kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса. Ислам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизацииДанный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизации

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса. Ислам.»

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

(пояснительная записка)

Данный курс предполагает знакомство учащихся с основны­ми тенденциями развития, социокультурными и религиозно-политическими особенностями мусульманской цивилизации. Его актуальность обусловлена растущим значением «исламского фак­тора» как в международных отношениях, так и в отдельных государствах (в том числе на территории Российской Федера­ции).

Курс «Основы исламской культуры» непосредственно связан со школьной дисциплиной «История» и в то же время являет­ся частью регионального компонента, поскольку содержит све­дения об истории и развитии ислама на территории мордов­ского края.

Знакомство школьников с основами исламской культуры дол­жно способствовать консолидации многонационального россий­ского общества и регионального полиэтнического сообщества, интеграции последнего в общероссийское и мировое социокультурное пространство. В связи с этим преподавание курса необ­ходимо вести параллельно с отечественной и всеобщей истори­ей, так как только в данном контексте могут быть поняты и оценены содержание событий, тенденции развития исламской культуры в мире, России и в Мордовии как неотъемлемой час­ти Российского государства.

Изучение основ исламской культуры должно быть направ­лено на достижение следующих целей:

— освоение школьниками знаний, формирование у них цело­стного представления об историческом прошлом ислама в кон­тексте мировой и общероссийской истории, о его культурно-ис­торическом вкладе в общероссийское и мировое наследие, о со­временном состоянии и перспективах развития ислама в Россий­ской Федерации в целом и в Республики Мордовия в частности;

— воспитание нравственной ценностно-ориентированной лич­ности, гармонично сочетающей в себе личностные ценности с этнорегиональными, общероссийскими и общечеловеческими, способной к разностороннему самоопределению и самореализа­ции в современных социокультурных условиях Республики Мордовия на основе идей гуманизма, гражданственности, пат­риотизма, уважения прав человека, демократических принци­пов общественной жизни;

— овладение учащимися методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической ин­формации, осуществлять образную реконструкцию прошлого «малой родины» на основе разных видов источников, с исполь­зованием информационных технологий;

— формирование у школьников собственного оценочного от­ношения к фактам регионального прошлого и настоящего, уме­ний его аргументации, ведения диалога на принципах взаимо­уважения, равноправия, толерантности;

— применение учащимися полученных знаний и представ­лений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей на практике.

В основу отбора содержания материала были положены прин­ципы:

— взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей исто­рии, синхронизации событий локального и регионального про­шлого с фактами общероссийской и мировой истории;

— интерактивности, предполагающий, во-первых, включение сведений из археологии, этнографии, географии, экономики, ис­кусствознания, литературы региона, во-вторых, интеграцию уроч­ной, внеурочной деятельности и дополнительного образования;

— поликультурной и этноконфессиональной толерантности;

— практической направленности курса, деятельностного под­хода в его освоении, нацеленный на воспитание у учащихся стремления к сохранению и приумножению культурного на­следия;

— личностно ориентированного, развивающего обучения.

Изучение основ исламской культуры создает большие возмож­ности для развития художественных, технических и других видов творчества подростков, приобщения их к поисковой, про­ектной деятельности. Оно должно способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути че­ловечества на территории региона, адаптации их к реалиям се­годняшней жизни, подготовке к активной деятельности.

Критериями наполнения содержания курса по основам ис­ламской культуры послужили:

— соответствие материала (фактического и теоретического) возрастным и познавательным возможностям учеников 8 клас­са;

— типичность рассматриваемых исторических фактов для нашего региона, их научная достоверность;

— толерантность, признание полифоничности мира при по­даче материала, его анализе и оценке;

— соответствие объема материала времени, отводимому на его изучение;

— яркость, образность, эмоциональность и конкретность ис­торических фактов.

При написании учебника по основам исламской культуры были учтены следующие требования:

— многофункциональность учебника, совмещающего в себе традиционный текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, разветвленный методический аппарат и оценоч­ный инструментарий;

— соотнесенность с программой;

— преемственность по вертикали (по ступеням) школьного исторического образования;

— отказ от политизированного и идеологизированного содер­жания;

— ориентация на демократические ценности и приоритеты гражданского общества;

— рассмотрение исторических событий в региональном, об­щероссийском и мировом контекстах;

— диалоговая форма общения автора с читателями, что по­зволяет преодолеть духовный разрыв поколений, формировать у учащихся толерантность, уважение к историко-культурному наследию;

— объективность содержания, выражающаяся в максималь­но беспристрастном, вне пропаганды, отборе фактов для школь­ного учебника, изложении нескольких точек зрения, оценок, разнообразии документов и дидактических материалов, в про­блемном характере заданий.

Курс «Основы исламской культуры» позволяет реализовать один из важнейших принципов преподавания истории — многоуровневость. Он призван помочь учащимся освоить три кру­га ценностей: этнокультурных (региональных), общенациональ­ных (государственных) и общечеловеческих (планетарных), спо­собствующих воспитанию гражданина поликультурного обще­ства.











ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема урока 


Кол- во часов


1. Пророк Мухаммад - основатель ислама


1


2. Источники ислама: Коран, Сунна, шариат 


1


3. Образ жизни мусульманина:пять столпов ислама


1


4. Духовенство, мечеть, праздники ислама


1


5. Арабский Халифат и направления ислама


2


5.1 «Праведные халифы» и образование Арабского Халифата


1


5.2 Халифат Омейядов. Халифат Аббасидов 


1


6. Мусульманское право 


3


6.1 Мусульманское право: теоретические основы


1


6.2 Мусульманское право в повседневной жизни 


1


6.3 Мусульманское право: закрепление пройденного материала 


1


7. Мусульманская мысль Средних веков 


2


8. Мусульманская мысль XIX — XX веков 


1


9. Ислам в России: история и современность 


3


9.1 Ислам в России: VII - XIX века 


1


9.2 Ислам в России XX века 


1


9.3 Ислам на территории Мордовии 


1


10. Обобщающий, итоговый урок:

устное повторение и закрепление базовых положений и особенностей ислама


1


11. Контрольная работа по курсу «Основы, исламской культуры»; либо экскурсия в мечеть


1


Итого 


17



































Тема 1 Пророк Мухаммад — основатель ислама

(1 час, первый урок)

Ислам — мировая религия, которая зародилась в VII веке н. э. на Аравийском полуострове. Ислам исповедуют во всех араб­ских государствах (Марокко, Тунисе, Алжире, Ливии, Египте, Ливане, Сирии, Иордании, Ираке, Саудовской Аравии, Йеме­не, Омане, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Судане), в Турции, Иране, Афганистане, Пакистане и Бангладеш, Ма­лайзии, Индонезии. В СНГ мусульманскими республиками яв­ляются Азербайджан на Кавказе, а также Таджикистан, Узбе­кистан, Туркменистан, Казахстан, Киргизия в Средней Азии. В РФ ислам исповедуют татары, башкиры, народы Северного Кавказа.

Основателем ислама стал торговец из города Мекка Мухам­мад (ок. 570 — 632). Он был выходцем из рода хашим племе­ни курейш. В 610 году Мухаммад объявил себя пророком (наби) и посланником (расул) единого Бога — Аллаха. Свою религию он назвал ислам («покорность»), а его последователи стали называть себя муслим («последователи ислама»), или, в русскоязычном варианте, мусульмане.

В начале 620-х годов мусульманская община Мекки под­верглась преследованиям со стороны языческих властей го­рода. Тогда Мухаммад заключил соглашение с жителями го­рода Ясриб о назначении его религиозным судьей. В 622 году Мухаммад и мекканские мусульмане совершили хиджру — пе­реселение из Мекки в Ясриб, который был переименован в Мадинат ан-Наби («Город Пророка»), или, сокращенно, Ме­дину.

В Медине Мухаммад начал войну против Мекки, которая была занята мусульманскими войсками в 630 году. В 630 — 632 годах Мухаммад завоевал значительную часть Аравийского полуострова и стал готовить поход против Византии. Однако в июне 632 года он скончался и был погребен в Медине.

Тема 2 Источники ислама: Коран, Сунна, шариат

(1 час, второй урок)

Источниками ислама являются Коран, Сунна и шариат.

Коран (араб, «чтение») — запись проповедей пророка Мухаммада, произнесенных им в Мекке и Медине в 610 — 632 годах. Священная книга мусульман состоит из 114 глав — сур; суры делятся на стихотворные строки — айяты. Главная идея Корана — необходимость обращения к единобожию. Основные сюжетные линии Корана таковы: рассказы о Судном дне (йаум ад-дин); поучительные рассказы о наказании Аллахом непра­ведных народов (масани); описания мусульманского рая (джан-на) и ада (джаханнам).

Сунна (араб, «образец», «пример») — собрание рассказов о поступках (филъ) и высказываниях (каулъ) пророка Мухамма-да. Сунна состоит из сборников — хадисов. Каждый хадис де­лится на две части: 1) матн — информационная часть (рас­сказ о пророке Мухаммаде); 2) иснада — перечисление имен передатчиков данного хадиса.

Шариат (араб, «правильный путь к цели») — мусульман­ское законодательство в широком общесоциальном значении: он включает в себя не только юридические нормы (алъ-фикх), но и предписания к культу, догматике, нравственности, пове­дению в быту.

Тема 3 Образ жизни мусульманина: пять столпов ислама

(1 час, третий урок)

В основе мусульманской религии лежат пять столпов веры (аркан ад-дин)

1. Шахада — символ веры ислама, который звучит в виде следующей формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад -посланник Аллаха» («Ла иллаха и ля Ллаху ва Мухаммадун Ра­су лу Ллахи»).

2. Ежедневная пятикратная молитва — салят (араб.), на­маз (перс.-тюрк.).

3. Пост в месяц рамадан — саум (араб.), ураза (перс.-тюрк.).

4. Хадж — обязательное паломничество в Мекку.

5. Занят — налог с имущества мусульман в пользу бедных единоверцев, а также садака — добровольная милостыня.

Выделяют также шестой, дополнительный, столп ислама — джихад. В широком значении джихад — это обязанность му­сульманина отдавать все свои силы во имя торжества ислама. В узком значении — это «священная война» мусульман против не-мусульман.

Тема 4 Духовенство, мечеть, праздники ислама

(1 час, четвертый урок)

Собирательное название мусульманского духовенства — ула-ма (улемы — букв. араб, «знающие, ученые»). Необходимо от­метить, что в исламе нет церковной организации и прослойку духовенства образуют наиболее уважаемые и авторитетные ве­рующие, как правило, избираемые общиной.

Несмотря на отсутствие жесткой иерархии, мусульманское духовенство подразделяется на ряд категорий, основными из которых являются: 1) имам-хатыб (мулла) - служитель мусульманского культа, руководящий богослужением в мечети; 2)муфтий — мусульманский законовед, выносящий решение по важным правовым вопросам в виде особого заключения — фетвы; 3) факих — профессиональный мусульманский юрист (высшую прослойку факихов образуют моджтахеды); 4) кади —мусульманский судья — чиновник и нотариус.

К представителям мусульманского духовенства предъявля­ются достаточно высокие интеллектуальные и нравственные требования, такие как владение богословско-правовым комп­лексом ислама с вариантами по правовым толкам — мазхабам, знание арабского языка, знание наизусть арабского текста Корана и хадисов (Сунны), благочестивый образ жизни.

В Российской Федерации мусульманское духовенство возглав­ляется муфтиями, наиболее влиятельными из которых являются муфтий Европейской части России и Сибири (резиденция в Уфе), председатель совета муфтиев России (резиденция в Москве), муфтий Северного Кавказа (резиденция в Махачкале).

Центр мусульманского богослужения — мечеть (масджид). Первые мечети появились еще при жизни пророка Мухамма-да в Медине и Мекке. Самую главную мечеть ислама состав­ляет здание Каабы в Мекке.

Основные элементы мечети: 1) минарет — башня, с кото­рой совершается призыв верующих на молитву; 2) михраб — ниша в стене внутри помещения мечети, указывающая аль-кибла (направление на Мекку, в сторону которого следует молиться); 3)минбар — трибуна для проповедника (имам-ха-тыба), руководящего молитвой в мечети; 4) максура — отго­роженная решеткой часть помещения мечети, предназначен­ная для наиболее уважаемых молящихся.

В исламе отмечаются два праздника: 1) Ид алъ-адха (Курбан-байрам) — праздник жертвоприношения, посвященный пророку Иб-рахиму (ветхозаветному Аврааму); начинается 10-го числа месяца зу-ль-хиджа и празднуется 4 дня; 2) Ид алъ-фитр(Рамазан-бай-рам) — праздник разговенья в честь окончания поста в месяц ра­мазан; начинается 1-го числа месяца шавваля и празднуется 3 дня. 

