Рабочая программа "ХБТ" (10 кл. для обучающихся с ОВЗ)
Рабочая программа "ХБТ" (10 кл. для обучающихся с ОВЗ)
Целью изучения предмета является создание условий для подготовки учащихся с отклонениями в развитии, для овладения доступными навыками самообслуживания.
На всех этапах обучения решаются следующие задачи:
• формируются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
• формируются, закрепляются и постепенно расширяются спектры социально-бытовых умений, навыков и операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в различных бытовых ситуациях;
• формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
Воспитательные задачи:
• формирование положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности, привитие интереса к деятельности и результатам труда;
• формирование качеств личности: аккуратности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "ХБТ" (10 кл. для обучающихся с ОВЗ)»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Согласовано Утверждаю
Протокол заседания МО №01 от ________ Директор МКОУ
Руководитель МО___________ «Специальная коррекционная
«__» ___________20__г. школа №14»
_______________Д. А. Янин
Приказ №_____от_________
Рабочая программа
учебного предмета
«Хозяйственно-бытовой труд»
10Б класса
2021 - 2022 учебный год
Педагог-библиотекарь:
Сысоева Ю. В.
Согласовано
Зам.директора по УР Фоменко Е. А. _______
г. Новосибирск, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для 10Б класса МКОУ «Специальная (коррекционная) школа №14» составлена на основе:
Программа «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», авторы: Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков и др.,Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой — 2011 г.
Программа «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Под редакцией: И.М. Бгажноковой. Псков, ПОИПКРО,1999 г.
Вариативной программы по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью, авторы Галле А.Г., Кочетова Л.Л., АРКТИ, 2009г.
Учебного плана образовательного учреждения.
Программа рассчитана в 10 Б классе - 2 часа в неделю, 68 часов в год
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Хозяйственно-бытовой труд как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей, готовит их к самостоятельности в быту. Занятия трудом являются средством активного познания окружающей действительности. На занятиях ХБТ учащиеся становятся перед необходимостью планировать свою работу, осознавать логическую последовательность определенных действий. Для детей, страдающих умеренной умственной отсталостью труд, в том числе и хозяйственно-бытовой, является основным способом адаптации к жизни. Хозяйственно-трудовая деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. В процессе обучения у детей развиваются мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация, восприятие, мышление, память, внимание, речь, а также развивается эмоционально-волевая сфера.
Целью изучения предмета является создание условий для подготовки учащихся с отклонениями в развитии, для овладения доступными навыками самообслуживания.
На всех этапах обучения решаются следующие задачи:
• формируются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
• формируются, закрепляются и постепенно расширяются спектры социально-бытовых умений, навыков и операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в различных бытовых ситуациях;
• формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
Воспитательные задачи:
• формирование положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности, привитие интереса к деятельности и результатам труда;
• формирование качеств личности: аккуратности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи.
Особенности методики и принципы преподавания предмета.
При разработке учебной программы учитывались как общедидактические, так и специальные, применяемые в специальной педагогике принципы:
1.принцип практической направленности обучения;
2.принцип расширения социальных связей;
3.принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Программа разработана с учетом типологических и индивидуальных особенностей учащихся данного класса.
Основные технологии:
игровые,
здоровьесберегающие,
развивающее обучение,
дифференцированное обучение,
информационно- коммуникативные технологии.
Основные формы и методы:
урок;
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
Пользуясь наглядными средствами обучения, соблюдаются следующие требования:
подбирать доступные средства наглядности, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными ее видами;
строго ограничивать количество наглядности на уроке;
заранее определять место и вид наглядности, используемой на уроке.
Особое внимание на уроках ХБТ уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. На уроках отрабатываются все трудовые приемы по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию, при этом учитываются индивидуальные возможности детей.
Содержание курса по предмету
Содержание программного материала определяется тем, что существует типовая программа по ХБТ, которой определяется основной, базовый материал. Он является составной частью проекта государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот учебный материал должны усвоить все обучающиеся, без него невозможно дальнейшее освоение содержания обучения.
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
«Садовые работы»
«Одежда и обувь»
«Питание»
«Личная гигиена»
«Уход за жилищем»
«Садовые работы»
«Уход за комнатными растениями
Материально-техническое оборудование по темам:
Одежда и обувь
Приспособления и инструменты для ремонта одежды:
ножницы;
наборы швейных игл;
нитки швейные и штопальные;
грибки для штопки;
пуговицы (различные по цвету, величине, конфигурации, числу отверстий);
образцы тканей.
Образцы взрослой и детской одежды из различных видов тканей с учетом сезона года и условий использования (домашняя, праздничная);
щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема;
кремы для обуви;
тазы для стирки белья;
электрические утюги;
инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью.
Исходя из целей рабочей программы, в ходе обучения воспитанники овладевают элементарными умениями и навыками для выполнения несложных работ в быту. Учащиеся должны знать:
Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
Виды одежды и обуви и правила ухода за ней;
Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи;
Правила ухода за комнатными растениями.
Учащиеся должны уметь:
Содержать в чистоте жилище, свои личные вещи,
Производить мелкий ремонт одежды,
Помогать взрослым в приготовлении несложных блюд.
№
Разделы, темы
Количество часов
Вид занятия
Практические
Экскурсии
1
Садовые работы осенние
4
2
2
2
Личная гигиена
5
5
3
Одежда и обувь
17
17
4
Питание
18
17
1
5
Уход за жилищем
14
14
6
Уход за комнатными растениями
6
6
7
Садовые работы весенние
4
2
2
Итого:
68
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Соб.соч.: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии/ Л.С. Выготский; под. ред. А.Р. Лурия, М.Г.Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982.
2. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – (Коррекционная педагогика)
3. Дефектологический словарь/под ред. А.И. Дьячкова. – М.: Педагогика, 1970.
4. Левченко И.Ю., Киселева И.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Книголюб, 2007. – 152с.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений. –Ростов – н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-288 с.
7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.
8. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Автор Л.Б. Баряева.-СПб.:ЦДК проф. Л,Б. Баряевой 2011г.
9. Галла А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду учащихся коррекционных школ VII вида. – изд-во АРКТИ, 2009.
10. Образовательная систем «Школа 2100» Наглядный и раздаточный материал «Посуда», «Одежда», «Профессии».