РАБОЧАЯЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02. Приготовление проб и растворов различной концентрации. По профессии 100.02-2 Лаборант-эколог
РАБОЧАЯЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02. Приготовление проб и растворов различной концентрации. По профессии 100.02-2 Лаборант-эколог
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
100.02-2 Лаборант-эколог
в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Приготовление проб и растворов различной концентрации
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. ПК 2.1.Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.
2. ПК 2.2. Определять концентрации растворов различными способами.
3. ПК 2.3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.
4. ПК 2.4. Определять химические и физические свойства веществ.
Программа профессионального модуля может быть использована при освоении ОПОП по профессии 100.02-2 Лаборант-эколог
на базе основного, общего образования, а также на базе среднего (полного) общего образо-вания. Опыт работы не требуется.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02. Приготовление проб и растворов различной концентрации. По профессии 100.02-2 Лаборант-эколог »
Приготовление проб и растворов различной концентрации
Профессиональный цикл
Основной профессиональной образовательной программы по специальности
240100.02 Лаборант-эколог
Сызрань, 2013 г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
_______________________ цикла
Председатель _________________
Протокол №_____ от «_____»______ 2012г.
Составитель: Алексеева Т.Н.., преподаватель. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации второй категории технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза:Барабонова Л.Н., методист технического профиля ГБОУ СПО
«ГК г. Сызрани»
Содержательная экспертиза:Копылова Л.П., заведующий отделом по учебной
работе технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Внешняя экспертиза (для специальных дисциплин, ПМ):
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля
4
2. Результаты освоения профессионального модуля
6
3. Структура и содержание профессионального модуля
7
4. Условия реализации профессионального модуля
11
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
14
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу профессионального модуля
16
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02. Приготовление проб и растворов различной концентрации
Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
240100.02 Лаборант-эколог
в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Приготовление проб и растворов различной концентрации
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. ПК 2.1.Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.
2. ПК 2.2. Определять концентрации растворов различными способами.
3. ПК 2.3. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.
4. ПК 2.4. Определять химические и физические свойства веществ.
Программа профессионального модуля может быть использованапри освоенииОПОП по профессии 240100.02 Лаборант-эколог
на базе основного, общего образования, а также на базе среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;
Определения концентрации растворов различными способами;
Отбора и приготовления проб к проведению анализа;
Определение химических и физических свойств веществ.
Уметь:
Готовить растворы различных концентраций;
Определять концентрации растворов;
Подбирать, подготавливать, транспортировать и хранить пробы твёрдых, жидких и газообразных веществ с учётом их свойств и действия на организм;
Вести учёт отобранных и разделанных проб и оформлять соответствующую информацию.
Знать:
Классификацию растворов;
Способы выражения концентрации растворов;
Способы и технику приготовления растворов;
Способы и технику определения концентрации растворов;
Методы расчёта растворов различной концентрации;
Свойства пробируемых материалов, сырья и готовой продукции;
Правила и способы отбора, транспортирования и хранения проб в различных складских и производственных условиях;
Требования, предъявляемые к качеству проб;
Устройство оборудования для отбора проб;
Правила учёта проб и оформления соответствующей документации.
Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «приготовление проб и растворов различной концентрации», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1
Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.
ПК 2.2
Определять концентрации растворов различными способами.
ПК 2.3
Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.
ПК 2.4
Определять химические и физические свойства веществ .
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы .
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 2 Приготовление проб и растворов различной концентрации
Кодыпрофессиональныхкомпетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса
Тема 1.2 Техника приготовления растворов заданной концентрации
Содержание учебного материала
8
2
1
Способы приготовления растворов
2
2
Расчёты для приготовления растворов
2
3
Техника приготовления растворов заданной концентрации
2
Лабораторные работы
18
1
Приготовление растворов процентной концентрации
2
Приготовление растворов молярной концентрации
3
Приготовление растворов нормальной концентрации
Практические занятия
Не предусмотрено
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы ( по вопросам к параграфам и главам учебных пособий; по вопросам, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление отчётов о лабораторных и практических работах.
Раздел 2. Определение концентрации растворов различными способами
72
Тема 2.1 Определение концентрации растворов различными способами
Содержание
22
1
Способы определения концентрации растворов
2
2
Методы определения растворов
2
3
Техника определения концентрации растворов
2
Лабораторные работы
26
1
Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности
2
Определение концентрации растворов методом кислотно-основного титрования
3
Определение концентрации растворов методом осадительного титрования
4
Определение концентрации растворов методом комплексообразования
5
Определение концентрации растворов методом окислительно- восстановительного титрования
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы ( по вопросам к параграфам и главам учебных пособий; по вопросам, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление отчётов о лабораторных и практических работах.
Раздел 3. Отбор и подготовка пробы к проведению анализов
72
МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации
36
Тема 3.1 Пробоотбор
Содержание
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Назначение пробоотбора. Виды проб
Свойства пробируемых материалов, действия их на организм
Правила отбора проб твердых, жидких и газообразных веществ
Способы отбора проб
Устройство оборудования для отбора проб
Требования, предъявляемые к качеству проб
Подготовка проб к проведению анализа
Способы и техника разделки проб
2
2
Лабораторныеработы
10
Тема 3.2 Транспортирование, хранение и учет проб
1 Отбор пробы газообразного вещества
2 Отбор пробы жидкого вещества
3 Отбор пробы твердого вещества
6
1
2
3
Транспортирование проб
Консервация и хранение проб
Правила учета проб и оформления учетной документации
2
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ3.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий; по вопросам, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление отчётов о лабораторных работах.
10
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Специфика отбора проб биологического материала.
Правила и способы отбора проб агрессивных и ядовитых веществ из аппаратов, находящихся под давлением или вакуумом.
Учебная практика
Виды работ:
1. Отбор пробы газообразного вещества
2. Отбор пробы жидкого вещества
3. Отбор пробы твердого вещества
4. Консервация проб
36
Раздел 4. Определение химических и физических свойств веществ
72
МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации
36
Тема 4.1 Определение физических свойств веществ
Содержание
4
1
2
3
Методы определения плотности, вязкости веществ и температур их кипения и плавления
Техника выполнения работ по определению физических свойств веществ
Расчеты при определении физических свойств веществ
2
Практические занятия
2
1
Расчеты при определении плотности, вязкости веществ и температур их кипения и плавления
Лабораторные работы
6
1
2
3
4
5
6
Определение плотности жидкого вещества ареометром, пикнометром, с помощью гидростатических весов Вестфаля
Определение плотности вязких веществ методом взвешенных капель
Определение плотности твердого вещества валюмометром
Определение вязкости жидкости визкозиметром
Определение температуры плавления в капилляре
Определение температур кипения методом перегонки
Тема 4.2 Определение химических свойств пробируемых
веществ
Содержание
7
1
2
3
4
Характеристика аналитических реакций
Характеристика аналитических реактивов
Аналитическая классификация катионов и анионов
Идентификация неизвестного вещества
2
2
2
2
Лабораторные работы
7
1
2
Анализ смеси катионов
Анализ смеси анионов
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ4.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам и главам учебных пособий; по вопросам, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление отчётов о лабораторных и практических работах.
10
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Измельчение твердых веществ в ступке
Высушивание твердых веществ в сушильном шкафу
Учебная практика
Виды работ:
Определение плотности жидкого вещества ареометром, пикнометром, с помощью гидростатических весов Вестфаля
Определение плотности вязких веществ методом взвешенных капель
Определение плотности твердого вещества валюмометром
Определение вязкости жидкости визкозиметром
Определение температуры плавления в капилляре
Определение температур кипения методом перегонки
Определение качественного состава веществ
36
Производственная практика
Виды работ:
1. Приготовление растворов заданной концентрации из чистого вещества и крислаллогидрата.
2. Приготовление растворов кислот и щелочей из более концентрированных растворов.
3. Приготовление точных растворов из фиксаналов.
4. Определение концентрации растворов кислот и щелочей по плотности.
5. Определение концентрации растворов методом кислотно-основного титрования
6. Определение концентрации растворов методом осадительного титрования
7. Определение концентрации растворов методом комплексообразования
8. Определение концентрац ии растворов методом окислительно-восстановительного титрования
9. Отбор проб газообразных, жидких и твердых веществ.
10. Определение плотности жидкого вещества ареометром, пикнометром, с помощью гидростатических весов Вестфаля
11. Определение плотности вязких веществ методом взвешенных капель
12. Определение плотности твердого вещества валюмометром
13. Определение вязкости жидкости визкозиметром
14. Определение температуры плавления в капилляре
15. Определение температур кипения методом перегонки
16. Определение качественного состава веществ
72
Всего
288
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов химических дисциплин; лабораторий аналитической химии, физико-химических методов анализа. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству мест обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект нормативной документации на методы проведения химических анализов;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории «Аналитической химии» и рабочих мест лаборатории:
компьютерное оборудование и программное обеспечение (персональные компьютеры для обучающихся);
учебная установка для проведения дистилляции воды;
учебная установка титрования;
посадочные места по количеству мест обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Оборудование лаборатории «Физико-химических методов анализа» и рабочих мест лаборатории:
электронные аналитические весы;
газоанализатор УГ-2 с комплектом индикаторных трубок;
газоанализатор «ГАНГ»;
аспиратор ПУ 4Э в комплекте с фильтрами АФА;
фотоэлектроколориметр;
фильтровальная бумага;
наборы стеклянной химической посуды;
аптечка с набором средств для оказания первой медицинской помощи;
посадочные места по количеству мест обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику. Производственная практика проводится в химических лабораториях предприятий города.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2 ч. Часть I. Гравиметрический и титриметрический методы анализа — М.: Высш. школа, 2005 — 320 с.
Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2 ч. Часть 2. Физико-химические методы анализа — М.: Высш. школа, 2005 — 384 с.
Дворкин В.И. Метрология и обеспечение качества количественного химического анализа. — М.: Химия, 2011 — 263 с.
Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. Справ, изд. — М.: Химия, 2008 - 368 с.
Дополнительные источники:
Дроздов В.А., Кузнецов В.В. Введение в физико-химические методы анализа - М.: Моск. хим.-технол. ин-т им. Д.И. Менделеева, 2010 - 80 с.
Жуков А.Ф., Колосова И.Ф. Аналитическая химия. Физические и физико-химические методы анализа: Учебник для вузов / Под ред. О. М. Петрухина. — М.: Химия, 2011. — 496 с.
Корольченко А.Я., Корольченко Д.А.. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. - 2-е изд., перераб. и доп.— М: Асс. "Пожнаука", 2005. — Ч.1. — 713 с.
Пятницкий И.В., Сухан В.В. Маскирование и демаскирование в аналитической химии - М.: Наука, 2005 - 222 с.
Сусленникова В.М., Киселева Е.К. Руководство по приготовлению титрованных растворов - Л.: Химия, 2006 - 144 с.
Чеботарёв В.К. Прогнозирование в титриметрических методах анализа с использованием реакции комплексообразования и осаждения - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006 - 114 с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к изучению профессионального модуля «Обработка и оформление результатов анализа» является освоение общепрофессиональных дисциплин: «Основы аналитической химии», «Природопользование и охрана окружающей среды», «Охрана труда», а также профессиональных модулей ПМ 01 «Подготовка химической посуды, приборов, лабораторного оборудования», ПМ 02 «Приготовление проб и растворов различной концентрации», ПМ 03 «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса».
В состав данного профессионального модуля входит один междисциплинарный курс «Обработка и учет результатов химических анализов».
МДК предусматривает уроки теоретического обучения, практические занятия, а также самостоятельную работу обучающихся на уроках и внеаудиторную.
При освоении обучающимися данного профессионального модуля «Приготовление проб и растворов различной концентрации» проводится учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика проводится в учебных лабораториях с использованием тренажёрных учебных установок.
Производственная практика проводится в химических лабораториях предприятий города.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля «Обработка и оформление результатов анализа» и профессии 240100.02 Лаборант-эколог.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общеобразовательных дисциплин «Основы аналитической химии», «Природопользование и охрана окружающей среды», «Охрана труда».
Мастера: среднее профессиональное образование, наличие 4-5 разряда с обязательной стажировкой в химических лабораториях предприятий города не реже одного раза в три года.
5. Контроль и оценка результатов освоенияпрофессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля и оценки
Снимать показания приборов
готовит рабочий журнал для записи показаний приборов;
производит запись в журнал показаний приборов
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
Рассчитывать результаты измерений
проводит математическую обработку результатов анализа;
делает расчеты по результатам анализов, проведенных с использованием различных методов определения;
проводит контроль качества выполнения измерений;
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды
осуществляет анализ атмосферного воздуха, воды;
ведет документацию по мониторингу атмосферного воздуха, воды;
сравнивает результаты с гигиеническими нормативами;
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды
оформляет карты, акты отбора проб, протоколы проведения измерений;
оформляет лабораторные журналы;
контролирует качество оформления документации
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
практическая работа;
учебная практика;
производственная практика
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетентностей, но и развитие общих компетентностей и обеспечивающих их умение
Результаты
(освоенные
общие компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля и оценки
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии (элементы технологий), позволяющие решать каждую из задач;
выбирает способ (технологию) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы
разбивает поставленную цель на задачи, подбирая из числа известных технологии (элементы технологий), позволяющие решать каждую из задач;
выбирает способ (технологию) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития
формулирует вопросы, нацеленные на получение недостающей информации;
характеризует произвольно заданный источник информации в соответствии с задачей информационного поиска
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
задает критерии для сравнительного анализа информации в соответствии с поставленной задачей деятельности;
делает вывод о применимости общей закономерности в конкретных условиях;
.
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;