1.Образовательная программа дополнительного образования детей по направленности является физкультурно-спортивной; по форме организации – индивидуально-ориентированной и групповой;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Армейский рукопашный бой"»
Рабочаяпрограмма
"Армейский рукопашный бой"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Образовательная программа дополнительного образования детей по направленности является физкультурно-спортивной; по форме организации – индивидуально-ориентированной и групповой;
Программа по армейскому рукопашному бою (далее АРБ) является модифицированной и составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дополнительном образовании детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. № 233), письма Минобразования России от 11.12.06г. № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей, письма МО и ВШ и РК №07-18/94 от 12.08.03 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ доп. образования детей».
Учебная программа по армейскому рукопашному бою рассчитана на 3 летнее обучение.
Образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные задачи программы конкретизированы на каждом этапе подготовки, которые будут освещены далее.
Нормативная часть программы представлена рекомендациями по составу занимающихся, по содержанию основных видов подготовки, участия в соревнованиях, в инструкторской и судейской практике по годам и этапам тренировки.
Методическая часть программы включает содержание учебного материала, его распределения по годам тренировки, рекомендации по методике тренировки при технической, физической, функциональной и морально-волевой подготовке, организации медико-педагогического контроля.
Новизна программы
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта обучающегося, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания
Новизна данной программы заключается в применении большой игровой практики.
Основной упор программы делается на обучение основам техники рукопашного боя посредством игр, которая подбирается таким образом, что обучающийся играя, одновременно развивает необходимые физические качества и осваивает базовую технику рукопашного боя.
Актуальность
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических и
морально-волевых качеств обучающихся, материально-технические условия, для реализации которого имеются на базе школы.
Армейский рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, болевые приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка (С.М. Ашкинази, 2001,
2007, В.Л. Волков, 2003).
Содержание технических действий бойцов в рукопашном бое, их технико-тактический арсенал свидетельствует об отсутствии какой-либо методологии планомерной подготовки в этом виде деятельности.
Особую актуальность приобретает методика обучения приемам в рукопашном бое на занятиях по технической подготовке детей. Несмотря на то, что рукопашный бой уже давно и прочно вошел в программу подготовки по спортивным единоборствам, методика обучения рукопашному бою на занятиях по физической подготовке пока еще не имеет под собой научного обоснования.
Феномен развития рукопашного боя в России и РК состоит в том, что армейский рукопашный бой (далее АРБ) нельзя назвать видом спорта в полной мере.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации, каждый обучающийся формирует свои личностные качества, такие как: воля, характер, воспитание патриотизма, физическое развитие.
Правильно выбранные формы, методы и средства образовательной деятельности показали свою результативность в соревнованиях различного уровня.
Эффективным для гармоничного развития детей является такое введение практического и теоретического материала, который был бы вызван требованиями творческой практики. Обучающиеся должны сами уметь формулировать задачи, находить пути их решения.
При систематических занятиях рукопашным боем создаются благоприятные условия, для развития обучающегося, развивается мотивация к познанию и творчеству. Обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Идет приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок получает не только физическое, но духовное и интеллектуальное развитие. И что особенно важно, - происходит создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. Ведется профилактика асоциального поведения обучающегося. При систематических занятиях АРБ ведется работа не только с обучающимися, но и с их родителями, всей семьей.
Социальная значимость АРБ проявляется и в воздействии на качество трудовой деятельности, общественные отношения, сферу потребления, организацию досуга, содержание образования и т.п.
Имея высокое прикладное значение, АРБ позволяет тем, кто им занимается, легко и быстро овладевать сложными профессиями, добиваться высокой производительности труда. Навыки АРБ и высокий уровень физической подготовки помогает и в боевой обстановке (служба в горячих точках, спецподразделениях и т.д.)
Таким образом, рукопашный бой можно рассматривать как средство формирования физической и духовной гармонии и удовлетворения запросов, как отдельных людей, так и общества в целом.
2. Характеристика программы.
Тип - дополнительная; Вид - модифицированная; Направленность - физкультурно-спортивная. Данная модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей строится на таких основных принципах обучения как:
индивидуальность
доступность
преемственность
результативность
При работе с обучающимися используются различные формы и методы обучения:
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия
работа по индивидуальным планам
медико-восстановительные мероприятия
тестирование и медицинский контроль
участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах
инструкторская и судейская практика
3.Цель программы: Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематически х занятий рукопашным боем.
Программа, опираясь на особенности современного этапа развития спорта, охватывает основные методические положения, на основе которых строится рациональная единая педагогическая система многолетней подготовки и обучения, предусматривает:
преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;
преемственность в решении задач по формированию личности обучающегося, укреплению здоровья, гармоничному развитию всех органов и систем организма;
целевую направленность по отношению к высшему спортивном мастерству;
обеспечение всесторонней и специальной физической подготовки;
комплексную систему контроля и анализа состояния подготовленности обучающегося, так и на этапах возрастного развития.
Исходя из местных социальных условий и наличия материально-технической базы, могут быть внесены частные изменения в содержание данной программы, сохраняя при этом ее основную направленность.
Задачи программы:
формирование интереса к занятиям спортом
овладение основами техники выполнения комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр
развитие и совершенствование общих физических качеств
социализация детей и подростков
укрепление здоровья и расширение функциональных возможностей организма
совершенствование показателей физической подготовленности занимающихся
совершенствование уровня освоения базовой техники АРБ
привитие норм личной гигиены и самоконтроля
формирование морально-волевых качеств
освоение теоретического раздела программы
совершенствование технико-тактического мастерства (применение ударной и бросковой техники в различных условиях)
достижение высоких результатов выступлений на соревнованиях
Отличительные особенности
программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и расширенное освоение глубоких приёмов, в течение 3 летнего обучения. Другие же программы рассчитанные на такие сроки, как правило не ориентированы на ознакомление с глубокими приемами. В данной же программе обучение допускается с 8 летнего возраста – этап спортивно-оздоровительный.
Учебный план данной программы, составлен исходя из местных условий и рассчитан на 36 недель учебно-тренировочных занятий.
На тренировках дети знакомятся не только с изучением того или иного приема, но и изучают теоретическую базу. Практические занятия по программе связаны с использованием необходимого инвентаря и оборудования, что также помогает завлечь ребенка к занятиям АРБ, и повышает его интерес. В теоретических занятиях также используется различная видеотехника (просмотр соревнований и последующий их анализ).
В структуру образовательной программы входят 7 образовательных блоков, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические занятия (общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка)
Теоретические занятия
Инструкторская и судейская практика
Соревновательная практика
Восстановительные мероприятия
Медицинское обследование
Воспитательная работа
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники АРБ, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).
Прохождение каждой новой практической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» и т.д. придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Обучающийся должен не только грамотно и четко применять полученные знания в соревновательной практике, но и осознавать саму логику их следования. Нельзя необдуманно применять то или иное техническое действие на соревнованиях, отработанное на тренировочном занятии. Все зависит от конкретной ситуации в данный момент. Для этого очень широко используется такой метод, как «Моделирование соревновательных ситуаций». Данная методика будет описана в разделе по технико-тактической подготовке на различных ее этапах.
Предлагаемая методика, помимо наличия большой игровой практики и индивидуального подхода в дифференцировании тренировочных нагрузок заключается еще и в том, чтобы обучающийся мог сам ставить перед собой наивысшею цель своих занятий этим видом единоборства, т.е. создал отличную мотивацию.
Чтобы достичь высокого спортивного результата,- необходима серьезная не только физическая работа, но и самое главное – мотивация, психологический настрой. Это как планирование и постройка дома. Заложишь малый фундамент – построишь одноэтажный дом. Но чтобы сделать из него, потом 2-х или 3-х этажный дом не выйдет, не хватит мощности заложенного для этого фундамента. Поэтому необходимо заранее ставить перед собой цель постройки многоэтажного здания, а соответственно и закладывать для этого очень добротный фундамент (базу).
Возраст обучающихся
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 11-17 лет.
Зачисление обучающихся в объединение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по возрастам обучающихся определяется с учетом наиболее благоприятных периодов развития физических качеств, совершенствующихся в данном возрасте.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества
В О З Р А С Т ( лет )
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Рост
+
+
+
+
Мышечная масса
+
+
+
+
Быстрота
+
+
+
+
+
+
Скоростно-силовые качества
+
+
+
+
+
+
+
Сила
+
+
+
+
Выносливость (аэробные возможности)
+
+
+
+
+
+
Анаэробные возможности
+
+
+
Гибкость
+
+
+
+
+
+
+
Координация
+
+
+
+
Равновесие
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4.Организационно-педагогические основы
Сроки реализации программы
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 3 года.
Год обучения
Количество
часов в неделю
Количество учебных недель в году
Всего часов в год
1
4
36
144
2
4
36
144
3
4
36
144
Расписание занятий
Продолжительность занятий
Периодичность в неделю
Количество часов в неделю
2 ученических часа
2 раза
4 часа
Продолжительность занятий в соответствии с «Санитарно-эпидемиологичесими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» составляет 4 часа 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут с обязательным 10-ти минутным перерывом. В начале каждого учебного года с обучающимися проводится вводный инструктаж по технике безопасности. В случае необходимости проводится внеплановый инструктаж. На практических занятиях проводится целевой инструктаж по технике безопасности на экскурсиях, при работе с инструментами, приборами, по правилам поведения в походах.
Формы занятий
по количеству детей, участвующих в занятии – групповые.
по особенностям коммуникативного взаимодействия тренера и обучающегося – теоретические занятия, учебно-тренировочные сборы, выступления на соревнованиях различного уровня, участие в спортивно-массовых мероприятиях и спортивных праздниках, конкурсах и т.д.
по дидактической цели – вводное занятие, занятие по совершенствованию теоретической подготовленности, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Основные средства обучения
общеразвивающие упражнения
подвижные игры и общеразвивающие упражнения
прыжки и прыжковые упражнения
элементы акробатики (страховка и самостраховка, кувырки, сальто, кульбиты, фляг, рондад и т.д.)
метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей)
силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных заданий)
круговые тренировки
5.Прогнозируемые результаты
При создании оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья и формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся, посредством систематических занятий АРБ, программа ставит своей целью, по окончании ее реализации, подготовить отличного спортсмена.
Формы проверки результатов освоения программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце каждого учебного года обучения и предполагает зачет в форме тестирования, добавляется результативность выступления на соревнованиях районного и республиканского уровня.
Итоговый контроль проводится с целью: определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.
После окончания 1 года занятий учащийся:
стремиться к систематическим занятиям спортом
овладеть основами техники выполнения комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр
развитие и совершенствование общих физических качеств
ознакомится с требованиями спортивного режима и гигиены
систематически укреплять своё здоровье и расширять функциональные возможности организма
совершенствовать уровень освоения базовой техники рукопашного боя
соблюдать нормы личной гигиены и самоконтроля
По окончании 2 года занятий учащийся:
уметь совершенствовать свою физическую и функциональную подготовленность
совершенствовать свое технико-тактическое мастерство
формировать морально-волевые качества
освоить теоретические разделы программы
По окончании 3 года занятий учащийся:
постоянно совершенствоватьсвою специальную физическую подготовленность
постоянно совершенствовать свое технико-тактическое мастерство (применение ударной и бросковой техники в различных условиях)
постоянно совершенствовать динамику своих спортивно-технических показателей
достичь высоких результатов выступлений на соревнованиях
уметь постоянно совершенствовать свою функциональную и морально-волевую подготовленность
уметь формировать свои специализированные знания
войти в состав сборной Республики
Формы и способы фиксации результатов:
дневник достижений учащихся;
КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ПО ТЕСТИРОВАНИЮ
УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Комплекс контрольных упражнений по ОФП включает в себя следующие тесты:
бег 30м с низкого старта (сек). Проводится на стадионе в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих зависит от количества дорожек. После 10-15 мин. разминки дается старт. Разрешается только одна попытка.
челночный бег 4 по 20 м (сек). Тест проводят в спортивном зале. Отмеряют 20-метровый отрезок, начало, и конец которого отмечают линией. За каждой чертой – 2 полукруга радиусом 50 см. спортсмен становится за ближней чертой линии и по команде «марш» начинает бег в сторону финишной черты: обегает полукруг и возвращается к линии старта. Затем также обегает другой полукруг и возвращается обратно.
прыжок в длину с места (см). Выполняют толчком двух ног от линии и края доски на покрытии.
подтягивание в висе на перекладине (количество раз). Выполняют из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины.
Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз). И.П. – упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию. Отжимания производится на кулаках. Засчитывается отжимание, когда обучающийся коснувшись грудью пола, вернулся в исходное положение. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах
поднимание туловища из положения лежа, колени согнуты (количество раз). И.П. сед на матах. Руки сцеплены в «замке» за головой. Колени согнуты. Выполнять упражнение следует, опуская спину до касания поверхности мата и вернуться в И.П., Обязательное условие - коснуться грудью колен. При выполнении упражнения запрещено разрывать руки за головой и отрывать ноги от пола.
Бег на 1000 м. Проводиться на дорожке стадиона. Время фиксируется с точностью до 0,1 сек.
Бег на 3000 м, мин. Проводиться на дорожке стадиона. Время фиксируется с точностью до 0,1 сек.
КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕСТИРОВАНИЮ
УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
суммарное время 6-и прямых ударов руками, сек. Спортсмен, из фронтальной стойки, наносит поочередно (левой и правой рукой) 6 прямых ударов в мешок. Фиксируется время от команды «Марш», до 6-го удара по мешку.
суммарное время 6-и боковых ударов ногами, сек. Спортсмен, из фронтальной стойки, наносит поочередно (левой и правой ногой) 6 боковых ударов в мешок. Фиксируется время от команды «Марш», до 6-го удара по мешку.
суммарное время 6-ти «входов», сек. Спортсмен, из своей боевой стойки, делает выпад вперед впередистоящей ногой с ударом задней рукой в область туловища и возвращается в ИП. Фиксируется время от команды «Марш», до 6-го удара по мешку.
выполнение бросковой техники в течение 30 сек. Бросковая техника выполняется в парах. Как правило, спортсмены выполняют 3 разновидности бросков (результат по лучшему). Все броски выполняются как из правосторонней стойки, так и из левосторонней.
Методы контроля и управления образовательным процессом
Наряду с планированием важнейших функций управления является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с занимающимися на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
текущей оценки усвоения изучаемого материала
оценки результатов выступления в соревнованиях, индивидуальных показателей и командного выступления
выполнение контрольных упражнений по ОФП (общая физическая подготовка) и СФП (специальная физическая подготовка), технико-тактическая подготовленность, для чего организуются специальные соревнования.
проведение медицинского обследования
проведение текущего контроля тренировочного процесса
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
В начале и в конце учебного года все учащиеся проходят медицинское обследование. Основными задачами медицинского обследования обучающихся являются:
контроль за состоянием здоровья занимающихся;
формирование навыков личной и общественной гигиены;
формирование привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача.
В общем случае медицинское обследование занимающихся позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. В процессе многолетней подготовки углубленное медицинское обследование должно выявить динамику состояния основных систем организма спортсменов, определить основные компенсаторные факторы и потенциальные возможности их развития средствами тренировочных нагрузок. Таким образом, цель медицинского обследования – всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния обучающихся, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.
Программа медицинского обследования включает:
комплексную клиническую диагностику;
оценку уровня здоровья и функционального состояния;
оценку сердечнососудистой системы;
оценку систем внешнего дыхания и газообмена;
контроль состояния центральной нервной системы;
оценку уровня функционирования периферической нервной системы;
оценку состояния органов чувств;
оценку состояния вегетативной нервной системы;
контроль над состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменов.
Два раза в год должно проводиться углубленное обследование, а каждые 3 месяца – этапные. Этапные обследования проводятся до начала и в конце УТС и перед соревнованиями. Особого внимания требуют спортсмены, перенесшие травмы и заболевания. Они должны пройти обследование и получить допуск к занятиям.
Большая роль принадлежит медицинским профилактическим мероприятиям. Рекомендуется проводить курсы ультрафиолетового облучения, давать родителям рекомендации по рациональному питанию и режиму детей, занимающихся РБ. В периоды (сезоны) роста ОРЗ необходимо проводить ультрафиолетовое облучение, давать витаминные смеси, рекомендовать местный и точечный массаж.
Примерные величины ЧСС и АД указаны в таблицах.
ПРИМЕРНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ЧСС и АД (школьники)
Возраст
(лет)
Ч С С ( уд. Мин. )
Девочки
Мальчики
7
86,6
85,8
6
84,7
82,8
9
82,5
80,2
10
792
76,1
11
78,5
74,8
12
75,5
72,6
13
76,1
73,1
14
72,2
72,8
15
75,2
72,1
16
74,8
70,4
17
72,8
68,1
18
70,3
62,3
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ (АД)
ВОЗРАСТ
ММ.РТ.СТ.
4-6 лет
75\50-85\60
7-10 лет
90\50-100\55
11-12 лет
95\60- 110\60
13-14 лет
150\60-115\60
15-16 лет
105\60-120\70
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
С целью устранения возможных срывов адаптационных процессов и своевременного назначения, необходимых лечебно-профилактических мероприятий, а также для эффективной организации анализа данных углубленного медицинского обследования необходимо отслеживать динамику средств и методов тренировочного процесса и контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок.
Текущее обследование, на основании которого проводится индивидуальная коррекция тренировочных нагрузок, рекомендуется проводить на всех тренировочных занятиях.
Рекомендуется проводить и регистрировать следующие параметры тренировочного процесса:
средства подготовки (ОФП, СФП, специальная подготовка и соревновательная подготовка)
объем тренировочного задания или применяемых средств подготовки
интенсивность тренировочного занятия в ЧСС.
При анализе тренировочных нагрузок и определении их преимущественной направленности после каждого задания регистрируется ЧСС. В таблице представлены значения ЧСС и преимущественной направленности физиологической мощности выполненной работы.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ МОЩНОСТИ
ЧСС ( уд/мин )
НАПРАВЛЕННОСТЬ
100-130
Аэробная (восстановительная)
140-170
Аэробная (тренирующая)
160-190
Анаэробно-аэробная (выносливость)
170-200
Лактатная-анаэробная (специальная выносливость)
170-190
Алактатная-анаэробная (скорость-сила)
Для оценки адаптации спортсменов к нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы (ССС) при проведении пробы 13Руффье. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, сидя, после 5 мин. Отдыха (Р1). Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 сек., с выпрямленными руками перед собой. Во время подъема руки опускают вдоль туловища. Сразу же после окончания приседания измеряется ЧСС (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха – в положении сидя (Р3).
Оценка скорости восстановления ЧСС производится по формуле:
R = (P1 + P2 + P3) – 200 \ 10
Качественная оценка работоспособности представлена в таблице.
ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА
К РАБОТЕ (РУФЬЕ)
Качественная оценка
Индекс Руффье
Отлично
2 и менее
Хорошо
3 – 6
Удовлетворительно
7 – 10
Плохо
11 – 14
Очень плохо
15 – 17
Критическое
18 и более
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются не только сдача нормативов и тестов ОФП, СФП и ТТП, но и высокие спортивные показатели, выступая на соревнованиях различного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно- тематический план занятий 1 года обучения
№
п/п
Тема
всего
теория
практика
1
История боевых единоборств. Развитие единоборств в России.
2
2
0
2
Основы техники и тактики.
142
11
131
ВСЕГО
144
13
131
Содержание учебно-тематического плана
I года обучения
Раздел 1. История боевых единоборств. Развитие единоборств в России. (теория 2 часа)
Теория: Исторические подробности возникновения той или иной системы единоборств (ушу, каратэ, тэквондо и др.).
Вступление федерации рукопашного боя в Международную федерацию. Выступление Российских спортсменов на первенствах мира и чемпионатах Европы среди юношей.
Раздел 2 .Основы техники и тактики ( теория 11 час, практика- 131 час)
Теория:
Совершенствование функций основных систем организма (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) под воздействием занятий единоборством.
Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях. Меры личной и общественной профилактики инфекционных заболеваний. Основы рационального питания.
Техника безопасности при выполнении различных упражнений бойца. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и соревнованиях по армейскому рукопашному бою и другим видам спорта.
Мероприятия по оказанию первой доврачебной помощи при некоторых заболеваниях и спортивных травмах.
Определение и оценка состояния здоровья, физического развития юных бойцов. Методы врачебных наблюдений. Внешние признаки утомления. Спортивный массаж в тренировке. Техника выполнения основных приемов массажа.
Совершенствование спортивной техники в процессе становления спортивного мастерства. Техника ведения схватки. Составление тактического плана схватки на основе возможных противников.
Особенности начального обучения спортивной техники юных спортсменов. Последовательность обучения технических действий, комбинаций. Общая характеристика спортивной тренировки. Основные методы тренировки.
Планирование недельных циклов тренировки (микроциклов). Распределение тренировочных нагрузок. Годичный план. Индивидуальный план бойца. Общая характеристика контроля и учета тренировки.
Специальная физическая подготовка, ее задачи и содержание. Характеристика средств и методов специальной физической подготовки.
Средства и методы нравственного воспитания (убеждения, поощрения, наказание и др.). Эмоциональное состояние спортсмена. Положительные и отрицательные эмоции. Способы регуляции и саморегуляции состояний.
Состав судейской коллегии и обязанности ее членов. Взаимопонимание участников соревнований, команд, представителей с судейской коллегией. Основные документы, необходимые для проведения соревнования.
Оборудования места для занятий в зимнее и летнее время. Площадка для спортсменов. Зал, ковер для борьбы.
Комплекс контрольных нормативов. Оформление дневника достижений воспитанника.
Практика:
ОФП. Строевые упражнения. Общие понятия о строе, строевых упражнениях и командах.
Общеподготовительные координационные и развивающие упражнения. Выполняются в условиях различной опоры и в разных плоскостях пространства.
Ходьба, бег, прыжки, переползания, упражнения без предметов, комплексы утренней гигиенической гимнастики, упражнения с предметами, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, акробатические упражнения, метание различных предметов, плавание, гребля, передвижение на велосипеде, спортивные игры, подвижные игры и эстафеты.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, из различных исходных положениях (в стойке, на коленях, сидя, лежа); движения руками – сгибание и разгибание, вращения, махи, отведение и приведение, рывки.
Упражнения для мышц ног: приседания, выпрыгивания, подскоки из различных положений, прыжки, пружинистые покачивания в выпадах, маховые движения ногами.
Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращение и повороты головы, повороты, круговые движения туловищем, поднимание ног в положении лежа на спине.
Упражнения с партнером в сопротивлении, переноске, на гимнастической скамейке и стенке.
Подвижные игры: перестрелка, мяч по кругу, третий лишний, пятнашки (руки и ноги), мяч на ловле. Эстафета с преодолением препятствий, передачей мяча, различными способами передвижения и др. (20 часов)
Значение и место специальной физической подготовки в процессе тренировки. Быстрота, ловкость, сила, специальная выносливость, гибкость – качества необходимые спортсмену. Краткая характеристика средств, применяемая для повышения уровня СФП
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: Броски набивного мяча (1 – 3 кг) одной и двумя руками из различных положений. В упоре лежа сгибание и разгибание рук (с хлопками перед грудью, над головой, за спиной).
Приседания и выпрыгивание из положения боевой стойки. Различные упражнения в челноке. Прыжки на одной и двух ногах, тоже, но в полуприсяде.
Упражнения для развития быстроты:
Бег с ускорением 25-30 м. Бег с изменением скорости и направления движения. Бег с низкого и высокого старта (15-20м). Рывки, скоростные движения на определенный сигнал. Ловля брошенного мяча из положения боевой стойки, тоже в передвижении. Уход от брошенного мяча. Челночный бег 4 х 20 м.
Упражнения для развития ловкости:
Элементы акробатики. Опорные прыжки через козла. Эстафеты с включением элементов, требующих проявления ловкости и координации движений.
Упражнения для развития гибкости.
Маховые движения ногами и руками, наклоны, круговые движения туловищем, пружинистые покачивания в выпаде, растяжка ног в парах и по одному (динамическая, статическая, изометрическая, на тренажерах), шпагаты.
Упражнения для развития выносливости:
Многократные повторения различных нападающих и защитных действий, работа с легкими весами с многократным выполнением действия, бег на длинные дистанции. (20 часов)
Техника отдельного приема характеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата. В структуре технической подготовленности бойца выделяются базовые дополнительные приемы и действия.
В рукопашном бое базовую технику составляют основные стойки, удары и защита руками и ногами.
Естественная стойка, позиция ожидания, фронтальная стойка (поза всадника), передняя позиция, задняя позиция, устойчивая стойка, позиция скрещенных ног, кошачья стойка.
Переход из одной стойки в другую, выдвижение вперед, отступление, повороты.
Удары руками.
Прямой удар, удар ребром ладони, удар основанием кулака, удар тыльной стороной кулака, удар по дуге.
Удары ногами.
Прямой удар коленом, прямой удар по дуге, удар вперед по дуге, удар ребром стопы наружу
Защита руками и ногами.
Верхний блок, нижний блок, блок предплечьем вовнутрь, блокирование предплечья наружу, блокирование предплечья вниз, блок ребра ладони наружу рубящий, блок с крещенными руками, раздвигающий блок, блок ладонью, блок внешней стороной кисти, блок коленом, блок голенью наружу, голенью внутри, блок ступней.
Связки (комбинации)- это технические действия, состоящие из нескольких последовательно выполняемых приемов (стоик, передвижений, ударов, блоков) в различных сочетаниях. Разучивая связки, закладывается основа практики реального поединка.
Тактика спортивного боя.
Разработка тактического плана на соревнования: сбор информации, состава участников, особенностях судейства и т.п. Выбор тактики борьбы с конкретными противниками: техника подавления; тактика выжидания; маневрирования; тактика маскировки.
Тактика ведения схватки: наступление, контратакующая и оборонительная.
Инструкторско-судейская практика. Овладение навыками проведения основной части занятия по заданию преподавателя; приобретение судейских навыков. (80 часов)
Участие во внутренних и городских соревнованиях.
Выполнение контрольных нормативов
Контрольные упражнения
Низкая
Средняя
Высокая
Бег 30 м с низкого старта, с
5,6
5,5-5,3
5,2
Прыжок в длину с места, см
160
170-190
200
Челночный бег 4x20 м, с
25,4 и выше
25,5
25,6 и ниже
Подтягивание на перекладине, раз
5
7-11
13
Бег на 1000 м, сек
3,8 и выше
3,7
3,6 и ниже
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз
17 и ниже
18
19 и выше
Поднимание туловища из положения лежа, колени согнуты, кол-во раз
15 и ниже
16
17 и выше
Календарно-тематический план 1 год обучения
месяц
№ занятия
Содержание занятий
Часы
Дата
план
факт
сентябрь
1-2
История боевых единоборств. Техника безопасности.
Развитие единоборств в России.
1
1
3.09
3-4
Влияние занятий на строение и функции организма.
Стойки. Естественная стойка, позиция ожидания, фронтальная стойка (поза всадника).