kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексивный отчёт учителя русского языка и литературы по школьному курсу «Рефлексия в практике»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет по практике. Русский язык в 1 классе с казахским языком обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчёт учителя русского языка и литературы по школьному курсу «Рефлексия в практике»,»

Рефлексивный отчёт

учителя русского языка и литературы по школьному курсу «Рефлексия в практике»

Посещая школьные курсы "Рефлексия в практике" я поняла, почему учителям необходимо меняться? Я согласна с тем, что все учителя несут коллективную ответственность перед обществом, сообществами, родителями и учениками за качество обучения, которое предоставляет им школа.

Сейчас важно дать не количественное, а качественное знание, научить детей сотрудничать, принимать решение, критически относиться к знаниям. Учитель должен всегда самосовершенствоваться на протяжении своей карьеры, меняться, для того, чтобы дать правильное направление детям. Отсутствие изменений означает остановку в росте.

Мы понимаем необходимость быть примером для других. Мир меняется быстро и традиционные методы обучения не помогут нам формировать конкурентоспособную личность.

Раньше я всегда старалась проводить уроки русского языка так, чтобы детям было интересно. Это и уроки-конкурсы, и урок-путешествие, и урок-викторина. Но, несмотря на все мои усилия, дети не могли свободно говорить на русском языке, некоторые ученики на уроках были пассивны. После знакомства с идеями Программы я переменила свои взгляды на стиль своего преподавания. На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая основывается на утверждении, что ученики всесторонне развиваются при условии взаимодействия имеющихся знаний с новыми в процессе совместной работы с учителем, со сверстниками. Если раньше ученики, получая готовые знания, просто механически их запоминали, то конструктивистское преподавание развивает глубокое понимание предмета. Эта теория подразумевает такой стиль преподавания, при котором происходит диалог и сотрудничество. При этом повышается мотивация учащихся и культура общения.

7 модулей заинтриговывали и заставляли меня смотреть вперед, что я буду делать дальше. Новые подходы в преподавании: «обучение через диалог», «обучение тому, как учиться», как учителю русского языка были более близки. Вся моя деятельность строилась на развитие говорения у учащихся. Ведь «Ожидаемые результаты Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявлять компетентность в цифровых технологиях» . Я поняла, надо направлять все свои возможности на учеников. Прежние подходы советского режима не актуальны в наше время: все решалось за учащихся. Никому не было до того, что нужно для развития детей и каковы на самом деле их потребности. В традиционном обучении мы сами ставили цели и задачи: ученики должны знать то, что в книге; учитель является доминирующей фигурой; только индивидуальная работа. Я осмысливала новые подходы в обучении, где ученики решают, то что нужно знать. Учитель является организатором и помощником. Ученики выбирают сами для себя, какими источниками пользоваться, обмениваются своими идеями. Видя на практике эффективность обучения через диалог (парная, групповая работа). Вижу, какая культура у каждого ученика. И то, что слабые ученики учатся у более сильных, и тот же сильный начинает прислушиваться к мнению слабого. И эта взаимосвязь приводит к колоссальным результатам изучения русского языка всей группы. Анализируя свои уроки, я прихожу к мнению, что до сегодняшнего момента моя практическая деятельность включала диалоговое обучение, но не в полной мере. Используя «исследование в действии» я могу понять: на какой стадии находятся мои ученики в процессе своего обучения. И как правильно скорректировать их работу, используя факторы: понимание детьми процесса обучения; понимание того, чему учить; структурировать учебный процесс; как оценивать. Я осознала мысль, что «готовые знания» не так воспринимаются, как самостоятельная работа. В самостоятельности они затрачивают свое свободное время, начинают ценить и отстаивать свои мнения. Вывод напрашивается сам за себя – стать наставником и помощником. Содействовать творчеству в процессе приобретения новых знаний

Когда на практике я проводила уроки с использованием идей семи Модулей программы, мне было очень трудно отойти от привычного урока, где ученики индивидуально выполняли мои задания. Раньше я больше внимания уделяла сильным ученикам, а троечникам давала лёгкие задания: переписать текст, перевести предложения, прочитать отрывок. Я даже не предполагала, что их можно привлечь к активной работе на уроке. Вероятно, мне мешал мой многолетний опыт или точнее сказать мои убеждения, так как «при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, по мнению исследователя, оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник».

