kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Технология обучения латинско-греческой терминологии при формировании профессиональных компетенций по основам латинского языка с медицинской терминологией"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена комплексная дидактическая программа преподавания греко-латинской терминологии на лекциях и практических занятиях с применением методики формирования обратных связей с клиническими дисциплинами. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Технология обучения латинско-греческой терминологии при формировании профессиональных компетенций по основам латинского языка с медицинской терминологией"»

Технология обучения латинско-греческой терминологии при
формировании профессиональных компетенций по основам латинского

языка с медицинской терминологией


При формировании профессиональных компетенций по основам латинского языка с медицинской
терминологией одним из важных аспектов является овладение студентами навыками профессиональной язы
ковой культуры, которое происходит при изучении различных групп медицинских терминов латино-
греческого происхождения. Известно, что традиционная практика заучивания иноязычных терминов
является трудоемкой задачей. В этой связи в настоящее время продолжается поиск новых методов, форм и
средств обучения, когда усвоение материала происходит наиболее интенсивно в процессе активного
решения различных учебных проблем. Постановка таких проблем в виде познавательных вопросов, а также
заданий с элементами поисковой деятельности побуждает обучаемых к самостоятельному нахождению ответа
на поставленные учебные проблемы. При этом процесс активизации обучения усиливается, если изложение
учебного материала организовано поэтапно. В этой связи представляет интерес рассмотреть определенную
технологию обучения в виде комплексных дидактических программ (КДП).

Комплексно-дидактическая программа по дисциплине или теме представляет собой логически
построенную систему связей и взаимосвязей между теоретическим изложением материала на лекции и
закрепления его на практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.

На лекции рекомендуется создавать проблемные ситуации разного характера При изложении темы
«Словообразование в основных группах медицинских терминов» студентам предлагается ответить на ряд
вопросов проблемного характера:

—что такое биолингвизм?

—когда и почему возникло это направление в языкознании?

—почему греческие корни сохранились в клинике, пережив господство латинского языка, и
почему их не вытеснили из терминологии латинские слова?

Затем предлагается усвоить и осмыслить понятия: термин, термоэлемент и терминология. В
качестве иллюстрации, помогающей активизировать процесс усвоения новых понятий, выступает
структурно-логическая схема «Клинические термины».

Приведенная схема используется также для построения логической цепочки по закреплению ма-
териала. Например, суффиксальный способ объяснения использует суффиксы:


- ul (a) cilia

cilia

- ol (а) — уменьшительное значение

cellula

- cul (а)

- os (is) — превышение нормы,

leucocytus

болезнь невоспалительного

характера

leucocytosis

- it (is) — воспалительный процесс

larynx


laryngitis

- от (а) — опухоль

nephr

nephroma

Для изучения префиксально-суффиксального способа образования терминов вводятся приставки: peri, para, endo, используются знакомые суффиксы— - it (is).

Например: -metr —metritis - itis


  • peri — perimetritis

  • para —parametritis

  • endo —endometritis

Далее для закрепления предлагается самостоятельно образовывать новые термины, используя корни: -gaster-, -metr-, -nephr-, -card- и т. д.

Помимо производных терминов в латинском языке много сложных терминов. Эти термины состоят из двух основ, например, pyaemia.

Традиционное соединение корней идет по языковому признаку, т.е. корень:

— латинский + латинский,


— греческий + греческий

Для разбора и понимания сложных терминов (большей частью это клинические термины) нужно знать значение корней. Предлагается карточка-таблица для образования сложных терминов с группой корневых элементов, чаще всего употребляющихся в конце сложных слов.

В конце делается вывод, что такой гибкостью соединения основ обладает только греческий язык. В этом причина сохранения греческих корней в клинике наших дней (в клинической терминологии), что является ответом на поставленный в начале лекции проблемный вопрос.


Структурная схема КДП



Формы (виды) учебных занятий


лекции

Практические занятия и самостоятельная работа

Методы активизации процесса формирования умений и навыков усвоения иноязычной терминологии

Использование элементов проблемного обучения (создание преподавателем «комфортного» восприятия учебного материала)

Применение методов морфологического анализа и фокальных объектов


Внедрение в ходе учебных занятий ситуаций игрового характера, дискуссий, других мотивационных аспектов связанных с будущей профессиональной деятельностью

Работа со справочной литературой и

терминологическими словарями

Компьютерно-дидактические

средства

Компьютерное и мультимедийное сопровождение терминологической лексики

Работа в лингафонном кабинете


Применение раздаточного материала

Использование сети Интернет


Использование

контролирующих и обучающих комплексов

Взаимоконтроль умений и навыков усвоения терминов

Далее в лекции сообщается, что все отрасли медицины базируются в своей терминологии на латинском языке и через его посредство — на древнегреческом. Медицинская научная терминология в своем образовании всегда синхронизируется с развитием самой медицины. При этом не только название болезней, но и название лекарственных веществ, препаратов требуют новых названий-терминов, которые на протяжении всех веков и сегодня образуются на базе латино-греческой лексики. Большинство названий лекарственных препаратов представляют собой искусственно образованные слова, чаще всего составленные из совокупности нескольких словесных отрезков. Среди них имеются и такие, которые встречаются не в одном, а в нескольких, часто в десятках и сотнях названий. Такие словесные отрезки, имеющие определенное значение, несущие некоторую информацию о химическом составе, терапевтической эффективности или фармакологической характеристике лекарственного средства, называются частотными отрезками.

Так, например, в названиях Oxacillinum, Dicloxacillinum, Ampicillinum, Bicillinum вычленяется общий для них частотный отрезок — cillin (шп), указывающий на антибиотики группы пенициллинов. Наличие общего частотного отрезка — phen — указывает на присутствие фенила в составе лекарственных веществ под названиями Phenaminum, Phenobarbitalum, Phenylbutazonum.

Специфика лекционного курса хотя и позволяет мотивировать и активизировать процесс обучения, однако гораздо большие возможности в этом плане имеют практические занятия. Именно на них происходит формирование навыков активной мыслительной деятельности. На занятиях по теме «Словообразовании в основных группах медицинских терминов» студентам предлагается комплекс


заданий по следующей схеме «образуйте-напишите-объясните». Так, например, с целью дальнейшего закрепления материала лекции на практических занятиях предлагается комплекс индивидуальных и фронтальных заданий по такой схеме.

Структурно-логическая схема
«Клинические термины»



1. Образуйте термины с заданным значением:


рассечение:

удаление:

боль:

заболевание:

- кости;

- желчного пузыря;

- в печени;

- желчного пузыря;

- позвонка;

-миндалин;

- мышечная;

- суставов;

- грудной клетки;

- червеобразного

- в суставах;

- мышц;

- брюшной полости;

отростка слепой кишки

- по ходу нерва;

- почек;

- почки;

- поджелудочной железы;

- сердечная.

- сердца;

- мочевого пузыря.

- селезёнки;


- нервов;


- лёгкого.


- головного мозга.

расширение:

грибковое заболевание:

запись работы :

кровотечение:

- бронхов;

- полости рта;

- сердца;

- носовое;

- желчного пузыря;

- полости носа;

- сосудов;

- почечное;

- век;

- бронхов;

- головного мозга;

- желудочное;

- почечной лоханки;

- кости;

- мышц;

- из гортани;

- желудка.

- тонкого кишечника;

- бронхов;

- из уха;


- кожных покровов.

- век.

- из тонкого

кишечника

2. Напишите латинский эквивалент и объясните значение терминоэлементов (разберите по


  1. отит 4. кольпит 7. лейкемия

  2. спондилёз 5. фиброма 8. уремия

  3. остеохондроз 6. паранефрит 9. физиотерапия


3. Напишите латинский эквивалент

, укажите приставки, укажите значение приставок и

остальных ТЭ



1. атония

7. перинефрит

13. диспноэ

2. дистония

8. полиартрит

14. анурия

3. гипертония

9. полиневрит

15. дизурия

4. гипотония

10. гипергликемия

16. дистрофия

5. апноэ

11. гипогликемия

17. анестезия

6. дизентерия

12. атрофия

18. паротит

4. Объясните,

что изучают данные

разделы науки, предварительно написав латинский

эквивалент и разобрав по ТЭ:


Lостеология

7. антропология


2. миология

8. краниология


3. артрология

9. микробиология


4. гистология

10. гинекология


5. цитология

11. гематология


6. биология



5. Что могут значить данные термины, напишите латинский эквивалент и разберите по ТЭ:


  1. эритроцит

  2. лейкоцит

  3. липоцит 4.эритроцитоз

  1. лейкоцитоз

  2. гепатоптоз

  3. перитонит

  4. тонзиллит 17. гемолиз


  1. лапаротомия

  2. ректоскопия

  3. аппендэктомия

  4. неврастения

  5. гематурия

  6. гемофилия

  7. десмургия

  8. гемостаз


В качестве домашнего задания с целью эффективного запоминания терминов предлагается использовать различные терминологические словари, которые включают сведения о греко-латинских словообразовательных элементах.

Использование комплексных дидактических программ предполагает доверительный характер отношения между преподавателями и студентами, объективную оценку их работы, что в значительной степени стимулирует познавательную деятельность обучаемых.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пономарева Ольга Николаевна

Дата: 12.05.2017

Номер свидетельства: 414814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства