Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Операционные системы, среды и оболочки"»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07 Операционные системы, среды и оболочки
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина входит в состав общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;
работать в конкретной операционной системе;
работать со стандартными программами операционной системы;
устанавливать и сопровождать операционные системы;
поддерживать приложения различных операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
состав и принципы работы операционных систем и сред;
понятие, основные функции и типы операционных систем;
машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление памятью;
машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;
принципы построения операционных систем;
способы организации поддержки устройств, драйверов оборудования;
понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающегося должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
94,5
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
63
в том числе:
практические занятия
28
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
31,5
в том числе:
подготовка сообщений, рефератов по тематике учебных занятий;
решение расчетных задач;
другие виды самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Операционные системы, среды и оболочки
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Осваиваемые элементы компетенций
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Общие понятия операционных систем.
20
Тема 1.1. Основные понятия, идеи и функциональные компоненты операционных систем.
Содержание учебного материала
ОК 01.–
ОК 07.
ПК 1.2 –
ПК 1.5
1
1.
Введение. Определение операционных систем. Понятие, основные функции и типы операционных систем. Состав и принципы работы операционных систем и сред.
2
2.
Машинно-зависимые свойства операционных систем: обработка прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление памятью.
2
ОК 01.–
ОК 07.
1
3.
Машинно-независимые свойства операционных систем: работа с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов.
2
ОК 01.–
ОК 07.
1
Тема 1.2. Основные понятия, идеи и функциональные компоненты операционных систем.
Содержание учебного материала
2
ОК 01.–
ОК 07. ПК 1.2
1
1
Определение и виды файловых систем. Задачи файловой системы. Файловая система FAT, FAT16, FAT32. Основные преимущества и недостатки. Среды установки. Характеристики.
2
Файловая система NTFS. Версии файловой системы NTFS. Поддержка операционными системами файловой системы NTFS. Версионность. Среды установки. Способы форматирования. Преимущества и недостатки.
2
ОК 01.– ОК 07.
2
Практические работы
1.
Использование средств операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники.
2
2.
Организация работы с разнотипными файлами в операционной системе
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение (написание сообщений, изготовление презентаций); Подготовка к выполнению тестов.
6
Раздел 2.
Операционные системы семейства Windows.
28
Тема 2.1. Первые операционные системы Windows.
Содержание учебного материала
2
1.
Принципы построения операционных систем. Однопользовательские, однозадачные операционные системы. История и классификация операционных систем семейства Windows. Работа с операторами. Организация работа с несколькими пользователями. Интерфейс. Краткие сведения об архитектуре. Основные особенности. Диспетчер программ. Диспетчер файлов.
ОК 01,
ОК 04,
ОК 08,
ПК 1.2
1
2.
Первая дисковая операционная системы MS-DOS. Её основные команды и принципы работы с файлами и каталогами. Краткая история. Основные составные части. Файловая система. Загрузка и инициация DOS.
2
ОК 01 - 05,
ПК 4.1.
1
Практические занятия
1.
Организация работы с командами, файлами и папками в MS-DOS.
2
2.
Организация работы с файловым менеджером Total Commander
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
Подготовка к выполнению лабораторных работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу,
Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение (написание сообщений, изготовление презентаций)
6
Тема 2.2. Операционные системы WindowsNT.
Содержание учебного материала
1.
Операционная система Windows XP. Преимущества и недостатки. Диспетчер устройств. Бренмауэер. Организация многользовательского доступа. Рабочий стол. Работа с файлами и каталогами. Сервис-паки. Драйверы. Понятие виртуальных машин. Панель управления. Совместимость.
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 05, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.4
ПК 4.1. ПК 4.4
2
2.
Реестр Windows XP. Принципы работы с реестром; программы для работы с реестром. Файлы реестра. Описание разделов реестра.
2
ОК 05, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.4
ПК 4.1. ПК 4.4
2
Практические занятия
1.
Исследование операционных систем семейства Windows NT
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;
Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение (написание сообщений, подготовка перезентаций); Подготовка к выполнению тестов.
6
Раздел 3.
Современная система Windows.
18
Тема 3.1.
Window 7-10.
Содержание учебного материала
1.
Windows 7. Возможности. Удаленные компоненты. Безопасность. Совместимость. Аппаратные требования. Обратная совместимость. Драйверы и система обновления программных компонентов. Многозаданость и многопользовательская организация.
2
ОК 01 -
ОК 07,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.5
ПК 3.3
1
2.
Windows 8. Возможности. Удаленные компоненты. Безопасность. Аппаратные требования. Обратная совместимость. Драйверы и система обновления программных компонентов. Многозаданость и многопользовательская организация.
2
2
3.
Windows 10. Возможности. Интерфейс и редакции системы. Стили оформления. Удаленные компоненты. Безопасность. Аппаратные требования. Обратная совместимость. История разработки. Редакции операционной системы. Драйверы и система обновления программных компонентов. Многозаданость и многопользовательская организация.
2
2
Практические занятия
1.
Исследование операционной системы Window 7. Знакомство с графическим интерфейсом, изучение прикладных программ.
2
2.
Анализ системных требований, анализ преимуществ. Способы работы с файлами и папками в Window 7.
2
3.
Исследование операционной системы Window 10. Знакомство с графическим интерфейсом, изучение прикладных программ.
2
4.
Установка и сопровождение операционных систем.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов.
Изучение информационно-справочной литературы.
Подготовка сообщения на тему: «Window 7 – самая распространенная операционная система в мире».
Подготовка сообщения на тему: «Почему лучше иметь лицензионное программное обеспечение?».
Подготовка сообщения на тему: «Организация поддержки устройств и драйверов оборудования в Windows 7».
4
Раздел 4.
Mas OS.
8
Тема 4.1. Операционная система MasOS.
Содержание учебного материала
1.
Операционная система для персональных компьютеров компании Macintosh. Графические и программные возможности операционной системы. Совместимость системы. Особенности системы. Хронология версий системы.
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 07,ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.4
ПК 4.1, ПК 4.4
2
Практические занятия
1.
Знакомство с операционной системой Mac OS. Анализ способов работы с файлами и папками в операционной системе Mac OS.
2
2.
Анализ программного обеспечения, способы реализации пользовательских задач.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов.
Изучение информационно-справочной литературы.
Подготовка сообщения на тему: «Компания Apple и гаджеты, которые она разрабатывает».
Подготовка сообщения на тему: «Стивен Джобс. Человек и инноватор».
2
Раздел 5.
UNIX.
12,5
Тема 5.1. Операционные системы UNIX.
Содержание учебного материала
1.
Понятие систем с открытым кодом. Структура системы UNIX. Понятие UNIX-подобные. Каталоги и файлы. Основные понятия и компоненты. Стандартные файлы. Системное администрирование. Файловые системы
2
ОК 01-ОК 09,
ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 4.4
2
2
Мобильные операционные системы. Способы организации поддержки устройств, драйверов оборудования. Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.
2
ОК 01-ОК 09,
ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 4.4
2
Практические работы
1.
Знакомство с операционной системой Unix и ядром Linux
2
2.
Анализ поддержки приложения различных операционных систем. Исследование возможностей различных мобильных операционных систем.
2
Контрольная работа по теме «Операционные системы, среды и оболочки»
1
Самостоятельная работа
Проработка конспектов. Изучение информационно-справочной литературы.
Подготовка сообщения на тему: «Способы работы в Linux. Организация поддержки устройств и драйверов оборудования». Подготовка сообщения на тему: «Создание операционной системы UNIX».
Подготовка сообщения на тему: «Linux как пример ядра системы UNIX».
3,5
Раздел 6. Среды и оболочки операционных систем.
8
Тема 6.1. Виды и назначения мобильных операционных систем.
Содержание учебного материала
2
1.
Диалоговые мониторы. Монитор PCTools. Запуск, файловые функции. Приложения, расширяющие функции операционных систем – менеджеры рабочего стола, эмуляторы. Параметры командных строк. Панели. Настройка системных панелей. Меню файлов и меню команд.
ОК 01-ОК 09,
ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 4.4
2
2.
Оболочки и их графические аналоги для Windows. Программная оболочка Dosshell. Операции с файлами и деревом каталогов. Запуск программ. Использование интерактивного справочника.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники
Текущий контроль:
экспертное наблюдение и оценка выполнения всех практических работ;
оценка выполнения самостоятельной работы;
оценка выполнения контрольной работы.
Работать в конкретной операционной системе
Текущий контроль:
экспертное наблюдение и оценка выполнения всех практических работ
Работать со стандартными программами операционной системы
Текущий контроль:
экспертное наблюдение и оценка выполнения всех практических работ
Устанавливать и сопровождать операционные системы
Текущий контроль:
- экспертное наблюдение и оценка выполнения всех практических работ
Поддерживать приложения различных операционных систем
Текущий контроль:
- экспертное наблюдение и оценка выполнения всех практических работ
Знания:
Состав и принципы работы операционных систем и сред
Текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
тестирование;
оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Понятие, основные функции и типы операционных систем
Текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
тестирование;
оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;
оценка выполнения контрольной работы.
Машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление памятью
Текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
тестирование;
оценка выполнения контрольной работы.
Машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов
Текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы,
Принципы построения операционных систем
Текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
тестирование;
оценка выполнения контрольной работы.
Способы организации поддержки устройств, драйверов оборудования
Текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
тестирование
Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса
Текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;