С моей точки зрения, для того чтобы внедрить что-то новое в своей школьной практике, сначала мне как учителю нужно измениться самой.

Прежде всего я должна научиться быть восприимчивой к личности ученика, дать возможность детям самим постигать новое, так как идеи конструктивистского подхода предполагают активное участие детей в процессе урока, где они становятся ответственными за своё обучение. Всё это возможно, если учитель компетентен. Компетентным учитель становится, по теории Шульмана, при наличии «трёх помощников учителя»: головы, руки и сердца.

Лично я, после обучения полностью поменяла взгляды на свою педагогическую практику, я внесла некоторые изменения в своё планирование, планирование урока теперь стало другим, оно очень отличается от нашего поурочного плана.

Такое планирование позволяет мне эффективно применять на уроке все семь модулей Программы, в особенности – модуль «Обучение критическому мышлению», который прослеживается на всех уроках. Осмыслив это, я убедилась: чтобы помочь ученикам развить критическое мышление , мне прежде всего самой нужно иметь развитое критическое мышление. Чтобы внести какие-либо изменения в мою практику, я должна учитывать мнения своих учеников, так как с самого начала нужно развивать в них самостоятельность, ответственность и навыки саморегуляции. Модуль «Обучение критическому мышлению» формирует умение выбирать нужную информацию, систематизировать её, анализировать, синтезировать и оценивать данные, а также применять их на практике. Я преподаю русский язык в казахских классах, и для меня важно развитие речи учеников. Поэтому я применяла различные типы беседы, развивая критическое мышление через диалог, так как «Работы, посвящённые исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определённые модели взаимодействия – исследовательский разговор, аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний» (Руководство для учителя, с. 155)

Что во мне поменялось? На уроках я стала меньше говорить. Мне не нужно было объяснять новую тему, потому что на уроках ученики сами начали формировать свои знания.

Применяя новые подходы в преподавании и обучении в классах с государственным языком обучения, я увидела положительные изменения, произошедшие с моими учениками. Коллаборативная среда над созданием и поддержанием которой в течение всех уроков я неустанно трудилась, принесла свои плоды. Дети стали раскованны, уверены в себе. Используя групповую форму работы, я подталкивала детей к самостоятельному изучению темы. Имеется утверждение, что 50% полученной учениками информации удерживается при обсуждении в группе, 75% через действие, практику и 90% при передаче знаний в роли обучающегося.

Звучащая на уроке позитивная музыка, музыкальные физминутки, аплодисменты, словесные поощрения мои и учеников друг другу сняли избыточную официальность и строгость уроков. Если в своей прежней педагогической практике я строго следила за тем, чтобы ученики не разговаривали на уроках, то теперь специально организованная речь широко использовалась мною как мощный инструмент обучения.

Планируя задания на урок, я учитываю возраст детей. Предлагая задания с целью развития критического мышления, мне приходилось использовать возможности интерактивной доски. Выполняя задание, дети взаимодействовали в группе, а значит использовали уникальные возможности диалогового обучения. Ученики учились говорить и слушать, высказывать своё мнение, учитывать мнение своих товарищей. Каждый был поставлен в такую учебную ситуацию, когда не мог отсидеться молча, спрятаться за чужую спину.

Интеграция модулей программы помогла мне иначе взглянуть на проблему выявления талантливых и одарённых детей. Прежде в эту категорию учеников я определяла тех, кто наиболее мотивирован к учебной деятельности. Даже не задумываясь о том, насколько по -разному, насколько индивидуально проявляются способности у каждого ребёнка.

Изменилось моё отношение к оцениванию учеников. Если раньше оценкой я поощряла или наказывала, так как была довольно строгой по отношению к детям, то теперь я подхожу к этому действию иначе.«Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия. Поэтому я стала использовать формативное оценивание, так как оно направлено на определение возможностей улучшения обучения моих учеников.

Изменилось моё отношение к ученикам. Я стала прислушиваться к их мнению. Через обратную связь я имела представление о том, что дети поняли из урока, что им было не понятно. Особенно приятно было читать стикеры, на которых дети благодарили меня за интересный урок, а когда я приходила на следующие занятия, они встречали меня с сияющими глазами.

Поменялись ли мои ученики? Да, за столь короткое время мои ученики стали другими. Раньше я думала, что хорошо знаю своих учеников, но применение новых подходов в обучении раскрыли их с другой стороны.

Вводные игры, весёлые разминки, тренинги позволяли создавать в классе благоприятную обстановку, которая помогала устанавливать доверительные отношения между мной и учениками. К тому же эти здоровьесберегающие подходы влияли на общее физическое состояние детей.

Я считаю, что только здоровые и бодрые дети могут активно работать на уроке. В групповой и парной работе ученики учились открыто высказывать своё мнение, они пытались составлять критерии оценивания, хоть и необъективные, старались сами определять тему и цель урока. Если раньше ученики на уроке говорили очень мало, то теперь они ведут непрерывную беседу :исследуют, обсуждают, оценивают. Никто не остаётся в стороне. На одном из уроков я наблюдала за одним из отстающих учеников. Он всё время вертелся, шумел, всем видом показывая нежелание работать в группе (были и такие дети). Но как только я предложила ребятам выбрать его лидером группы, он показал прекрасные организаторские способности. Поэтому на каждом уроке я предлагала детям выбирать разных учеников на роль лидера , это помогало детям побороть неуверенность, повышало их самооценку, воспитывало ответственное отношение к собственному обучению.

Люди утверждают, что все дети талантливы. Одним преимуществом групповой работы было то, что мои ученики научились ценить друг друга.Они поняли, что мнение каждого человека ценно, что каждый имеет свою точку зрения. Многие ученики, которые не успевают по трудным предметам, могут прекрасно рисовать, что очень важно во время составления постера. Другие могут быстро находить информацию в Интернете. Таким образом дети учились взаимоуважению, сотрудничеству. Некоторые обособленные и «тихие» ученики начинали раскрываться, они становились более уверенными.

Были и трудности в работе. Сложно было научить детей работать в быстром темпе, поэтому нам катастрофически не хватало времени на уроке, мы не успевали выполнить запланированные задания. При взаимооценивании дети постоянно завышали баллы, что приводило к необъективному оцениванию. И я, и мои дети затруднялись в составлении критериев оценивания, а во время взаимооценивания дети часто обижались друг на друга.

В серии последовательных уроках я использовала постановку тонких и толстых вопросов, что было новым как для меня, так и для учеников. Я считаю важным умение учителя ставить проблемные вопросы, но мне не всегда удавалась постановка вопросов «высокого порядка». Ученики тоже затруднялись в ответе. Но в будущем я планирую работать над постановкой таких вопросов, развивать у учеников умение критически мыслить. А на тот момент я применяла некоторые методы и приёмы на разных этапах урока:«Мозговая атака», ромашка Блума, стратегия «ЗХУ», игры «Аквариум»,«Домино», «Солнце светит тому…» и другие виды работ, с помощью которых в работу включались все ученики: и с высокой мотивацией к обучению(талантливые и одарённые), и дети с низкой мотивацией к обучению. Раньше я не могла опросить и оценить всех учеников, а теперь все дети вовлечены в процесс оценивания. В конце каждого урока я проводила рефлексию, где ученики сами оценивали себя с помощью заданий по примеру: «Закончи предложение…» (Что я узнал на уроке сегодня? Был ли я активным? Что не понятно? Что хочу узнать?)

Дети с удовольствием выполняли на уроке творческие задания: эссе, синквейн. Конечно, не всё получалось, но в дальнейшем я считаю важным использование таких заданий для культурного и нравственно-эстетического развития учеников.

Прежде всего, нужно признать, что традиционные методы преподавания устарели, учитель не может просто дать учащимся готовые знания. Важно чтобы учащиеся сами научились добывать знания, формировать из полученной информации новые знания, задавать вопросы, искать пути решения, научиться вести диалог и самое главное научиться жить в мире и согласии, думать не только о себе но и о других.

Сегодня школе нужен учитель новой формации. Учитель с собственным видением профессиональной практики. Проведя серию последовательных уроков с внедрением ключевых идей семи модулей, я пришла к выводу, что их использование оказывает несомненное влияние на качество образовательного процесса. Поэтому мною было принято решение отказаться от традиционной системы обучения в моей педагогической практике и использовать диалоговое обучение, как имеющую большую результативность и способствующую развитию аналитического мышления, которое я считаю необходимым качеством современного человека, достойного гражданина своей страны.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Дмитриенко Лариса Николаевна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства