kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Преподавание по программам коррекционно-развивающего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Преподавание по программам коррекционно-развивающего образования»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Преподавание по программам коррекционно-развивающего образования




























2016 г.


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах.


Организация-разработчик: ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»


Разработчики:

Лесникова О.С. преподаватель ОГБПОУ « Шарьинский педагогический колледж Костромской области»;

Панова Н.Ю. преподаватель ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»;




































СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля


9

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


25

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


31



1. паспорт основной ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Преподавание по программам коррекционно-развивающего образования


1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах в части освоения дополнительного вида профессиональной деятельности Преподавание по программам коррекционно-развивающего образования, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1. Определять цели и задачи, планировать уроки и занятия в системе коррекционно-развивающей работы.

ПК 5.2. Проводить уроки и занятия с коррекционно-развивающими технологиями.

ПК 5.3. Анализировать процесс и результаты обучения.

ПК 5.4. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам коррекционно-развивающего образования.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке и переподготовке учителей начальных классов.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • определения цели и задач, планирования и проведения уроков (занятий) коррекционно-развивающей направленности;

  • наблюдения, анализа уроков (занятий) и самоанализа проведенных уроков (занятий) коррекционно-развивающей направленности;

  • применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;

  • применения, адаптации современных развивающих и здоровьесберегающих технологий в разных видах общественного и семейного воспитания;

  • осуществления педагогического сопровождения процесса обучения, воспитания и развития ребенка в разных моделях начального образования

  • проведения педагогической диагностики, психологического анализа дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка под руководством специалиста;

  • оценивания личностных достижений ребенка и разработки индивидуальной траектории его развития;

уметь:

  • использовать методы педагогической диагностики состояний риска в развитии детей, успешности их обучения и воспитания;

  • осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;

  • создавать психологически комфортную коррекционно-развивающую среду жизнедеятельности детей;

  • выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми;

  • разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с учетом данных педагогической диагностики;

  • осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми группы риска, детьми с ОВЗ и просветительно-педагогическую работу с семьей.

  • ориентироваться в современных проблемах специального (коррекционного) образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

  • осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;

  • оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитаннику;

  • находить и анализировать информацию для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности коррекционно-педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.

знать:

  • основные понятия коррекционной и специальной педагогики;

  • современные теории, системы воспитания и обучения лиц с проблемами в развитии и поведении;

  • невропатологию детского возраста;

  • сущность психического дизонтогенеза, его структуру, параметры и свойства;

  • виды нарушений психического развития, их типологию;

  • психологические особенности детей с проблемами в развитии, трудностями в учении и поведении;

  • теоретические аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители;

  • основные принципы создания и условия оптимального функционирования коррекционно-развивающей среды;

  • причины и виды речевых нарушений у детей группы риска и основные способы педагогической работы по преодолению и профилактике нарушений устной и письменной речи;

  • методики обучения с коррекционно-развивающими технологиями;

  • формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике;

  • возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования;

  • особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 825 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающихся –825 часов, включая:

- обязательной аудиторной нагрузки – 550 часов;

- самостоятельной работы – 247 часов;

- учебной и производственной практики – 84 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: преподавание по программам коррекционно-развивающего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1.

Определять цели и задачи, планировать уроки и занятия в системе коррекционно-развивающей работы.

ПК 5.2.

Проводить уроки и занятия с коррекционно-развивающими технологиями.

ПК 5.3.

Оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 5.4.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам коррекционно-развивающего образования.

ПК 4.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Раздел ПМ 05. Преподавание по программам коррекционно-развивающего образования

825

550

204


247




ПК 5.1-5.4.


МДК 05.01 Коррекционная и специальная педагогика

144

96

26


-

48



-

-

МДК 05.02. Методики коррекционно-развивающего образования

333

222

122

111

-

-

МДК 05.03. Основы специальной психологии

60

40

6

20

-

-

МДК 05.04. Основы логопедии с практикумом

120

80

40

40

-

-

МДК 05.05. Основы невропатологии детского возраста

84

56

10

28

-

-

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

84



Всего:

825



-




-




3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 05. Преподавание по программам коррекционно-развивающего образования


260


МДК 05.01. Коррекционная и специальная педагогика


144

Тема 1.1. Коррекционная педагогика




Тема 1.1. 1.Коррекционная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле.

Содержание

2

1,2

1.

Предмет и задачи коррекционной педагогики. Основные категории. История коррекционной педагогики. Место среди специальных педагогик. Источники развития коррекционной педагогики.

Тема 1. 1.2. Социальная дезадаптация как педагогическое явление.

Содержание

2


1,2

1.

Предпосылки школьной дезадаптации. Факторы школьной дезадаптации. Механизмы развития адаптационных нарушений и их типы в младшем школьном возрасте.

Тема 1. 1.3. Дети риска социальной дезадаптации.

Содержание

2

1,2

1.

Понятие «норма» и « аномалия» в развитии ребенка. Психическая депривация. Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка. Группы риска. Психологический климат школы.

Тема 1. 1.4. Педагогическая диагностика нарушений социальной дезадаптации.


Содержание

4

1,2

1.

Программа и организация диагностической деятельности. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений. Методы диагностической деятельности: метод «направленных наблюдений», анкетирование, тестирование. Обработка полученных результатов. Формы учета о динамике личностного развития детей, их познавательной деятельности и усвоения знаний. Комплексная диагностическая программа изучения школьной дезадаптации.

2.

Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия) и ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии и поведении ребенка.

Практические занятия

2

3


1.

Изучение комплексной программы диагностики первоклассников в школе

Тема 1. 1.5. Формы коррекционно-развивающего образования.


Содержание

2

1,2

1.

Нормативно-правовая база коррекционно-развивающего процесса в общеобразовательной школе. Особенности организации проведения коррекционно-развивающего обучения в компенсирующем классе. Классы педагогической поддержки и классы выравнивания. Коррекционные уроки и внеурочные занятия. Групповые и индивидуальные формы работы. Рекомендации по коррекционной работе с дезадптированными школьниками. Игра как универсальное средство коррекционной работы с младшими школьниками.

Практические занятия

2

3

1.

Составление программы педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций: развитие и совершенствование пространственных представлений, зрительного восприятия, сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук, фонематического восприятия.

Тема 1.6. Принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования.

Содержание

1

1,2

1.

Принципы коррекционно-педагогической деятельности. Государственная система специальной (коррекционной) поддержки и социальной защиты детей и подростков. Воспитательные отношения – главный объект конструктивного педагогического внимания. Методы коррекционной работы.

Тема 1. 1.7. Типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития.


Содержание

13

1,2

1.

Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении.

2.

Специфические и неспецифические методы коррекции нарушений поведения.

3.

Диагностика и коррекция различных уровней эмоциональной напряженности: тревожности, депрессии, депривации и фрустрации. Профилактика эмоциональных перегрузок.

4.

Виды отклонений в поведении детей и подростков. Привлечение внимания как мотив плохого поведения. Власть и месть как мотивы плохого поведения.

5.

Асоциальное поведение школьников. Выявление и коррекция нечестности. Преодоление грубости и сквернословия. Профилактическая и коррекционная работа с агрессивными школьниками. Коррекция группового поведения. Работа педагогов по профилактике курения, наркомании, алкоголизма среди школьников.

6.

Диагностика и коррекция дисгармонического развития. Понятие акцентуации характера. Типы акцентуаций. Психологическое сопровождение акцентуированных подростков.


Практические занятия

8

3

1.

Причины и типы нарушений поведения у младших школьников: гиперактивное, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное, симптоматическое.

2.

Составление программы коррекции эмоциональной напряженности.

3.

Педагогическая коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков.

4.

Планирование профилактической и коррекционной работы с социально запущенными детьми.

Тема 1. 1.8. Трудности в обучении.


Содержание

2

1.2

1.

Причины неуспеваемости. Школьная зрелость. Формирование основ учебной деятельности. Реализация учебной деятельности в общеучебных интеллектуальных умениях. Критерии и методика определения эффективности формирования учебной деятельности и коррекции ее недостатков. Помощь в обычном классе.

Практические занятия

2

3

1.

Методические решения проблемы формирования учебной деятельности и коррекции ее недостатков.

Тема 1. 1.9. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми социальной дезадаптации.

Содержание

4

1,2

1.

Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска. Типы семей. Стили семейного воспитания. Методы изучения семьи и семейных отношений.

2.

Основные направления взаимодействия школы и семьи в коррекционной работе. Педагогическая поддержка семьи.

Контрольная работа

2


Тема 1.2. Специальная педагогика



Тема 1.2.1. Специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле.

Содержание

2

1,2

1.

Общие вопросы специальной педагогики. Основные понятия, термины. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности, лица с особыми образовательными потребностями. Категории лиц с недостатками развития. История становления науки.

Тема 1.2.2. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка).


Содержание

4

1,2

1.

Понятия «норма» и «аномалия» в специальной педагогике. Статистическая, функциональная и идеальная норма. Показатели (критерии) нормального развития. Условия нормального развития ребенка. Сложная структура аномального развития. Л.С. Выготский о сложной структуре аномального развития. Первичный дефект и вторичные отклонения. Понятие дефекта, первичные дефекты, вторичные дефекты. Механизм возникновения вторичных дефектов.

2.

Факторы психического развития человека. Биологические факторы, механизмы генетических влияний, соматический фактор, индекс повреждения головного мозга, социальные факторы. Механизмы социальных влияний в пренатальный и натальный периоды развития ребенка. Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития. Депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная.

Виды отклоняющегося развития (дизонтогении).

Тема 1.2.3. Систематика и статистика нарушений развития у детей и подростков.

Содержание

1

1,2

1.

Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Классификация нарушений. Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского. Статистика специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики.

Тема 1.2.4. Объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики.

Содержание

1

1,2

1.

Основные теоретические положения специальной педагогики. Развитие идей о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии. Причины выделения специальной педагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки. Основные задачи специальной педагогики. Педагогические категории.

Тема 1.2.5. Научные основы специальной педагогики.


Содержание

2

1,2

1.

Философия и специальная педагогика. Социокультурные основы специального образования. Экономические основы специального образования. Правовые основы специального образования. Клинические основы специального образования. Психологические основы специального образования. Лингвистические и психолингвистические основы специального образования.

Тема 1.2.6. Возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования.


Содержание

10

1,2

1.

Нарушения в интеллектуальном развитии. Определение, причины и классификация видов ЗПР. Причины, приводящие к ЗПР: неблагоприятное течение беременности, патология родов, социальные факторы. Понятие «инфантилизм». Классификация ЗПР М.С.Певзнер. Клинические типы ЗПР: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения. Особенности ЗПР церебрально-органического происхождения: легкая дисфункция мозга (факторы риска), виды (органический инфантилизм, ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности). Понятие умственной отсталости, ее формы и причины. Понятие об IQ(тест интеллекта Векслера). Классификация умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Понятие о деменции.

2.

Нарушения в речевом развитии. Развитие речевой деятельности в онтогенезе. Виды речевых нарушений. Лингвистическая характеристика речи: экспрессивная и импрессивная речь. Нарушения устной речи: фонетические, лексико-грамматические, мелодико-интонационные, темпо-ритмические. Нарушения письменной речи. Клинические формы нарушений речи: периферического характера (механическая дислалия, ринолалия, ринофония, дисфония), центрального характера (дизартрия, алалия, афазия, дисграфия, дислексия). Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи: фонетико-фонематические нарушения, общее недоразвитие речи, недостатки мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи.

Причины речевых нарушений: органические, функциональные или психогенные, социально-психологические причины.

3.

Нарушения в сенсорном развитии. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха у детей. Понятия глухота, тугоухость. Глухие (ранооглохшие, позднооглохшие), слабослышащие (легкая,умеренная, значительная, тяжелая степень тугоухости).

Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей. Слепые, слабовидящие, абсолютно и частично слепые, слепорожденные и ослепшие.

4.

Нарушения в психическом развитии. Аутизм. Внешние проявления синдрома РДА. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА. Классификация состояний по степени тяжести.

Особенности развития, психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

5.

Нарушения в соматическом развитии. Категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательная система человека. Детский церебральный паралич. Сущность нарушения, специфика двигательного развития. Причины ДЦП.

Структура двигательного дефекта при ДЦП: наличие параличей и парезов, нарушение мышечного тонуса, повышение сухожильных и периостальных рефлексов, синкинезии, недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов, несформированность реакций равновесия и координации движений, насильственные движения, защитные, патологические и позотонические рефлексы. Формы ДЦП: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

6.

Сложные нарушения развития.



Практические занятия

10

2,3

1.

Специальные ус­ловия для детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

2.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР.

3.

Характеристика отдельных методов обучения умственно отсталых детей.

4.

Логопедическая помощь и профилактика сенсорных нарушений в школе.

5.

Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

Тема 1.2.7. Современные педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.


Содержание

2

1,2


Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.

Практические занятия

2

2


Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

Тема 1.2.8. Основы дидактики специальной педагогики.


Содержание

2

1,2


Принципы специальной педагогики. Технологии и методы специального образования. Формы специального обучения. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе специального образования.

Тема 1.2.9.Специальная педагогика в системе социальных институтов.


Содержание

2

1,2


Современное понятие интеграции. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе. История интеграции. Россия на пути к интеграции.

Модели интегрированного обучения. Интеграция и дифференциация.

Зачет


2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

Подготовка сообщения о механизмах развития адаптационных нарушений

Составление сравнительной таблицы принципов авторитарной и гуманистической педагогики

Подбор диагностических заданий по выявлению признаков адаптационных нарушений школьников

Составление характеристики проблемного ребенка

Составление опорной таблицы по методам и принципам КРО.

Разработка памятки для педагогов и родителей по коррекции типичных нарушений в поведении младших школьников

Подбор диагностики тревожности, проведение на практике, оформление вывода об уровне тревожности детей.

Проведение на практике диагностики утомляемости и оформление вывода

Проведение диагностики отклонений поведения школьников в закрепленном классе

Составление плана индивидуальной работы по коррекции поведения одного из трудных школьников

Составление опорной схемы по профилактике асоциального поведения школьников

Разработка конспекта урока с позиции реализации коррекционно-развивающих задач

Составление социального портрета семьи школьника, имеющего проблемы в поведении

Изучение материала и подготовка письменных сообщений о педагогических системах Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера (на выбор).

Подготовка сообщения, выпуск информационного бюллетеня, изготовление информационных буклетов по теме.

Подготовка письменного сообщения об одном из видов нарушений.

Составление схемы педагогической системы специального образования для лиц с одним из видов нарушений.

48


Примерная тематика домашних заданий

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.


Раздел ПМ 2.




МДК 05.02. Методики коррекционно-развивающего образования


333

Тема 2.1. Коррекционно-развивающее обучение в общеобразовательной школе как тенденция дифференциации и интеграции образования

Содержание

4

1,2

1.

Сущность коррекционно-развивающего образования. Основные категории детей с школьными трудностями в общеобразовательной школе. Психологические основы организации коррекционно-развивающего обучения.

2.

Теоретические основы коррекционно-развивающей работы. Понятие, принципы, цели и задачи, формы и методы коррекционно-развивающей работы.

Тема 2.2. Нормативно-документальное оснащение КРО

Содержание

6

1,2

1.

Международные нормативные акты, нормативные акты, регулирующие специальное образование в Российской Федерации.

2.

Нормативные основы организации деятельности специальных образовательных учреждений.

Регулирование специального и коррекционного образования в общеобразовательном учреждении общего типа и на дому.

3.

Нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

Практические занятия

2

2

1.

Анализ ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Тема 2.3. Построение инклюзивной практики в ОУ.

Содержание

20

1,2

1.

Создание специальных условий в ОУ для получения образования детьми с ОВЗ

2.

Управление инклюзивным образовательным процессом. Функции координатора по инклюзии.

3.

Особенности интегрированного взаимодействия учителя со специалистами по коррекционной работе.

4.

Технология психолого-педагогического сопровождения детей в ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Общая технология деятельности ПМПк.

5.

Технология выявления детей с ОВЗ.

6.

Технология индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

7.

Технология психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса.

8.

Индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная образовательная программа.

9.

Технология адаптации образовательных программ для задач разноуровневого обучения.

Особенности организации учебного пространства и учебного процесса в инклюзивном классе.

10.

Организация адаптационного периода в инклюзивном классе. Организация обучения с учетом стиля освоения учебного материала.

Лабораторные работы

2

2,3

1.

Технология организации инклюзивного процесса в начальных классах общеобразовательной школы.

Практические занятия

26

2,3

1.

Анализ положения о ПМПк

2.

Анализ АООП НОО школы.

3.

Составление примерной коррекционной программы для ребенка с дезадаптацией.

4.

Сравнительный анализ программы коррекционной работы и индивидуальной АОП.

5.

Анализ ИОМ ребенка с ОВЗ

6.

Разработка ИОМ ребенка с ОВЗ

7.

Анализ структуры АОП для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в инклюзивном классе

8.

Разработка АОП для ребенка с ОВЗ

9.

Составление индивидуального образовательного плана

10.

Разработка рабочей программы учебного курса для инклюзивного класса

Тема 2.4. Проектирование и анализ урока в инклюзивном классе.

Содержание

2

1,2

1.

Требования у режиму организации урока в инклюзивном классе.

Лабораторные работы

2

2

1.

Наблюдение урока в инклюзивном или коррекционном классе.

Практические занятия

8

2,3

1.

Анализ конспекта занятия в инклюзивном классе.

2.

Разработка фрагментов урока при работе с детьми с ОВЗ

3.

Разработка урока в инклюзивном классе

4.

Разработка урока в инклюзивном классе (с детьми с ЗПР)

Тема 2.5. Методика обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями

Содержание

6

1,2

1.

Технология развития фонематических процессов и предупреждения фонетической дисграфии.

2.

Технология преодоления нарушений грамматического строя речи при изучении орфографии, грамматики, элементов синтаксиса.

3

Методика обучения отдельным языковым темам школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Практические занятия

16

2,3

1.

Характеристика звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и особенности его применения в коррекционной школе

2.

Планирование уроков обучения грамоте в добуквенный и букварный периоды с детьми с нарушением интеллекта

3.

Предупреждение дисграфии при изучении фонетики.

4.

Изучение системы практических грамматических упражнений в коррекционной школе.

5.

Методика формирования письменной речи при работе с детьми с ОВЗ.

6.

Планирование уроков русского языка в инклюзивных и коррекционных классах с детьми с ЗПР и умственной отсталостью.

7.

Технология преодоления недостатков фонетического развития при обучении чтению.

8.

Анализ программ и учебников по русскому языку и определение их коррекционно-развивающего потенциала.

Контрольная работа

2

2

Тема 2.6. Коррекционно-развивающие технологии в обучении математике

Содержание

12

1,2

1.

Формы коррекционно-развивающей помощи детям группы риска по математике.

2.

Дискалькулия как специфическое расстройство школьных навыков. Коррекция дискалькулии.

3.

Особенности планирования учебного материала по математике в классах коррекционно-развивающего обучения

4.

Требования к уроку математики в начальной школе, осуществляющей образовательную деятельность по модели инклюзивного образования.

5.

Формирование у младших школьников понятия натурального числа как педагогическая задача

6.

Система формирования у младших школьников навыков умножения и деления натуральных чисел

Лабораторные работы

2

2,3

1.

Методическая обеспеченность учебного процесса в коррекционной школе

Практические занятия

12

2,3

1.

Составление плана индивидуального занятия по развитию познавательных процессов

2.

Анализ конспекта урока математики для детей с умственной отсталостью

3.

Моделирование деятельности учителя при подготовке и проведении урока математики

4.

Вычисления в структуре математической деятельности младших школьников

5.

Специфика методического подхода к обучению решению арифметических задач

6.

Изучение элементов геометрии в развитии пространственных представлений у младших школьников

Контрольная работа

2

2,3

Тема 2.7. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями




Тема 2.7.1. Общие вопросы теории и методики игры

Содержание

6

1,2

1.

Детская игра: природа детской игры, этапы развития, классификация детских игр

2.

Детская игра и детская игрушка. Игра в системе других видов деятельности

3.

Диагностико-прогностическая основа включения игры в образовательный процесс. Игровая позиция педагога

Практические занятия

4

2,3

1.

Экспертиза детской игры

2.

Технология конструирования и реализации игровых программ.

Тема 2.7.2. Игровые программы в оздоровительно-коррекционной работе с младшими школьниками

Содержание

4

1,2

1.

Роль игры в коррекции отдельных недостатков физического развития школьников

2.

Принципы разработки и формы реализации игровых коррекционно-оздоровительных программ

Практические занятия

14

3

1.

Особенности организации подвижных игр

2.

Проведение игровых комплексов утренней гимнастики

3.

Планирование физминуток различной направленности

4.

Разработка игровой программы коррекционно-оздоровительной направленности

5.

Разработка примерной программы игровой коррекции дефектов осанки, плоскостопия и т.д.

6.

Изучение двигательной активности учащихся начальных классов

7.

Использование потенциала народных игр в коррекционно-педагогической деятельности

Тема 2.7.3. Игра и учебная деятельность младших школьников

Содержание

4

1,2

1.

Психолого-педагогические особенности игры и учебной деятельности. Общеучебные интеллектуальные умения.

2.

Диагностика успешности младших школьников по мерам оказываемой им помощи, по уровням выполнения контрольных заданий

Практические занятия

8

2,3

1.

Причины затруднений школьников при овладении учебной деятельностью

2.

Адресная помощь детям в учебной деятельности

3.

Составление примеров определения успешности школьников в учебной деятельности

4.

Подбор и составление игр по профилактике и коррекции недостатков учебной деятельности младших школьников

Тема 2.7.4. Использование игр для коррекции недостатков личностного развития младшего школьника

Содержание

10

1,2

1.

Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста. Структура самосознания (когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой компоненты)

2.

Типы неконструктивного поведения младших школьников с недостатками личностного развития

3.

Специфические возможности различных типов игр в коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников

4.

Методика использования игры в коррекции недостатков личностного развития младших школьников

5.

Игровой тренинг как ведущий метод работы с учащимися группы риска. Требования к материально-техническим условиям проведения занятий.

Практические занятия

22

2,3

1.

Подбор игр для педагогической диагностики недостатков личностного развития младших школьников

2.

Изучение опыта игровой коррекции недостатков личностного развития и поведения детей

3.

Анализ потенциала структурных компонентов игры по развитию самосознания младших школьников

4.

Конструирование дидактических игр по коррекции негативных качеств личности и неконструктивного поведения младших школьников

5.

Анализ и представление русских народных игр с коррекционно-развивающими свойствами

6.

Составление системы игр для коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками

7.


Конструирование игр на основе учебного материала, ориентированных на коррекцию недостатков личностного развития младших школьников

8.

Анализ моделей учебно-воспитательного процесса с коррекционно-развивающими технологиями

9.

Моделирование учебно-воспитательного процесса (на примере одного учебного дня или учебной недели) со встроенными в его структуру коррекционно-развивающими игровыми технологиями

Контрольная работа

2

2

Тема 2.8.Технологии коррекции отклонений в психомоторном развитии.

Содержание

6

1,2

1.

Понятие коррекционной ритмики. Место и значение ритмики в системе КРО. Коррекционный потенциал ритмики.

2.

Методы и средства ритмического воспитания детей в системе коррекционно-развивающего образования. Урок ритмики.

3.

Содержание и структура занятий коррекционной ритмикой

Практические занятия

2

2

1.

Методика формирования шагового логоритма

Тема 2. 9. Диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками

Содержание

8

1,2

1.

Диагностика особенностей овладения знаниями детей с ОВЗ.

2.

Формы учета данных о динамике развития школьника.

3.

Специфика организации оценки достижений различных категорий учащихся.

4.

Психолого-педагогическая диагностика эффективности коррекционно-развивающей работы в школе. Критерии и показатели эффективности.

Практические занятия

2

2,3

1.

Анализ ситуаций оценки учебных достижений учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 2.10. Коррекционно-развивающая деятельность и личность учителя

Содержание


1,2

1.

Общие требования к профессионально-педагогической коррекционно-развивающей деятельности учителя.

4

2.

Готовность учителя к работе по программам КРО

Защита портфолио

2

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

Изучение международных нормативно-правовых актов, регулирующих обучение и воспитание детей с ОВЗ

Анализ содержания ФГОС НОО для детей с ОВЗ, учебных программ и учебных комплектов для начальной школы

Подбор и анализ примеров индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы, индивидуального образовательного плана для ребенка с ОВЗ

Подготовка индивидуальных сообщений о дисграфии и дискалькулии и их коррекции

Изготовление сенсорных панелей для ребенка с ОВЗ

Анализ содержания отдельных тем программ и примерных конспектов уроков по математике и русскому языку в специальной щколе 8-го вида

Разработка и оформление индивидуального наглядного материала для ребенка с умственной отсталостью

Разработка примерных конспектов уроков в инклюзивном и коррекционном классах

Создание игротеки подвижных игр для младших школьников

Разработка комплекса утренней гимнастики для учащихся

Подбор игр коррекционной направленности

111


Примерная тематика домашних заданий

Систематическая проработка конспектов занятий; работа с учебной, методической литературой, интернет-источниками.

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Раздел ПМ 3.


60

МДК 05.03. Основы специальной психологии


40

Тема 3.1.Введение в специальную психологию


6

Тема 3.1.1. Специальная психология как наука и учебный предмет

Содержание

4


1,2


1.

Предмет, задачи специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками

2.

Проблема нормы и патологии в специальной психологии. Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии.

Практические занятия

2

3

1.

Факторы психического развития человека

Тема 3.2. Аномальное развитие


12


Тема 3.2.1. Понятие «аномального развития» в специальной психологии

Содержание

10

1, 2

1.

Понятие «аномального развития» в специальной психологии. Л.С.Выготский о сложной структуре аномального развития. Понятие об аномальном и коррекционном развитии

2.

Первичный дефект и вторичные отклонения в структуре развивающейся личности ребенка

3.

Актуальный уровень развития, зона ближайшего развития

4.

Сенсорная, интеллектуальная, социальная депривация

5.

Понятия компенсации, коррекции, адаптации в специальной психологии

Практические занятия

2

3

1.

Диагностическое обследование ребенка с ОВЗ

Тема 3.3. Типология отклоняющегося развития


14


Тема3.3.1. Недостаточное развитие

Содержание

6

1, 2

1.

Тотальное недоразвитие: психологические особенности детей с тотальным недоразвитием

2.

Задержанное психическое развитие: психологические особенности детей с задержанным развитием

3.

Парциальная несформированность высших психических функций: психологические особенности детей с парциальной несформированностью высшихпсихических функций

Тема 3.3.2. Асинхронное развитие

Содержание

2

1,2

1.

Дисгармоничное развитие: психологические особенности детей с дисгармоничным развитием. Искаженное развитие: психологические особенности детей с искаженным развитием

Тема 3.3.3. Дефицитарное развитие

Содержание

4

1,2

1.

Раннее дефицитарное развитие: психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

2.

Раннее дефицитарное развитие: психологические особенности детей с нарушением зрения, слуха

Практические занятия

2

3

1.

Составление характеристики ребенка с ОВЗ

Тема 3.4. Профилактика и коррекция психических нарушений


8


Тема 3.4.1. Основы профилактической и коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии

Содержание

8

1,2

1.

Профилактика психических нарушений

2.

Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии

3.

Основы олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии

4.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Психологическая коррекция детско-родительских отношений в семье с ребенком ОВЗ

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.

Методы специальной психологии

Периоды нормального функционирования психики (возрастная периодизация)

Базовые составляющие психического развития: произвольность психической активности; пространственные и пространственно-временные представления; базовая аффективная регуляция

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Основные направления современной развивающей и коррекционной работы

20


Примерная тематика домашних заданий

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Раздел ПМ 4.



120

МДК 05.04. Основы логопедии с практикумом


80

Тема4.1.

Понятие и сущность коррекционно-логопедической работы

Содержание

2

1

1.

Понятие коррекционно-логопедической работы, её аспекты, цели, содержание. Принципы анализа речевых нарушений, их причины, виды. классификация

Тема 4.2.

Особенности развития речи детей

Содержание

2

1, 2

1.

Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности её развития. Характеристика этапов становления речи. Критические периоды в развитии речи.

Тема 4.3.

Специфика работы с детьми с нарушениями речи

Содержание

2

1

1.

Задачи коррекционной работы. Взаимодействие с логопедом, родителями.

Практические занятия

2

2

1.

Анализ содержания коррекционной работы

Тема 4.4.

Речевые нарушения. Недостатки звукопроизношения.

Содержание


1

1.

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей. Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения.

2

Тема 4.5.

Дислалия

Содержание

2

1

1

Механическая и функциональная дислалия. Специфика индивидуальной работы с детьми с дислалией.

Практические занятия

4

2, 3

1.

Индивидуальная работа с детьми с дислалией.

2.

Артикуляционная гимнастика

Тема 4.6.

Дизартрия

Содержание

2

1,2

1.


Понятие, формы дизартрии. Основные направления коррекционной работы. Специфика индивидуальной работы с детьми с дизартрией. Содержание и последовательность работы.

Практические занятия

4

3

1-2.

Приёмы работы в группе детей с дизартрией.

Тема 4.7.

Ринолалия

Содержание

2

1,2

1.


Понятие, формы ринолалии. Задачи и содержание коррекционной работы. Этапы усвоения правильных навыков звукопроизношения

Практические занятия

4

3

1-2.

Методы и приёмы работы в группе детей с ринолалией

Тема 4.8.

Алалия

Содержание

2

1,2

1.

Понятие, особенности, причины, вызывающие нарушения формирования речи. Формы алалии, их характеристика

Практические занятия

4

3

1-2.

Составление индивидуальных планов работы с детьми с алалией.

Тема 4.9.

Афазия

Содержание

4

1,2

1.

Понятие, причины, формы, виды афазии. Логопедическая помощь.

2.

Направления коррекционной работы. Особенности восстановления речи.

Практические занятия

2

2,3

1.

Индивидуальная работа с детьми, имеющими детскую афазию

Тема 5.0. Общее недоразвитие речи детей


Содержание

4

1,2

1.

Понятие ОНР, его проявление, уровни речевого развития, их характеристика.

2.

Основные направления коррекционной работы. Содержание, формы, методы работы.

Практические занятия

4

2,3

1.

Обследование речи детей с ОНР. Подбор заданий и упражнений

2.

Составление планов работы с детьми с ОНР, их анализ

Тема 5.1. Специфика работы с заикающимися детьми

Содержание

4

1,2

1.

Понятие заикания, проявление, причины возникновения, формы заикания.

2.


Обследование заикающихся детей (медицинское, психологическое, логопедическое ). Направления коррекционной работы, комплексный подход.

Практические занятия

4

2,3

1-2.

Составление плана проведения консультации с родителями заикающихся детей

Тема 5.2. Нарушения темпа речи детей

Содержание

2

1,2

1.


Характеристика темпа речи и его нарушений. Тахилалия, понятие, причины возникновения. Коррекционная работа с детьми по устранению тахилалии.

Брадилалия, понятие, причины возникновения. Коррекционая работа по устранению брадилалии.

Практические занятия

4

2,3

1.

Предупреждение нарушений темпа речи у детей.

2.

Составление тезисов доклада для родителей на тему: как предупредить нарушения темпа речи у детей.

Тема 5.3. Нарушения письма и чтения у детей

Содержание

4

1,2

1.

Нарушения письменной речи детей.

2.


Выявление нарушений письма и чтения. Обследование письма, обследование чтения, анализ ошибок письма и чтения у детей. Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения

Практические занятия

4

2,3

1.

Подбор и анализ текстов для обследования письма и чтения у первоклассников

2.

Опыт работы педагогов по устранению нарушений письма и чтения

Тема 5.4. Нарушения речи у детей с недостатками слуха

Содержание

2

1,2

1.

Нарушение речи у детей с недостатками слуха. Классификация, обследование, особенности речи. Основные направления коррекционной работы со слабослышащими

Практические занятия

2

2,3

1.

Анализ содержания упражнений для детей с нарушениями слуха

Тема 5.5. Нарушения голоса

Содержание

2

1,2

1.

Нарушение голоса. Виды нарушений, восстановление голоса. Коррекционная работа.

Тема 5.6. Основные направления обучения детей с отклонениями в развитии

Содержание

2

1,2

1.

Основные направления коррекционного обучения детей с отклонениями в развитии

Практические занятия

2

3

1.

Подбор и анализ заданий для детей с отклонениями в развитии

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4.

Составить таблицу: виды речевой патологии

Записать на практике примеры звуковых нарушений речи детей; подобрать упражнения по звукопроизношению

Составить опорный конспект речевых нарушений

Подбор и анализ текстов для пальчиковой гимнастики

Подобрать и систематизировать дидактические игры логопедического характера

Оформление консультаций для родителей, изготовление папок-передвижек

40


Примерная тематика домашних заданий


Раздел ПМ 5.



84

МДК 05.05. Основы невропатологии детского возраста


56

Тема 5.1.

Предмет, задачи невропатологии детского возраста

Содержание

2

1.

Предмет, задачи невропатологии. Из истории невропатологии. Основоположники отечественной невропатологии. Значение дисциплины в общей и специальной педагогике

1

Тема 5.2. Анатомия и физиология нервной системы


Содержание

2

1,2

1.


Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Общая невропатология. Функциональная деятельность различных отделов головного и спинного мозга

Тема 5.3. Клинические методы неврологического исследования

Содержание

2

1

1.

Анамнез. Осмотр, исследование неврологического статуса

Тема 5.4. Функциональные и инструментальные методы исследования

Содержание

2

1,2

1.

Функциональные методы исследования. Инструментальные методы исследования

Тема 5.5. Неврологические симптомы и синдромы

Содержание

4

1, 2

1-2.

Расстройства движений и чувствительности, сенсорные нарушения

Тема 5.6. Основные заболевания нервной системы

Содержание

4

1, 2

1.

Заболевания нервной системы. Этиология, патогенез.

2.

Инфекционные заболевания нервной системы. Нейроинфекции. Энцефалит, полиомиелит

Тема 5.7. Посттравматические заболевания нервной системы

Содержание

2

1, 2

1.

Посттравматические заболевания нервной системы: родовые травмы, ушибы, сотрясения мозга

Тема 5.8. Внутриутробное поражение нервной системы

Содержание

4

1, 2

1.

Врождённые аномалии. ДЦП: формы, симптомы.

2.

Гидроцефалия, микроцефалия, проявления и исходы.

Тема 5.9. Функциональные нарушения нервной системы.

Содержание

12

1,2

1.

Причины нервных детских болезней.

2.

Неврастения, истерия. Клинические проявления и исходы.

3.

Неврозы, общая характеристика, причины.

4.

Невроз страха, определение, клиника, профилактика

5.

Невроз навязчивых состояний, проявления, профилактика

6.

Энурез, нервная анорексия, проявления, профилактика

Практическое занятие

4

2,3

1.

Решение ситуаций по функциональным нарушениям нервной системы

Тема 6.0. Речевая моторика и её расстройства

Содержание

10

1,2

1.

Аффективно-респираторные приступы, их проявления, профилактика

2.

Нарушения речи, их проявление на разных этапах развития , профилактика

3.

Нарушения сна (ночные кошмары, ночные страхи, сомнамбулизм, психопатия)

4.

Логоневроз, причины, проявления, предупреждение заикания у детей

5.

Речевые расстройства у детей (тахилалия, брадилалия).

Практические занятия

6

2,3

1.

Роль семьи в преодолении заикания. Выработка рекомендаций для родителей

2.

Анализ дидактического материала для профилактики речевых расстройств

3.

Проведение речевых упражнений

Зачётный урок

2

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 5.

подготовка сообщений из истории невропатологии

подготовить письменные сообщения об одном из заболеваний на выбор (энцефалит, полиомиелит, эпилепсия)

подобрать из дополнительной литературы примеры истерии, неврозов

разработать рекомендации для родителей по предупреждению заикания у детей

28


Примерная тематика домашних заданий

знать теоретический материал, пользуясь записями лекций

чтение дополнительной учебной и специальной литературы по изучаемым темам

подготовка к практическим занятиям

Учебная практика – не предусмотрена

Виды работ




Примерная тематика курсовых работ (проектов)




Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

Виды работ

Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, классе, знакомство с работой учителя (изучают методический фонд класса, школы, учителя, имеющиеся технические средства обучения и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты).

Наблюдение работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ.

Разработка конспектов пробных уроков и индивидуальных (индивидуально-групповых) коррекционно-развивающих занятий.

Проведение пробных уроков и занятий. Самоанализ.

Посещение и анализ пробных уроков и занятий других практикантов.

Ведение школьной документации.

Проведение диагностики учебных достижений школьников.

Осуществление исследовательской деятельности в рамках профессионального модуля.

84

Всего

825










4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: педагогики и психологии.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-экспозиционный экран;

-компьютер с лицензированным программным обеспечением;

-мультимедиапроектор.


Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники:

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316с.

  2. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник. – М.: «Академия», 2006. – 400с.

  3. Логопедия: учебник для студ.дефектол. фак. пед.высш.учеб.заведений/ под ред. Л.С.Волковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 703с.

  4. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 384 с. 

  5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед.училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 «Образование» /И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2006.- 350с.


Учебные пособия:

  1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. - 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400с.

  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования.— М.: Академия, 2012. — 224 с.

  3. Гуровец Г.В. Детская невропатология: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений/ под ред. проф. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. 303 с.

  4. Каирова Л.А. Коррекционно-развивающие технологии в обучении математике [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Барнаул: АлтГПУ, 2016.

  5. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320с.

  6. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

  7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. —– М.: Сфера, 2008. – 224с.

  8. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.

  9. Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. и др.; Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

  10. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.


Нормативные документы:


  1. Конвенция ООН о правах ребенка. Права ребенка. Основные международные документы. - М., 1992.

  2. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

  3. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

  4. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Проспект, 2013. – 160с.


Дополнительные источники:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебн. пособие. - М.: Академия, 2001. - 248с.

  2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006. – 80с.

  3. Барков В.А., Полещук А.М., Тихон Д.В. Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы: Учеб.-метод. пособие / под ред. В.А. Баркова. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 107с.

  4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

  5. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: Сфера, 2006. – 15с.

  6. Воловская М.Л. Эпидемиология с основами инфекционных болезней. – М.: Медицина, 2004. – 363с.

  7. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

  8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб: Издательство «Лань», 2003. – 656с.

  9. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272с.

  10. Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие/ Под научн. ред. И.Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2005. – 201с.

  11. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении: Методические рекомендации. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. -73с.

  12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

  13. Защиринская О.В.Семья и ребенок с трудностями в общении. – М.: Сфера, 2010. – 214с.

  14. Коррекционная и специальная педагогика: Учебн. пособие для студ.сред. пед. учебн.заведений/ Автор-составитель: Андреева А.И. – Азов, 2012. – 168с.

  15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб: Речь, 2001. – 220с.

  16. Мозговой В.М., Яковлева А.А., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Академия, 2006. – 220с.

  17. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2009. - 256с.

  18. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации/ Отв.ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92с.

  19. Пузанов Б.П., Селиверстов С.Н., Шаховская С.Н., Костенкова Ю.А. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.

  20. Разработка и реализация индивидуальной образователь­ной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекоменда­ции для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоно­вой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

  21. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48с.

  22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.

  23. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. -158с.

  24. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В.Алехиной, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156с.

  25. Создание специальных условий для детей с нарушения­ми зрения в общеобразовательных учреждениях: Методиче­ский сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсо­новой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.

  26. Создание специальных условий для детей с нарушения­ми опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехи­на // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 64 с.

  27. Создание специальных условий для детей с нарушения­ми слуха в общеобразовательных учреждениях: Методичес­кий сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсо­новой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.

  28. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб: Питер, 2005.- 304с.

  29. Усов И.Н. Спутник педиатра. – М.: Беларусь, 2006. – 368с.

  30. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего образования. – 2001. – 85с.

  31. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с.


Интернет-ресурсы

1. http://www.disabilityrights.org/glossary.htm - коррекционная педагогика: словарь терминов. Словарь терминов, используемых в западных странах в области специального образования.

2. http://www.disgraphik.narod.ru - дисграфия: подборка материалов. Материалы по дисграфии - сложному явлению нарушения письма у людей разного возраста. Общая информация о проблеме. Советы специалистов. Подборка тематических статей. Обзор литературы. Форум.

3. http://home.tula.net/tgpu/resources/specpsy/sp2.htm - 01.01. - лекция о задержке психического развития.

4. http://www.kidsolr.com/specialeducation/ - материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр. Коллекция адресов и ссылок на интернет-ресурсы зарубежных учреждений и организаций, оказывающих помощь детям с особыми образовательными потребностями и их семьям. 5. http://www.aacap.org/publications/factsfam/ld.htm - описание психических особенностей детей с трудностями в обучении (по международной классификации).

6. http://nevromed.ru/zabol/sdv1.htm - материал по синдрому гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) у детей: современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности.

7. http://azps.ru/tests/ - психологические тесты


Учебники для начальной школы

  1. Учебно-методические комплекты по программе «Школа России» для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.).

  2. Учебно-методические комплекты по программе «Перспектива» для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.).


Отечественные журналы:

  1. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа».

  2. Научно-методический журнал «Начальная школа».



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Обучение по МДК профессионального модуля проводится в полном соответствии с требованиями нового Федерального Государственного образовательного стандарта. В ходе теоретического изучения профессионального модуля осуществляется организация соответствующих видов практики, которые проводятся концентрированно, что позволяет обучающимся «погрузиться» в профессиональную деятельность, максимально приближенную к реальным условиям.

Изучению профессиональных модулей предшествует освоение учебных дисциплин: педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, профессиональных модулей Классное руководство, Организация внеурочной деятельности, Преподавание по программам начального общего образования.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам:

  • высшее педагогическое образование по педагогическим специальностям, знание теоретических и прикладных аспектов методической работы в начальной школе.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

  • высшее педагогическое образование по педагогическим специальностям, владение опытом педагогической деятельности в начальной школе и опытом организации методической работы.
















5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Определять цели и задачи, планировать уроки и занятия в системе коррекционно-развивающей работы.

-определение цели и задач уроков и занятий в соответствии с требованиями образовательных стандартов для детей с ОВЗ, примерных программ НОО;

-аргументированность выбора методики (технологии) проведения урока;

-качество составленного конспекта (технологической карты) урока и коррекционно-развивающего занятия.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.


Зачет по производственной практике профессионального модуля.


Комплексный экзамен по профессиональному модулю.


Защита портфолио.

Проводить уроки и занятия с коррекционно-развивающими технологиями.

-использование различных форм и методов организации учебной деятельности учащихся на уроке;

-аргументированность использования ИКТ, индивидуальных средств обучения;

-выполнение требований техники безопасности на уроках.

Оценивать процесс и результаты обучения.

-аргументированность выбора диагностических методик по определению уровня обученности детей с ОВЗ;

-рациональность планирования и организации педагогического контроля;

-осуществление анализа и оценивания продуктов детской деятельности.

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам коррекционно-развивающего образования.

-соблюдение требований и норм к разработке и оформлению конспекта (технологической карты) урока и занятия;

-соблюдение требований к разработке нормативной документации (индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы, индивидуального образовательного плана, адаптированной программы по предмету, игровых программ);

-соблюдение требований к ведению дневника практики.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

- аргументированность выбора УМК на основе анализа образовательных стандартов, примерных и вариативных программ начального образования, учебников по предметам начальной школы;

- обоснованность корректировки примерной программы при разработке рабочей программы и учебно-тематического планирования по предмету в соответствии с ФГОС НОО.

- соответствие разработанных учебно-методических материалов возрастным особенностям, особенностям класса и отдельных обучающихся, целям образовательной деятельности.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

-соблюдение требований СанПиН и положения о кабинете начальных классов при моделировании предметно-развивающей среды;

-соответствие макета паспорта кабинета требованиям к его структуре;

-обоснованность использования различных форм и способов создания предметно-развивающей среды кабинета.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- аргументированность рецензий статей периодических педагогических изданий, Интернет-ресурсов по проблемам НОО.

- соответствие выполненной на основе изучения педагогического опыта и образовательных технологий в области НОО методической продукции предъявляемым требованиям.

- рациональность подбора источников и способов обогащения педагогического опыта для самосовершенствования педагогического мастерства;

- аргументированность оценки педагогической деятельности учителей начальных классов и используемых образовательных технологий;

-адекватность самооценки педагогической деятельности.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

- соблюдение требований к оформлению отчетов, различных видов методической продукции;

- вариативность и эффективность презентации результатов педагогической деятельности;

- выполнение портфолио педагогических достижений с применением ИКТ.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

- целесообразность выбора направлений педагогического исследования и проектирования;

- соответствие подобранных методов и методик педагогического исследования и проектирования их целям и задачам;

- соблюдение требований к оформлению результатов исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- убежденность в правильности выбора профессии.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области педагогической деятельности;

- оценка эффективности и качества их выполнения.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области педагогической деятельности.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск, анализ и оценка необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- работа с мультимедийным оборудованием, интерактивными досками;

- создание мультимедийных материалов.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- конструктивное взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- постановка цели, побуждение и организация деятельности обучающихся;

- осуществление контроля за деятельностью обучающихся.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- анализ инноваций в образовании.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

- соблюдение норм охраны жизни и здоровья детей;

- соблюдение в профессиональной деятельности здоровьесберегающих технологий.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

- соблюдение норм охраны жизни и здоровья детей;

- соблюдение в профессиональной деятельности здоровьесберегающих технологий.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лесникова Ольга Сергеевна, Панова Наталья Юрьевна

Дата: 20.11.2017

Номер свидетельства: 439751

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства