kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к дисциплинам общепрофессионального цикла.

 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

знать:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

- механические испытания образцов материалов;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине

ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

для профессии

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)


























г. Добрянка, 2025 г.



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).



Организация–разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»




Разработчик: Катаева Елена Ивановна, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»





Согласовано методическим советом техникума

Протокол № __________ от «____» _____________________ 2025 г.





































СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

  3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8












































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к дисциплинам общепрофессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

знать:

- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

- механические испытания образцов материалов;

В результате изучения дисциплины «Материаловедение» формируются компетенции, такие как ОК 1-6.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Объем образовательной программы дисциплины 36 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы дисциплины

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


     теоретические занятия

14

практические занятия

22

консультации

2

Промежуточная аттестация (ЭКЗАМЕН)

6



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Формируемые компетенции

РАЗДЕЛ 1 КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

11

ОК 1-6.

Тема 1.1

Строение и свойства

металлов и сплавов


Содержание учебного материала

2

1

Строение и свойства металлов, дефекты кристаллического строения. Механические свойства материалов. Основные методы определения механических свойств материалов, сплавы и их свойства. Диаграммы состояния I, II, III и IV рода. Сплавы железа с углеродом. Диаграмма состояния «железо-цементит»

1

2

Серый, белый, ковкий и высокопрочный чугуны .Углеродистые и легированные стали .Цветные сплавы. Бронза, латунь

1

Практические занятия

4

1

Определение твердости металлов и сплавов по Бринеллю, Викерсу

2

2

Классификация и маркировка материалов

1

3

Изучение основ термической и химико-термической обработки металлов и сплавов

1

Тема 1.2

Термическая и химическая обработка металла

Содержание учебного материала

1

ОК 1-6.

1

Отжиг, нормализация, закалка, отпуск.

1

Практические занятия

4

4

Химико-термическая обработка (цементация, азотирование, цианирование, хромирование)

2

5

Тугоплавкие и благородные металлы и сплавы

2

РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

17


Тема 2.1 Электротехнические материалы

Содержание учебного материала

2

ОК 1-6.

1

Основные сведения об электротехнических материалах. Элементы зонной теории. Общие сведения о диэлектрических материалах. Электропроводность диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Диэлектрические потери Электрическая прочность диэлектриков. Механические и термические свойства диэлектриков. Физико-химические свойства диэлектриков. Газообразные диэлектрические материалы. Жидкие диэлектрические материалы. Синтетические жидкие диэлектрики

1

2

Полиэтилен и поливинилхлорид. Полиметилметакрилат и винипласт. Фторопласт-3 и фторопласт-4. Гетинакс, текстолит, стеклотекстолит, лакоткань. Резина. Эпоксидная смола. Лаки, эмали, компаунды, клеи. Дерево, волокнистые материалы, бумага, картон. Стекло и керамика. Слюда. Активные диэлектрики

1

Практические занятия

2


6

«Изучение строения углеродистых сталей и чугунов в равновесном состоянии»

2


Тема 2.2 Полупроводниковые материалы

Содержание учебного материала

1

ОК 1-6.

1

Общие сведения о полупроводниковых материалах

1

Тема 2.3 Проводниковые материалы

Содержание учебного материала

1

ОК 1,2,4-8

1

Общие сведения о проводниковых материалах. Проводниковые материалы с высокой проводимостью. Материалы с большим удельным сопротивлением .Область применения проводниковых материалов

1

Тема 2.4 Магнитные материалы

Содержание учебного материала

1

ОК 1,2,4-8

1

Общие сведения о магнитных материалах. Магнитомягкие материалы. Магнитотвердые материалы

1

Лабораторные работы

4

1

«Обоснование выбора марок сталей, применяемых для инструментов»

2

2

«Сопоставительная характеристика цветных металлов»

2

Практические занятия

6

7

Классификация и маркировка проводниковых материалов

2

8

Классификация и маркировка проводниковых материалов

2

9

Диэлектрические материалы

2

КОНСУЛЬТАЦИИ

2


ЭКЗАМЕН

6


ВСЕГО

36



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (25 мест);

- рабочее место преподавателя (1 место);

- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Материаловедение»(25 штук);

- комплект рабочих инструментов (1шт.);

- измерительный и разметочный инструмент (по 1 шт.).

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением (15 шт.);  

- мультимедиапроектор (1 шт.) ;

- интерактивная доска (1 шт.);

- аудиосистема (1 шт.);

- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины (по 1 шт.).


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Земсков, Ю. П. Материаловедение / Ю. П. Земсков. — 2-е изд., стер. — Санкт- Петербург: Лань, 2024. — 188 с. // Лань: ЭБС — URL: https://e.lanbook.com/book/364784

Сапунов, С. В. Материаловедение / С. В. Сапунов. — 4-е изд., стер. — Санкт- Петербург: Лань, 2023. — 208 с. // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/340055

Зорин, Н. Е. Материаловедение сварки. Сварка плавлением / Н. Е. Зорин, Е. Е. Зорин. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 164 с. // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/362930

Е.Н. Соколова Материаловедение: Лабораторный практикум: учеб. Пособие для студ.-М.: Академия, 2020.-128 с.

В.А.Стуканов Материаловедение: учебное пособие.-М.: ФОРУМ. 2020-368 А.А. Черепахин Материаловедение.-М.: Академия, 2019-256 с.

В.В. Овчинников Основы материаловедения для сварщиков: учебник. -М.: Академия, 2020 – 315 с.

Дополнительные источники:

  1. П.А. Колесник, В.С. Кланица. Материаловедение на автомобильном транспорте. – М.: «Академия», 2019 г.

  2. А.М. Адаскин, В.М. Зуев. Материаловедение (металлообработка). – М.: «Академия», 2019 г., 345 стр.

Интернет-источники:

  1. Министерство образования и науки РФ www.mon. gov.ru

  2. Российский образовательный портал www.edu.ru

  3. Департамент образования Тверской области www.edu.tver.ru

  4. Тверской областной институт усовершенствования учителей www.tiuu.ru.

  5. Интернет-ресурс «Материаловедение». Форма доступа:

http://edu.vgasu.vrn.ru/SiteDirectory/UOP/DocLib13/Техническая%20механика.pdf ;  ru.wikipedia.org




4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических расчётно-графических  работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения


пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

Домашние самостоятельные работы, практические работы №1-9, лабораторные работы 1-2

- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

практическая работа №1-2, лабораторные работы №1-2

Усвоенные знания


- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);

тестирование по теме 1.1

- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

тестирование по теме 2.1

- механические испытания образцов материалов;

тестирование по теме 1.1, 2.3







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Катаева Елена Ивановна

Дата: 15.10.2025

Номер свидетельства: 675511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства