kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса. Ислам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса. Ислам.»

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

(пояснительная записка)

Данный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизации. Его актуальность обусловлена растущим значением «исламского фак­тора» как в международных отношениях, так и в отдельных государствах (в том числе на территории Российской Федера­ции).

Курс «Основы исламской культуры» непосредственно связан со школьной дисциплиной «История» и в то же время являет­ся частью регионального компонента, поскольку содержит све­дения об истории и развитии ислама на территории мордов­ского края.

Знакомство школьников с основами исламской культуры дол­жно способствовать консолидации многонационального россий­ского общества и регионального полиэтнического сообщества, интеграции последнего в общероссийское и мировое социокультурное пространство. В связи с этим преподавание курса необ­ходимо вести параллельно с отечественной и всеобщей истори­ей, так как только в данном контексте могут быть поняты и оценены содержание событий, тенденции развития исламской культуры в мире, России и в Мордовии как неотъемлемой час­ти Российского государства.

Изучение основ исламской культуры должно быть направ­лено на достижение следующих целей:

— освоение школьниками знаний, формирование у них цело­стного представления об историческом прошлом ислама в кон­тексте мировой и общероссийской истории, о его культурно-ис­торическом вкладе в общероссийское и мировое наследие, о со­временном состоянии и перспективах развития ислама в Россий­ской Федерации в целом и в Республики Мордовия в частности;

— воспитание нравственной ценностно-ориентированной лич­ности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общероссийскими и общечеловеческими, способной к разностороннему самоопределению и самореализа­ции в современных социокультурных условиях Республики Мордовия на основе идей гуманизма, гражданственности, пат­риотизма, уважения прав человека, демократических принци­пов общественной жизни;

— овладение учащимися методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической ин­формации, осуществлять образную реконструкцию прошлого «малой родины» на основе разных видов источников, с исполь­зованием информационных технологий;

— формирование у школьников собственного оценочного от­ношения к фактам регионального прошлого и настоящего, уме­ний его аргументации, ведения диалога на принципах взаимо­уважения, равноправия, толерантности;

— применение учащимися полученных знаний и представ­лений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей на практике.

В основу отбора содержания материала были положены прин­ципы:

— взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей исто­рии, синхронизации событий локального и регионального про­шлого с фактами общероссийской и мировой истории;

— интерактивности, предполагающий, во-первых, включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, ис­кусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию уроч­ной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;

— поликультурной и этноконфессиональной толерантности;

— практической направленности курса, деятельностного под­хода в его освоении, нацеленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного на­следия;

— личностно ориентированного, развивающего обучения.

Изучение основ исламской культуры создает большие возмож­ности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков, приобщения их к поисковой, про­ектной деятельности. Оно должно способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути че­ловечества на территории региона, адаптации их к реалиям се­годняшней жизни, подготовке к активной деятельности.

Критериями наполнения содержания курса по основам ис­ламской культуры послужили:

— соответствие материала (фактического и теоретического) возрастным и познавательным возможностям учеников 8 клас­са;

— типичность рассматриваемых исторических фактов для нашего региона, их научная достоверность;

— толерантность, признание полифоничности мира при по­даче материала, его анализе и оценке;

— соответствие объема материала времени, отводимому на его изучение;

— яркость, образность, эмоциональность и конкретность ис­торических фактов.

При написании учебника по основам исламской культуры были учтены следующие требования:

— многофункциональность учебника, совмещающего в себе традиционный текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, разветвленный методический аппарат и оценоч­ный инструментарий;

— соотнесенность с программой;

— преемственность по вертикали (по ступеням) школьного исторического образования;

— отказ от политизированного и идеологизированного содер­жания;

— ориентация на демократические ценности и приоритеты гражданского общества;

— рассмотрение исторических событий в региональном, об­щероссийском и мировом контекстах;

— диалоговая форма общения автора с читателями, что по­зволяет преодолеть духовный разрыв поколений, формировать у учащихся толерантность, уважение к историко-культурному наследию;

— объективность содержания, выражающаяся в максималь­но беспристрастном, вне пропаганды, отборе фактов для школь­ного учебника, изложении нескольких точек зрения, оценок, разнообразии документов и дидактических материалов, в про­блемном характере заданий.

Курс «Основы исламской культуры» позволяет реализовать один из важнейших принципов преподавания истории — многоуровневость. Он призван помочь учащимся освоить три кру­га ценностей: этнокультурных (региональных), общенациональ­ных (государственных) и общечеловеческих (планетарных), спо­собствующих воспитанию гражданина поликультурного обще­ства.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема урока 


Кол- во часов


1. Пророк Мухаммад - основатель ислама


1


2. Источники ислама: Коран, Сунна, шариат 


1


3. Образ жизни мусульманина:пять столпов ислама


1


4. Духовенство, мечеть, праздники ислама


1


5. Арабский Халифат и направления ислама


2


5.1 «Праведные халифы» и образование Арабского Халифата


1


5.2 Халифат Омейядов. Халифат Аббасидов 


1


6. Мусульманское право 


3


6.1 Мусульманское право: теоретические основы


1


6.2 Мусульманское право в повседневной жизни 


1


6.3 Мусульманское право: закрепление пройденного материала 


1


7. Мусульманская мысль Средних веков 


2


8. Мусульманская мысль XIX — XX веков 


1


9. Ислам в России: история и современность 


3


9.1 Ислам в России: VII - XIX века 


1


9.2 Ислам в России XX века 


1


9.3 Ислам на территории Мордовии 


1


10. Обобщающий, итоговый урок:

устное повторение и закрепление базовых положений и особенностей ислама


1


11. Контрольная работа по курсу «Основы, исламской культуры»; либо экскурсия в мечеть


1


Итого 


17



































Тема 1 Пророк Мухаммад — основатель ислама

(1 час, первый урок)

Ислам — мировая религия, которая зародилась в VII веке н. э. на Аравийском полуострове. Ислам исповедуют во всех араб­ских государствах (Марокко, Тунисе, Алжире, Ливии, Египте, Ливане, Сирии, Иордании, Ираке, Саудовской Аравии, Йеме­не, Омане, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Судане), в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане и Бангладеш, Ма­лайзии, Индонезии. В СНГ мусульманскими республиками яв­ляются Азербайджан на Кавказе, а также Таджикистан, Узбе­кистан, Туркменистан, Казахстан, Киргизия в Средней Азии. В РФ ислам исповедуют татары, башкиры, народы Северного Кавказа.

Основателем ислама стал торговец из города Мекка Мухам­мад (ок. 570 — 632). Он был выходцем из рода хашим племе­ни курейш. В 610 году Мухаммад объявил себя пророком (наби) и посланником (расул) единого Бога — Аллаха. Свою религию он назвал ислам («покорность»), а его последователи стали называть себя муслим («последователи ислама»), или, в русскоязычном варианте, мусульмане.

В начале 620-х годов мусульманская община Мекки под­верглась преследованиям со стороны языческих властей го­рода. Тогда Мухаммад заключил соглашение с жителями го­рода Ясриб о назначении его религиозным судьей. В 622 году Мухаммад и мекканские мусульмане совершили хиджру — пе­реселение из Мекки в Ясриб, который был переименован в Мадинат ан-Наби («Город Пророка»), или, сокращенно, Ме­дину.

В Медине Мухаммад начал войну против Мекки, которая была занята мусульманскими войсками в 630 году. В 630 — 632 годах Мухаммад завоевал значительную часть Аравийского полуострова и стал готовить поход против Византии. Однако в июне 632 года он скончался и был погребен в Медине.

Тема 2 Источники ислама: Коран, Сунна, шариат

(1 час, второй урок)

Источниками ислама являются Коран, Сунна и шариат.

Коран (араб, «чтение») — запись проповедей пророка Мухаммада, произнесенных им в Мекке и Медине в 610 — 632 годах. Священная книга мусульман состоит из 114 глав — сур; суры делятся на стихотворные строки — айяты. Главная идея Корана — необходимость обращения к единобожию. Основные сюжетные линии Корана таковы: рассказы о Судном дне (йаум ад-дин); поучительные рассказы о наказании Аллахом непра­ведных народов (масани); описания мусульманского рая (джан-на) и ада (джаханнам).

Сунна (араб, «образец», «пример») — собрание рассказов о поступках (филъ) и высказываниях (каулъ) пророка Мухамма-да. Сунна состоит из сборников — хадисов. Каждый хадис де­лится на две части: 1) матн — информационная часть (рас­сказ о пророке Мухаммаде); 2) иснада — перечисление имен передатчиков данного хадиса.

Шариат (араб, «правильный путь к цели») — мусульман­ское законодательство в широком общесоциальном значении: он включает в себя не только юридические нормы (алъ-фикх), но и предписания к культу, догматике, нравственности, пове­дению в быту.

Тема 3 Образ жизни мусульманина: пять столпов ислама

(1 час, третий урок)

В основе мусульманской религии лежат пять столпов веры (аркан ад-дин)

1. Шахада — символ веры ислама, который звучит в виде следующей формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад -посланник Аллаха» («Ла иллаха и ля Ллаху ва Мухаммадун Ра­су лу Ллахи»).

2. Ежедневная пятикратная молитва — салят (араб.), на­маз (перс.-тюрк.).

3. Пост в месяц рамадан — саум (араб.), ураза (перс.-тюрк.).

4. Хадж — обязательное паломничество в Мекку.

5. Занят — налог с имущества мусульман в пользу бедных единоверцев, а также садака — добровольная милостыня.

Выделяют также шестой, дополнительный, столп ислама — джихад. В широком значении джихад — это обязанность му­сульманина отдавать все свои силы во имя торжества ислама. В узком значении — это «священная война» мусульман против не-мусульман.

Тема 4 Духовенство, мечеть, праздники ислама

(1 час, четвертый урок)

Собирательное название мусульманского духовенства — ула-ма (улемы — букв. араб, «знающие, ученые»). Необходимо от­метить, что в исламе нет церковной организации и прослойку духовенства образуют наиболее уважаемые и авторитетные ве­рующие, как правило, избираемые общиной.

Несмотря на отсутствие жесткой иерархии, мусульманское духовенство подразделяется на ряд категорий, основными из которых являются: 1) имам-хатыб (мулла) - служитель мусульманского культа, руководящий богослужением в мечети; 2)муфтий — мусульманский законовед, выносящий решение по важным правовым вопросам в виде особого заключения — фетвы; 3) факих — профессиональный мусульманский юрист (высшую прослойку факихов образуют моджтахеды); 4) кади —мусульманский судья — чиновник и нотариус.

К представителям мусульманского духовенства предъявля­ются достаточно высокие интеллектуальные и нравственные требования, такие как владение богословско-правовым комп­лексом ислама с вариантами по правовым толкам — мазхабам, знание арабского языка, знание наизусть арабского текста Корана и хадисов (Сунны), благочестивый образ жизни.

В Российской Федерации мусульманское духовенство возглав­ляется муфтиями, наиболее влиятельными из которых являются муфтий Европейской части России и Сибири (резиденция в Уфе), председатель совета муфтиев России (резиденция в Москве), муфтий Северного Кавказа (резиденция в Махачкале).

Центр мусульманского богослужения — мечеть (масджид). Первые мечети появились еще при жизни пророка Мухамма-да в Медине и Мекке. Самую главную мечеть ислама состав­ляет здание Каабы в Мекке.

Основные элементы мечети: 1) минарет — башня, с кото­рой совершается призыв верующих на молитву; 2) михраб — ниша в стене внутри помещения мечети, указывающая аль-кибла (направление на Мекку, в сторону которого следует молиться); 3)минбар — трибуна для проповедника (имам-ха-тыба), руководящего молитвой в мечети; 4) максура — отго­роженная решеткой часть помещения мечети, предназначен­ная для наиболее уважаемых молящихся.

В исламе отмечаются два праздника: 1) Ид алъ-адха (Курбан-байрам) — праздник жертвоприношения, посвященный пророку Иб-рахиму (ветхозаветному Аврааму); начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа и празднуется 4 дня; 2) Ид алъ-фитр(Рамазан-бай-рам) — праздник разговенья в честь окончания поста в месяц ра­мазан; начинается 1-го числа месяца шавваля и празднуется 3 дня. 

Тема 5 Арабский Халифат и направления ислама

(2 часа, пятый и шестой уроки)

После смерти Мухаммеда мусульманской общиной стали править его заместители из числа ближайших соратников — халифы. В истории раннего ислама началась эпоха «правед­ных» халифов (халифат рашидун), которая объединяет четы­рех правителей — Абу Бакра, Омара, Османа и Али ибн Аби Талиба.

Первый «праведный» халиф Абу Бакр (правил в 632 — 634 годах) подавил военным путем ар-рида — отступничество араб­ских племен от ислама. Кроме того, при нем начались араб­ские завоевания, в ходе которых образовалась военная импе­рия мусульман — Арабский Халифат.

Второй «праведный» халиф Омар (правил в 634 — 644 го­дах) ввел мусульманское летосчисление по хиджре.

Третий «праведный» халиф Осман (правил в 644 — 656 го­дах) приказал составить канонический письменный свод Ко­рана. Однако в его правление в Халифате начался политичес­кий кризис, вызванный тем, что ведущие государственные посты заняли родственники Османа из незнатного рода Омей-ядов. Это вызвало недовольство мусульманской аристократии, которая объединилась вокруг Али ибн Аби Талиба, двоюрод­ного брата и зятя пророка Мухаммада, и образовала группи­ровку шиитов. В 656 году шииты подняли мятеж в Медине, в ходе которого Осман был убит.

В правление четвертого, последнего, «праведного» халифа Али ибн Аби Талиба (656 — 661) в Халифате началась граж­данская война, основными противниками в которой стали ха­лиф Али и сирийский наместник, глава Омейядов Муавия. В 657 году во время решающей битвы при Сиффине (Ирак) Али, несмотря на победу над Муавией, согласился на мирные пере­говоры. Это вызвало недовольство личной гвардии Али, которая покинула его и образовала общину хариджитов. В 661 году Али был убит в иракском городе Куфа террористом-хариджи-том. Власть захватил Муавия, который основал первую арабо-мусульманскую династию Халифата — Омейядов.

На правление Омейядов (661 — 750) приходится расцвет военно-политического могущества Халифата, который в ходе завоеваний включил в свой состав страны от Испании до Се­веро-Западной Индии.

Однако при следующей династии — Аббасидов (750 — 1258) — Халифат начал распадаться. В 1258 году был уничтожен мон-голо-татарами.

В период Халифата ислам разделился на три основные вет­ви — шиитов, суннитов и хариджитов. Основное различие между ними заключается в трактовке вопроса о верховной власти.

Сунниты считают, что правителем мусульман (халифом) мо­жет быть любой потомок пророка Мухаммада, формально из­бираемый всей мусульманской общиной, мнение которой пред­ставляют мусульманские богословы.

Шииты полагают, что право на власть (имамат) имеют толь­ко потомки Али ибн Аби Талиба (Алиды) как непосредствен­ные потомки самого пророка Мухаммада.

Хариджиты не придают значения происхождению правите­ля; главным критерием его законности они считают военный талант.




Тема 6 Мусульманское право

(3 часа, седьмой, восьмой и девятый уроки)

Аль-фикх — это мусульманская юридическая наука (юрис­пруденция). Как самостоятельная дисциплина аль-фикх сфор­мировался в IX — X веках. Основные разделы аль-фикха: 1) алъ-ахвалъ аш-шахсийа — право личного статуса (регулирует семейно-брачные отношения и вопросы наследования иму­щества); 2) алъ-укубат — уголовное право; 3) алъ-ахкам ас-султанийе — административно-финансовое право; 4) ас-сийар — раздел, регулирующий отношения между мусульманами и не­мусульманами.

Мусульманская юриспруденция зиждется на так называемых корнях аль-фикха (усулъ алъ-фикх), к которым относят Коран, Сунну, а также два юридических метода — иджму и кияс.

Иджма — юридический консенсус, единодушное мнение ав­торитетных богословов (факихов) по отдельному юридическо­му вопросу. Кияс — суждение по аналогии, то есть сопостав­ление модели решаемого юридического вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по аналогии. До X — XI ве­ков важным методом аль-фикха был также иджтихад — пра­во факиха выносить самостоятельное решение на основе «кор­ней аль-фикха».

В основе семейно-брачного правового комплекса лежит ка­тегория завадж, которой обозначается юридический брак. За-вадж состоит из нескольких стадий: 1) хитба — сватовство, во время которого заключается брачный договор (сига) и оговари­ваются размеры имущества, выделяемого женихом невесте (мохр) и родителям невесты (калым); 2) зифаф — передача не­весты в дом жениха, которая, как правило, сопровождается урс — свадебным торжеством; 3) пиках — выполнение супружес­ких обязанностей, то есть собственно семейно-брачная жизнь. В исламе допускается полигамия (многоженство), но мужчине разрешается заключать брак не более чем с четырьмя женами.

В сфере наследования имущества аль-фикх выделяет две основные категории.

Первая категория называется мирас и обозначает имуще­ство умершего мусульманина, передаваемое по наследству его родственникам. В понятие «мирас» кроме получения имуще­ства покойного входит выплата его долгов и выполнение ос­тавшихся за ним обязательств, взятие под опеку или на со­держание его семьи. Аль-фикх делит наследников на три степени родства: 1) родители, супруги, дети покойного (покойной); 2) родные братья и сестры, внуки, деды и бабки покойного (по­койной); 3) двоюродные братья и сестры, дядья и тетки покой­ного (покойной). Предпочтение при наследовании отдается пер­вым двум степеням. Мирас всегда составляет 2/3 имущества умершего.

Вторая категория называется васийа и обозначает завеща­ние покойного, по которому распределяется оставшаяся 1/3 его имущества. Родственники, получающие имущество по наслед­ству (мирас), юридически не имеют права на получение доли из завещания (васийа).

Аль-фикх регламентирует также погребальный обряд му­сульман (джаназа). Основные этапы джаназа: ритуальное омо­вение и облачение усопшего, молитва, погребение (обычно в тот же день; если мусульманин умер вечером или ночью — то на следующий день)

Тема 7 Мусульманская мысль Средних веков

(2 часа, десятый и одиннадцатый уроки)

В IX - XII веках в исламе стала формироваться философ­ская мысль, которая испытала сильное влияние учений фило­софов Древней Греции, особенно Платона и Аристотеля. По­этому мусульманских мыслителей этого направления назвали фалсафа (арабское искажение греческого слова «философ»). Еще средневековую философию ислама называют калам (букв, «слово»).

Важнейшими центрами мусульманской философии были города Ирана и Средней Азии. Здесь действовали целые шко­лы ученых, находящихся под особым покровительством влас­тей. Именно из их среды вышли такие известные мыслители, как Фараби, Бируни, Газали, Ибн Сина. Среди мусульманских философов Испании и Северной Афри­ки выдающимся по праву считается Ибн Рушд, более извест­ный под искаженным в европейской литературе именем — Авер-роэс.

Тема 8 Мусульманская мысль XIX — XX вековз

(1 час, двенадцатый урок)

В XIX — XX веках в рамках суннизма (в меньшей степени — шиизма) формируется мусульманский модернизм, основной це­лью которого является адаптация ислама к современным соци­ально-политическим, культурным и научно-техническим реали­ям. Крупнейшие представители мусульманского модернизма — Джемаль ад-Дин аль-Афгани, Мухаммад Абдо, Мухаммад Ик-бал Лахори, Сайид Хусейн Наср.

Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1839 — 1897) — мусульманский просветитель, основатель учения «панисламизм». Он вел обще­ственно-политическую деятельность в Индии, Египте, Иране, Турции, Франции, Англии, России. Выступал за единство му­сульман всего мира, за их политическое объединение, то есть, по сути, за возрождение халифата как мирового исламского го­сударства. Проповедовал союз религии и науки, осуждал коло­ниализм. Основной труд — «Опровержение материалисту».

Мухаммад Абдо (1849 — 1905) — египетский богослов и об­щественно-политический деятель, ученик и соратник аль-Аф­гани. С 1899 года — верховный муфтий (глава мусульман) Египта. Находясь на этом посту, провел либеральную рефор­му мусульманского университета аль-Азхар в Каире. Основной труд — «Послание о единобожии» (считается одним из после­дних авторитетных тафсиров — комментариев к Корану).

Мухаммад Икбал Лахори (1877 — 1938) — индийский му­сульманский философ и поэт. Автор учения о худи — Боже­ственной энергии, заключенной в каждом человеке и реализуемой в позитивном творческом процессе. Идеолог создания госу­дарства индийских мусульман (поэтому считается «духовным от­цом» современного государства Пакистан). Основной труд — «Реконструкция религиозной мысли в исламе».

Тема 9 Ислам в России: история и современность

(3 часа, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый уроки)

Первые контакты и связи народов России с исламом на­чались в Средние века. Это было связано с арабскими заво­еваниями на Кавказе и в Средней Азии. Ислам был госу­дарственной религией в Хазарском каганате, Волжской Бул-гарии, Золотой Орде, ханствах Поволжья и Сибири. В XV — начале XIX века происходит исламизация народов Северно­го Кавказа. На XVI — XIX века приходится процесс вхож­дения мусульманских народов в состав Российского государ­ства. Ярким примером является феномен Касимовского цар­ства (XVI век).

Отдельную историческую проблему составляют взаимоотно­шения Российской империи и ислама в XVIII — XIX веках. Петр Великий поощрял исследовательский интерес к исламу: по его приказу был составлен первый русский перевод Корана (1716 год). Тогда же появилось первое в России исследование об исламе — «Книга систима, или Состояние Мухаммеданской религии» Д. Кантемира (1722 год). В период правления им­ператрицы Анны Иоанновны мусульмане преследовались цар­скими властями. Положение изменилось после наказов мусуль­манских депутатов в Уложенную комиссию 1767 года. Импе­ратрица Екатерина II проводила в отношении мусульманских подданных политику веротерпимости (пример — Указ «о мече­тях» от 17 июня 1773 года). В XVIII — XIX веках происходит образование организацион­но-духовных структур мусульман Российской империи: Орен­бургского магометанского духовного собрания (1788 год), Тав­рического магометанского духовного правления (официально с 1794, фактически — с 1831 года), Суннитского и Шиитского духовных управлений Кавказа (оба с 1872 года). Тогда же фор­мируются имперские государственные структуры, контролиру­ющие ислам: Главное управление разных (иностранных) испо­веданий (1810 — 1832),

Министерство духовных дел и народ­ного просвещения (1817 — 1824), Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) в рамках структуры Ми­нистерства внутренних дел (1832 — 1917). Происходит регу­лирование мусульманских общин Российской империи специ­альными законодательными актами, например «Уставом духов­ных дел иностранных исповеданий» (1857 год). Ислам сыграл важную роль в Кавказской войне XIX столетия (мюридизм, повстанческий имамат Шамиля). Во второй половине XIX века в мусульманском богословии и просвещении России были за­метны движения традиционалистов (кадими) и модернистов (джадиди).

Для первого десятилетия XX века характерны процессы по­литизации российского ислама, начало которым положил указ Николая II о веротерпимости от 17 апреля 1905 года. В I — IV Государственных думах действовала мусульманская фрак­ция. Проводились мусульманские съезды (Москва, Нижний Новгород). Возникали мусульманские политические партии: «Иттифак муслими» («Союз мусульман») в Поволжье, «Мил­ли фирка» («Национальная партия») в Крыму, «Алаш» («Пре­данность») в Казахстане, «Мукават» («Равенство») в Азербай­джане. Эти религиозно-политические группировки придержи­вались курса на отделение от России. Революции 1917 года оказали огромное влияние на российский ислам. С одной сто­роны, часть мусульманской интеллигенции сотрудничала с со­ветской властью (концепция «мусульманского коммунизма» М. Султан-Галиева). С другой стороны, наблюдалось сильное вооружейное сопротивление мусульман советской власти на Кав­казе и в Средней Азии.
Ислам в СССР подвергался преследованиям и ограничениям. В Советском Союзе действовали четыре верховных муфтията: Средней Азии и Казахстана (резиденция в Ташкенте), Европей­ской части СССР и Сибири (резиденция в Уфе), Северного Кав­каза (резиденция в Махачкале), Закавказья (резиденция в Баку).
На постсоветском пространстве ислам переживает организа­ционное и культурное возрождение.
Подавляющая часть мусульман РФ — сунниты ханафитского мазхаба. На Северном Кавказе влиятельны суфийские брат­ства — ясавийа, накшбандийа.

Основные этапы развития ислама на территории Мор­довии. В XVI — XVIII веках происходит распростанение исла­ма на территории мордовского края. Основными носителями ис­лама в регионе являются татары. В Республике Мордовия в 1990-е — начале 2000-х годов происходит возрождение мусуль­манской общины. Восстанавливаются и строятся новые мече­ти в Саранске и татарских селах республики; широкое разви­тие получает социально ориентированное служение (например, благотворительность); налажена организация хаджа (хаджжа); идет подготовка кадров образованного мусульманского духо­венства в медресе Татарстана, Башкортостана; предпринима­ются первые попытки воссоздания системы религиозного об­разования.





СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авксентьев А. В. Книга о Коране / А. В. Авксентьев, Р. Р. Мавлютов. — Ставрополь : Ставропол. кн. изд-во, 1984. — 191 с.
2. Али Заде А. Хроника мусульманских государств (I — VII века Хиджры) / А. Али Заде. - М. : Умма, 2004. - 445 с.
3. Аль-Газали Шейх Мухаммад. Нравственность мусульма­нина / Шейх Мухаммад аль-Газали. — Киев : Ансар Фаундейшн, 2005. - 363 с.
4. Алъ-Кардави Юсуф. Дозволенное и запретное в исламе / Юсуф аль-Кардави. — М. : Умма, 2005. — 352 с.
5. Алъ-Хашими Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны / Мухаммад Али аль-Хашими. — М. : Умма, 2006. — 288 с.

6.  11. Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — нача­ло XX вв.) / Д. Ю. Арапов. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 287 с.
7. Бартолъд В. В. Ислам / В. В. Бартольд. — Петроград : Огни, 1918. - 95 с.
8. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство / Е. А. Беля­ев. — М. : Изд-во вост. лит., 1957. — 100 с.
9.  16. Васильев А. М.  17. Грюнебаум Г. Классический ислам: Очерк истории, 600 — 1258 / Г. Грюнебаум. - М. : Наука, 1988. - 215 с.
10. Ибн алъ-Араби. Мекканские откровения / Ибн аль-Ара-би. — СПб. : Петербургское востоковедение, 1995. — 288 с.
11. Игнатенко А. А. Ислам и политика / А. А. Игнатенко. — М.: Ин-т религии и политики, 2004. — 255 с.
12.  Ислам : энцикл. слов. / отв. ред. Л. В. Негря. — М. : Наука, 1991. - 312 с.
13.  Коран I под ред. И. Ю. Крачковского. — М. : Наука, 1986.- 727 с.
14. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России / А. В. Малашенко. - М. : Московский Фонд Карнеги, 1998. - 222 с.
15.  Мухаметшин Р. М. Татары и ислам в XX веке / Р. М. Мухаметшин. - Казань : Фэн, 2003. - 303 с.
16. Мухаммад Ф. Р. Исламская культура / Ф. Р. Мухам-мад. - М. : Андалус, 2005. - 238 с.
17. Мюллер А. История ислама / А. Мюллер. — М. : Аст, 2004.- 911 с.
18. Рахман X. У. Краткая история ислама. Хронология со­бытий 570 — 1000 гг. от Рождества Христова / X. У. Рахман. — М. : Пттап, 2002. - 410 с.
19. Родионов М. А. Ислам классический / М. А. Родионов. — СПб. : Азбука - Классика, 2003. - 218 с.
20. Роузентал Ф.  40. Сурделъ Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сур-дель, Ж. Сурдель. — Екатеринбург : У-Фактория, 2006. — 544 с.4243. Филъштинский И. М. История арабов и Халифата (750 — 1517 гг.) / И. М. Филынтинский. — М. : Муравей, 2001. — 352 с.44. 





Основы исламской культуры : программа курса для 8 кл. общеобразовательных. учреждений / сост. А. В. Мартыненко ; под ред. проф. Н. М. Арсентьева; Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. - 2007. - 24 с.

Программа курса содержит рекомендации по работе с учебни­ком «Основы исламской культуры», подробное поурочное плани­рование учебного материала. Цель данного издания — оказать учи­телю необходимую помощь, соориентировать в назначении и обра­зовательных возможностях отдельных элементов учебника.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа факультативного курса. Ислам.

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 25.10.2018

Номер свидетельства: 482147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства