kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вышивка лентами"- авторская программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вышивка лентами"- авторская программа »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дополнительное образование детей

Центр дополнительного образования детей г.Мирный





Программа рассмотрена Утверждаю:

на методическом совете Директор ЦДОД г. Мирный

МБОУ ДОД ЦДОД г. Мирный Аммосова О.А

« _ » ____________ 2015года « _ » ­­­­­­­________ 2015года











«Вышивка лентами»




















Автор программы:

Педагог дополнительного образования

Петрова Анна Георгиевна




г. Мирный


Пояснительная записка


По своей направленности программа «Вышивка лентами» относится к художественно-эстетическому направлению. Она разработана в соответствии с комплексной программой развития художественно-эстетической направленности дополнительного образования. Вышивка шелковыми лентами является одним из самых древних видов народного рукоделия, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков и букеты цветов и т.д.

Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний, трудовых умений и навыков, а также предусматривает расширение кругозора детей в декоративно-прикладном искусстве, привитие им гармонического, умственного, эстетического и нравственного воспитания и развития.

Известно, что этим занятием занимались дочери царей и бояр, священников и купцов, крестьян и городских жителей. Созданные ими изделия не только носили прикладной, хозяйственный характер, но и служили украшением жилищ, воспитывали эстетические представления, отвечавшие глубокой отечественной традиции. К сожалению, в ХХ веке эта традиция в значительной мере ослабла, между тем вышивка – это не только яркое художественное явление прошлого, но и сохраняющее значение современное средство развития личности ребёнка, его эстетических критериев.

Программа «Вышивка лентами», отвечая запросам детей и их родителей, позволяет всем желающим познакомиться с историей и традициями вышивки и получить базовые навыки в этой области. В последующем – при желании – дети могут расширить, углубить свои познания. В программу вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать от освоения детьми элементов вышивания.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности.

Подбирая цвет лент в зависимости от схемы рисунка предстоящей вышивки, учащиеся создают из них композиции, отличающиеся, тонкостью цветовых решений. Такие работы отражают художественную индивидуальность. Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы: через знакомство и приобщение детей к искусству вышивки лентами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Программа позволяет больше возможностей для творческой самореализации, так как учащиеся при помощи ИКТ создают по основе любого рисунка схему вышивки в этом её новизна и отличие от других подобных программ.

При составлении данной программы учитывались особенности подростковой психологии и запросов обучающихся в студии.

В данной программе индивидуальная образовательная траектория рассматривается по сути как индивидуальная программа обучения и развития ребёнка.

Осваивая темы учебно-тематического плана, тот или иной ребёнок выполняет задания на доступном ему уровне сложности, занимается в меру свойственной ему работоспособности, усидчивости, интереса и т.п.

В особенности это важно для детей с определёнными отклонениями в психофизическом развитии, с ограниченными возможностями.


При освоении образовательной программы:

– происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;

– постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;

– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

– формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности, что особенно актуально в наши дни, когда средства массовой информации и образцы массового искусства активно заряжают сознание подростков деструктивными побуждениями.

Цель программы – формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи посредством изучений технологий выполнения вышивки шелковыми лентами и способами отделки изделий, применив полученные знания и умения при выполнении изделий прикладного искусства

Программа, рассчитана на один год обучения, возраст 10-15 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности уча­щихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

Цель обучения - ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов, изготовлении изделий с применением вышивки.

Задачи обучения:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.

  • Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами

  • Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.

  • Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.

  • Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.

Развивающие:

  • Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.

  • Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.

  • Развивать художественный кругозор учащихся.

  • Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с ру­ководителем объединения.

Воспитательные:

  • Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, на­стойчивость.

  • Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

К концу года обучения дети должны

знать:

  • правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;

  • технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

  • название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

  • правила составления букета;

  • основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;

  • требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

уметь:

  • вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;

  • придумать изображение и перенести его на декоративное панно;

  • изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;

  • помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

Целевая установка - направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся, деятельный подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома.

Уровень освоения - углубленное, или спе­циализированный, предполагает удовлетворение по­знавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области прикладного творчества.

Уровень усвоения содержания – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

Дополнительная образовательная про­грамма по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий

Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.

В зависимости от уровня подготовки, способностей учащихся, от года обучения, определенному разделу на занятиях используются следующие уровни действий:

на начальном этапе - репродуктивный,

по мере усвоения программы – самостоятельное воспроизведение образца,

на более поздних этапах – продуктивно-творческий.

По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.


Форма реализации программы – очная.


Дополнительна образовательная программа «Вышивка лентами» полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, Постановление от 3 апреля 2003 года № 27).


Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

  • Беседа;

  • Практическое занятие;

  • Объяснение;

  • Демонстрация.

Основной формой обучения являются комплексные занятия длительно­стью три часа два раза в неделю. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.

Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практиче­ской работы, выставки, конкурсы, экскурсии.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит: успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.


Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета.

3

1

2

Материаловедение.

3

1

2

Стежки и техника вышивки.

6

1

5

Основные элементы вышивки

18

3

15

Панно

90



Сувениры

69



Оформление и посещение выставок работ учащихся

18

6

12

Экскурсии

6

6

-

Итоговое занятие

3

2

1


Итого

216




Содержание образовательной программы

Раздел 1. Введение

    1. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы. (1час)

Цели:

познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Вышивка лентами»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.

Оборудование:

поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры. (иллюстрированные образцы в книге, интернете).

Литература: Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010. Стр.6-9

1.2. История вышивки лентами. Гармония цвета. (2часа)

Цели:

расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в ис­кусстве, художественный вкус.

Оборудование:

образцы (иллюстрации) различных видов декоративно-при­кладного искусства Древней Руси и наиболее известных видов вышивки; изделия современных направлений в рукоделии.

Литература:

Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.

Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.

Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.


Раздел 2. Материаловедение.

2.1 Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками. (3часа)

Цели:

Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.

Оборудование:

Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.

Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.

Практическая работа:

Выполнение рисунков цветов, букетов.

Литература:

Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.

Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.

Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.


Раздел 3. Стежки и техника вышивки

3.1 -3.3 Стежки и техника вышивки. (6часов)

Цели:

Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование:

пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.

Практическая работа:

выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.


Литература.

Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.

Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.

Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.




Раздел 4. Основные элементы вышивки

4.1 - 4.6 Основные элементы вышивки. (18часов)

Цели:

Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование:

пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.

Практическая работа:

выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны

Литература.

Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.

Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.

Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.


Раздел 5.Панно

5.1.- 5.5 Изготовление панно. (90часов)

Цели:

Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно разви­вать творческое воображение, художественный вкус.

Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Оборудование:

пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.

Практическая работа:

Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».

Литература.

Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.

Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.

Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.





Раздел 6.Сувениры. (69часов)

6.1.- 6.9 Творческая работа.


Цели:

Закрепление знаний учащихся посредством выполнения творческой самостоятельной работы используя собственное воображение, художественный вкус.

Соблюдая правильные и безопасные приемы работы.

Оборудование:

пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.

Практическая работа:

Выполнение работы по замыслу.

Литература.

Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.

Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.

Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.



Раздел 7.Оформление выставок. Посещение выставок. (18часов)

Цели:

Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; разви­вать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.

Оборудование:

работы учащихся, стенды


Раздел 8.Экскурсии (в ботанический сад) (6часов)

Цели:

Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.


Раздел 9.Итоговое занятие. (3часа)

Цели:

проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.


Условия реализации дополнительной образовательной программы

Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «Вышивка лентами» необходимо наличие следующих факторов:

  1. Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.

  2. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и тех­нике безопасности.

  3. Стол.

  4. Стулья.

  5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки.

  6. Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага.

  7. Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска.

  8. Методический материал: таблицы, схемы, иллюстрации, образцы изделий народных промыслов.



Литература


Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.

Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.

Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.

Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Вышивка лентами"- авторская программа

Автор: Петрова Анна Георгиевна.

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства