Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.
Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.
Цель урока:
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
Обучающие – Познакомить учащихся с техникой и практикой в сложном пешеходном путешествии.
Развивающие – развивать понимание важности приобретения знаний, умений и навыков для реализации дальнейших жизненных планов; развивать потребность в сохранении своего здоровья.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к трудовой профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии. »
Подготовил: Умаров Жасулан Жигерович
Тема урока: Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии.
У похода есть начало,
А конца походу нет.
Мы прошли дорог немало,
Но огромен белый свет.
Цель урока:
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
Обучающие – Познакомить учащихся с техникой и практикой в сложном пешеходном путешествии .
Развивающие – развивать понимание важности приобретения знаний, умений и навыков для реализации дальнейших жизненных планов; развивать потребность в сохранении своего здоровья.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к трудовой профессиональной деятельности.
Тип урока: получение новых знаний
Формы организации работы на уроке: фронтальная и групповая форма познавательной деятельности.
Методические приемы, используемые на данном этапе урока
Организационный момент
7
Беседа
Актуализация знаний
4
Рассказ
Объяснение нового материала.
27
Рассказ, конспектирование, самостоятельная работа с электронным учебником, фронтальная беседа
Подведение итогов
7
Фронтальная беседа
Ход урока:
Организационный момент:
а) приветствие;
б) выявление отсутствующих;
в) сообщение цели и плана урока, запись числа и темы урока в рабочую тетрадь.
Актуализация знаний:
Пешеходный туризм - это разновидность туризма спортивного. Выбирается слабопересеченная местность, и составляются несколько маршрутов различных степеней сложности.
Всего существует три степени сложности и шесть категорий сложности. Степени отличаются протяженностью: 30, 50 и 75 километров. Пройдя эти маршруты по определенным нормативам, можно получить от третьего до первого юношеские разряды. Категории сложности предусматривают маршруты 100, 120, 140, 170, 210 и 250 километров. Три последние категории предназначены для кандидатов в мастера спорта и для мастеров спорта. Три первые могут стать квалификационными по разрядам, начиная с 3 взрослого до 1 взрослого
3. Объяснение нового материала:
Пешеходный туризм насчитывает огромное количество маршрутов по всему миру. В США, например, маршрут, проходящий по Аппалачской тропе равен трем с половиной тысячам километров. Для пешеходного туризма обязательны палатки, спальные мешки и запас продуктов, рассчитанный на все время пути. Плановый вид данного туризма предполагает приобретение путевок, сбор всех участников в лагере и обеспечения их всех всем необходимым, а кроме того, проводником, знающим трассу. При самодеятельном походе обо всем нужно позаботиться самому. Не забыть всевозможные мелочи, без которых путешествие может стать настоящим испытанием и вместо отдыха превратиться в выживание.
Пешеходный туризм позволяет полноценно отдохнуть. Выбирают маршрут самостоятельно таким образом, чтобы на пути следования не попадались крупные естественные препятствия. Это, прежде всего, преграды водные, заросли и завалы, буреломы, горные массивы. Необходимо учитывать наличие кровососущих насекомых и диких зверей. Оптимальным вариантом являются маршруты готовые, по ним прошло не одно поколение туристов, они надежны и проверены. В этом случае всегда имеется подстраховка группы и контроль за ее передвижением по GPS.
В нашей стране среди маршрутов горных есть наиболее популярные. Маршрут «Тридцатка» начинается в курортном Хаджохе, а заканчивается в Дагомысе, подходит и начинающим туристам, и тем, кто уже имеет опыт. Он позволяет идти налегке, потому что на всем пути есть стационарные ночевки. А интересен он тем, что за весь путь можно пройти сразу все климатические зоны России и ландшафтные тоже. Существуют несколько троп на горном массиве Тхача, который входит во всемирный фонд дикой природы, мулититур, включающий в себя и поездку на джипах, и конную прогулку, и спуск со скального массива по веревке, и сплав по горной реке.
На Урале очень развит данный вид туризма, посещают любители путешествий и пещеры, которых здесь великое множество, и проходят по самим горам. Есть отдельный маршрут по перекатам и водопадам Урала. Северо-Запад страны предлагает маршруты по Новгородской области, это глухие живописные леса в окружении болот, в которых расположены древние развалины монастырского города Реконьская Пустынь. Тибетские маршруты проходят по отрезанным от цивилизованного мира местам. Здесь природа не тронута человеком, величественна и красива. Кавказские маршруты возможны в настоящее время только по спокойной Адыгее. Сибирские трассы для туристов представлены плато Путорана на юге полуострова Таймыр. Это Надым и тропы Таганая. А в Крыму это тропы Карадага и Киммерии
Основы техники пешеходного и горного туризма
Эти два вида туризма имеют больше сходства, чем различий. В них один способ передвижения - пешком, общие технические приемы преодоления пересеченного рельефа, водных препятствий; различия же прежде всего в том, что пешеходные походы совершаются во всех районах, а горные - только в высокогорных. Однако это главное различие сохраняется в основном лишь на уровне походов I-III категорий сложности, так как для пешеходных маршрутов высших категорий сложности используются и высокогорные районы - Западный и Восточный Кавказ, Алтай, Памиро-Алай, Западный Тянь-Шань, высокогорный массив Буордах в хребте Черского, хотя качественные различия (например, техническая сложность перевалов) сохраняются.
С точки зрения технической подготовленности туристов и обеспечения их безопасности необходимо обратить внимание на несколько важных моментов.
Классификацией на маршрутах I категории сложности в пешеходном, лыжном, водном, велосипедном туризме естественные препятствия, требующие специальной технической подготовки, не определяются - их, как правило, в равнинных районах и на равнинных реках нет. Между тем маршруты горных походов I категории сложности включают как минимум 2 перевала IA категории трудности, требующих уже определенных навыков в технике движения и страховки.
К сказанному, однако, необходимо добавить, что пешеходные походы не только II-III, но во многих случаях и I категории сложности совершаются не в равнинных, а в низкогорных и среднегорных районах, часто имеющих альпийские формы рельефа (Горный Крым, Карпаты, Кольский полуостров, Южный и Приполярный Урал, Кодар, Саяны). В этих случаях, как и в горных походах, участники должны владеть техникой движения по горным склонам и переправ через горные реки, техникой страховки и самостраховки.
В табл. 1 приведены основные типы естественных препятствий, характерных для маршрутов пешеходных и горных походов. (Слайд).
Как видно из таблицы, к простейшим препятствиям, характерным для пешеходных походов в равнинных районах, должны быть отнесены: среднепересеченная местность (холмы, овраги, промоины, лощины), густой лес, болота, ручьи и реки. В низкогорных и среднегорных районах к этим препятствиям добавляются: перевальные участки со склонами небольшой и средней крутизны- травянистые, осыпные, снежные. Сложны в этих районах и водные препятствия - как правило, не широкие, но быстрые ручьи и реки; соответственно несколько более сложными будут и технические приемы организации переправ. В высокогорных районах даже для маршрутов I категории сложности к указанным препятствиям добавляются: небольшие участки движения по ледникам и фирновым склонам, крутые тропы, морены, мелкие, средние и крупные осыпи камней. Освоение технических приемов движения, страховки и самостраховки, транспортировки пострадавшего достигается выполнением специальных упражнений (как в подготовительном периоде, так и непосредственно на маршруте похода, особенно когда речь идет об учебных походах). К числу таких упражнений относят: - движение по крутым тропам с отработкой рациональной техники ходьбы (правильная постановка ног, опора на альпеншток); - отработку приемов преодоления невысоких препятствий - камней, упавших деревьев; преодоление труднопроходимого леса (чаща, густой лес с подлеском, овраги и промоины, завалы, буреломы); - движение по травянистым, заснеженным и осыпным склонам (подъем, траверс, спуск), организация самостраховки с помощью альпенштока или ледоруба; движение по болотам - приемы движения с шестом, по гати с обеспечением взаимной страховки; - переправы через водные препятствия (ручьи, реки) - организация переправы вброд с альпенштоками, организация страховки, наведение переправы (кладь, перила); транспортировку пострадавшего - выполнение упражнений по транспортировке -пострадавшего на импровизированных носилках из двух шестов и палатки (или двух штормовок, курток) на страховочных поясах; - вязание различных видов узлов ("проводник", "схватывающий" "стремя", "прямой" и др.).
Подведение итогов
С тактической подготовкой дело обстоит наоборот: основное обучение тактике происходит именно на маршруте (т. е. в основном периоде подготовки). Значительную роль играет и послепоходный (переходный) период - разбор похода, подготовка отчетных материалов. Значение подготовительного периода в целом меньше, так как важнейшие вопросы тактики похода (выбор района, разработка маршрута, составление календарного плана похода и плана материально-технического обеспечения) решает, как правило, руководитель. Это прежде всего относится к учебным походам. Что же касается спортивных походов (особенно высшей категории сложности), то в этих случаях роль подготовительного периода в тактической подготовке всех участников группы существенно возрастает, так как в спортивных группах все члены команды принимают непосредственное участие в решении важнейших тактических задач.
А теперь ребята посмотрим туристическое фото с участием наших учеников.