А – нек – дот?! Ну да, анекдот! Занятие курса «Риторика» в 9 классе
А – нек – дот?! Ну да, анекдот! Занятие курса «Риторика» в 9 классе
Презентация способствует формированию коммуникативной и литературоведческой компетенций в условиях предпрофильной подготовки учащихся. Описываемая технология: имитационное моделирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А – нек – дот?! Ну да, анекдот! Занятие курса «Риторика» в 9 классе»
Новое в преподавании русского языка в школе
Межпредметный элективный курс «Риторика»
Составитель программы курса
Кирилина Наталья Ивановна, учитель русского языка МБОУ «СОШ № 59» г. Барнаула
Инновационный проект А – нек – дот? ! Ну да, анекдот ! Занятие курса «Риторика» в 9 классе
Целевое направление : формирование коммуникативной и литературоведческой компетенций в условиях предпрофильной подготовки учащихся
Описываемая технология : имитационное моделирование
План
1. Что такое анекдот?
2. Какие бываю т анекдоты?
3. Что смешного в анекдоте?
4. Анекдот и анекдотическая ситуация.
5. Анекдот хорош к месту
6. Мой анекдот
Цель занятия
Создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции через освоение понятия «анекдот», структуры анекдота, развитие умения определять тип и вид анекдота, отличать анекдот от анекдотической ситуации, умения рассказывать анекдот, учитывая речевую ситуацию, что будет способствовать воспитанию эстетического вкуса и чувства такта.
Методический комментарий
На занятии предполагается использовать:
проектный метод (для создания проектов анекдотических ситуаций из школьной жизни);
игровой метод (для проигрывания анекдотических ситуаций);
метод моделирования.
Дидактика занятия Учебные задачи:
выявить специфику анекдота;
рассмотреть типы и виды анекдотаи уметь их определять;
раскрыть структуру анекдота ианекдотическойситуации.
Знать:
1. Что такое анекдот как жанр риторики.
2. Основную классификацию анекдотов.
3. Этапы создания устной речи.
Уметь:
1. Формулировать понятие анекдота, как риторического жанра.
2. Отличать анекдот от анекдотической ситуации.
3. Определять место и время для произнесения анекдота.
4. Изобретать авторский анекдот или анекдотическую ситуацию из школьной жизни.
Тип занятия
Изучение нового материала
Педагогическая технология
Имитационное моделирование
Методы обучения
1. Аналитический
2. Имитационный (игровой)
Формы организации учебной деятельности
1.Коллективная
2. Парная
3. Групповая
Этапы
I.
Актуализация опорных знаний и способов действий
Компоненты УД
1. Мотивация и
целеполагание 2. Планирование деятельности
Деятельность учителя
1. Мотивирует ребят к изучению темы через определение специфики и сравнение изученных риторических жанров, а также их значения в жизни человека. Далее учитель предлагает учащимся обратиться к эпиграфу занятия, высказыванию М. Жванецкого, и ответить на вопросы:
а) Как вы понимаете слова М. Жванецкого?
б) Любите ли вы улыбаться, смеяться?
в) Нужны ли нам анекдоты, а зачем?
г) Что вы больше любите: слушать или рассказывать анекдоты?
Деятельность учащихся
1. Слушают, вспоминают изученные жанры риторики, делают вывод о значимости каждого жанра в жизни людей. Читают эпиграф, размышляют над словами М. Жванецкого (см. прим.), отвечают на вопросы учителя.
Примерные ответы ребят:
а) Анекдот – один из самых востребованных жанров. Вовремя рассказанный анекдот поможет выйти из затруднительной ситуации, расслабиться, а также поддержит компанию.
б) Конечно!!!
в) Анекдоты, безусловно, нужны, так как юмор, смех необходимы человеку во многих жизненных ситуациях. г) Это зависит от компании, но чаще всего интересно и слушать, и рассказывать.
Анекдот – это, может быть, лучшее, что создаёт народ. М. Жванецкий
Этапы
III.
Применение знаний, формирование умений
Компоненты УД
1. Реализация плана 2. Контроль и оценивание
3. Рефлексия
Деятельность учителя
1. Предлагает ребятам проанализировать таблицу соотношения анекдота и анекдотической ситуации (см. прилож. № 1).
2. Организует деятельность ребят в группах, назначает лидеров.
3. Координирует работу групп.
4. Предлагает группам выступить с презентацией проектов.
5. Координирует выступления экспертов по продукту, по ролевому взаимодействию, критиков.
6. Предлагает оценить индивидуально степень комфортности работы в группе и в целом на занятии, ответив на вопросы анкеты.
Деятельность учащихся
1. Анализируют таблицу очень тщательно, т. к. материал таблицы необходим для дальнейшей работы.
2. Разбиваются на две группы, лидеры получают пакет документации для создания проекта.
3. Создают групповые проекты анекдотов или анекдотических ситуаций.
4. Представление проектов.
5. Выступают эксперты по продукту, по ролевому взаимодействию, критики.
6. Ребята отвечают на вопросы анкеты индивидуально.
Примечание
а) Ребята получают таблицу «Отличие анекдота от анекдотической ситуации». б) На этапе групповой работы учащиеся получают комплекты ролей, образцы этапов создания устной речи с примерами анекдотов из школьной жизни (см. прилож. № 2 – 5).
Критериями оценкипродукта являются:
- соблюдение всех этапов создания устной речи
- оригинальность и новизна представленного продукта - артистизм визуализаторов.
Вопросы рефлексивной анкеты:
1. Достиг ли ты поставленной цели?
2. В чём, по-твоему, «соль» анекдота?
3. Для чего рассказывают анекдоты?
4. Удалось ли тебе справиться с выбранной ролью в группе? 5. Считаешь ли ты удачным продукт своей группы?
6. Комфортно ли ты ощущал себя, работая в группе?
Этап занятия III . Применение знаний, формирование умений Компоненты УД : Контроль и оценивание. Рефлексия
Вопросы рефлексивной анкеты:
1. Достиг ли ты поставленной цели?
2. В чём, по-твоему, «соль» анекдота?
3. Для чего рассказывают анекдоты?
4. Удалось ли тебе справиться с выбранной ролью в группе?
5. Считаешь ли ты удачным продукт своей группы?
6. Комфортно ли ты ощущал себя, работая в группе?
Различия между анекдотом и анекдотической ситуацией
Анекдотическая ситуация
1.Подробное описание условий,делающихситуацию анекдотической.
Идёт урок русского языка в 7-м классе. Учащиеся работают с тестами. Учитель проходит между рядами, помогает ребятам, отвечает на вопросы. Вдруг Саша, сидящий за последней партой, поднимает руку и спрашивает у учителя:
–Наталья Ивановна, а что такое фаталист?– Не «что такое», а кто такой; фаталист – это человек, верящий в судьбу.
–Я же говорил, – обиженно шепчетСаша соседу по парте, – а ты –лист для фотографии, лист дляфотографии!!!
Анекдотическая ситуация
2-й группы
На перемене ребята обсуждаютсобытия, произошедшие после школы.
«Это что, – загадочно проговорил Слава, –я вам сейчас прикол расскажу!
Вчера вечером попросила мама Костика сходитьв «Марию – Ра» за тестом. Пришёл Костик в магазини спрашивает консультанта, есть ли тесто».«У нас тесто только замороженное», – отвечает продавец.
Костя ни с чем вернулся домой.
«Где же тесто?» – спросила мама.
«Мам, у них тесто толькоза мороженое,а где я мороженое возьму?!» – удивлённо воскликнул Костя.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.
2. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003.
3. Гребнев И. В. Дидактика предмета и методика обучения. // Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 14 - 21.
4. Долженко Ю. А. Современные образовательные технологии: теория и практика. – Барнаул, 1996.
5. Ильин Е. Н. Рождение урока. – М., 1986.
6. Ладыженская Т. А. Риторика. 9 класс. – М., 2003.
7. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 1998.
8. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
9. Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. – М., 1993.
10. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003.
11. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
12. Якиманская И. C . Технология личностно – ориентированного образования. // Директор школы, сентябрь 2000.