Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Криводановская средняя общеобразовательная школа №22 Программа рассмотрена Программа согласована Программа утверждена На заседании МО на заседании МС директор школы Руководитель руководитель Рабочая программа по курсу «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда 10-11класс» (Региональный компонент) Программу составил: учитель технологии Якуба Н.Г. I категории 2012 год. пояснительная записка Данная программа составлена на основе минимума содержания образования регионального компонента общего образования Новосибирской области в рамках стандартов первого поколения и примерной образовательной программы «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда. 10-11 класс» Цель программы: Освоение знаний и формирование представления о технологии профессиональной деятельности и карьеры; развитие у учащихся самостоятельности, инициативности, способности к успешному самоопределению в обществе. Формирование профессионально и социально компетентной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор с учетом потребностей Новосибирской области и нести ответственность за свой выбор. Данный курс оценивается по пятибалльной системе. Общая характеристика предмета. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать т.е. практически выбирать профессию. Технология профессиональной карьеры в школе предусматривает формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, с учетом потребностей Новосибирской области. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный, производственный труд и социальные отношения трудового коллектива, умения отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права. Социально-педагогическая суть учебного курса – максимально раскрыть индивидуальные способности человека и формировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор с учетом потребностей Новосибирской области. Структура содержания программы представлена тремя разделами: Рынок труда Новосибирской области. Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области. 3. Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской области. Контроль знаний и умений производится текущей и итоговой оценкой ( по пятибалльной системе) деятельности учащихся посредством устного и письменного опроса, выполнения практических заданий. Изучение предмета завершается подготовкой и защитой мини-проекта»Мои профессиональные намерения». Методические пособия учителя: ( для учителя) 1.Методические рекомендации по реализации примерного учебного плана Новосибирской области ( региональный компонент). Новосибирск, 2008 год. 2. Технология. Профессиональный успех. 10-11 класс. Просвещение 2007 год. Содержание курса. класс | Наименование раздела | Содержание раздела | 10 | Рынок труда Новосибирской области. Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области. | Социально – экономическая политика в Новосибирской обл. Основные направления социально – экономической политики и их влияние на рынок труда Новосибирской обл. Проблемы труда в современных социально – экономических условиях Новосибирской области. Основы трудового законодательства Российской Федерации Права и обязанности работника и работодателя. Трудоустройство и права работающих подростков. Права и обязанности молодого специалиста. Трудовае соглашение, контракт. Социальная защищенность гражданина и работника. Медицинское и пенсионное страхование. Медицинское обслуживание гражданина и работника. Социальный пакет. Содействие в трудоустройстве. Биржа труда. Потребности и возможности деятельности. Структура деятельности. Потребности Новосибирской области в товарах и услугах. Потребности деятельности в школе, в семье, на отдых, в индустрии и в бизнесе. Возможные ограничения деятельности. Необходимые условия деятельности. Безработица, конкурентоспособность. Технологии трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека и технология общения Технология профессиональной деятельности. Понятие «Профессиональная деятельность». Специалист, профессионал. Разделение и специализация труда. Педагогическая функция менеджмента. Мотивация деятельности как целеполагание, самоопределение. Структурирование сферы собственной деятельности. Понятие «Предпринимательство». Особенности предпринимательской деятельности в г. Новосибирске, Новосибирской обл. Понятие «Профессиональная этика». Понятие ценностей, их влияние на профессиональную деятельность. Понятие «общение». Понятие коллектива. Взаимодействие в коллективе. Конфликты при взаимодействии. Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Планирование и организация трудового процесса. Подготовка и оснащение рабочего места, обеспечение безопасности труда, трудовая дисциплина. Профессиональная карьера. Понятие профессиональной карьеры. Типы и виды профессиональной карьеры. Профессиональное становление. Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой. Критерии успешности профессиональной карьеры. Способы построения профессиональной карьеры. Учет потребностей рынка труда и собственных склонностей и потребности в формировании себя в качестве специалиста. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Системе непрерывного профессионального образования: понятие, этапы, виды профессионального образования. Роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста. | 11 | Профессинальное самоопределение и карьера в Новосибирской обл. Проектирование профессиональной карьеры с учетом потребностей Новосибирской обл. | Технология трудоустройства. Особенности трудоустройства на рынке труда Новосибирской обл. Непосредственное обращение к работодателю, использование посреднических фирм, обьявлений о вокансиях. Роль рекламы при трудоустройстве на работу. Технология приема на работу – вопросы к кандидату приприеме на работу; технология ответов на возможные вопросы. Документы, необходимые при приеме на работу. Конфликтные ситуации при приеме на работу. Способы саморегуляции при разрешении конфликтных ситуаций. Понятие презентации и самопрезентации. Понятие «резюме» и «портфолио». Структура, требования к составлению резюме и портфолио. Этика и психология делового общения. Невербальное общение. Мастерство телефонного общения. Организация диалога. Особенности речевогостиля общения. Адаптация на рабочем месте. Адаптация как одна из форм социализации. Понятие адаптации. Виды, формы и способы адаптации. Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Сущность проектирования профессиональной карьеры. Соотношение понятий «проектный», «проективный». «проектировочый». Понятие «проектировочная и технологическая культура». Компоненты технологической культуры. Технология проектирования профессиональной карьеры. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование». «молелирование». Этапы проектирования профессиональной карьеры.: исследование – диагностика, проблематизация, целеполагние, формирование проекта, предварительная социализация – презентация проекта. Самооценка и внешняя оценка проекта. Выполнение проекта «Моя профессиональная карьера» Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессии: анализ рынка труда и образовательных услуг; востребованность и характеристика трудовой деятельности потенциальных выпускников соответствующих учебных заведений, анализ материалов СМИ, посвященных проблемам продолжения образования, профессиональной деятельности, достижения профессионального успеха. Основные способы получения первичной информации. Сбор информации для теоретической части исследования. Определение проблемы, постановка задач. Для ее реализации. Составление плана работы над проектом. Обработка информации для теоретической части проекта. Структура, Таблицы и схемы. Сортировка. Подготовка и оформление проекта. Выбор вида и формы презентации. Структурирование содержания презентации. Подготовка к защите. | Распределение учебного времени. | 10 класс | 11 класс | Общее количество часов | 36 | 34 | Практических работ | 6 | 11 | Требования к уровню подготовки. класс | Учащиеся должны знать | Учащиеся должна уметь | 10 | - проблемы труда в современных условиях Новосибирской области; - возможности социальной защиты населения на рынке труда региона Сибири; - сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технологии общения; - сущность понятия «профессиональная деятельность»; - понятие, типы, виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения; - основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей; - систему профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации. | - получать информацию о путях приобретения профессионального образования и трудоустройства; - анализировать рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности; - строить план реализации карьеры. - анализировать проблемы труда в современных условиях Новосибирской обл. | 11 | - способы поиска работы; - формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства; - понятие, структуру, составление модели резюме, портфолио; - технологию приема на работу; - этику и психологию делового общения; - понятие, виды, формы и способы адаптации; - компоненты технологической культуры как основу проектирования профессиональной карьеры; - основные этапы проектирования профессиональной карьеры; - технологию презентации проекта. | - составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства; - составлять ответы на возможные вопросы работодателя; - предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве; - организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения; - оценивать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка труда и собственных склонностей и потребностей; - составлять проект собственной профессиональной карьеры; - планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда; - обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства. В процессе изучения курса могут использоваться разнообразные формы и методы обучения: комбинированный урок, конференции, индивидуальные и групповые беседы, ролевые игры, демонстрация видеофильмов, семинары, описание профессий, встречи с представителями отдельных профессий и д.р. | Рассмотрено на заседании МО Руководитель | |