Данный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса. Ислам.»
КОНЦЕПЦИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
(пояснительная записка)
Данный курс предполагает знакомство учащихся с основными тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизации. Его актуальность обусловлена растущим значением «исламского фактора» как в международных отношениях, так и в отдельных государствах (в том числе на территории Российской Федерации).
Курс «Основы исламской культуры» непосредственно связан со школьной дисциплиной «История» и в то же время является частью регионального компонента, поскольку содержит сведения об истории и развитии ислама на территории мордовского края.
Знакомство школьников с основами исламской культуры должно способствовать консолидации многонационального российского общества и регионального полиэтнического сообщества, интеграции последнего в общероссийское и мировое социокультурное пространство. В связи с этим преподавание курса необходимо вести параллельно с отечественной и всеобщей историей, так как только в данном контексте могут быть поняты и оценены содержание событий, тенденции развития исламской культуры в мире, России и в Мордовии как неотъемлемой части Российского государства.
Изучение основ исламской культуры должно быть направлено на достижение следующих целей:
— освоение школьниками знаний, формирование у них целостного представления об историческом прошлом ислама в контексте мировой и общероссийской истории, о его культурно-историческом вкладе в общероссийское и мировое наследие, о современном состоянии и перспективах развития ислама в Российской Федерации в целом и в Республики Мордовия в частности;
— воспитание нравственной ценностно-ориентированной личности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общероссийскими и общечеловеческими, способной к разностороннему самоопределению и самореализации в современных социокультурных условиях Республики Мордовия на основе идей гуманизма, гражданственности, патриотизма, уважения прав человека, демократических принципов общественной жизни;
— овладение учащимися методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, осуществлять образную реконструкцию прошлого «малой родины» на основе разных видов источников, с использованием информационных технологий;
— формирование у школьников собственного оценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, умений его аргументации, ведения диалога на принципах взаимоуважения, равноправия, толерантности;
— применение учащимися полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей на практике.
В основу отбора содержания материала были положены принципы:
— взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории, синхронизации событий локального и регионального прошлого с фактами общероссийской и мировой истории;
— интерактивности, предполагающий, во-первых, включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, искусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;
— поликультурной и этноконфессиональной толерантности;
— практической направленности курса, деятельностного подхода в его освоении, нацеленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного наследия;
Изучение основ исламской культуры создает большие возможности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков, приобщения их к поисковой, проектной деятельности. Оно должно способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути человечества на территории региона, адаптации их к реалиям сегодняшней жизни, подготовке к активной деятельности.
Критериями наполнения содержания курса по основам исламской культуры послужили:
— соответствие материала (фактического и теоретического) возрастным и познавательным возможностям учеников 8 класса;
— типичность рассматриваемых исторических фактов для нашего региона, их научная достоверность;
— толерантность, признание полифоничности мира при подаче материала, его анализе и оценке;
— соответствие объема материала времени, отводимому на его изучение;
— яркость, образность, эмоциональность и конкретность исторических фактов.
При написании учебника по основам исламской культуры были учтены следующие требования:
— многофункциональность учебника, совмещающего в себе традиционный текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, разветвленный методический аппарат и оценочный инструментарий;
— соотнесенность с программой;
— преемственность по вертикали (по ступеням) школьного исторического образования;
— отказ от политизированного и идеологизированного содержания;
— ориентация на демократические ценности и приоритеты гражданского общества;
— рассмотрение исторических событий в региональном, общероссийском и мировом контекстах;
— диалоговая форма общения автора с читателями, что позволяет преодолеть духовный разрыв поколений, формировать у учащихся толерантность, уважение к историко-культурному наследию;
— объективность содержания, выражающаяся в максимально беспристрастном, вне пропаганды, отборе фактов для школьного учебника, изложении нескольких точек зрения, оценок, разнообразии документов и дидактических материалов, в проблемном характере заданий.
Курс «Основы исламской культуры» позволяет реализовать один из важнейших принципов преподавания истории — многоуровневость. Он призван помочь учащимся освоить три круга ценностей: этнокультурных (региональных), общенациональных (государственных) и общечеловеческих (планетарных), способствующих воспитанию гражданина поликультурного общества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема урока
Кол- во часов
1. Пророк Мухаммад - основатель ислама
1
2. Источники ислама: Коран, Сунна, шариат
1
3. Образ жизни мусульманина:пять столпов ислама
1
4. Духовенство, мечеть, праздники ислама
1
5. Арабский Халифат и направления ислама
2
5.1 «Праведные халифы» и образование Арабского Халифата
1
5.2 Халифат Омейядов. Халифат Аббасидов
1
6. Мусульманское право
3
6.1 Мусульманское право: теоретические основы
1
6.2 Мусульманское право в повседневной жизни
1
6.3 Мусульманское право: закрепление пройденного материала
1
7. Мусульманская мысль Средних веков
2
8. Мусульманская мысль XIX — XX веков
1
9. Ислам в России: история и современность
3
9.1 Ислам в России: VII - XIX века
1
9.2 Ислам в России XX века
1
9.3 Ислам на территории Мордовии
1
10. Обобщающий, итоговый урок:
устное повторение и закрепление базовых положений и особенностей ислама
1
11. Контрольная работа по курсу «Основы, исламской культуры»; либо экскурсия в мечеть
1
Итого
17
Тема 1 Пророк Мухаммад — основатель ислама
(1 час, первый урок)
Ислам — мировая религия, которая зародилась в VII веке н. э. на Аравийском полуострове. Ислам исповедуют во всех арабских государствах (Марокко, Тунисе, Алжире, Ливии, Египте, Ливане, Сирии, Иордании, Ираке, Саудовской Аравии, Йемене, Омане, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Судане), в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане и Бангладеш, Малайзии, Индонезии. В СНГ мусульманскими республиками являются Азербайджан на Кавказе, а также Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Киргизия в Средней Азии. В РФ ислам исповедуют татары, башкиры, народы Северного Кавказа.
Основателем ислама стал торговец из города Мекка Мухаммад (ок. 570 — 632). Он был выходцем из рода хашим племени курейш. В 610 году Мухаммад объявил себя пророком (наби)и посланником (расул)единого Бога — Аллаха. Свою религию он назвал ислам(«покорность»), а его последователи стали называть себя муслим(«последователи ислама»), или, в русскоязычном варианте, мусульмане.
В начале 620-х годов мусульманская община Мекки подверглась преследованиям со стороны языческих властей города. Тогда Мухаммад заключил соглашение с жителями города Ясриб о назначении его религиозным судьей. В 622 году Мухаммад и мекканские мусульмане совершили хиджру —переселение из Мекки в Ясриб, который был переименован в Мадинат ан-Наби («Город Пророка»), или, сокращенно, Медину.
В Медине Мухаммад начал войну против Мекки, которая была занята мусульманскими войсками в 630 году. В 630 — 632 годах Мухаммад завоевал значительную часть Аравийского полуострова и стал готовить поход против Византии. Однако в июне 632 года он скончался и был погребен в Медине.
Тема 2 Источники ислама: Коран, Сунна, шариат
(1 час, второй урок)
Источниками ислама являются Коран, Сунна и шариат.
Коран(араб, «чтение») — запись проповедей пророка Мухаммада, произнесенных им в Мекке и Медине в 610 — 632 годах. Священная книга мусульман состоит из 114 глав — сур; суры делятся на стихотворные строки — айяты. Главная идея Корана — необходимость обращения к единобожию. Основные сюжетные линии Корана таковы: рассказы о Судном дне (йаум ад-дин);поучительные рассказы о наказании Аллахом неправедных народов (масани);описания мусульманского рая (джан-на)и ада (джаханнам).
Сунна(араб, «образец», «пример») — собрание рассказов о поступках (филъ)и высказываниях (каулъ)пророка Мухамма-да. Сунна состоит из сборников — хадисов. Каждый хадис делится на две части: 1) матн —информационная часть (рассказ о пророке Мухаммаде); 2) иснада —перечисление имен передатчиков данного хадиса.
Шариат(араб, «правильный путь к цели») — мусульманское законодательство в широком общесоциальном значении: он включает в себя не только юридические нормы (алъ-фикх),но и предписания к культу, догматике, нравственности, поведению в быту.
Тема 3 Образ жизни мусульманина: пять столпов ислама
(1 час, третий урок)
В основе мусульманской религии лежат пять столпов веры (аркан ад-дин)
1. Шахада —символ веры ислама, который звучит в виде следующей формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад -посланник Аллаха» («Ла иллаха и ля Ллаху ва Мухаммадун Расу лу Ллахи»).
3. Пост в месяц рамадан — саум(араб.), ураза(перс.-тюрк.).
4. Хадж —обязательное паломничество в Мекку.
5. Занят —налог с имущества мусульман в пользу бедных единоверцев, а также садака —добровольная милостыня.
Выделяют также шестой, дополнительный, столп ислама — джихад.В широком значении джихад — это обязанность мусульманина отдавать все свои силы во имя торжества ислама. В узком значении — это «священная война» мусульман против не-мусульман.
Тема 4 Духовенство, мечеть, праздники ислама
(1 час, четвертый урок)
Собирательное название мусульманского духовенства — ула-ма(улемы — букв. араб, «знающие, ученые»). Необходимо отметить, что в исламе нет церковной организации и прослойку духовенства образуют наиболее уважаемые и авторитетные верующие, как правило, избираемые общиной.
Несмотря на отсутствие жесткой иерархии, мусульманское духовенство подразделяется на ряд категорий, основными из которых являются: 1) имам-хатыб(мулла) - служитель мусульманского культа, руководящий богослужением в мечети; 2)муфтий —мусульманский законовед, выносящий решение по важным правовым вопросам в виде особого заключения — фетвы; 3) факих —профессиональный мусульманский юрист (высшую прослойку факихов образуют моджтахеды); 4) кади —мусульманский судья — чиновник и нотариус.
К представителям мусульманского духовенства предъявляются достаточно высокие интеллектуальные и нравственные требования, такие как владение богословско-правовым комплексом ислама с вариантами по правовым толкам — мазхабам, знание арабского языка, знание наизусть арабского текста Корана и хадисов (Сунны), благочестивый образ жизни.
В Российской Федерации мусульманское духовенство возглавляется муфтиями, наиболее влиятельными из которых являются муфтий Европейской части России и Сибири (резиденция в Уфе), председатель совета муфтиев России (резиденция в Москве), муфтий Северного Кавказа (резиденция в Махачкале).
Центр мусульманского богослужения — мечеть (масджид).Первые мечети появились еще при жизни пророка Мухамма-да в Медине и Мекке. Самую главную мечеть ислама составляет здание Каабы в Мекке.
Основные элементы мечети: 1) минарет —башня, с которой совершается призыв верующих на молитву; 2) михраб —ниша в стене внутри помещения мечети, указывающая аль-кибла (направление на Мекку, в сторону которого следует молиться); 3)минбар —трибуна для проповедника (имам-ха-тыба), руководящего молитвой в мечети; 4) максура —отгороженная решеткой часть помещения мечети, предназначенная для наиболее уважаемых молящихся.
В исламе отмечаются два праздника: 1) Ид алъ-адха(Курбан-байрам) — праздник жертвоприношения, посвященный пророку Иб-рахиму (ветхозаветному Аврааму); начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа и празднуется 4 дня; 2) Ид алъ-фитр(Рамазан-бай-рам) — праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамазан; начинается 1-го числа месяца шавваля и празднуется 3 дня.
Тема 5 Арабский Халифат и направления ислама
(2 часа, пятый и шестой уроки)
После смерти Мухаммеда мусульманской общиной стали править его заместители из числа ближайших соратников — халифы. В истории раннего ислама началась эпоха «праведных» халифов (халифат рашидун),которая объединяет четырех правителей — Абу Бакра, Омара, Османа и Али ибн Аби Талиба.
Первый «праведный» халиф Абу Бакр (правил в 632 — 634 годах) подавил военным путем ар-рида — отступничество арабских племен от ислама. Кроме того, при нем начались арабские завоевания, в ходе которых образовалась военная империя мусульман — Арабский Халифат.
Второй «праведный» халиф Омар (правил в 634 — 644 годах) ввел мусульманское летосчисление по хиджре.
Третий «праведный» халиф Осман (правил в 644 — 656 годах) приказал составить канонический письменный свод Корана. Однако в его правление в Халифате начался политический кризис, вызванный тем, что ведущие государственные посты заняли родственники Османа из незнатного рода Омей-ядов. Это вызвало недовольство мусульманской аристократии, которая объединилась вокруг Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, и образовала группировку шиитов. В 656 году шииты подняли мятеж в Медине, в ходе которого Осман был убит.
В правление четвертого, последнего, «праведного» халифа Али ибн Аби Талиба (656 — 661) в Халифате началась гражданская война, основными противниками в которой стали халиф Али и сирийский наместник, глава Омейядов Муавия. В 657 году во время решающей битвы при Сиффине (Ирак) Али, несмотря на победу над Муавией, согласился на мирные переговоры. Это вызвало недовольство личной гвардии Али, которая покинула его и образовала общину хариджитов. В 661 году Али был убит в иракском городе Куфа террористом-хариджи-том. Власть захватил Муавия, который основал первую арабо-мусульманскую династию Халифата — Омейядов.
На правление Омейядов (661 — 750) приходится расцвет военно-политического могущества Халифата, который в ходе завоеваний включил в свой состав страны от Испании до Северо-Западной Индии.
Однако при следующей династии — Аббасидов (750 — 1258) — Халифат начал распадаться. В 1258 году был уничтожен мон-голо-татарами.
В период Халифата ислам разделился на три основные ветви — шиитов, суннитов и хариджитов. Основное различие между ними заключается в трактовке вопроса о верховной власти.
Сунниты считают, что правителем мусульман (халифом) может быть любой потомок пророка Мухаммада, формально избираемый всей мусульманской общиной, мнение которой представляют мусульманские богословы.
Шииты полагают, что право на власть (имамат)имеют только потомки Али ибн Аби Талиба (Алиды) как непосредственные потомки самого пророка Мухаммада.
Хариджиты не придают значения происхождению правителя; главным критерием его законности они считают военный талант.
Тема 6 Мусульманское право
(3 часа, седьмой, восьмой и девятый уроки)
Аль-фикх — это мусульманская юридическая наука (юриспруденция). Как самостоятельная дисциплина аль-фикх сформировался в IX — X веках. Основные разделы аль-фикха: 1) алъ-ахвалъ аш-шахсийа —право личного статуса (регулирует семейно-брачные отношения и вопросы наследования имущества); 2) алъ-укубат —уголовное право; 3) алъ-ахкам ас-султанийе —административно-финансовое право; 4) ас-сийар —раздел, регулирующий отношения между мусульманами и немусульманами.
Мусульманская юриспруденция зиждется на так называемых корнях аль-фикха (усулъ алъ-фикх),к которым относят Коран, Сунну, а также два юридических метода — иджму и кияс.
Иджма— юридический консенсус, единодушное мнение авторитетных богословов (факихов) по отдельному юридическому вопросу. Кияс —суждение по аналогии, то есть сопоставление модели решаемого юридического вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по аналогии. До X — XI веков важным методом аль-фикха был также иджтихад —право факиха выносить самостоятельное решение на основе «корней аль-фикха».
В основе семейно-брачного правового комплекса лежит категория завадж,которой обозначается юридический брак. За-вадж состоит из нескольких стадий: 1) хитба —сватовство, во время которого заключается брачный договор (сига) и оговариваются размеры имущества, выделяемого женихом невесте (мохр)и родителям невесты (калым);2) зифаф —передача невесты в дом жениха, которая, как правило, сопровождается урс —свадебным торжеством; 3) пиках —выполнение супружеских обязанностей, то есть собственно семейно-брачная жизнь. В исламе допускается полигамия (многоженство), но мужчине разрешается заключать брак не более чем с четырьмя женами.
В сфере наследования имущества аль-фикх выделяет две основные категории.
Первая категория называется мираси обозначает имущество умершего мусульманина, передаваемое по наследству его родственникам. В понятие «мирас» кроме получения имущества покойного входит выплата его долгов и выполнение оставшихся за ним обязательств, взятие под опеку или на содержание его семьи. Аль-фикх делит наследников на три степени родства: 1) родители, супруги, дети покойного (покойной); 2) родные братья и сестры, внуки, деды и бабки покойного (покойной); 3) двоюродные братья и сестры, дядья и тетки покойного (покойной). Предпочтение при наследовании отдается первым двум степеням. Мирас всегда составляет 2/3 имущества умершего.
Вторая категория называется васийаи обозначает завещание покойного, по которому распределяется оставшаяся 1/3 его имущества. Родственники, получающие имущество по наследству (мирас), юридически не имеют права на получение доли из завещания (васийа).
Аль-фикх регламентирует также погребальный обряд мусульман (джаназа).Основные этапы джаназа: ритуальное омовение и облачение усопшего, молитва, погребение (обычно в тот же день; если мусульманин умер вечером или ночью — то на следующий день)
Тема 7 Мусульманская мысль Средних веков
(2 часа, десятый и одиннадцатый уроки)
В IX - XII веках в исламе стала формироваться философская мысль, которая испытала сильное влияние учений философов Древней Греции, особенно Платона и Аристотеля. Поэтому мусульманских мыслителей этого направления назвали фалсафа (арабское искажение греческого слова «философ»). Еще средневековую философию ислама называют калам(букв, «слово»).
Важнейшими центрами мусульманской философии были города Ирана и Средней Азии. Здесь действовали целые школы ученых, находящихся под особым покровительством властей. Именно из их среды вышли такие известные мыслители, как Фараби, Бируни, Газали, Ибн Сина. Среди мусульманских философов Испании и Северной Африки выдающимся по праву считается Ибн Рушд, более известный под искаженным в европейской литературе именем — Авер-роэс.
Тема 8 Мусульманская мысль XIX — XX вековз
(1 час, двенадцатый урок)
В XIX — XX веках в рамках суннизма (в меньшей степени — шиизма) формируется мусульманский модернизм, основной целью которого является адаптация ислама к современным социально-политическим, культурным и научно-техническим реалиям. Крупнейшие представители мусульманского модернизма — Джемаль ад-Дин аль-Афгани, Мухаммад Абдо, Мухаммад Ик-бал Лахори, Сайид Хусейн Наср.
Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1839 — 1897) — мусульманский просветитель, основатель учения «панисламизм». Он вел общественно-политическую деятельность в Индии, Египте, Иране, Турции, Франции, Англии, России. Выступал за единство мусульман всего мира, за их политическое объединение, то есть, по сути, за возрождение халифата как мирового исламского государства. Проповедовал союз религии и науки, осуждал колониализм. Основной труд — «Опровержение материалисту».
Мухаммад Абдо (1849 — 1905) — египетский богослов и общественно-политический деятель, ученик и соратник аль-Афгани. С 1899 года — верховный муфтий (глава мусульман) Египта. Находясь на этом посту, провел либеральную реформу мусульманского университета аль-Азхар в Каире. Основной труд — «Послание о единобожии» (считается одним из последних авторитетных тафсиров — комментариев к Корану).
Мухаммад Икбал Лахори (1877 — 1938) — индийский мусульманский философ и поэт. Автор учения о худи —Божественной энергии, заключенной в каждом человеке и реализуемой в позитивном творческом процессе. Идеолог создания государства индийских мусульман (поэтому считается «духовным отцом» современного государства Пакистан). Основной труд — «Реконструкция религиозной мысли в исламе».
Тема 9 Ислам в России: история и современность
(3 часа, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый уроки)
Первые контакты и связи народов России с исламом начались в Средние века. Это было связано с арабскими завоеваниями на Кавказе и в Средней Азии. Ислам был государственной религией в Хазарском каганате, Волжской Бул-гарии, Золотой Орде, ханствах Поволжья и Сибири. В XV — начале XIX века происходит исламизация народов Северного Кавказа. На XVI — XIX века приходится процесс вхождения мусульманских народов в состав Российского государства. Ярким примером является феномен Касимовского царства (XVI век).
Отдельную историческую проблему составляют взаимоотношения Российской империи и ислама в XVIII — XIX веках. Петр Великий поощрял исследовательский интерес к исламу: по его приказу был составлен первый русский перевод Корана (1716 год). Тогда же появилось первое в России исследование об исламе — «Книга систима, или Состояние Мухаммеданской религии» Д. Кантемира (1722 год). В период правления императрицы Анны Иоанновны мусульмане преследовались царскими властями. Положение изменилось после наказов мусульманских депутатов в Уложенную комиссию 1767 года. Императрица Екатерина II проводила в отношении мусульманских подданных политику веротерпимости (пример — Указ «о мечетях» от 17 июня 1773 года). В XVIII — XIX веках происходит образование организационно-духовных структур мусульман Российской империи: Оренбургского магометанского духовного собрания (1788 год), Таврического магометанского духовного правления (официально с 1794, фактически — с 1831 года), Суннитского и Шиитского духовных управлений Кавказа (оба с 1872 года). Тогда же формируются имперские государственные структуры, контролирующие ислам: Главное управление разных (иностранных) исповеданий (1810 — 1832),
Министерство духовных дел и народного просвещения (1817 — 1824), Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) в рамках структуры Министерства внутренних дел (1832 — 1917). Происходит регулирование мусульманских общин Российской империи специальными законодательными актами, например «Уставом духовных дел иностранных исповеданий» (1857 год). Ислам сыграл важную роль в Кавказской войне XIX столетия (мюридизм, повстанческий имамат Шамиля). Во второй половине XIX века в мусульманском богословии и просвещении России были заметны движения традиционалистов (кадими) и модернистов (джадиди).
Для первого десятилетия XX века характерны процессы политизации российского ислама, начало которым положил указ Николая II о веротерпимости от 17 апреля 1905 года. В I — IV Государственных думах действовала мусульманская фракция. Проводились мусульманские съезды (Москва, Нижний Новгород). Возникали мусульманские политические партии: «Иттифак муслими» («Союз мусульман») в Поволжье, «Милли фирка» («Национальная партия») в Крыму, «Алаш» («Преданность») в Казахстане, «Мукават» («Равенство») в Азербайджане. Эти религиозно-политические группировки придерживались курса на отделение от России. Революции 1917 года оказали огромное влияние на российский ислам. С одной стороны, часть мусульманской интеллигенции сотрудничала с советской властью (концепция «мусульманского коммунизма» М. Султан-Галиева). С другой стороны, наблюдалось сильное вооружейное сопротивление мусульман советской власти на Кавказе и в Средней Азии. Ислам в СССР подвергался преследованиям и ограничениям. В Советском Союзе действовали четыре верховных муфтията: Средней Азии и Казахстана (резиденция в Ташкенте), Европейской части СССР и Сибири (резиденция в Уфе), Северного Кавказа (резиденция в Махачкале), Закавказья (резиденция в Баку). На постсоветском пространстве ислам переживает организационное и культурное возрождение. Подавляющая часть мусульман РФ — сунниты ханафитского мазхаба. На Северном Кавказе влиятельны суфийские братства — ясавийа, накшбандийа.
Основные этапы развития ислама на территории Мордовии.В XVI — XVIII веках происходит распростанение ислама на территории мордовского края. Основными носителями ислама в регионе являются татары. В Республике Мордовия в 1990-е — начале 2000-х годов происходит возрождение мусульманской общины. Восстанавливаются и строятся новые мечети в Саранске и татарских селах республики; широкое развитие получает социально ориентированное служение (например, благотворительность); налажена организация хаджа (хаджжа); идет подготовка кадров образованного мусульманского духовенства в медресе Татарстана, Башкортостана; предпринимаются первые попытки воссоздания системы религиозного образования.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авксентьев А. В.Книга о Коране / А. В. Авксентьев, Р. Р. Мавлютов. — Ставрополь : Ставропол. кн. изд-во, 1984. — 191 с. 2. Али Заде А.Хроника мусульманских государств (I — VII века Хиджры) / А. Али Заде. - М. : Умма, 2004. - 445 с. 3. Аль-Газали Шейх Мухаммад.Нравственность мусульманина / Шейх Мухаммад аль-Газали. — Киев : Ансар Фаундейшн, 2005. - 363 с. 4. Алъ-Кардави Юсуф.Дозволенное и запретное в исламе / Юсуф аль-Кардави. — М. : Умма, 2005. — 352 с. 5. Алъ-Хашими Мухаммад Али.Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны / Мухаммад Али аль-Хашими. — М. : Умма, 2006. — 288 с.
6. 11. Арапов Д. Ю.Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало XX вв.) / Д. Ю. Арапов. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 287 с. 7. Бартолъд В. В.Ислам / В. В. Бартольд. — Петроград : Огни, 1918. - 95 с. 8. Беляев Е. А.Мусульманское сектантство / Е. А. Беляев. — М. : Изд-во вост. лит., 1957. — 100 с. 9. 16. Васильев А. М. 17. Грюнебаум Г.Классический ислам: Очерк истории, 600 — 1258 / Г. Грюнебаум. - М. : Наука, 1988. - 215 с. 10. Ибн алъ-Араби.Мекканские откровения / Ибн аль-Ара-би. — СПб. : Петербургское востоковедение, 1995. — 288 с. 11. Игнатенко А. А.Ислам и политика / А. А. Игнатенко. — М.: Ин-т религии и политики, 2004. — 255 с. 12. Ислам :энцикл. слов. / отв. ред. Л. В. Негря. — М. : Наука, 1991. - 312 с. 13. КоранIпод ред. И. Ю. Крачковского. — М. : Наука, 1986.- 727 с. 14. Малашенко А. В.Исламское возрождение в современной России / А. В. Малашенко. - М. : Московский Фонд Карнеги, 1998. - 222 с. 15. Мухаметшин Р. М.Татары и ислам в XX веке / Р. М. Мухаметшин. - Казань : Фэн, 2003. - 303 с. 16. Мухаммад Ф. Р.Исламская культура / Ф. Р. Мухам-мад. - М. : Андалус, 2005. - 238 с. 17. Мюллер А.История ислама / А. Мюллер. — М. : Аст, 2004.- 911 с. 18. РахманX. У.Краткая история ислама. Хронология событий 570 — 1000 гг. от Рождества Христова / X. У. Рахман. — М. : Пттап, 2002. - 410 с. 19. Родионов М. А.Ислам классический / М. А. Родионов. — СПб. : Азбука - Классика, 2003. - 218 с. 20. Роузентал Ф. 40. Сурделъ Д.Цивилизация классического ислама / Д. Сур-дель, Ж. Сурдель. — Екатеринбург : У-Фактория, 2006. — 544 с.4243. Филъштинский И. М.История арабов и Халифата (750 — 1517 гг.) / И. М. Филынтинский. — М. : Муравей, 2001. — 352 с.44.
Основы исламской культуры :программа курса для 8 кл. общеобразовательных. учреждений / сост. А. В. Мартыненко ; под ред. проф. Н. М. Арсентьева; Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. - 2007. - 24 с.
Программа курса содержит рекомендации по работе с учебником «Основы исламской культуры», подробное поурочное планирование учебного материала. Цель данного издания — оказать учителю необходимую помощь, соориентировать в назначении и образовательных возможностях отдельных элементов учебника.