отдают детей в спорт и хореографию. А в творческих коллективах приобретается здоровье не только физическое, но и нравственно-эстетическое, эмоциональное, обогащающее внутренний душевный мир, происходит укрепление личности, поднимется общий уровень культуры, уровень дисциплины, внимания и самоконтроля, уважение к старшим и противоположному полу.

Понимая цели и задачи образовательной программы Ансамбля, я стараюсь строить урок так, чтобы разумные и рациональные физические нагрузки на организм ребенка в уроке положительно влияли на категорию мальчиков, которым не хватает силовой и эмоциональной динамики в жизни и в то же время такие же нагрузки стали результативными и для гиперактивных детей, которые их стабилизируют, сосредотачивают, активизируют настолько, что именно эта часть детей и становиться подчас солистами коллектива. Разнообразие колоритных комбинаций на основе различных национальностей, переплетающихся с мужскими силовыми трюковыми элементами развивают в парнях скорость реакции, координацию, мышечную память, логику, мозговое напряжение и внимание. А с вниманием всегда у всех детей, и втройне у мальчиков большая проблема и «внимание», как я смогла понять за годы работы с разными детьми - это не свойство возраста, а свойство характера. Все эти компоненты вызывают активную эмоцию, радость и удовлетворение от проделанной работы или отрицательную эмоцию, недовольство от неудачи. А проявление эмоций, какие бы они ни были, необходимы для развития творческой личности ребенка. Но удовольствие, радость, восторг, удовлетворенность собой – эти положительные эмоции от своей работы могут привести неокрепший детский организм и к отрицательным моментам, к «звездной болезни». А печаль, ненависть, страх от собственной неготовности, недоученности, боязнь совершить ошибку, сковывают ребенка, препятствуют достижению результатов, снижают его внимание, а отсюда и ощущение ненужности в коллективе. И в том и в другом случае нельзя упустить момент «торможения» ситуации, чтобы не потерять ребенка, как ученика коллектива.

И помогают мне в этом не только мой жизненный и профессиональный опыт, но и искреннее желание родителей сохранить и подкрепить интерес своего ребенка к занятиям хореографией, к творческому общению среди сверстников в коллективе, к интеллектуальному росту и физическому здоровью.

Умение владеть эмоциями у детей развивается постепенно, так же, как и подчинение требованиям педагога и коллектива. И прежде, чем появиться на сцене, ребенок проявляет свои эмоции еще в процессе обучения, в классе. Именно здесь и начинается трудная и хлопотная работа педагога-воспитателя. Но трудная для меня не на воспитательном, а на эмоциональном уровне.

Педагоги, как правило, люди чувствительные, эмоциональные. Поэтому психологическая комфортность необходима каждому педагогу для того, чтобы он мог обеспечить такую же комфортную обстановку своим воспитанникам. Порой мое эмоциональное состояние отличается от состояния детей. Положительный настрой в начале урока может смениться на отрицательный из-за быстрого сбоя внутренних резервов мальчишек. Послушные, стройные, воспитанные ученики через пять минут могут превратиться в кучку расслабленных и не координируемых, отвлеченных от основной работы, а иногда и агрессивных в выяснении своих личных интересов во время урока. Вообще дети чувствуют внутреннее состояние педагога, но не всегда могут не только увидеть, но даже услышать, что педагог недоволен их поведением. Поэтому, если не держать их внимание собственной эмоциональной энергетикой, своим голосом, своей харизмой, собственной демонстрацией данного движения, если не ставить конкретные цели, не вызывать их на «бой», соревнование, не заставлять их, не ломая личность (а в хореографии – это норма, когда и педагог, а затем и сам ученик заставляет себя повторять данное задание много раз), то и результаты будут соответствующие. А ведь источником психологической комфортности на уроке является положительное эмоциональное состояние как ученика, так и педагога. И вот постепенно, когда мальчики понимают задачи и заставляют себя сосредоточиться на конкретной работе, полностью выкладываются физически и актерски, тогда наши положительные эмоции совпадают и это время эмоционального подъема на уроке. Вот тогда и похвалить можно (но чуть-чуть, чтобы не перехвалить), ведь положительные эмоции повышают работоспособность и жизненный тонус ребенка, определяют понимание собственной значимости, дают ощущение себя частью коллектива и общего дела, происходит осознанная ответственность и перед своим педагогом.

Эмоциональное состояние ребенка изменяется по мере его развития, так как меняется его отношение ко всему окружающему. Вот пример, в первом классе в танце «Коротышки» детки свободно, естественно берут друг друга за руки и радостно танцуют. Через год при совместной репетиции танца «Паровозик» девочки и мальчики стесняются друг друга, хихикают, делают движения не с настроением и полной отдачей. Ага, мы выросли, и нас что-то смущает? И абсолютно естественным тоном и даже приводя собственные примеры, говоришь своим ученикам что, это естественно, когда мальчик танцует с девочкой, когда девочка улыбается мальчику, что папа любит маму, а мама рожает детей и в этом, и есть гармония и смысл жизни, что танец интересен зрителю, когда в нем есть интрига, а интригу могут создать только участники, значит вы – мальчики и девчонки.

Эмоциональная активность у детей, у родителей и у меня поднимается, когда мы готовимся к ежегодным отчетным концертам на лучших площадках города, а также ежегодному международному фестивалю «Встречи на берегах Невы» в номинации «Танцующая семья», где принимают участие мамы и иногда и папы наших детей. Совместные репетиции, примерки костюмов, прогоны и выступления на большой сцене, еще больше сближают не только детей, но и мам, которые в восторге от себя, своей смелости и счастливых глаз своих детей.

А в классе с мальчишками, главный мой козырь – «Ау, где вы, парни?». Кавалеры, защитники, джентельмены, настоящие мужчины и помощники. И самое интересное, что это им нравится. Нравится, что их просишь помочь. Они рады донести магнитофон в класс, чемодан в гастрольной поездке, заботятся о наличии атрибутов на репетиции. Зимой прошлого года мы ездили на гастроли в Берлин с балетами «Буратино» и «Чайковский. Маша. Рождество». Так вот мои мальчики первый раз принимали участие в погрузке, переноски костюмов и монтаже декораций к балетам. Все это они делали под руководством костюмера, педагога и старших мальчиков, которые им помогали, руководили ими. Но в глазах своих пацанов я увидела абсолютное удовлетворение от ощущения нужности, необходимости и даже своей значимости. Им интересно общаться со старшими и мальчиками, и девочками, чувствуя, что те тоже заинтересованы в этом общении, так как в свою очередь старшее поколение чувствуют себя уже более самостоятельными и стараются полностью оправдать доверие педагогов. В гастролях, дети, выезжая без опеки родителей, быстрее взрослеют и становятся более ответственными, учатся решать проблемы, обсуждая их вместе, учатся не только отвечать за себя, но и за своего товарища. Я уже не говорю, что, посещая многие страны дети насыщаются не только эмоциями, но и знаниями о стране, ее культуре и традициях. Экскурсии всегда заканчиваются опросом или викториной. Ребята учатся самостоятельности во всем - чистота в номере отеля и рабочего места на концертной площадке, режим посещения столовой, выход на концерт, сбор костюмов, прогулки по городу, вечерний сбор всего коллектива и отбой. Конечно не обходится без озорства, ослушания и даже мелкого хулиганства, но ведь это же мальчишки, когда они станут взрослыми? А пока это дети, живые, здоровые, энергичные и иногда супер активные. Но радостно то, что вот уже пять лет эти пацаны вовремя, без опозданий прибегают на занятия, репетиции, постановки, концерты. Значит их сюда тянет, они чувствуют себя здесь в Ансамбле, как в своей семье, с родными и понимающими их людьми, у них горят глаза, и они готовы шагать вперед, преодолевать трудности, побеждая временные неудачи вместе со своими друзьями и педагогом.

Детям в их возрасте совершенно не интересны цели и задачи, которые ставят перед собой взрослые – родители, педагоги. Им интересна сама жизнь во всех ее проявлениях и желательно проявлений, как можно больше положительных, эмоциональных и радостных. И нам взрослым тоже очень важно, чтобы помимо физического и культурного развития наши дети получали, танцуя, ту положительную эмоцию, от которой вырастают крылья, рождаются новые желания и стремления, радость, удовлетворение и счастье.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Туркина Елена Владимировна

Дата: 30.04.2019

Номер свидетельства: 508826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства