Просмотр содержимого документа
«Диалог с Л.С.Выготским»
«Диалог с Выготским»
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития»
Цель : определение на основе обобщения педагогической практики условий и технологий достижения уровня образования и образованности человека, отвечающим современным социокультурным требованиям.
Задачи:
1.Создание условий для творческой самореализации педколлектива.
3.Освоение передового опыта Л.С. Выготского и воплощение его идей в психолого-педагогическую практику.
юрист
советский
психолог
учёный
исследователь
Л.С. Выготский
педагог
литературовед
экспериментатор
теоретик
основоположник
дефектологии
Ученые пытаются разрешить загадку современности Л. С. Выготского. С одними исследователями учёный сам начал диалог еще при своей жизни, а спустя десятилетия многие исследователи доносят свои труды, и по сей день.
Этот диалог не только помог западным психологам 80-х гг. перенять эстафету от Л. С. Выготского, но и привел их к изучению истории разума в обществе и культуре.
Лев Семёнович Выго́тский
1896—1934
Интересный факт из жизни
Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский (1893—1943).
Л. С. Выгодский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность
Д. И. Выгодского.
Он прожил всего 37 лет и формально — по образованию — не был психологом. Но он так много сделал для развития научной психологии, что вошел в историю как выдающийся психолог ХХ века.
Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции:
Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формирование высших психических функций.
Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.
Концепция о ведущей роли обучения в развитии.
Концепция о культурно-историческом
происхождении психики
Согласно данной концепции
Путь формирования личности пролегает через
Усвоение и присвоение общественно-исторического опыта
Основанного на употреблении знаков и закреплённого в языке
По мнению Л.С.Выготского
знак
из внешней практической
деятельности
постепенно «вращивается»
в психическую функцию
за счёт чего она приобретает
осознанный и произвольный характер
Концепция Л.С. Выготского,
основанная на его культурно-исторической теории , в области воспитания глухих детей исходит из следующих утверждений:
• выделение преимущественного значения социальной сущности в феномене глухоты человека при учете биологических факторов;
• признание важной роли речи и общения в развитии ребенка, его высших психических функций и включение жестовой речи, наряду со словесной, в систему речевой деятельности глухих детей;
• утверждение, что словесно-жестовое двуязычие, — «неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания» глухого ребенка.
Теория аномального
развития ребенка
Лев Семёнович разработал новую теорию аномального развития ребенка , на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика.
Цель этой теории : социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.
Выготский связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка и считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей.
Теория компенсации
На основе теории о сложной структуре дефекта,
Л.С. Выготский выдвинул теорию компенсации :
возможность компенсации нарушенной функции за счет опоры на сохранные функции. Чем дальше от первопричины отстоит дефект, тем легче он поддается коррекции.
Значение этой теории велико для специальной педагогики и психологии. Знание структуры дефекта позволяет правильно планировать коррекционную работу:
- она базируется на сохранных функциях
- направлена на профилактику и коррекцию вторичных нарушений
- на первичный дефект влияние средствами педагогики незначительно
В настоящее время различают коррекцию (исправление нарушенной функции, устранение, преодоление) и
компенсацию (возмещение нарушенной функции за счет усиления сохранных функций).
Концепция о ведущей роли
обучения в развитии
Выготский выдвинул идею развивающего обучения.
Обучение должно вести за собой развитие.
В связи с этим следует определять
.
«зону ближайшего развития»
т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым.
«зону актуального развития»
т.е. его возможности, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности.
«Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учётом «зоны ближайшего развития».
«Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое в развитии, но и находящееся в процессе созревания» - писал Выготский.
Деятельностный подход
Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С.Выготского признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Последние годы жизни.
В последние годы жизни Л.С. Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания ("Мышление и речь", 1934).
Исследуя речевое мышление, ученый по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга.
Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии Л.С. Выготский приходит к выводу, чтоструктура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве волевых и интеллектуальных процессов.
Последователи.
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли
А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др..
Эту же теорию взяли за основу своей системы развивающего обучения Д. Б. Эльконин и