Основные цели предмета «Якутская национальная культура» в начальных классах русскоязычных школ:
По учебному плану общеобразовательных школ Республики Саха на предмет «Якутская национальная культура» отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. Содержание занятий ан этих уроках может быть весьма разнообразным. Например:
Уроки могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же уроке, как отдельные этапы, можно проводить чтение произведений и слушание музыки, разучивание песен, чтение сказок, разучивание национальных игр и т.п. Это могут быть встречи с писателями, деятелями культуры и искусства, с народными мастерами, детскими коллективами. За счет уроков национальной культуры можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе и др. Другими словами, все виды занятий, которые дают учащимся представления о национальной культуре и искусстве, о труде и быте народов республики, так или иначе, будут способствовать достижению основной цели данного предмета.
Разные виды деятельности на уроках учитель может отбирать и компоновать по своему усмотрению и возможностям с учетом желания обучающихся.
Учителя, начинающие работу со 2-3 классов, могут использовать материал предыдущих классов по своему усмотрению (Проекты программ предметов культуры для русскоязычных школ Республики Саха (Якутия). Проект программы «Национальная культура коренных народов Республики Саха 1-3 классы». Составители проекта программы – Т.И. петрова, Л.К. Избекова, из книги Жиркова Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. – М.: Просвещение, 1992).
По плану предмет «Культура народов Севера» ведется с 1 класса 1 час в неделю факультативным курсом без выставления четвертной и годовой отметки. Итого 34 часа в год.
Тематическое планирование по якутской национально культуре.
Количество часов в нед.: 1ч.
№ урока | Раздел, тема | дата | Основные ЗУНы | ОУУН | Повторение | Контроль | Кол часов |
1 | Вводный урок. Мой край. | 06.09 | Народы, живущие в Республике Саха. Название республики, ее коренные народы. Символика республиканской атрибутики. Сведения о городе, в котором живем. | Выполнять правила поведения школьника. | Название республики, города в котором живем, коренных народов республики | | 1ч |
| I. Устное народное творчество (18ч.) |
2-5 | Загадки о предметах домашнего быта, о пище, об орудиях труда и промысла. | 13.09 20.09 27.09 04.10 | Быт якутов, виды деятельности якутов. | Определять цель деятельности на уроке. Высказывать свою версию и сравнивать ее с другими. | История возникновения якутской загадки. Смысл якутской загадки. | Проверочная работа «Что мы знаем о традициях народов севера» | 4ч. |
6-8 | Пословицы и поговорки. Положительные качества и недостатки человека | 11.10 18.10 25.10 | . Что такое пословицы и поговорки, их отличие. Философия якутских пословиц и поговорок. | Загадка и ее смысл для якута. | | 3ч |
9-12 | Якутские сказки. Виды сказок. | 01.11 15.11 22.11 29.11 | Что такое якутская сказка. Структура волшебной сказки. Видовое отличие сказок | Виды сказок, их отличие, структура волшебной сказки. | | 4ч. |
13-14 | Стихи о Якутии. Произведения якутских писателей. Моисей Ефимов «Узоры чорона», Василий Лебедев «В краю сородичей» и др. | 06.12 13.12 | З – якутских авторов и их произведения. | Как складывались якутские пословицы и поговорки. | | 2ч. |
15-16 | Мой город. Нерюнгри – 31 год! | 20.12 27.12 | История возникновения города, первостроители, достопримечательности города. | Отличать новое от известного. | Обобщение знаний | Презентация «Мой город» | 2ч. |
17-19 | Олонхо – сказания о богатырях. | | Содержание олонхо о богатыре Эрчимэн Бэргэн | Философия якутских сказок. Их виды и особенности. | Обобщение по разделу | 3ч. |
| II. Государственная символика РС (Я) (6ч.) |
20-21 | Государственный флаг РС(Я) День Конституции РС(Я) – 27 апреля. Флаг моей страны «Вообразилии». | | Цветовая гамма флага, значение цветов флага РС(Я) | Понимать, что тебе нужна дополнительная информация (знания). Наблюдать и делать выводы на уроке вместе с учителем и самостоятельно. | Что мы знаем о флаге Якутии и России | Презентация своего флага | 2ч. |
22-23 | Государственный герб РС(Я). Герб моей страны «Вообразилии». | | Что такое герб и его значение для государства, цвет и изображение герба | Сравнение Якутского и Российского гербов | Презентация своего герба | 2ч. |
24 | Государственный гимн РС(Я) | | Что такое гимн, его значение и содержание | Где используют и почему? Прослушивание | | 1ч. |
25 | Обобщающий урок. Государственная символика РС(Я). | | Знать государственную символику, ее содержание и значение | Флаг, герб, гимн | Обобщение по разделу | 1ч. |
| III. Декоративно-прикладное искусство (7ч.) | |
26 | Якутский орнамент. Аппликация «Якут» | | Элементы якутского орнамента | Одежда народов Севера: орнамент, цвет орнамента | | 1ч. |
27-28 | Изготовление ковриков из цветной бумаги» «Шахматная доска», «Зебра» | | Изделия из кожи и меха, их украшение | Орнамент изделий из меха и кожи | | 2ч. |
29-31 | Основные декоративные швы. Выполнение простых орнаментов вышивкой | | Виды швов: козлик-елочка, козлик, строчевой, тамбурный, стебельчатый, петельный. Гладь-косичка, елочный, гладевый. | Виды прикладного искусства. орнамент изделий | | 1ч. |
32 | Урок – обобщение. | | Устное народное творчество, государственная символика, прикладное искусство | Заучивать наизусть тексты и фрагменты. | Загадки, сказки, олонхо,; флаг, гимн, герб; орнамент, виды швов | Обобщение по курсу | 1ч. |
33 | Экскурсия в городской музей. | | | История возникновения города | | 1ч. |
34 | Экскурсия в якутский балаган. | | | | Традиции и обычаи якутов | | 1ч. |