Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры
Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры
Материал посвящен изучению теоритических основ формирования положительной мотивации к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у учащихся с ОВЗ: раскрыта классификация игр, используемых на уроках письма и развития речи, проанализированы значение и возможности игры как средства формирования положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры »
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат VIII вида»
Егорова Светлана Евгеньевна
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь»
Учитель начальных классов
Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья средстваминаглядности и игры
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дети с нарушением интеллекта отличаются патологической инертностью, отсутствием интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию речевой деятельности средствами наглядности и игры.
Условия формирования личного вклада:
Изучение методической литературы, статей из средств массовой информации.
Анализ программ, учебных пособий, методических материалов по теме самообразования.
Отбор материала по актуальным темам программы.
Цель: активизировать познавательную и речевую деятельность учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры.
Задачи:
Формировать речевую мотивацию учащихся.
Развивать внимание и память.
Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Формировать общеучебные навыки и умения (умения обдумывать и планировать свои действия).
Ведущаяпедагогическаяидея
Одним из эффективных средств развития и коррекции познавательной деятельности, а также развития речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья является дидактическая игра.
Дидактическая играсодействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от детей умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, необходимо продумать:
Цель игры. Какие речевые умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
Посильна ли она для учащихся?
Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
Подведение итогов игры.
Подбор дидактических игр проводится в соответствии с программными требованиями.
Уголок развития речи
Использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.
В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова учителя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.
Для развития речевой активности на уроках я использую следующие дидактические игры:
Что с начала, что потом.
Найди ошибку художника.
В мире слов.
Подбери картинку.
Где растет овощ.
Лишнее слово.
Подскажи словечко.
Животные и их детёныши.
Заблудившаяся буква и др.
ВЫВОД:
Благодаря систематическому применению дидактических игр можно добиться значительного повышения речевой активности, познавательной деятельности учащихся, расширить их кругозор, улучшить качество речевых высказываний.
Один из основных коррекционных эффектов заключается также в том, что благодаря переживанию успеха дети становятся более активными, раскрепощенными, перестают стесняться высказываться перед классом. Это уменьшает их «социальный вывих» и способствует облегчению процесса социализации.
Динамика сформированности речевой активности у учащихся с ОВЗ
Результативность
Повысился интерес к урокам письма и развития речи.
Учащиеся научились рассуждать, используя информацию (игра «В мире слов).
У учащихся улучшилось воображение (игра «Да и нет»), память (игра «Что изменилось?»), мышление (игра «Третий лишний»).
Улучшились качества речи: содержательность, логичность, умение отвечать на вопросы.
Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.
Транслируемость практических достижений
Выступление на МО классных руководителей
«Дидактические игры на уроках и их роль в формировании познавательного интереса школьника с нарушением интеллекта»
Открытый урок математики в 5 классе (ТСУО)
Публикации на сайте в сети Интернет
Литература
1. В. Волина «Учимся, играя» Издательство «Новая школа» Москва, 1994г.
2. А. К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство «Просвещение» Москва, 1987 г.
3. Кумарина Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред.. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996.
5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
6. Журнал «Веселый Колобок» №7,12. 2008 г.
7. Использование Интернет-ресурсов: http://festival.1september.ru/