Железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет. Длина пути БАМ — 4 324 км. В презентации рассматривается история строения магистрали, кто её строил, где она проходит и всё проиллюстрировано картинками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Байкало-амурская магистраль (БАМ) »
Байкало-амурская магистраль (БАМ)
Подготовила Григорьева С.А.
БАМ
Железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет.
А один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в эксплуатацию только в 2003 году.
Длина пути БАМ — 4 324 км.
Путь проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену, проходит через Северобайкальск, огибая озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю.
Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов.
Высшая точка пути — Муруринский перевал; крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов.
На трассе дороги пробито восемь тоннелей, среди них самый протяжённый в России — Северо-Муйский тоннель.
Трасса дороги пересекает 11 крупных рек , всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков. Западная часть магистрали (до станции Таксимо) электрифицирована, восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.
Сооружение Байкало-Амурской железной дороги можно назвать "стройкой века" без всякой натяжки
во-первых, благодаря масштабам этого предприятия;
во-вторых , из-за его протяженности во времени.
Еще в 1888 году была высказана мысль о возможности прокладки Транссибирской магистрали не по южному, а по северному берегу озера Байкал. Однако непроходимый ландшафт: горные хребты, болота, сотни километров необжитой тайги и тундры, а также сейсмичность и ужасные климатические условия заставили отказаться от этой идеи.
Однако в 1914 году эту новую трассу даже прочертили на карте, но осуществлению этого грандиозного плана помешала первая мировая война.
План вновь начал обретать реальные формы в начале 30-х годов, когда по давно намеченному маршруту отправилась изыскательская партия, в составе которой было всего 25 человек с самым примитивным оборудованием: мерная лента, рейки, вешки...
Согласно плану Сталина работы должны были завершиться к 1936 году.
Таким образом, всего за три с половиной года подконвойные строители, вооруженные одними тачками, кирками и лопатами должны были провести путь длинной в 3500 км.
Невероятная спешка при строительстве объясняется самой сущностью замысла:
БАМ должен был открыть путь к освоению несметных богатств Сибири;
способствовать обживанию этих безлюдных земель;
он должен был стать новой важнейшей торговой артерией;
но главное его назначение было стратегическим.
Южный Транссиб проходит слишком близко к границе с Китаем и, в случае успешного наступления, вероятный противник легко мог полностью отрезать сообщение с Приморьем.
4 ноября 1937 года железный путь дошел до эвенкского поселка Тынденский - нынешней столицы БАМа, однако новая дорога существовала недолго: начало Великой Отечественной войны положило конец "старому БАМу".
В 1942 году уложенные с таким трудом и жертвами рельсы были демонтированы и отправлены на Запад, где использовались при сооружении противотанковых заграждений и временной железной дороги, по которой доставлялись грузы в осажденный Сталинград.
В 1970-х БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой, сюда отправляли массы молодых людей на стажировку. В народе по этому поводу ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — «Брежнев Абманывает Молодёжь» или «Бездельников Атпугивает Магистраль»
Постройка основной магистрали завершилась 1 октября 1984 года торжественной закладкой золотого звена на станции Куанда, а 29 октября того же года специальный поезд отправился из Тынды до порта Ванино по всей трассе протяженностью 3300 км.
Однако последний, Северомуйский тоннель был сдан только в 2003 году.
Слова Песни про БАМ.
Будет нам порою трудно, Но земле любимой в дар Лягут рельсы, будто струны Наших песенных гитар. Солнце в небе светит мудро, Молодеет древний край. От Байкала до Амура Мы проложим магистраль. Припев (2 раза) . Байкало-Амурская магистраль!
Байкало-Амурская магистраль! Солнце в небе светит мудро, Молодеет древний край. От Байкала до Амура Мы проложим магистраль. Встретим зябкие рассветы, Встретим долгую пургу. В биографию планеты Впишем мы свою строку.
Припев (2 раза) : Слышишь время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! И большая тайга покоряется нам. Слышишь время гудит БАМ! На просторах крутых БАМ! Этот колокол наших сердец молодых.