Тема 5 Арабский Халифат и направления ислама

(2 часа, пятый и шестой уроки)

После смерти Мухаммеда мусульманской общиной стали править его заместители из числа ближайших соратников — халифы. В истории раннего ислама началась эпоха «правед­ных» халифов (халифат рашидун), которая объединяет четы­рех правителей — Абу Бакра, Омара, Османа и Али ибн Аби Талиба.

Первый «праведный» халиф Абу Бакр (правил в 632 — 634 годах) подавил военным путем ар-рида — отступничество араб­ских племен от ислама. Кроме того, при нем начались араб­ские завоевания, в ходе которых образовалась военная импе­рия мусульман — Арабский Халифат.

Второй «праведный» халиф Омар (правил в 634 — 644 го­дах) ввел мусульманское летосчисление по хиджре.

Третий «праведный» халиф Осман (правил в 644 — 656 го­дах) приказал составить канонический письменный свод Ко­рана. Однако в его правление в Халифате начался политичес­кий кризис, вызванный тем, что ведущие государственные посты заняли родственники Османа из незнатного рода Омей-ядов. Это вызвало недовольство мусульманской аристократии, которая объединилась вокруг Али ибн Аби Талиба, двоюрод­ного брата и зятя пророка Мухаммада, и образовала группи­ровку шиитов. В 656 году шииты подняли мятеж в Медине, в ходе которого Осман был убит.

В правление четвертого, последнего, «праведного» халифа Али ибн Аби Талиба (656 — 661) в Халифате началась граж­данская война, основными противниками в которой стали ха­лиф Али и сирийский наместник, глава Омейядов Муавия. В 657 году во время решающей битвы при Сиффине (Ирак) Али, несмотря на победу над Муавией, согласился на мирные пере­говоры. Это вызвало недовольство личной гвардии Али, которая покинула его и образовала общину хариджитов. В 661 году Али был убит в иракском городе Куфа террористом-хариджи-том. Власть захватил Муавия, который основал первую арабо-мусульманскую династию Халифата — Омейядов.

На правление Омейядов (661 — 750) приходится расцвет военно-политического могущества Халифата, который в ходе завоеваний включил в свой состав страны от Испании до Се­веро-Западной Индии.

Однако при следующей династии — Аббасидов (750 — 1258) — Халифат начал распадаться. В 1258 году был уничтожен мон-голо-татарами.

В период Халифата ислам разделился на три основные вет­ви — шиитов, суннитов и хариджитов. Основное различие между ними заключается в трактовке вопроса о верховной власти.

Сунниты считают, что правителем мусульман (халифом) мо­жет быть любой потомок пророка Мухаммада, формально из­бираемый всей мусульманской общиной, мнение которой пред­ставляют мусульманские богословы.

Шииты полагают, что право на власть (имамат) имеют толь­ко потомки Али ибн Аби Талиба (Алиды) как непосредствен­ные потомки самого пророка Мухаммада.

Хариджиты не придают значения происхождению правите­ля; главным критерием его законности они считают военный талант.




Тема 6 Мусульманское право

(3 часа, седьмой, восьмой и девятый уроки)

Аль-фикх — это мусульманская юридическая наука (юрис­пруденция). Как самостоятельная дисциплина аль-фикх сфор­мировался в IX — X веках. Основные разделы аль-фикха: 1) алъ-ахвалъ аш-шахсийа — право личного статуса (регулирует семейно-брачные отношения и вопросы наследования иму­щества); 2) алъ-укубат — уголовное право; 3) алъ-ахкам ас-султанийе — административно-финансовое право; 4) ас-сийар — раздел, регулирующий отношения между мусульманами и не­мусульманами.

Мусульманская юриспруденция зиждется на так называемых корнях аль-фикха (усулъ алъ-фикх), к которым относят Коран, Сунну, а также два юридических метода — иджму и кияс.

Иджма — юридический консенсус, единодушное мнение ав­торитетных богословов (факихов) по отдельному юридическо­му вопросу. Кияс — суждение по аналогии, то есть сопостав­ление модели решаемого юридического вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по аналогии. До X — XI ве­ков важным методом аль-фикха был также иджтихад — пра­во факиха выносить самостоятельное решение на основе «кор­ней аль-фикха».

В основе семейно-брачного правового комплекса лежит ка­тегория завадж, которой обозначается юридический брак. За-вадж состоит из нескольких стадий: 1) хитба — сватовство, во время которого заключается брачный договор (сига) и оговари­ваются размеры имущества, выделяемого женихом невесте (мохр) и родителям невесты (калым); 2) зифаф — передача не­весты в дом жениха, которая, как правило, сопровождается урс — свадебным торжеством; 3) пиках — выполнение супружес­ких обязанностей, то есть собственно семейно-брачная жизнь. В исламе допускается полигамия (многоженство), но мужчине разрешается заключать брак не более чем с четырьмя женами.

В сфере наследования имущества аль-фикх выделяет две основные категории.

Первая категория называется мирас и обозначает имуще­ство умершего мусульманина, передаваемое по наследству его родственникам. В понятие «мирас» кроме получения имуще­ства покойного входит выплата его долгов и выполнение ос­тавшихся за ним обязательств, взятие под опеку или на со­держание его семьи. Аль-фикх делит наследников на три степени родства: 1) родители, супруги, дети покойного (покойной); 2) родные братья и сестры, внуки, деды и бабки покойного (по­койной); 3) двоюродные братья и сестры, дядья и тетки покой­ного (покойной). Предпочтение при наследовании отдается пер­вым двум степеням. Мирас всегда составляет 2/3 имущества умершего.

Вторая категория называется васийа и обозначает завеща­ние покойного, по которому распределяется оставшаяся 1/3 его имущества. Родственники, получающие имущество по наслед­ству (мирас), юридически не имеют права на получение доли из завещания (васийа).

Аль-фикх регламентирует также погребальный обряд му­сульман (джаназа). Основные этапы джаназа: ритуальное омо­вение и облачение усопшего, молитва, погребение (обычно в тот же день; если мусульманин умер вечером или ночью — то на следующий день)

Тема 7 Мусульманская мысль Средних веков

(2 часа, десятый и одиннадцатый уроки)

В IX - XII веках в исламе стала формироваться философ­ская мысль, которая испытала сильное влияние учений фило­софов Древней Греции, особенно Платона и Аристотеля. По­этому мусульманских мыслителей этого направления назвали фалсафа (арабское искажение греческого слова «философ»). Еще средневековую философию ислама называют калам (букв, «слово»).

Важнейшими центрами мусульманской философии были города Ирана и Средней Азии. Здесь действовали целые шко­лы ученых, находящихся под особым покровительством влас­тей. Именно из их среды вышли такие известные мыслители, как Фараби, Бируни, Газали, Ибн Сина. Среди мусульманских философов Испании и Северной Афри­ки выдающимся по праву считается Ибн Рушд, более извест­ный под искаженным в европейской литературе именем — Авер-роэс.

Тема 8 Мусульманская мысль XIX — XX вековз

(1 час, двенадцатый урок)

В XIX — XX веках в рамках суннизма (в меньшей степени — шиизма) формируется мусульманский модернизм, основной це­лью которого является адаптация ислама к современным соци­ально-политическим, культурным и научно-техническим реали­ям. Крупнейшие представители мусульманского модернизма — Джемаль ад-Дин аль-Афгани, Мухаммад Абдо, Мухаммад Ик-бал Лахори, Сайид Хусейн Наср.

Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1839 — 1897) — мусульманский просветитель, основатель учения «панисламизм». Он вел обще­ственно-политическую деятельность в Индии, Египте, Иране, Турции, Франции, Англии, России. Выступал за единство му­сульман всего мира, за их политическое объединение, то есть, по сути, за возрождение халифата как мирового исламского го­сударства. Проповедовал союз религии и науки, осуждал коло­ниализм. Основной труд — «Опровержение материалисту».

Мухаммад Абдо (1849 — 1905) — египетский богослов и об­щественно-политический деятель, ученик и соратник аль-Аф­гани. С 1899 года — верховный муфтий (глава мусульман) Египта. Находясь на этом посту, провел либеральную рефор­му мусульманского университета аль-Азхар в Каире. Основной труд — «Послание о единобожии» (считается одним из после­дних авторитетных тафсиров — комментариев к Корану).

Мухаммад Икбал Лахори (1877 — 1938) — индийский му­сульманский философ и поэт. Автор учения о худи — Боже­ственной энергии, заключенной в каждом человеке и реализуемой в позитивном творческом процессе. Идеолог создания госу­дарства индийских мусульман (поэтому считается «духовным от­цом» современного государства Пакистан). Основной труд — «Реконструкция религиозной мысли в исламе».

Тема 9 Ислам в России: история и современность

(3 часа, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый уроки)

Первые контакты и связи народов России с исламом на­чались в Средние века. Это было связано с арабскими заво­еваниями на Кавказе и в Средней Азии. Ислам был госу­дарственной религией в Хазарском каганате, Волжской Бул-гарии, Золотой Орде, ханствах Поволжья и Сибири. В XV — начале XIX века происходит исламизация народов Северно­го Кавказа. На XVI — XIX века приходится процесс вхож­дения мусульманских народов в состав Российского государ­ства. Ярким примером является феномен Касимовского цар­ства (XVI век).

Отдельную историческую проблему составляют взаимоотно­шения Российской империи и ислама в XVIII — XIX веках. Петр Великий поощрял исследовательский интерес к исламу: по его приказу был составлен первый русский перевод Корана (1716 год). Тогда же появилось первое в России исследование об исламе — «Книга систима, или Состояние Мухаммеданской религии» Д. Кантемира (1722 год). В период правления им­ператрицы Анны Иоанновны мусульмане преследовались цар­скими властями. Положение изменилось после наказов мусуль­манских депутатов в Уложенную комиссию 1767 года. Импе­ратрица Екатерина II проводила в отношении мусульманских подданных политику веротерпимости (пример — Указ «о мече­тях» от 17 июня 1773 года). В XVIII — XIX веках происходит образование организацион­но-духовных структур мусульман Российской империи: Орен­бургского магометанского духовного собрания (1788 год), Тав­рического магометанского духовного правления (официально с 1794, фактически — с 1831 года), Суннитского и Шиитского духовных управлений Кавказа (оба с 1872 года). Тогда же фор­мируются имперские государственные структуры, контролиру­ющие ислам: Главное управление разных (иностранных) испо­веданий (1810 — 1832),

Министерство духовных дел и народ­ного просвещения (1817 — 1824), Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) в рамках структуры Ми­нистерства внутренних дел (1832 — 1917). Происходит регу­лирование мусульманских общин Российской империи специ­альными законодательными актами, например «Уставом духов­ных дел иностранных исповеданий» (1857 год). Ислам сыграл важную роль в Кавказской войне XIX столетия (мюридизм, повстанческий имамат Шамиля). Во второй половине XIX века в мусульманском богословии и просвещении России были за­метны движения традиционалистов (кадими) и модернистов (джадиди).

Для первого десятилетия XX века характерны процессы по­литизации российского ислама, начало которым положил указ Николая II о веротерпимости от 17 апреля 1905 года. В I — IV Государственных думах действовала мусульманская фрак­ция. Проводились мусульманские съезды (Москва, Нижний Новгород). Возникали мусульманские политические партии: «Иттифак муслими» («Союз мусульман») в Поволжье, «Мил­ли фирка» («Национальная партия») в Крыму, «Алаш» («Пре­данность») в Казахстане, «Мукават» («Равенство») в Азербай­джане. Эти религиозно-политические группировки придержи­вались курса на отделение от России. Революции 1917 года оказали огромное влияние на российский ислам. С одной сто­роны, часть мусульманской интеллигенции сотрудничала с со­ветской властью (концепция «мусульманского коммунизма» М. Султан-Галиева). С другой стороны, наблюдалось сильное вооружейное сопротивление мусульман советской власти на Кав­казе и в Средней Азии.
Ислам в СССР подвергался преследованиям и ограничениям. В Советском Союзе действовали четыре верховных муфтията: Средней Азии и Казахстана (резиденция в Ташкенте), Европей­ской части СССР и Сибири (резиденция в Уфе), Северного Кав­каза (резиденция в Махачкале), Закавказья (резиденция в Баку).
На постсоветском пространстве ислам переживает организа­ционное и культурное возрождение.
Подавляющая часть мусульман РФ — сунниты ханафитского мазхаба. На Северном Кавказе влиятельны суфийские брат­ства — ясавийа, накшбандийа.

Основные этапы развития ислама на территории Мор­довии. В XVI — XVIII веках происходит распростанение исла­ма на территории мордовского края. Основными носителями ис­лама в регионе являются татары. В Республике Мордовия в 1990-е — начале 2000-х годов происходит возрождение мусуль­манской общины. Восстанавливаются и строятся новые мече­ти в Саранске и татарских селах республики; широкое разви­тие получает социально ориентированное служение (например, благотворительность); налажена организация хаджа (хаджжа); идет подготовка кадров образованного мусульманского духо­венства в медресе Татарстана, Башкортостана; предпринима­ются первые попытки воссоздания системы религиозного об­разования.





СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авксентьев А. В. Книга о Коране / А. В. Авксентьев, Р. Р. Мавлютов. — Ставрополь : Ставропол. кн. изд-во, 1984. — 191 с.
2. Али Заде А. Хроника мусульманских государств (I — VII века Хиджры) / А. Али Заде. - М. : Умма, 2004. - 445 с.
3. Аль-Газали Шейх Мухаммад. Нравственность мусульма­нина / Шейх Мухаммад аль-Газали. — Киев : Ансар Фаундейшн, 2005. - 363 с.
4. Алъ-Кардави Юсуф. Дозволенное и запретное в исламе / Юсуф аль-Кардави. — М. : Умма, 2005. — 352 с.
5. Алъ-Хашими Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны / Мухаммад Али аль-Хашими. — М. : Умма, 2006. — 288 с.

6.  11. Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — нача­ло XX вв.) / Д. Ю. Арапов. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 287 с.
7. Бартолъд В. В. Ислам / В. В. Бартольд. — Петроград : Огни, 1918. - 95 с.
8. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство / Е. А. Беля­ев. — М. : Изд-во вост. лит., 1957. — 100 с.
9.  16. Васильев А. М.  17. Грюнебаум Г. Классический ислам: Очерк истории, 600 — 1258 / Г. Грюнебаум. - М. : Наука, 1988. - 215 с.
10. Ибн алъ-Араби. Мекканские откровения / Ибн аль-Ара-би. — СПб. : Петербургское востоковедение, 1995. — 288 с.
11. Игнатенко А. А. Ислам и политика / А. А. Игнатенко. — М.: Ин-т религии и политики, 2004. — 255 с.
12.  Ислам : энцикл. слов. / отв. ред. Л. В. Негря. — М. : Наука, 1991. - 312 с.
13.  Коран I под ред. И. Ю. Крачковского. — М. : Наука, 1986.- 727 с.
14. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России / А. В. Малашенко. - М. : Московский Фонд Карнеги, 1998. - 222 с.
15.  Мухаметшин Р. М. Татары и ислам в XX веке / Р. М. Мухаметшин. - Казань : Фэн, 2003. - 303 с.
16. Мухаммад Ф. Р. Исламская культура / Ф. Р. Мухам-мад. - М. : Андалус, 2005. - 238 с.
17. Мюллер А. История ислама / А. Мюллер. — М. : Аст, 2004.- 911 с.
18. Рахман X. У. Краткая история ислама. Хронология со­бытий 570 — 1000 гг. от Рождества Христова / X. У. Рахман. — М. : Пттап, 2002. - 410 с.
19. Родионов М. А. Ислам классический / М. А. Родионов. — СПб. : Азбука - Классика, 2003. - 218 с.
20. Роузентал Ф.  40. Сурделъ Д. Цивилизация классического ислама / Д. Сур-дель, Ж. Сурдель. — Екатеринбург : У-Фактория, 2006. — 544 с.4243. Филъштинский И. М. История арабов и Халифата (750 — 1517 гг.) / И. М. Филынтинский. — М. : Муравей, 2001. — 352 с.44. 





Основы исламской культуры : программа курса для 8 кл. общеобразовательных. учреждений / сост. А. В. Мартыненко ; под ред. проф. Н. М. Арсентьева; Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. - 2007. - 24 с.

Программа курса содержит рекомендации по работе с учебни­ком «Основы исламской культуры», подробное поурочное плани­рование учебного материала. Цель данного издания — оказать учи­телю необходимую помощь, соориентировать в назначении и обра­зовательных возможностях отдельных элементов учебника.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа факультативного курса. Ислам.

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 25.10.2018

Номер свидетельства: 482147

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства