Рабочая программа по «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа по «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:относится к дисциплинам общепрофессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
- механические испытания образцов материалов;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ» для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
ОП.03 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
для профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
г. Добрянка, 2025 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Организация–разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»
Разработчик: Катаева Елена Ивановна, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Согласовано методическим советом техникума
Протокол № __________ от «____» _____________________ 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:относится к дисциплинам общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
- механические испытания образцов материалов;
В результате изучения дисциплины «Материаловедение» формируются компетенции, такие как ОК 1-6.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной программы дисциплины 36 часов, в том числе:
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Формируемые компетенции
РАЗДЕЛ 1 КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
11
ОК 1-6.
Тема 1.1
Строение и свойства
металлов и сплавов
Содержание учебного материала
2
1
Строение и свойства металлов, дефекты кристаллического строения. Механические свойства материалов. Основные методы определения механических свойств материалов, сплавы и их свойства. Диаграммы состояния I, II, III и IV рода. Сплавы железа с углеродом. Диаграмма состояния «железо-цементит»
1
2
Серый, белый, ковкий и высокопрочный чугуны .Углеродистые и легированные стали .Цветные сплавы. Бронза, латунь
1
Практические занятия
4
1
Определение твердости металлов и сплавов по Бринеллю, Викерсу
2
2
Классификация и маркировка материалов
1
3
Изучение основ термической и химико-термической обработки металлов и сплавов
Основные сведения об электротехнических материалах. Элементы зонной теории. Общие сведения о диэлектрических материалах. Электропроводность диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Диэлектрические потери Электрическая прочность диэлектриков. Механические и термические свойства диэлектриков. Физико-химические свойства диэлектриков. Газообразные диэлектрические материалы. Жидкие диэлектрические материалы. Синтетические жидкие диэлектрики
1
2
Полиэтилен и поливинилхлорид. Полиметилметакрилат и винипласт. Фторопласт-3 и фторопласт-4. Гетинакс, текстолит, стеклотекстолит, лакоткань. Резина. Эпоксидная смола. Лаки, эмали, компаунды, клеи. Дерево, волокнистые материалы, бумага, картон. Стекло и керамика. Слюда. Активные диэлектрики
1
Практические занятия
2
6
«Изучение строения углеродистых сталей и чугунов в равновесном состоянии»
2
Тема 2.2 Полупроводниковые материалы
Содержание учебного материала
1
ОК 1-6.
1
Общие сведения о полупроводниковых материалах
1
Тема 2.3 Проводниковые материалы
Содержание учебного материала
1
ОК 1,2,4-8
1
Общие сведения о проводниковых материалах. Проводниковые материалы с высокой проводимостью. Материалы с большим удельным сопротивлением .Область применения проводниковых материалов
1
Тема 2.4 Магнитные материалы
Содержание учебного материала
1
ОК 1,2,4-8
1
Общие сведения о магнитных материалах. Магнитомягкие материалы. Магнитотвердые материалы
1
Лабораторные работы
4
1
«Обоснование выбора марок сталей, применяемых для инструментов»
Классификация и маркировка проводниковых материалов
2
8
Классификация и маркировка проводниковых материалов
2
9
Диэлектрические материалы
2
КОНСУЛЬТАЦИИ
2
ЭКЗАМЕН
6
ВСЕГО
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (25 мест);
- рабочее место преподавателя (1 место);
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Материаловедение»(25 штук);
- комплект рабочих инструментов (1шт.);
- измерительный и разметочный инструмент (по 1 шт.).
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением (15 шт.);
- мультимедиапроектор (1 шт.) ;
- интерактивная доска (1 шт.);
- аудиосистема (1 шт.);
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины (по 1 шт.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основныеисточники:
Земсков, Ю. П. Материаловедение / Ю. П. Земсков. — 2-е изд., стер. — Санкт- Петербург: Лань, 2024. — 188 с. // Лань: ЭБС — URL: https://e.lanbook.com/book/364784
Сапунов, С. В. Материаловедение / С. В. Сапунов. — 4-е изд., стер. — Санкт- Петербург: Лань, 2023. — 208 с. // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/340055
Зорин, Н. Е. Материаловедение сварки. Сварка плавлением / Н. Е. Зорин, Е. Е. Зорин. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 164 с. // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/362930
Е.Н. Соколова Материаловедение: Лабораторный практикум: учеб. Пособие для студ.-М.: Академия, 2020.-128 с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических расчётно-графических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
Домашние самостоятельные работы, практические работы №1-9, лабораторные работы 1-2
- выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
практическая работа №1-2, лабораторные работы №1-2
Усвоенные знания
- наименование, маркировку, основные свойства и классификацию углеродистых и конструкционных сталей, цветных металлов и сплавов, а также полимерных материалов (в том числе пластмасс, полиэтилена, полипропилена);
тестирование по теме 1.1
- правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;