Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
По своей направленности программа «Вышивка лентами» относится к художественно-эстетическому направлению. Она разработана в соответствии с комплексной программой развития художественно-эстетической направленности дополнительного образования. Вышивка шелковыми лентами является одним из самых древних видов народного рукоделия, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков и букеты цветов и т.д.
Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний, трудовых умений и навыков, а также предусматривает расширение кругозора детей в декоративно-прикладном искусстве, привитие им гармонического, умственного, эстетического и нравственного воспитания и развития.
Известно, что этим занятием занимались дочери царей и бояр, священников и купцов, крестьян и городских жителей. Созданные ими изделия не только носили прикладной, хозяйственный характер, но и служили украшением жилищ, воспитывали эстетические представления, отвечавшие глубокой отечественной традиции. К сожалению, в ХХ веке эта традиция в значительной мере ослабла, между тем вышивка – это не только яркое художественное явление прошлого, но и сохраняющее значение современное средство развития личности ребёнка, его эстетических критериев.
Программа «Вышивка лентами», отвечая запросам детей и их родителей,позволяет всем желающим познакомиться с историей и традициями вышивки и получить базовые навыки в этой области. В последующем – при желании – дети могут расширить, углубить свои познания. В программу вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать от освоения детьми элементов вышивания.
Педагогическая целесообразность данной программы состоитв том, что она отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой личности.
Подбирая цвет лент в зависимости от схемы рисунка предстоящей вышивки, учащиеся создают из них композиции, отличающиеся, тонкостью цветовых решений. Такие работы отражают художественную индивидуальность. Именно в этом и заключаетсяактуальность настоящей программы: через знакомство и приобщение детей к искусству вышивки лентами оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа позволяет больше возможностей для творческой самореализации, так как учащиеся при помощи ИКТ создают по основе любого рисунка схему вышивки в этом её новизна и отличие от других подобных программ.
При составлении данной программы учитывались особенности подростковой психологии и запросов обучающихся в студии.
В данной программе индивидуальная образовательная траекториярассматривается по сути как индивидуальная программа обучения и развития ребёнка.
Осваивая темы учебно-тематического плана, тот или иной ребёнок выполняет задания на доступном ему уровне сложности, занимается в меру свойственной ему работоспособности, усидчивости, интереса и т.п.
В особенности это важно для детей с определёнными отклонениями в психофизическом развитии, с ограниченными возможностями.
При освоении образовательной программы:
– происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;
– постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;
– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;
– формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности, что особенно актуально в наши дни, когда средства массовой информации и образцы массового искусства активно заряжают сознание подростков деструктивными побуждениями.
Цель программы – формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи посредством изучений технологий выполнения вышивки шелковыми лентами и способами отделки изделий, применив полученные знания и умения при выполнении изделий прикладного искусства
Программа, рассчитана на один год обучения, возраст 10-15 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Цель обучения - ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов, изготовлении изделий с применением вышивки.
Задачи обучения:
Образовательные:
Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.
Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами
Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.
Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.
Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.
Развивающие:
Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.
Развивать художественный кругозор учащихся.
Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.
Воспитательные:
Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
К концу года обучения дети должны
знать:
правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;
правила составления букета;
основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;
требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
уметь:
вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
придумать изображение и перенести его на декоративное панно;
изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;
помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.
Целевая установка - направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся, деятельный подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома.
Уровень освоения - углубленное, или специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области прикладного творчества.
Уровень усвоения содержания – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.
Дополнительная образовательная программа по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий
Основной способ подачи содержания– комплексный.Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.
В зависимости от уровня подготовки, способностей учащихся, от года обучения, определенному разделу на занятиях используются следующие уровни действий:
на начальном этапе - репродуктивный,
по мере усвоения программы – самостоятельное воспроизведение образца,
на более поздних этапах – продуктивно-творческий.
По степени включенности детей в образовательный процессданная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.
Форма реализации программы – очная.
Дополнительна образовательная программа «Вышивка лентами» полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку объединений в зависимости от этапа подготовки, количество и длительность занятий (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, Постановление от 3 апреля 2003 года № 27).
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:
Беседа;
Практическое занятие;
Объяснение;
Демонстрация.
Основной формой обученияявляются комплексные занятия длительностью три часа два раза в неделю. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ученика.
Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит: успешное усвоение дополнительной образовательной программы по годам обучения, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета.
3
1
2
Материаловедение.
3
1
2
Стежки и техника вышивки.
6
1
5
Основные элементы вышивки
18
3
15
Панно
90
Сувениры
69
Оформление и посещение выставок работ учащихся
18
6
12
Экскурсии
6
6
-
Итоговое занятие
3
2
1
Итого
216
Содержание образовательной программы
Раздел 1. Введение
Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы. (1час)
Цели:
познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Вышивка лентами»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.
Литература: Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010. Стр.6-9
1.2. История вышивки лентами. Гармония цвета. (2часа)
Цели:
расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус.
Оборудование:
образцы (иллюстрации) различных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси и наиболее известных видов вышивки; изделия современных направлений в рукоделии.
Литература:
Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.
Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.
Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.
Раздел 2. Материаловедение.
2.1 Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками. (3часа)
Цели:
Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа:
Выполнение рисунков цветов, букетов.
Литература:
Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.
Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.
Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.
Раздел 3. Стежки и техника вышивки
3.1 -3.3 Стежки и техника вышивки. (6часов)
Цели:
Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.
выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.
Литература.
Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.
Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.
Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.
Раздел 4. Основные элементы вышивки
4.1 - 4.6 Основные элементы вышивки. (18часов)
Цели:
Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны
Литература.
Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.
Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.
Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.
Раздел 5.Панно
5.1.- 5.5 Изготовление панно. (90часов)
Цели:
Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование:
пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа:
Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
Литература.
Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.
Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.
Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.
Раздел 6.Сувениры. (69часов)
6.1.- 6.9 Творческая работа.
Цели:
Закрепление знаний учащихся посредством выполнения творческой самостоятельной работы используя собственное воображение, художественный вкус.
Соблюдая правильные и безопасные приемы работы.
Оборудование:
пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа:
Выполнение работы по замыслу.
Литература.
Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.
Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.
Шелковые ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.
Раздел 7.Оформление выставок. Посещение выставок. (18часов)
Цели:
Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование:
работы учащихся, стенды
Раздел 8.Экскурсии (в ботанический сад) (6часов)
Цели:
Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.
Раздел 9.Итоговое занятие. (3часа)
Цели:
проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Для успешной реализации дополнительной образовательной программы «Вышивка лентами» необходимо наличие следующих факторов:
Регулярное посещение занятий всеми участниками творческого объединения.
Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.
Стол.
Стулья.
Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования для вышивки.