kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диагностика рисков и угроз психологической безопасности в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня чрезвычайно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности, т.е. социальное воспитание, которое включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание.

      Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества.

       Социальная педагогика рассматривает проблему социализации личности, сопровождающееся теми или иными отклонениями от норм поведения человека под влиянием среды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика рисков и угроз психологической безопасности в образовательном учреждении »

Власова Л.М. социальный педагог  ГБОУ СПО МОГК Раменское

Власова Л.М. социальный педагог

ГБОУ СПО МОГК Раменское

Сегодня чрезвычайно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности, т.е. социальное воспитание, которое включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание.  Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества.  Социальная педагогика рассматривает проблему социализации личности, сопровождающееся теми или иными отклонениями от норм поведения человека под влиянием среды.

Сегодня чрезвычайно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности, т.е. социальное воспитание, которое включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание.

Это многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества.

Социальная педагогика рассматривает проблему социализации личности, сопровождающееся теми или иными отклонениями от норм поведения человека под влиянием среды.

ФАКТОРЫ РИСКА    Биологические : недосыпание, биохимия….   Психологические факторы риска: кризис, психические расстройства…   Социальные факторы риска :  доступность информации и ПАВ, интернет, отдаленное представление о смерти…

ФАКТОРЫ РИСКА

Биологические : недосыпание, биохимия….

Психологические факторы риска: кризис, психические расстройства…

Социальные факторы риска :

доступность информации и ПАВ, интернет, отдаленное представление

о смерти…

ГРУППЫ РИСКА  дети с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, дети с асинхрониями развития, дети с задержками развития и легкой умственной отсталостью, дети, страдающие психоневрологическими заболеваниями дети, страдающим некоторыми хроническими соматическими и эндокринными заболеваниями дети, перенесшие психические травмы дети, перенесшие перинатальную патологию дети с наследственной отягощенностью дети из неблагополучных семей, приемные дети дети, лишенные попечения родителей возрастной криз криминальные моменты (наличие заинтересованного лица)

ГРУППЫ РИСКА

дети с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания,

дети с асинхрониями развития,

дети с задержками развития и легкой умственной отсталостью,

дети, страдающие психоневрологическими заболеваниями

дети, страдающим некоторыми хроническими соматическими и эндокринными заболеваниями

дети, перенесшие психические травмы

дети, перенесшие перинатальную патологию

дети с наследственной отягощенностью

дети из неблагополучных семей,

приемные дети

дети, лишенные попечения родителей

возрастной криз

криминальные моменты (наличие заинтересованного лица)

В категорию трудных попадают самые разные студенты: неуспевающие, недисциплинированные, учащиеся с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей.  Каждый трудный студент труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвёртый застенчив... Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что же делать?»

В категорию трудных попадают самые разные студенты: неуспевающие, недисциплинированные, учащиеся с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей.

Каждый трудный студент труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвёртый застенчив... Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что же делать?»

Диагностические методики экспертизы

Диагностические методики экспертизы

  • Опросник «качество межличностных отношений в коллективе группы»
  • Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды группы»
Группы студентов ГБОУ СПО МОГК нуждающихся  в социально –психологической помощи

Группы студентов ГБОУ СПО МОГК нуждающихся в социально –психологической помощи

  • Студенты из многодетных, малообеспеченных, неполных семей - 17; 59; 103
  • Студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 12
  • Студенты , имеющие склонность к отклоняющемуся поведению - 13
  • Студенты , испытывающие трудности в адаптации к обучению в колледже и проживанию в общежитии - 19
Социально – педагогическая миссия коллектива образовательного учреждения направлена на выработку и систематизацию у студента новых объективных знаний и представлений о действительности, обеспечение социального лифта студенту до выпуска.

Социально – педагогическая миссия коллектива образовательного учреждения направлена на выработку и систематизацию у студента новых объективных знаний и представлений о действительности, обеспечение социального лифта студенту до выпуска.

Диагностика  (с греческого  dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать ) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности; общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте.

Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать ) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности; общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте.

Виды диагностик:  Психологическая диагностика Медицинская  диагностика Социальная диагностика Социально-педагогическая диагностика Педагогическая диагностика

Виды диагностик:

Психологическая

диагностика

Медицинская

диагностика

Социальная

диагностика

Социально-педагогическая

диагностика

Педагогическая

диагностика

Медицинская диагностика –  процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.  (мониторинг) 1этап Наблюдение 2этап Анкетирование  3этап - Тестирование.

Медицинская диагностика процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.

(мониторинг)

1этап Наблюдение

2этап Анкетирование

3этап - Тестирование.

Психологическая диагностика (психодиагностика)   выявление  индивидуально-психологических свойств личности.  Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.

Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности.

Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.

Социальная диагностика –  это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния.   Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.

Социальная диагностика

это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния.

Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.

Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?  Существуют ли проблемы среди членов семьи?  Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?  Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?  Кто из окружения студента принимает значимые решения, каковы их последствия?  Каковы основные конфликты, касающиеся , какие меры принимаются для их разрешения?
  • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
  • Существуют ли проблемы среди членов семьи?
  • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
  • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
  • Кто из окружения студента принимает значимые решения, каковы их последствия?
  • Каковы основные конфликты, касающиеся , какие меры принимаются для их разрешения?
Педагогическая диагностика  – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Анализ документации Наблюдение Анкетирование Тестирование

Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.

Анализ документации

Наблюдение

Анкетирование

Тестирование

изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;  диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;  изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;  личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;  нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода
  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
  • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода
Социально-педагогическая диагностика  – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.            Ожидаемые конечные результаты: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

Социально-педагогическая

диагностика

это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Ожидаемые конечные результаты:

приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

Этапы психологического исследования

Этапы психологического исследования

  • Подготовительный – состоит из исследования научных данных по исследуемой проблеме, цели, задач и выбора методов исследования
  • Сбор фактических данных
  • Количественная и качественная обработка данных исследования
  • Интерпретация результатов и выводов
Психодиагностические признаки:  низкая познавательная активность и личностная  незрелость;  низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;  повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;   немотивированность, неадекватность поведения;  отрицательное отношение к учению, колледжу, побеги из дома;  сохранение инфантильности, слабоволие;  раннее половое развитие;

Психодиагностические признаки:

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость;
  • низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
  • повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
  • немотивированность, неадекватность поведения;
  • отрицательное отношение к учению, колледжу, побеги из дома;
  • сохранение инфантильности, слабоволие;
  • раннее половое развитие;

Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность на создание условий для сотрудничества, содружества, сотворчества социального педагога и студента.   Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы не заставить, а помочь личности быть Человеком, убедиться в своей исключительности, уникальности и быть ответственным за свою жизнь.   Гуманизм социального педагога проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность на создание условий для сотрудничества, содружества, сотворчества социального педагога и студента.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы не заставить, а помочь личности быть Человеком, убедиться в своей исключительности, уникальности и быть ответственным за свою жизнь.

Гуманизм социального педагога проявляется в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ   Первую неотложную помощь при суицидальном поведении оказывает находящийся в момент стресса рядом любой человек, учитель, воспитатель, медицинская сестра. Это - изоляция от опасной среды, спокойное мягкое сочувствие, умение выслушать и убедить в том, что можно помочь в такой беде. Не допускается ироничный тон высказываний и пренебрежение к переживаниям и действиям пациента. Необходимо предусмотрительно исключить все опасные ситуации: не оставлять одного, сделать недоступными лекарства, режущие предметы, бытовую химию и другие опасные предметы. Надо учитывать, что риск самоубийства повышается в предутренние часы. Известно также, что 1\3 часть суицидов совершается в момент, когда дети должны были быть на занятиях, пропускают их. Однако, настаивая на осторожности, нельзя допустить жесткой, унизительной опеки. «Ежовые рукавицы» должны быть незаметны для пациента.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Первую неотложную помощь при суицидальном поведении оказывает находящийся в момент стресса рядом любой человек, учитель, воспитатель, медицинская сестра.

Это - изоляция от опасной среды, спокойное мягкое сочувствие, умение выслушать и убедить в том, что можно помочь в такой беде.

Не допускается ироничный тон высказываний и пренебрежение к переживаниям и действиям пациента.

Необходимо предусмотрительно исключить все опасные ситуации: не оставлять одного, сделать недоступными лекарства, режущие предметы, бытовую химию и другие опасные предметы.

Надо учитывать, что риск самоубийства повышается в предутренние часы.

Известно также, что 1\3 часть суицидов совершается в момент, когда дети должны были быть на занятиях, пропускают их.

Однако, настаивая на осторожности, нельзя допустить жесткой, унизительной опеки. «Ежовые рукавицы» должны быть незаметны для пациента.

ПОМОЩЬ

ПОМОЩЬ

  • В процессе беседы избирательно выслушиваются вопросы, имеющие отношение к суицидальному риску. Для профессионала допустим и прямой вопрос о желании умереть, но чаще вопрос ставится несколько иначе - о том, что удерживает в жизни. Говорим о прошлых достижениях значимых для данной личности, повышающих самоуважение и уверенность в своих возможностях в позитивном решении проблем и выходе из кризиса.
Выслушиваем.  Не соглашаемся, но и не спорим, а показываем, что понимаем.  Повторяем как вопрос последнюю фразу.  Дышим в такт.  Сохраняем спокойный тон.  Вступаем только в позитивный разговор.  Показываем, что проблема не уникальна.  Не зеркалим агрессию и страх.  Запоминаем имена.  Начинаем с простого.  Держим паузу.  Декларируем надежность, точность, правдивость, конфиденциальность, уверенность в себе.  Успокаиваем информацией и интонацией.  Предлагаем альтернативу (исходя из выявленных интересов).  Ставим ясную цель, выстраиваем планы..
  • Выслушиваем.
  • Не соглашаемся, но и не спорим, а показываем,

что понимаем.

  • Повторяем как вопрос последнюю фразу.
  • Дышим в такт.
  • Сохраняем спокойный тон.
  • Вступаем только в позитивный разговор.
  • Показываем, что проблема не уникальна.
  • Не зеркалим агрессию и страх.
  • Запоминаем имена.
  • Начинаем с простого.
  • Держим паузу.
  • Декларируем надежность, точность, правдивость, конфиденциальность, уверенность в себе.
  • Успокаиваем информацией и интонацией.
  • Предлагаем альтернативу (исходя из выявленных интересов).
  • Ставим ясную цель, выстраиваем планы..

Психотехники общения

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА  Лучше воспринимается начало и конец  Обилие слов дает обратный результат  В экстремальных ситуациях – внушение  (любой эмоционально окрашенный поток без пауз  без приставки «не», без обратной связи. Резкий обрыв –  контакт прекратить).  Завершить на положительной ноте.    

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА

Лучше воспринимается начало и конец

Обилие слов дает обратный результат

В экстремальных ситуациях – внушение

(любой эмоционально окрашенный поток без пауз

без приставки «не», без обратной связи. Резкий обрыв –

контакт прекратить).

Завершить на положительной ноте.

 

Главная цель : восстановление надежды. Принцип минимальной достаточности. Принцип «шестеренки» с оптимизацией. Просить о разрешении поддерживать контакт, убедить поддерживать диалог. Развернуть от прошлого к будущему. Укрепить веру в безопасность и успешность работы. Опора на оптимально развитые свойства личности. Примеры: Все кажется безнадежным / иногда мы все чувствуем себя подавленными.. Всем лучше без меня / Ты много значишь для всех, меня беспокоит твое настроение Вы не понимаете меня / я хочу понять Совместно подбор «веера решений» Что сделал бы значимый человек? Кто поможет? Вопросы типа: Правильно ли я понял?    

Главная цель : восстановление надежды.

Принцип минимальной достаточности.

Принцип «шестеренки» с оптимизацией.

Просить о разрешении поддерживать контакт, убедить поддерживать диалог.

Развернуть от прошлого к будущему.

Укрепить веру в безопасность и успешность работы.

Опора на оптимально развитые свойства личности.

Примеры:

Все кажется безнадежным / иногда мы все чувствуем себя подавленными..

Всем лучше без меня / Ты много значишь для всех, меня беспокоит твое настроение

Вы не понимаете меня / я хочу понять

Совместно подбор «веера решений»

Что сделал бы значимый человек?

Кто поможет?

Вопросы типа: Правильно ли я понял?

 

Этап установления контакта.

Необходимо терпеливо и сочувственно выслушать, не выражая сомнений и критических замечаний. Необходимо создать уверенность, что помощь оказывает компетентный понимающий и сочувствующий человек, заслуживающий доверия. На этом этапе преодолевается барьер изоляции, снимается чувство одиночества и безнадежности.

Этап раскрытия переживаний.

В процессе беседы избирательно выслушиваются вопросы, имеющие отношение к суицидальному риску. Для профессионала допустим и прямой вопрос о желании умереть, но чаще вопрос ставится несколько иначе - о том, что удерживает в жизни. Замешательство при ответе и уклонение от него могут свидетельствовать о повышенном суицидальном риске.

Этап мобилизации адаптивных навыков.

Проводится анализ прошлых достижений значимых для данной личности, актуализация достижений, повышающих самоуважение и уверенность в своих возможностях в позитивном решении проблем и выходе из кризиса. Ни в коем случае не интерпретируются проявления психологической несостоятельности, приведшие к кризису, возможность новых срывов. Не допускается ироничный тон высказываний и пренебрежение к переживаниям и действиям пациента.

Этап повышения уровня адаптации.

Этот этап осуществляется после того, как пациент принял определенное решение об изменении своей жизненной позиции. Основными методами на данном этапе является коммуникативный тренинг с использованием приемов релаксации, психодрамы и ролевого тренинга.

Этап окончания кризисной терапии.

Суммируются достижения пациента, прорабатываются реальные планы на будущее. Этот этап короткий, но весьма важный.

 

Для коррекции суицидального поведения у подростка с психическими расстройствами иногда требуется госпитализация.  Взрослому, столкнувшемуся с такой проблемой, надо убедить родителей или лицо, их заменяющее, в необходимости консультации у психиатра и, возможно, госпитализации, и разъяснить пациенту позитивные стороны лечения в стационаре.     

Для коррекции суицидального поведения

у подростка с психическими расстройствами иногда требуется госпитализация.

Взрослому, столкнувшемуся с такой проблемой, надо убедить родителей или лицо, их заменяющее, в необходимости консультации у психиатра и, возможно, госпитализации, и разъяснить пациенту позитивные стороны лечения в стационаре.

 

Определение цели и задач исследования.  Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления. Выбор методик изучения. Подготовка диагностического инструментария. Обработка и интерпретация результатов исследования.
  • Определение цели и задач исследования. 
  • Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
  • Выбор методик изучения.
  • Подготовка диагностического инструментария.
  • Обработка и интерпретация результатов исследования.

 

Тест А.Басса и М.Перри Качества: все виды агрессии.  Модификация теста Розенцвейга Качества:  фрустрация.  Тест «Конфликтная ли вы личность?» Качества: конфликтность.  Опросник К.Леонгарда – Г.Шмишека Качества: акцентуация.  Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.  Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность. Тест на самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) Качества:
  • Тест А.Басса и М.Перри

Качества: все виды агрессии.

  • Модификация теста Розенцвейга

Качества: фрустрация.

  • Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Качества: конфликтность.

Опросник К.Леонгарда – Г.Шмишека

Качества: акцентуация.

  • Тест школьной тревожности.

Качества: тревожность.

  • Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга)

Качества: тревожность.

  • Тест на самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Власова Любовь Михайловна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233446


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства