Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение( формирование читательской компетенции) и работу с текстом на уроках истории, обществознания
Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение( формирование читательской компетенции) и работу с текстом на уроках истории, обществознания
Рекомендации по формированию УУД через смысловое чтение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение( формирование читательской компетенции) и работу с текстом на уроках истории, обществознания»
Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение( формирование читательской компетенции) и работу с текстом на уроках истории , обществознания
Учитель: Ж.Ю. Евдокимова
Работа с текстом
Постановка простых и сложных вопросов к тексту: «Вопрос другу»
ТЕМА : Ассирийская держава
1.В каком веке стали широко использовать железо? →
2.Какая руда встречалась в природе чаще? →
3.Что стали изготовлять из железных орудий труда? →
4.Что стали впервые использовать ассирийцы в вооружении? →
Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Текст с историческими ошибками
В парах или группах ученики составляют 2 -3 предложения с историческими ошибками и задают друг другу.
ТЕМА:Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1.В Вавилоне письменные законы были написаны Тутмосом.
2.Богатые вавилоняне владели полями и садами с оливковыми пальмами.
3. Работать на хозяина должник должен был лишь 6 лет.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и структурировать знания.
«Исторический текст, с пропусками слов»
ТЕМА:Афинский порт Пирей
В двух военных гаванях порта Пирей находились 400 ____.На военных кораблях служили только афинские____ . Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба ______были граждане. По закону_______ граждане должны были за свой счёт снарядить боевой корабль.
1. богатейшие 2. родителя 3.граждане 4. триер
Умение ориентироваться в содержании текста и понимании его целостного смысла, устанавливать причинно-следственные связи.
Верные и неверные утверждения
Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа)
Составить два суждения «Верно ли, что…»
1.Верно ли, что египтяне изображали и мужчин и женщин с одинаковым цветом кожи?
2.Верно ли, что Спарта была военным лагерем?
Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов.
Бедняки в Вавилоне
Бедняки в Аттике
Различия
1.В рабство забирали на 3 года
1.В рабство забирали на всю жизнь
2.Нельзя было убивать и продавать за границу во время рабства
2.Можно было убивать и продавать за границу
3.На участок ставили долговой камень
Сходства
1.Становились рабами за долги
2.Становились рабами из-за нехватки продовольствия
Три подсказки
1.Город вел войну с Персией
2.Находится в области, которая является соседней с областью Мессенией
3.Город военный – лагерь
( Спарта)
1.Очень уважаемый человек
2.Его боялись все кроме одного
3.Он собирал налоги в Египте
( Писец)
Творческие задания, продолжи рассказ, используя полученные знания
Древние вавилоняне перестали приносить жертву богу Эа. И он решил наказать их …
Однажды Сет решил доказать всему египетскому народу, что он самый сильный и злой бог…
Умение понимать душевное состояние исторических персонажей текста. Умение моделировать, прогнозировать возможные исторические последствия какого-либо события.
Результаты формирования УУД
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;
умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
умение осуществлять сравнение по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Критерии оценки сформированности навыков смыслового чтения у обучающихся.
5 - 6 классы:
«Удовлетворительно» - обучающийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.
«Хорошо» - обучающийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Отлично» - обучающийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.
7 класс:
«Удовлетворительно» - обучающийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.
«Хорошо» - обучающийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).
«Отлично» - обучающийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
2. Шалашова М.М. ФГОС как инструмент модернизации сисетмы образования;
3.В.Ю. Саликов .Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории и правовым дисциплинам;
4. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993;
5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998;