В презентации показаны представители исторических эпох развития этикета мировой практики и России.
Перечислены характерные особенности современного этикета в различных странах. Указано содержание работы, состоящей из семи частей, а также приводится полная детализация и расшифровка терминов этика и этикет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История и современные тенденции этики и этикета»
ГАПОУ МО «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Тема: «История и современные тенденции
этики и этикета»
Преподаватели: Багмет Е. Н. Навка О. И.
2015 г.
Содержание
Введение
Мировая практика этикета. Людовик XIV
Практика этикета в России. Петр I
Современный этикет в США
Современный этикет во Франции
Современный этикет в Англии
Современный деловой этикет в России
Введение
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.
Мировая практика Этикета. Эпоха ЛюдовикА XIV
В основе этикета лежит уважение к людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика XIV (1638 - 1715 гг.). Его правление - апогей французского абсолютизма. Именно Людовику XIV мы обязаны названием «Этикет».
На дворцовых приемах у Людовика XIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» - этикетка произошло слово «Этикет». Зародившись в XVII в. в среде Версаля, оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.
Этика оперирует нравственными категориями. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет. Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения. О них должен думать деловой человек.
Многократно цитировавшаяся поговорка « Точность — это вежливость королей » в особой степени относится к Людовику XIV. Он был всегда пунктуален, слушал внимательно и не уставал на самых долгих заседаниях. Он обладал исключительно развитым чувством долга. Наряду с напряженной придворной жизнью король ежедневно посвящал от 5 до 10 часов, а впоследствии и больше, интенсивной работе за письменным столом и на конференциях. Он интересовался деталями происходивших процессов и всегда мог выделить существенное и основные направления развития. В этом ему помогали его политический инстинкт и способность к быстрому восприятию. Вместе с тем он был не очень силен в выдвижении собственных конструктивных идей. Король активно участвовал в придворной жизни. Он был великолепным наездником и любил охоту. Как кавалер он был образцом. Он охотно танцевал, ценил театр и придворные праздники. Но у него отсутствовали достоинства солдата и военачальника.
Практика Этикета В России. Петр I
Петр I, проводя всеобъемлющие реформы в стране, не мог оставить вне своего внимания проблему взаимоотношений и поведения своих подданных, которые по естественным причинам существенно отличались он сложившихся к тому времени в Европе. В первую очередь монарх озаботился воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Немаловажно, что значительное количество молодых дворян получало высокие должности в армии и административных структурах, направлялось для обучения и с различными поручениями за границу.
Естественно, что именно им Петр стремился привить хотя бы начальные навыки европейского этикета. Для молодых дворян в 1717 году был издан своеобразный учебник-наставление «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленный по приказу императора. По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг. Подлинный автор книги неизвестен, имеются сведения, что в её подготовке активно участвовал Яков Брюс – один из самых образованных сподвижников Петра.
Во времена Петра I происходило значительное изменение устоявшихся обычаев и правил поведения в России. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий – крестьян и купцов. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В виде исключения бороду можно было сохранить, лишь выплачивая за это довольно внушительный штраф. В моду вошли пышные парики западного образца.
При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Таким образом первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать на различных придворных приемах и праздниках. Развитию западной моды и манер способствовало и то, что дворяне, желая угодить строгому царю, со временем свыклись с новыми порядками и даже сами стали заказывать новые платья из-за границы.
Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность. Со времён Петра Великого стали считать, что уважающая себя девушка должна уметь танцевать европейские танцы, уметь писать, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать светские правила поведения. Женщины получили право на наследство и право распоряжаться своим приданным.
Несмотря свою бурную политическую деятельность и постоянную занятость Петр Великий был большим любителем развлечений. По поводу и даже без него император часто закатывал пир, который мог продолжаться несколько дней. Со временем вошли в моду так называемые ассамблеи – приемы, на которые приглашались знатные особы вместе с женами. Во время этих празднеств гости танцевали, пировали, играли в шахматы, шашки(игру в карты император не поощрял). Развлечения делились на зимние, которые проходили во дворцах или в здании Сената, и летние — в Летнем саду, в парках Петергофа, на площадях. Помимо пиршеств в моду вошли военные парады, маскарады, морские и речные прогулки. Даже гонимую православной церковью масленицу при Петре отмечали с особым размахом.
Современный этикет в США
Культура США – это культура успешных людей. А улыбка как раз и считается в этой стране сигналом благополучия человека. Если американец улыбается, значит, у него всё OK в личной жизни, в карьере, в финансовой сфере и т.д. Культура США ставит успех на первое место в рейтинге жизненных ценностей. Однако неправильно было бы полагать, что американцы своими улыбками только создают иллюзию благополучия, что их улыбки натянуты, а радость фальшива. Это не так. Американцы – это нация, которая по-настоящему чувствует себя счастливой. Эти люди с пелёнок привыкают улыбаться, поэтому они не притворяются радостными – успешность живёт внутри них, она прививается им с детства.
Этикет США запрещает делиться своими проблемами с окружающими. Делиться в этой стране можно только положительными эмоциями – расстраивать посторонних своими горестями непозволительно. Этикет США допускает жалобы на жизнь только в самых крайних случаях. Причём рассказать о серьёзных проблемах можно только близким людям или родственникам.
Американский этикет запрещает заходить в гости даже к самому близкому другу или родственнику без предупреждения.
В США знакомым можно звонить только тогда, когда у Вас действительно есть к ним важное дело.
Этикет США категорически запрещает флиртовать с женщиной, которая не является Вашей девушкой или женой.
Значимое правило американской культуры и этикета США: «Делай вместе с нами, делай так, как мы!». В этой стране стремление к одиночеству, обособленности, отчуждённости сильно порицаются. Человек, находясь в США, должен быть частью американского общества, постоянно контактировать с окружающими, принимать нормы и правила того круга людей, в котором он находится. Любой американец или гость США должен быть активным членом какого-либо социального объединения, будь то рабочий коллектив, религиозная группа или движение скаутов. В США нельзя быть одиночкой.
Современный этикет во Франции
Французский этикет отражает саму культуру Франции. Ни для кого не секрет, что именно французы на протяжении веков являются законодателями мод и стиля. Именно в этой стране красота пользуется наибольшим почётом и признанием. Французы ценят красоту во всём: в архитектуре городов, в искусстве, в женщинах, в различного рода церемониях и обрядах, в еде и прочих наслаждениях. Культура Франции породила нацию, довольно раскрепощённую в общении, славящуюся своей лёгкостью и изяществом манер. Согласно французскому этикету, нормой считается проявление индивидуализма, а также демонстрация безразличия к мнению общественности. Конечно, пренебречь мнением окружающих считается правильным только тогда, когда француз абсолютно уверен в том, что прав в сложившейся ситуации именно он.
Французы – нация эмоциональная, довольно шумная и темпераментная. Поэтому французский этикет дозволяет проявлять чувства и эмоции посредством речи, жестикуляции и мимики.
Не стоит кичиться во Франции своим умением зарабатывать деньги. Французы оценивают личность не по её достатку и предпринимательским талантам, а по наличию или отсутствию обязательных составляющих позитивного имиджа, к которым относятся такие черты, как: жизнерадостность, элегантность, вежливость, обаяние, умение жить со вкусом, индивидуальный стиль.
В этой стране не принято обращаться друг к другу по имени или фамилии. Звать малознакомого француза по имени Вы сможете только в том случае, если он сам об этом попросит. А так, во Франции уместнее обращаться друг к другу с помощью слов «мсье» / «мадам».
Французский этикет не приемлет чистых приветствий, типа «бон жур». Это проявление дурного тона. Правильнее будет сказать: «Бон жур, мсье / мадам!».
Обычно во французских ресторанах чаевые включены в счёт. Это должно быть отмечено в меню. Если Вы не найдёте соответствующей пометки, следует оставить официанту дополнительную сумму, составляющую 10% от заказа. Не забудьте также дать чаевые швейцару и гардеробщику.
Пребывая в ресторане во Франции, к официантке следует обращаться «мадемуазель», к официанту – «гарсон».
Современный этикет в Англии
Английский этикет – это воплощение строгости и официальности. Именно в этой стране зародилось понятие об «истинном джентльмене». Только джентльмен в третьем поколении может носить почётное звание «истинного». Если, например, Вы сами обладаете безупречными манерами, у Вас отличное образование, но Ваш дедушка пренебрегал правилами хорошего тона, то, увы, в Англии Вас ни за что не признают «истинным джентльменом».
Однако этикет Англии не приемлет употребление слова «джентльмен» для оценки уровня воспитанности человека. Вы проявите крайнее невежество, если будете пользоваться понятиями «джентльмен» / «не джентльмен», «леди» / «не леди», характеризуя людей в Англии. Хотя, к примеру, во Франции употребление этих понятий в речи является нормой.
Английский этикет заключается в постоянном проявлении таких качеств, как вежливость, корректность, невозмутимость, предупредительность и терпимость. Воспитанные англичане никогда по собственной воле не пойдут на конфликт и попытаются избежать его даже в том случае, когда его настойчиво навязывают. Кроме того, английский этикет призывает отказаться от резкого тона в общении, а также слишком активного проявления эмоций во время разговора.
Излишняя эмоциональность считается нарушением этикета в Англии, а вот лесть – вполне уместное явление в культуре Туманного Альбиона.
Самолюбование и хвастливость, культура Англии не приемлет. Воспитанные британцы никогда не позволят себе чваниться собственными заслугами или как-то по-другому проявлять своё тщеславие и самодовольство. Согласно этикету, личный автомобиль англичанина должен соответствовать его социальному статусу и профессиональным занятиям.
В этой стране не выпячивают свою личную жизнь напоказ, не выносят сор из избы в случае семейных скандалов, не делятся впечатлениями о родных и близких даже с друзьями. В общественной культуре Англии прочно установился принцип «Мой дом – моя крепость».
Английский этикет не позволяет опаздывать даже к обеденному столу в собственном доме.
Этикет за столом в Англии соблюдается безупречно. Даже находясь дома, человек должен пользоваться именно теми столовыми приборами, которые предназначены для каждого конкретного блюда. Общение за столом должно быть непременно всеобщим: английский этикет запрещает шушукаться с соседом.
Если Вы обедаете в общественном заведении в Англии, не вздумайте передавать чаевые в руки официанту – это верх неприличия. Оставьте их под краем салфетки.
Английский этикет не предполагает знакомства без посредника, так что, если Вы не наладите связи с местными жителями ещё до поездки в Англию, вряд ли Вам удастся сделать это потом.
В Англии даже соседи могут десятилетиями каждый день встречаться во дворе или на лестнице и не здороваться, если их никто не познакомил друг с другом.
Английская культура поведения не предполагает постоянных рукопожатий: они уместны только при знакомстве. Кроме того, английский этикет запрещает целовать руку женщины и делать ей комплименты в присутствии посторонних лиц.
В Англии любят шутить, поэтому на юмор в этой стране не обижаются. Если отрицательно отреагируете на розыгрыш, Вас сочтут невоспитанным и злым человеком.
Нанося визит в английский дом, можно принести хозяйке цветы, шампанское, вино, шоколадные конфеты или книгу. А вот на деловых встречах подарки и сувениры не приветствуются.
После посещенного мероприятия обязательно следует прислать записку с благодарностью хозяевам дома.
Современный деловойэтикет в России
Современный деловой этикет – это свод правил и норм, который помогает бизнесмену правильно себя вести, достойно выглядеть и общаться в любой ситуации.
Этика бизнеса – деловая этика, в основе которой лежат основные универсальные этические нормы: честность, умение держать слово, добропорядочность
Современный российский бизнес появился всего два - три десятилетия назад. Какие уж тут традиции ведения бизнеса, деловая этика, кодексы предпринимательства, обычаи делового оборота. Очень молод ещё бизнес наш российский, чтобы говорить о международных стандартах, цивилизованных отношениях и т.п.
Российский бизнес, учитывая колоссальную скорость развития мировой экономики, не сможет быть конкурентоспособным, если не будет всё больше отлаживать свои бизнес-процессы в соответствии с международными стандартами и нормами. С учётом глобализации экономики, IT -сектора, развитие отечественного бизнеса не может обойтись без плотной интеграции России в мировую экономику.
Пунктуальность, уважение к чужому времени и грамотное владение основами тайм-менеджмента – основа основ в деловом мире.
Первое впечатление о человеке легко сложить по его внешнему виду: деловой костюм, аккуратная прическа, гармонично подобранные аксессуары. Внешний вид определяет статус и положение в обществе, может рассказать о характере и внутреннем мире человеке гораздо больше, чем его слова.
Порядок на рабочем столе – порядок в голове. Этот старый постулат золотыми буквами нужно высечь на дверях любого делового кабинета.
Внешний вид расскажет о человеке многое, однако его умение общаться может заставить забыть собеседника, как и во что тот одет. Структурированная деловая речь по существу, без «воды», без лирических отступлений – дар делового человека. Использование слов-паразитов, вводных слов, повторов, кривляния, искажение голоса, пародийность в деловом мире - табу.
Эгоистичного, думающего только о себе, своей выгоде и доходе человека не уважают ни в деловом мире, ни в его собственной компании. Клерк, захлопнувший дверь перед носом клиента, обратившегося к нему в конце рабочего дня или перед обедом. Сотрудник, громко разговаривающий по телефону в кабинете, где работают его коллеги. Руководитель, не умеющий выслушать своих подчиненных. Директор, употребляющий крепкие слова и выражения в отношении окружающих.
Почти в каждой компании существует конфиденциальная информация, которая не подлежит разглашению. Старый плакат 1941 года художницы Нины Ватолиной «Не болтай!» сегодня получает свою вторую жизнь и как нельзя лучше вписывается в интерьер многих современных предприятий и организаций. Редчайший дар, данный от природы: умение услышать другого, понять его. В бизнесе этот дар приносит миллионы, у него есть точное определение – слух на деньги. Каждый клиент, сотрудник и партнер по бизнесу обязательно расскажет о том, что ему нужно, что его мучает, в чем ему нужна помощь. Важно лишь уметь услышать и сделать встречное предложение.
К телефонному диалогу нужно готовиться заранее: подготовить вопросы, которые необходимо задать собеседнику, уточнить время, имена и даты, которые могут понадобиться в разговоре. Личные звонки в рабочее время допускаются лишь в случае крайней необходимости.
Одно из важнейших правил делового этикета – умение вести грамотные переговоры, доводить их до конкретного результата. Чтобы переговоры прошли на высоком уровне, нужно перед их началом определить четкие цели, составить точный план, выбрать удобное время и место для обеих сторон.
Согласно правилам делового этикета руководитель ко всем сотрудникам должен относиться ровно, одинаково, соблюдая при этом разумную дистанцию. Замечания подчиненным всегда нужно делать с глазу на глаз.
Микроклимат в коллективе во многом зависит от того, какие отношения сложились в компании между коллегами. Ровные, доброжелательные, уважительные отношения – основа здорового коллектива.
Движения сотрудника в рабочее время должны быть энергичными, не вялыми, не замедленными. Походка – уверенной, при этом размахивать руками и делать очень крупные шаги не рекомендуется. Прямая осанка, уверенный взгляд, отсутствие суеты в движениях – признаки человека дела.
Рукопожатие – единственный тактильный жест прикосновения к собеседнику, который разрешен в деловой среде. Похлопывания по плечу, жаркие объятия, поцелуи и другие жесты дружелюбия возможны лишь среди очень близких партнеров и родственников. При рукопожатии рука не должна быть апатичной, влажной или холодной. Долго трясти или сильно сжимать поданную руку собеседника не принято.
В России 68% деловых переговоров и сделок не состоялись из-за того, что предприниматели не знали правил делового этикета. Незнание закона не освобождает от ответственности, ведет к потере авторитета, денег и бизнеса.
Главное отличие делового этикета от этикета светского в том, что в этом своде правил на первом месте стоит приоритет субординации. Независимо от возраста и пола подчиненный стоит в служебной иерархии ниже руководителя.
Бизнес делают люди, у которых есть не только умные мысли, предприимчивость и креативность, но и эмоции. Несоблюдение делового этикета всегда вызывает негативные чувства. Лишь десять-пятнадцать процентов деловых людей добиваются успеха, при этом соблюдение делового этикета у них всегда на первом месте.