РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
Рабочая программа профессионально модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
Специальность 100701
«Коммерция (по отраслям)»
Клинцы 2012
Рабочая программа профессионально модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Программа рекомендована предметно-цикловой методической комиссией экономических дисциплин, протокол № ___ от _____ ________ г.
Председатель ПЦК ____________________________ Мамчич Е.Л.
Утверждаю
Зам. директора по УР КТТ
от «_______________» ____________________________ В.В.Ковалёв
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
9
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
16
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
18
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)» углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
3. Принимать товары по количеству и качеству.
4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
приемки товаров по количеству и качеству;
составления договоров;
установление коммерческих связей;
соблюдения правил торговли;
выполнения технологических операций по подготовке товаров к продаже, их выкладке и реализации;
эксплуатации оборудования в соответствии с назначением и соблюдением правил охраны труда.
уметь:
- устанавливать коммерческие связи, заключать договора и контролировать их выполнение;
- управлять товарными запасами и потоками;
- обеспечивать товародвижение и принимать товары по количеству и качеству;
- оказывать услуги розничной торговли с соблюдением Правил торговли, действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли;
- устанавливать вид и тип организаций розничной и оптовой торговли;
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организации и управления торгово-сбытовой деятельностью, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.
Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
ПК 2.
На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
ПК 3.
Принимать товары по количеству и качеству.
ПК 4.
Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
ПК 5.
Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
ПК 6.
Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
ПК 7.
Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
ПК 8.
Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
ПК 9.
Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8.
Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
ОК 9.
Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ОК 10.
Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
ОК 11.
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
9
10
ПК 1,4,6-9
МДК 01.01. Организация коммерческой деятельности
150
100
50
-
50
40
40
ПК 2,3,5
МДК 01.02. Организация торговли
93
62
32
31
22
22
ПК 10
МДК 01.03. Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда
73
48
24
25
10
10
Производственная практика (по профилю специальности), часов
72
72
Всего:
316
210
106
-
105
72
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.01)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоение
1
2
3
4
ПМ 01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
316
МДК 01.01. Организация коммерческой деятельности
150
Тема 1.1. Сущность и содержание коммерческой работы
Содержание
6
1.
Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности
2
2.
Коммерческие службы
3
3.
Коммерческие риски
3
Практические занятия
4
1.
Составление структуры коммерческих служб
2.
Оформление договора страхования
Тема 1.2. Государственное регулирование коммерческой деятельности
Содержание
6
1.
Значение и методы государственного регулирования коммерческой деятельности
2
2
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
3
3.
Защита прав потребителей при продаже товаров
3
Практические занятия
4
1.
Применение федеральных законов по государственному регулированию коммерческой деятельности
2.
Применение федерального закона «О защите прав потребителей»
Тема 1.3. Коммерческая информация и её защита
Содержание
6
1.
Виды коммерческой информации, коммерческая тайна
2
2.
Понятие товарной информации, её классификация
3
3.
Товарные знаки, их виды
3
Практические занятия
4
1.
Мероприятия для защиты коммерческой тайны
2.
Порядок регистрации товарного знака
Тема 1.4 Организация хозяйственных связей
Содержание
6
1.
Хозяйственные связи и их регулирование в торговле
2
2.
Хозяйственные договора
3
3.
Прямые связи торговых предприятий с производителями товаров
3
Практические занятия
6
1.
Заключение договора купли-продажи
2.
Порядок изменения и расторжения договора
3.
Ответственность за нарушение условий договора
Тема 1.5 Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
Содержание
6
1.
Сущность, роль и значение закупочной работы
2
2.
Изучение покупательского спроса. Методы стимулирования продаж товаров, инновации в коммерции
3
3.
Управление товарными запасами
3
Практические занятия
8
1.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса
4. Особенности устройства клавишного поля электронных контрольно-кассовых машин
5. Классификация, характеристика основных видов и типов тары
25
Примерная тематика домашних заданий
1. Изучение торгового оборудования для оснащения магазинов
2. Изучение эксплуатации весоизмерительного оборудования
3. Изучение надзора и его виды за весоизмерительным оборудованием
4. Изучение правил пользования гирями
5. Изучение торгового холодильного оборудования
6. Изучение и знакомство с работой контрольно-кассовых машин
7. Изучение правил установки контрольно-кассовой машины
8. Составление и изучение противопожарного инструктажа и пожаро-технического минимума
9. Изучение правил инструктажа по безопасной эксплуатации электрооборудования
Учебная практика
10
Производственная практика
10
Всего
316
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Организации и технологии коммерческой деятельности и логистики».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Организации и технологии коммерческой деятельности и логистики»:
- калькуляторы;
- документация для осуществления коммерческой деятельности;
- кассовые аппараты;
- весоизмерительное оборудование;
- наглядные пособия;
- макеты.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Арустамов Э. А. Охрана труда в торговле, 2012-06-03
2. Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице, изд. Питер, 2012
3. Бунеева Р.И. Коммерция, изд. «Феникс», 2009
4. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность. Организация и управление, 2009
5. Парфентьева Т.Р. Оборудование торговых предприятий: учебник для нач. проф. Образования, 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность. Учебник , 2009
Дополнительные источники:
1. Арустамов Э. А. Техническое оснащение торговых организаций, изд. "Академия", 2007
2. Арустамов Э. А. Оборудование предприятий торговли, изд. «Дашков и Ко», 2012
7. Эриашвили Н.Д., Никулина Н.Н., Суходоева Л.Ф. Организация коммерческой деятельности предприятий. По отраслям и сферам применения, Юнити, 2012
Интернет-ресурсы:
1. http://buhcon.com/index.php
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и управление и торгово-сбытовой деятельностью» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
- выявить умение определять типы розничной торговли
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Грамотная аргументация важности защиты финансовых интересов предприятия и государства.
Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения практики.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом.
Структурирование объема работы и выделение приоритетов.
Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач.
Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов.
Анализ результативности использованных методов и способов выполнения учебных задач.
Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы.
ОК.3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее.
Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций.
Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий.
Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач.
ОК. 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Нахождение и использование разнообразных источников информации.
Грамотное определение типа и формы необходимой информации.
Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.
Определение степени достоверности и актуальности информации.
Извлечение ключевых фрагментов и основного содержание из всего массива информации.
Упрощение подачи информации для ясности понимания и представления.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки информации.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу.
Передача информации, идей и опыта членам команды.
Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе.
Формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности.
Регулярное представление обратной связь членам команды.
Демонстрация навыков эффективного общения.
ОК.7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Грамотная постановка целей.
Точное установление критериев успеха и оценки деятельности.
Гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям.
Обеспечение выполнения поставленных задач.
Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива.
Демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений.
Демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед.
ОК. 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.
Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении профессионального модуля.
Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков при освоении модуля.
Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации.
ОК.9. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности.
ОК.10. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Осознанный выбор учетно-военной специальности, родственной получаемой профессии (для юношей).
Решение ситуационных задач, требующих применения профессиональных знаний.
Полнота понимания и четкость представления о возможности использования профессиональных знаний во время исполнения воинской обязанности.
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.