kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вводная лекция по Межкультурной коммуникации

Нажмите, чтобы узнать подробности

План лекции для введения в предмет Межкультурной коммуникации. Лекция соответствует формату ФГОС и имеет карту рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межкультурная коммуникация. Введение.»


Лекция

«Теория межкультурной коммуникации и смежные научные дисциплины. Введение в дисциплину»



Тема: «Теория межкультурной коммуникации и смежные научные дисциплины».

Тип занятия: лекция

Длительность урока: 2 академических часа.

Аудитория: студенты 1 курса педагогического университета

Цель урока: определение понятия межкультурная коммуникация; ознакомления с историей становления МКК, как научной дисциплины; характеристика основных черт МКК; характеристика междисциплинарных связей МКК; выяснение прикладной значимости МКК.

Ожидаемый результат:

Студенты знают и могут кратко охарактеризовать:

- понятие межкультурной коммуникации;

- историю становления МКК;

- охарактеризовать основные черты МКК;

- сущность междисциплинарных связей МКК;

- значение прикладной значимости МКК.

Студенты умеют:

- строить логические цепочки взаимосвязи в контексте МКК;

- анализировать конкретные проблемы межкультурной коммуникации, объяснять их суть;

Студенты с уважением и интересом относятся к культуре и традициям разных народов, снижается уровень стереотипизации в восприятии «свой-чужой».

Наглядный материал:

  1. Презентация по теме.

  2. Раздаточный материал – карты для рефлексии на бумажном носителе.

В процессе подготовки данного урока и в процессе его проведения использованы средства программы MICROSOFT POWER POINT, ресурсы Интернет для подготовки презентации.


Структура урока

I. Организационный этап.

II. Введение. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

III. Ход урока: Ознакомление с теоретическим материалом по дисциплине МКК

IV. Заключение. Рефлексия. Что нового узнали. Подведение итогов.


Конспект урока


I. Организационный этап


II. Введение


Сегодня мы рассмотрим, что такое межкультурная коммуникация, ознакомимся с историей ее становления как дисциплины, охарактеризуем ее основные черты, выясним ее прикладную значимость и междисциплинарные связи.

Целью нашей сегодняшней работы является теоретическое ознакомление с дисциплиной межкультурной коммуникации (слайд 3). Зная базу МКК, мы можем с легкостью научиться строить межкультурные диалоги и связи.

В конце урока вы сможете оценить полученные знания, исходя из критериев, представленных на слайде под № 2:

Студенты знают и могут кратко охарактеризовать:

- что такое межкультурная коммуникация;

- историю становления МКК, ка научной дисциплины;

- основные черты межкультурной коммуникации;

- прикладную значимость и междисциплинарные связи.

Студенты умеют:

- применять полученную информацию на практике;

- самостоятельно строить междисциплинарные связи;

- использовать базу знаний по МКК для построения межкультурного диалога

Студенты с уважением и интересом относятся к культуре и традициям других народов

III. Ход урока:

Урок проходит в лекционном формате. Студентам предлагается начать изучение дисциплины Межкультурная коммуникация.

План и содержание теоретического материала:

  1. Определение межкультурной коммуникации. (слайд 3,4)

Человек — не единственный носитель культуры, биологи и психологи утверждают, что некоторые животные (в частности, человекообразные обезьяны) способны развивать и передавать культуру. Таким образом, разные популяции животных являются носителями разных культур, и взаимодействие этих групп также можно назвать межкультурной коммуникацией. МКК — это очень древнее явление, она появилась одновременно с формированием того, что мы называем разными культурами. Человек наблюдал за непохожими на него людьми и фиксировал свои наблюдения. Попытки анализа «непохожестей» можно найти у античных авторов, в средневековых летописях, жизнеописаниях святых, в художественной литературе и пр.

Теория МКК как самостоятельная научная дисциплина (слайд 5) возникла совсем недавно, в середине XX в. Интерес к изучению процессов межкультурной коммуникации, к их теоретическому осмыслению возник прежде всего под воздействием глобализации. Создаются транснациональные корпорации, развивается сфера туризма, усиливаются миграционные процессы, все больше людей вступает в межэтнические браки, усыновление детей из других стран становится все популярнее.

Чтобы лучше понять межкультурную коммуникацию необходимо определиться: «что такое культура?» (Слайд 6). Определений культуры существует множество. Ее изучают в разных гуманитарных науках: антропологии, культурологии, социологии, психологии и т. д., а также во множестве смежных дисциплин, в том числе в теории МКК. Ни в одной из этих наук нет устоявшегося понимания культуры. Ни в одной из этих наук нет устоявшегося понимания культуры. В широком смысле культуру определяют как все то, что создано и создается в результате человеческой деятельности. Это не только материальные, физические объекты (орудия, предметы быта, предметы искусства), но и нечто нематериальное — ценности, привычки, обычаи, традиции, нормы поведения и т. д. Но культура — это не просто сумма отдельных предметов и явлений. Культура — это система воззрений, ценностей, норм (в первую очередь поведенческих), верований, обычаев, традиций и знаний, присущих некоему обществу.

С определением коммуникации тоже возникают некоторые трудности, поскольку она, как и культура, является объектом изучения самых разных наук. В этой теме мы ограничимся самым простым определением: коммуникация — это процесс обмена информацией.

(Слайд 7) Итак, межкультурная коммуникация — это обмен информацией, осуществляемый носителями разных культур, причем то, что коммуниканты являются носителями разных культур, значительнейшим образом влияет на их коммуникацию и в некоторой степени определяет ее ход. Теория МКК — дисциплина, изучающая такое взаимодействие.

  1. История становления МКК как научной дисциплины (Слайд 8)

Теория МКК — своеобразная дисциплина, многие ее особенности можно понять, если обратиться к ее истории.

Представители разных культур взаимодействуют друг с другом со времен выделения в человечестве отдельных, специфических групп, т. е. со времен возникновения самих культур. Изучение других культур не прекращалось на протяжении всего исторического периода развития человечества, однако чаще всего носило эпизодический, бессистемный характер: отдельные сведения о жизни других народов содержатся в древних хрониках, летописях, дневниках и мемуарах путешественников и паломников, а также в житиях святых. Интерес к изучению других культур усилился в XVI в., в эпоху Великих географических открытий, когда

люди Старого Света узнали о существовании огромного количества народов, культуры которых разительно отличались от европейских и соседствующих с ними народов.

В эпоху Просвещения были предприняты попытки научного объяснения роли естественной (географической и социальной) среды в формировании различных культурных норм, изучались вопросы культурного взаимодействия и преемственности.

Сравнительно-исторический метод, утвердившийся в гуманитарных науках в первой половине XIX в., позволил начать целенаправленное и систематическое изучение культур. У истоков этого метода стоят В. фон Гумбольдт, братья Гримм, Ф. Шеллинг, М. Мюллер, В. Веселовский, В. Пропп и др.

(Слайд 9) Можно упомянуть тренды в гуманитарных исследованиях второй половины ХХ в., которые повлияли на развитие теории МКК:

– экспансия методов антропологии и этнографии;

– разрушение концепции европоцентризма;

– повышенный интерес к гендерным исследованиям;

– развитие социологических и психологических теорий

власти;

– интерес лингвистики к неязыковым каналам коммуникации

и развитие социолингвистики.

(Слайд 10) История собственно теории МКК началась в 1947 г. в США. Изучение МКК было связано (и связано по сей день) с практическими интересами бизнесменов, политиков, дипломатов. В 1947 г. правительство США создало Институт зарубежной службы (Foreign Service Institute — FSI) для подготовки американских граждан к службе за рубежом. Институт нанял известных ученых: антропологов Эдварда Т. Холла, Рэя Бердвистелла и лингвиста Джорджа Трейджера, которые в процессе работы над программой обучения американцев создали новую научную дисциплину — теорию МКК.

 Сначала они ставили перед собой чисто практические задачи:

– подготовить дипломатов, политиков, военных специалистов, волонтеров Корпуса мира к более эффективной деятельности за рубежом;

– помочь иностранным студентам и стажерам более успешно адаптироваться в США;

– способствовать разрешению межрасовых и межэтнических конфликтов на территории США.

Поначалу деятельность Института зарубежной службы была не слишком эффективной — у сотрудников института не было достаточно опыта и знаний.

(Слайд 11) В 1959 г. Э. Холл опубликовал книгу «The Silent Language» («Молчаливый язык»). Эта книга оказала огромное влияние на развитие МКК. В своей работе Холл не только убедительно доказал теснейшую связь между культурой и коммуникацией, но и акцентировал внимание ученых на необходимости исследований не столько целых культур, сколько их отдельных поведенческих подсистем. При этом он сравнил изучение культуры с изучением языка (иностранного), ее подсистемы — с грамматическими категориями: мы изучаем категории падежа, вида, времени и т. д. по отдельности, а потом это складывается в некую общую картину — наше представление об иностранном языке. Э. Холл подчеркивал необходимость практической ориентированности новой дисциплины — теории МКК.

(Слайд 12) Итак, перечислим основные черты теории МКК: она была создана в очень краткие сроки, сравнительно небольшой группой людей, причем это были исследователи из разных областей науки; имела конкретное предназначение (хотя и поставила перед собой ряд вопросов и задач, которые нельзя разрешить в короткий срок).

  1. Основные черты МКК как научного направления (Слайд 13)

Практикоориентированность: FSI мало интересовали абстрактные антропологические и культурные теории, ему были нужны практические инструкции, конкретные сравнительные характеристики культур по различным параметрам. Эта особенность сохраняется в теории МКК по сей день.

На раннем этапе была начата разработка кросскультурных тренингов, направленных на ознакомление людей с особенностями культурных норм других этнических групп и облегчение коммуникации с представителями этих групп (в частности, в сфере делового общения). При этом социальные (гендерные, возрастные и пр.) различия между коммуникантами на раннем этапе развития теории МКК часто игнорировались.

Особое внимание уделялось изучению невербального аспекта коммуникации. Основоположники теории МКК создали три новых направления научного исследования:

1. Проксемика, занимающаяся изучением пространственного поведения человека и животных. Ею занимался Эдвард Холл.Он выделил четыре дистантные зоны (интимную, личную, социальную и публичную), подчеркивая, что границы зон варьируют в разных культурах и что нарушение этих границ критично для коммуникативного процесса.

2. Еще одним направлением стала кинесика — она занимается изучением коммуникации посредством жестов, мимики и поз («язык тела»). Рэй Бердвистелл (Ray Birdwhistell), основатель направления, полагал, что всякое движение тела имеет значение, а система «языка тела» имеет грамматику по типу грамматики естественного языка. Минимальной единицей такого языка

является «кинесема». Кинесика стала частью лингвистической и антропологической теории.

3. Лингвист Джордж Трейджер (George L. Trager) создал паралингвистистику — направление, занимающееся изучением того, как влияют на конечный смысл высказывания просодические

компоненты.

Таким образом, ядро МКК составляли «дескриптивные» теории, на основе которых было возможно составить практические инструкции для людей, находящихся в инокультурной среде.

  1. Междисциплинарные связи МКК. (Слайд 14)

Теория МКК представляет собой междисциплинарную область исследований. Она связана со следующими науками:

1) теорией коммуникации: на стыке этих наук рассматриваются особенности взаимодействия людей в межкультурном контексте;

2) лингвистикой: связь между языком и реальностью, роль языка в процессе коммуникации;

3) антропологией: роль культуры в коммуникации, невербальные аспекты коммуникации;

4) психологией: влияние стереотипов на мышление и (само) восприятие коммуникантов, личностные характеристики коммуникантов;

5) социологией: влияние социального статуса коммуникантов на их общение.

В дальнейшем теория МКК обогатилась множеством теорий. Вот некоторые из них (в скобках приводятся имена ученых — авторов соответствующих теорий):

– теория коммуникативного приспособления (Ховард Джайлз);

– теория аккультурации;

– теория межкультурной адаптации;

– теория управления идентичностью (Уильям Купач, Тадасу Тодд Имаури);

– теория «фейса» (Стелл Тинг-Туми) и др.

  1. Прикладное значение теории МКК (Слайд 15)

Главной причиной усилившегося интереса к изучению МК взаимодействия являются глобализационные процессы. Однако технический прогресс сильно опережает усвоение

нами навыков МК взаимодействия. Мы можем добраться до Германии за несколько часов, ничего при этом о ней не зная. Изучение же особенностей коммуникации с носителями немецкой культуры занимает значительно большее количество времени. Несмотря на интеграционные и глобализационные процессы, многообразие культур в мире далеко от унифицирования, к тому же многие этнические группы пытаются активно противодействовать этим процессам. Именно поэтому во многих странах мира усиливаются националистические настроения — люди начинают ценить свою культуру, стремятся уберечь ее от унифицирующего воздействия глобализации. И именно по этим двум причинам — с одной стороны, интенсификации глобализационных процессов, с другой — стремлению к сохранению уникальных культурных ценностей и норм — изучение принципов и стратегий МКК в настоящее время необходимо для каждого члена человеческого общества.

Если мы будем понимать культуру максимально широко, то мы можем сказать, что любой человек, работа которого так или иначе связана с людьми, общается с представителями иных культур, и потому знание стратегий ведения МКК необходимо почти всякому члену общества.

Для бытового общения навыки ведения МКК также важны, поскольку в современном

мире на территории каждого отдельного государства проживает множество этнических, религиозных, социальных групп, которые ежедневно контактируют друг с другом; тем более важны эти навыки в условиях миграции (в том числе внутренней, т. е. в пределах своей страны), а также во время путешествий и деловых поездок. Наконец, знание принципов МКК, понимание ее механизмов и особенностей необходимо для личностного развития: понимание

различий между культурами, их природы и внешних проявлений обогащает индивида расширяет его представления о себе как о представителе определенной культуры (культур), сущности этой культуры и мире в целом.



IV. Заключение

(Слайд 16) Вопросы для самопроверки

1. Как и когда теория межкультурной коммуникации выделилась в отдельную дисциплину? Как вы считаете, почему теория МКК как научное направление оформилась лишь недавно?

2. Назовите научные дисциплины и направления, связь которых с теорией МКК наиболее очевидна. Стоило ли вводить отдельную научную дисциплину — теорию МКК, или можно было продолжать изучать проблемы, которые она пытается разрешить, в рамках других наук? Аргументируйте свой ответ.

3. Каковы основные черты теории МКК как научной дисциплины?


Предлагаем вам оценить полученные за время нашего сегодняшнего общения знания и умения с помощью карты для рефлексии, представленной вам на бумажных носителях. Оцените полученные вами на уроке знания, умения, интерес к изучаемому материалу, поставив + в нужной колонке .


Карта для рефлексии:

Мои знания


Я усвоил(а) материал урока на следующем уровне:

Не знаю

Могу перечислить

Могу охарактеризовать

Могу объяснить суть

Могу привести примеры

Определение межкультурной коммуникации






История становления МКК как научной дисциплины






Основные черты МКК как научного направления






Междисциплинарные связи МКК.






Прикладное значение теории МКК






Мои умения в области МКК

Способность

Не умею

Умею, но с помощью преподавателя

Умею самостоятельно

- применять полученную информацию на практике;




- самостоятельно строить междисциплинарные связи;




- использовать базу знаний по МКК для построения межкультурного диалога





Мои интересы

Мне интересно

Не интересно

Интересно

мой интерес к проблемам межкультурной коммуникации




Спасибо за внимание!!! (Слайд 17).



Литература:

  1. Основы теории межкультурной коммуникации : [учеб. пособие] / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2015. — 124 с.




Просмотр содержимого презентации
«Межкультурная коммуникация. Введение.»

Теория межкультурной коммуникации и смежные научные дисциплины

Теория межкультурной коммуникации и смежные научные дисциплины

Критерии оценки

Критерии оценки

  • Студенты знают и могут кратко охарактеризовать:
  • - что такое межкультурная коммуникация;
  • - историю становления МКК, ка научной дисциплины;
  • - основные черты межкультурной коммуникации;
  • - прикладную значимость и междисциплинарные связи.
  • Студенты умеют:
  • - применять полученную информацию на практике;
  • - самостоятельно строить междисциплинарные связи;
  • - использовать базу знаний по МКК для построения межкультурного диалога
  • Студенты с уважением и интересом относятся к культуре и традициям других народов
Теория межкультурной коммуникации

Теория межкультурной коммуникации

  • Это дисциплина, которая описывает процесс межкультурного общения, условия его реализации, возможные затруднения и причины коммуникативных неудач. В данной главе будет рассмотрено понятие межкультурной коммуникации, ключевые особенности теории межкультурной коммуникации, междисциплинарные связи, история этой дисциплины, сферы применения знаний из области межкультурной коммуникации.
Определение межкультурной коммуникации

Определение межкультурной коммуникации

  • Межкультурная коммуникация — это взаимодействие носителей разных культур.
Теория МКК

Теория МКК

  • Как самостоятельная научная дисциплина возникла совсем недавно, в середине XX в.
Культура. Коммуникация.

Культура. Коммуникация.

  • Культура — это система воззрений, ценностей, норм (в первую очередь поведенческих), верований, обычаев, традиций и знаний, присущих некоему обществу.
  • Коммуникация — это процесс обмена информацией
Межкультурная коммуникация

Межкультурная коммуникация

  • Межкультурная коммуникация — это обмен информацией, осуществляемый носителями разных культур
  • Теория МКК — дисциплина, изучающая такое взаимодействие.
История становления МКК как научной дисциплины

История становления МКК как научной дисциплины

  • сведения о жизни других народов содержатся в древних хрониках, летописях, дневниках и мемуарах путешественников и паломников, а также в житиях святых
  • эпоха Великих географических открытий
  • эпоха Просвещения
  • Сравнительно-исторический метод в XIX в.
Тренды в гуманитарных исследованиях второй половины ХХ в.

Тренды в гуманитарных исследованиях второй половины ХХ в.

  • экспансия методов антропологии и этнографии;
  • разрушение концепции европоцентризма;
  • повышенный интерес к гендерным исследованиям;
  • развитие социологических и психологических теорий
  • власти;
  • интерес лингвистики к неязыковым каналам коммуникации
  • и развитие социолингвистики.
История теории МКК История собственно теории МКК началась в 1947 г. в США. Изучение МКК было связано (и связано по сей день) с практическими интересами бизнесменов, политиков, дипломатов. Рэй Бервидстелл Эдвард Холл

История теории МКК

  • История собственно теории МКК началась в 1947 г. в США. Изучение МКК было связано (и связано по сей день) с практическими интересами бизнесменов, политиков, дипломатов.

Рэй Бервидстелл

Эдвард Холл

В 1959 г. Э. Холл опубликовал книгу «The Silent Language» («Молчаливый язык»). Эта книга оказала огромное влияние на развитие МКК. В своей работе Холл не только убедительно доказал теснейшую связь между культурой и коммуникацией, но и акцентировал внимание ученых на необходимости исследований не столько целых культур, сколько их отдельных поведенческих подсистем.
  • В 1959 г. Э. Холл опубликовал книгу «The Silent Language» («Молчаливый язык»). Эта книга оказала огромное влияние на развитие МКК. В своей работе Холл не только убедительно доказал теснейшую связь между культурой и коммуникацией, но и акцентировал внимание ученых на необходимости исследований не столько целых культур, сколько их отдельных поведенческих подсистем.
Основные черты теории МКК:

Основные черты теории МКК:

  • она была создана в очень краткие сроки
  • сравнительно небольшой группой людей, причем это были исследователи из разных областей науки;
  • имела конкретное предназначение (хотя и поставила перед собой ряд вопросов и задач, которые нельзя разрешить в короткий срок).
Основные черты МКК как научного направления  Практикоориентированность  Разработка кросскультурных тренингов  Невербальный аспект коммуникации: 1.Проксемика - Эдвард Холл 2.Кинесика - Рэй Бердвистелл 3.Паралингвистистика - Джордж Трейджер

Основные черты МКК как научного направления

  • Практикоориентированность
  • Разработка кросскультурных тренингов
  • Невербальный аспект коммуникации:

1.Проксемика - Эдвард Холл

2.Кинесика - Рэй Бердвистелл

3.Паралингвистистика - Джордж Трейджер

Междисциплинарные связи МКК.

Междисциплинарные связи МКК.

  • Теория коммуникации
  • Лингвистика
  • Антропология
  • Психология
  • Социология
Прикладное значение теории МКК

Прикладное значение теории МКК

  • расширяет представление о коммуникации за счет акцентирования невербального аспекта в передаче информации;
  • углубляет представление о междисциплинарных связях культуры, психологии, социологии и их прикладном значении;
  • расширяет представление о возможностях профессиональной самореализации;
  • учит механизмам «раскодировки» культурной (в разных смыслах) информации, содержащейся в речи и невербалике, тем самым развивая аналитические навыки, расширяя границы знания.
Вопросы для закрепления пройденного материала:

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  • 1. Как и когда теория межкультурной коммуникации выделилась в отдельную дисциплину? Как вы считаете, почему теория МКК как научное направление оформилась лишь недавно?
  • 2. Назовите научные дисциплины и направления, связь которых с теорией МКК наиболее очевидна. Стоило ли вводить отдельную научную дисциплину — теорию МКК, или можно было продолжать изучать проблемы, которые она пытается разрешить, в рамках других наук? Аргументируйте свой ответ.
  • 3. Каковы основные черты теории МКК как научной дисциплины?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вводная лекция по Межкультурной коммуникации

Автор: Голошубова Мария Павловна

Дата: 10.11.2020

Номер свидетельства: 562984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства