техникум имени А.В. Яковлева»
Рабочая программа учебной дисциплины является основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии ППКРС 23.01.03 Автомеханик.
Общеобразовательный цикл.
- использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;
- планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения.
- способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
самостоятельной работы студента 50 часа.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Технологии и труд как части общечеловеческой культуры | | 52 | |
Тема 1.1 Влияние технологий на общественное развитие. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. | 2 |
2. | Понятие о технологической культуре. |
Лабораторные работы и практические занятие | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента | - |
Тема 1.2 Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы. | Содержание учебного материала | 8 |
1. | Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. | 2 |
2. | Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. |
3. | Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. |
4. | Современные технологии строительства. |
5. | Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. |
6. | Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. |
7. | Автоматизация и роботизация производственных процессов. |
Лабораторные работы и практические занятие | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка реферата на тему «Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов». | 4 |
Тема 1.3 Технологическая культура и культура труда. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Технологическая культура в структуре общей культуры. | 2 |
2. | Технологическая культура общества и технологическая культура производства. |
3. | Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. |
4. | Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. |
5. | Эстетика труда. |
Лабораторные работы и практические занятие | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщений на тему: «Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий». | 4 |
Тема 1.4 Производство и окружающая среда. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. | 2 |
2. | Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. |
3. | Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности. |
4. | Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. |
5. | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. |
Лабораторные и практические занятие | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка реферата на тему «Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов». Презентация на тему «Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды». Подготовка сообщения на тему «Изучение вопросов утилизации отходов». | 8 |
Тема 1.5 Рынок потребительских товаров и услуг. | Содержание учебного материала | 14 |
1. | Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. | 2 |
2. | Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. |
3. | Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя. |
4. | Сертификация изделий и услуг. |
5. | Маркировка продовольственных и промышленных товаров. |
6. | Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. |
7. | Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров. |
8. | Электронная коммерция в системе Интернет. |
9. | Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. |
10. | Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании. |
Лабораторные и практические занятия | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщений на темы: «Изучение рынка товаров и услуг в Интернет», «Этикетки различных товаров», «Информация в сети Интернет». | 4 |
Раздел 2. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг | | 68 | |
Тема 2.1 Проектирование в профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. | 2 |
2. | Инновационные продукты и технологии. |
3 | Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. |
4 | Роль экспериментальных исследований в проектировании. |
Лабораторные и практические занятия | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента | - |
Тема 2.2 Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда. | Содержание учебного материала | 10 |
1. | Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. | 2 |
2. | Методы сбора и систематизации информации. |
3. | Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. |
4. | Эксперимент как способ получения новой информации. |
5. | Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях. |
6. | Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. |
7. | Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. |
8 | Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки. |
Лабораторные работы и практические занятия | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: | 4 |
Подготовка сообщений на темы: «Проведение опросов и анкетирования», «Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования». | |
Тема 2.3 Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация. | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Виды нормативной документации, используемой при проектировании. | 2 |
2. | Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. |
3. | Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры). |
Лабораторные работы и практические занятия | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщения по теме «Виды нормативной документации, используемой при проектировании». Подготовка рефератов по темам: «Унификация». «Стандартизация». | 6 |
Тема 2.4 Введение в психологию творческой деятельности. | Содержание учебного материала | 8 |
1. | Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. | 2 |
2. | Понятие о психологии творческой деятельности. |
3. | Роль подсознания. |
4. | «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. |
5. | Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. |
6. | Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. |
Лабораторные работы и практические занятия | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка реферата на тему «Виды творческой деятельности». | 4 | |
Тема 2.5 Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. | Содержание учебного материала | 9 |
1. | Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. | 2 |
2. | Метод «Букета проблем». |
3. | Способы повышения творческой активности личности. |
4. | Преодоление стереотипов. |
5. | Ассоциативное мышление. |
6. | Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). |
7. | Эвристические приемы решения практических задач. |
8. | Метод фокальных объектов. |
9. | Алгоритмические методы поиска решений. |
10. | Морфологический анализ. |
Лабораторные и практические занятия | - | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщений по темам: «Ассоциативное мышление», «Метод фокальных объектов», «Алгоритмические методы поиска решений», «Морфологический анализ» | 4 |
Тема 2.6 Анализ результатов проектной деятельности. | Содержание учебного материала | | |
1. | Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. | 4 |
2. | Экспертная оценка. |
3. | Проведение испытаний модели или объекта. |
4. | Оценка достоверности полученных результатов. |
Лабораторные и практические занятие | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента | - |
Тема 2.7 Презентация результатов проектной деятельности. | Содержание учебного материала | 4 | |
1. | Определение целей презентации. |
2. | Выбор формы презентации. |
3. | Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. |
4. | Методы подачи информации при презентации. |
Лабораторные работы и практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщений на темы: «Понятие «профессиональное резюме», «Правила составления профессионального резюме», «Автобиография как форма самопрезентации», «Собеседование», «Правила самопрезентации при посещении организации», «Типичные ошибки при собеседовании». | 4 |
Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера | | 30 | |
Тема 3.1 Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. | Содержание учебного материала | 6 | |
1. | Этапы профессионального становления и карьера. |
2. | Рынок труда и профессий. |
3. | Профессиональная деятельность в различных сферах экономики |
Лабораторные и практические занятие | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка рефератов по «Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда», «Виды и формы получения профессионального образования». | 4 |
Тема 3.2 Планирование профессиональной карьеры | Содержание учебного материала | 6 | |
1. | Пути получения образования, профессионального и служебного роста. |
2. | Центры профконсультационной помощи. |
3. | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. |
4. | Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. |
Лабораторные и практические занятие | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента: Подготовка сообщения на тему «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». | 4 |
Тема 3.3 Творческая проектная деятельность | 1. | Выбор темы проекта, обоснование проблемы | 8 | |
2. | Исторические сведения по теме проекта. |
3. | Конструкторская часть. |
4. | Технологическая карта. |
5. | Экономическая часть |
6. | Заключение. |
7. | Презентация проекта. |
Лабораторные и практические занятие | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | |
Всего | 150 | |
Реализация учебной дисциплины не требует наличия учебного кабинета.
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор, экран.
1. Технология: учебник /под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2013.-212с
2. Технология. Профессиональный успех: Учебник /Под редакцией С.Н. Чистяковой .- М.: Просвещение 2010 г.
3.Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010г.
№п/п | Электронные образовательные ресурсы |
Тема 1.1 Влияние технологий на общественное развитие | Лекции: Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. |
Тема 1.2 Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы | Лекции: Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Презентация: Машиностроения |
Тема 1.3 Технологическая культура и культура труда. | Лекция: Технологическая культура в структуре общей культуры Основные составляющие культуры труда работника. Презентация: Понятие о технологической культуре и культуре производства |
Тема 1.4 Производство и окружающая среда. | Лекции: Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. |
Тема 1.5 Рынок потребительских товаров и услуг | Лекции: Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Правила приобретения и возврата товаров. Презентации: Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Виды страхования. |
Тема 2.1 Проектирование в профессиональной деятельности. | Лекции: Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Презентации Инновационные продукты и технологии. |
Тема 2.2 Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда. | Лекции Методы сбора и систематизации информации Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях. |
Тема 2.3 Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация. | Лекции Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Презентация Унификация и стандартизация |
Тема 2.4 Введение в психологию творческой деятельности. | Лекции: Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. |
Тема 2.5 Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. | Лекции Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. |
Тема 2.6 Анализ результатов проектной деятельности. | Лекции Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оценка достоверности полученных результатов. |
Тема 2.7 Презентация результатов проектной деятельности | Лекции: Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Выбор формы презентации. Методы подачи информации при презентации. |
Тема 3.1 Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. | Лекции Рынок труда и профессий. Профессиональная деятельность в различных сферах экономики. |
Тема 3.2 Планирование профессиональной карьеры | Лекции Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. |
Тема 3.3 Творческая проектная деятельность | Лекции Выбор темы проекта, обоснование проблемы Исторические сведения по теме проекта. Конструкторская часть. Технологическая карта Экономическая часть. Заключение. Презентация проекта. |
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения студентом индивидуальных заданий.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у студентов не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. | Наблюдение и оценка достижений студента на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. | Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. | Наблюдение и оценка достижений студента на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. | Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. | Наблюдение и оценка достижений студента на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. | Наблюдение и оценка достижений студента на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. | Наблюдение и оценка достижений студента на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. | Наблюдение и оценка достижений студента на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. | Наблюдение и оценка достижений студента на внеаудиторной самостоятельной работе. |