kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал посвящен изучению теоритических основ формирования положительной мотивации к обучению у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у учащихся с ОВЗ: раскрыта классификация игр, используемых на уроках письма и развития речи, проанализированы значение и возможности игры как средства формирования положительной мотивации к обучению в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры »

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат VIII вида» Егорова Светлана Евгеньевна «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» Учитель начальных классов

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат VIII вида»

Егорова Светлана Евгеньевна

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь»

Учитель начальных классов

Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами  наглядности и игры

Активизация познавательной и речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами наглядности и игры

АКТУАЛЬНОСТЬ Дети с нарушением интеллекта отличаются патологической инертностью, отсутствием интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию речевой деятельности средствами наглядности и игры.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дети с нарушением интеллекта отличаются патологической инертностью, отсутствием интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию речевой деятельности средствами наглядности и игры.

Условия формирования личного вклада:

Условия формирования личного вклада:

  • Изучение методической литературы, статей из средств массовой информации.
  • Анализ программ, учебных пособий, методических материалов по теме самообразования.
  • Отбор материала по актуальным темам программы.
Цель : активизировать познавательную и речевую деятельность учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры.  Задачи :

Цель : активизировать познавательную и речевую деятельность учащихся с ОВЗ средствами наглядности и игры.

Задачи :

  • Формировать речевую мотивацию учащихся.
  • Развивать внимание и память.
  • Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Формировать общеучебные навыки и умения (умения обдумывать и планировать свои действия).
Ведущая  педагогическая  идея

Ведущая педагогическая идея

  • Одним из эффективных средств развития и коррекции познавательной деятельности, а также развития речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья является дидактическая игра.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от детей умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Учитель ставит детей в такие условия, которые требуют от детей умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.

Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, необходимо продумать :    Цель игры. Какие речевые умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?  Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?  Посильна ли она для учащихся?  Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?  Подведение итогов игры.  Подбор дидактических игр проводится в соответствии с программными требованиями.

Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, необходимо продумать :

  • Цель игры. Какие речевые умения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
  • Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  • Посильна ли она для учащихся?
  • Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в игре?
  • Подведение итогов игры.

Подбор дидактических игр проводится в соответствии с программными требованиями.

Уголок развития речи Использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.

Уголок развития речи

  • Использование занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость, поддерживает внимание.

  • В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова учителя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.
Для развития речевой активности на уроках я использую следующие дидактические игры :

Для развития речевой активности на уроках я использую следующие дидактические игры :

  • Что с начала, что потом.
  • Найди ошибку художника.
  • В мире слов.
  • Подбери картинку.
  • Где растет овощ.
  • Лишнее слово.
  • Подскажи словечко.
  • Животные и их детёныши.
  • Заблудившаяся буква и др.
ВЫВОД:  Благодаря систематическому применению дидактических игр можно добиться значительного повышения речевой активности, познавательной деятельности учащихся, расширить их кругозор, улучшить качество речевых высказываний.  Один из основных коррекционных эффектов заключается также в том, что благодаря переживанию успеха дети становятся более активными, раскрепощенными, перестают стесняться высказываться перед классом. Это уменьшает их «социальный вывих» и способствует облегчению процесса социализации.  

ВЫВОД:

Благодаря систематическому применению дидактических игр можно добиться значительного повышения речевой активности, познавательной деятельности учащихся, расширить их кругозор, улучшить качество речевых высказываний.

Один из основных коррекционных эффектов заключается также в том, что благодаря переживанию успеха дети становятся более активными, раскрепощенными, перестают стесняться высказываться перед классом. Это уменьшает их «социальный вывих» и способствует облегчению процесса социализации.

 

Динамика сформированности речевой активности у учащихся с ОВЗ

Динамика сформированности речевой активности у учащихся с ОВЗ

Результативность

Результативность

  • Повысился интерес к урокам письма и развития речи.
  • Учащиеся научились рассуждать, используя информацию (игра «В мире слов).
  • У учащихся улучшилось воображение (игра «Да и нет»), память (игра «Что изменилось?»), мышление (игра «Третий лишний»).
  • Улучшились качества речи: содержательность, логичность, умение отвечать на вопросы.
  • Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.
Транслируемость практических достижений  Выступление на МО классных руководителей «Дидактические игры на уроках и их роль в формировании познавательного интереса школьника с нарушением интеллекта»  Открытый урок математики в 5 классе (ТСУО)  Публикации на сайте в сети Интернет

Транслируемость практических достижений

Выступление на МО классных руководителей

«Дидактические игры на уроках и их роль в формировании познавательного интереса школьника с нарушением интеллекта»

Открытый урок математики в 5 классе (ТСУО)

Публикации на сайте в сети Интернет

Литература 1. В. Волина «Учимся, играя» Издательство «Новая школа» Москва, 1994г. 2. А. К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство «Просвещение» Москва, 1987 г. 3. Кумарина Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред.. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. 5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 6. Журнал «Веселый Колобок» №7,12. 2008 г. 7. Использование Интернет-ресурсов: http://festival.1september.ru/

Литература

1. В. Волина «Учимся, играя» Издательство «Новая школа» Москва, 1994г.

2. А. К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство «Просвещение» Москва, 1987 г.

3. Кумарина Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред.. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996.

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

6. Журнал «Веселый Колобок» №7,12. 2008 г.

7. Использование Интернет-ресурсов: http://festival.1september.ru/

Спасибо!

Спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Светлана Евгеньевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства