федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Применяемая программа учебной дисциплины «Экономика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации.
Учебная дисциплина «Экономика» входит в группу общеобразовательных дисциплин социально-экономического цикла.
- анализировать экономическую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
- различать в экономической информации факты и мнения, экономические описания и экономические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых экономических процессов и явлений;
-представлять результаты изучения экономического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной экономики;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной экономики;
- основные экономические термины и даты.
самостоятельная работа студентов -36.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Экономическое устройство России. | | 18 | | |
Тема 1.1. Введение. Понятие об экономике. | Предмет изучения экономической науки. Типы потребностей и их ранжирование. | 2 | 1 | | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 2 | | |
Тема 1.2. Государство как основа Российской экономики. | Роль государства в экономике России, а также изменения его роли в ходе экономических реформ 90-х годов. Основные элементы экономической деятельности. | 2 | 1 | | | 2 | |
Практическая работа студента №1. | Просмотр документального фильма «Карта России». Часть 1. Сравнить экономики двух государств СССР и России. Сделать выводы. | 2 | 2 | | | | |
Практическая работа студента №2. | Просмотр документального фильма «Карта России». Часть 2,3.Разработать предложения по развитию экономики. | 2 | 2 | | | | |
Практическая работа студента №3. | Просмотр документального фильма «Карта России». Часть 4.Разработать предложения по развитию экономики. | 2 | 2 | | | | |
Самостоятельная работа студента. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 8 | 3 | |
Раздел 2. Хозяйство России на пороге 21 века. | | 12 | | |
Тема 2.1. Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики. | Дать ответы на главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики: ЧТО?, КАК?, ДЛЯ КОГО? | 2 | 1 | |
Тема 2.2. Типы экономических систем. | Рассмотреть четыре основных типа экономических систем: традиционную, командную (социализм), рыночную (капитализм), смешанную. | 2 | 1 | |
Тема 2.3. Состояние промышленности и сельского хозяйства России. | Познакомить студентов с особенностями развития и современным состоянием промышленности и сельского хозяйства России. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента№4. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 6 | | |
Самостоятельная работа студента. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 4 | 3 | | | | | |
Раздел 3. Закономерности спроса. | | 12 | | |
Тема 3.1. Понятие о спросе и величине спроса. Факторы формирования спроса. | Всесторонне рассмотреть воздействие на спрос такого важного фактора, как изменение доходов потребителей. Подробно рассмотреть другие факторы, которые оказывают действие на спрос. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента№5. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Тема 3.2. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Ценовая эластичность спроса. | Уяснить различие между индивидуальным, рыночным и совокупным спросом. Изучение ценовой эластичности и факторов, ее определяющих. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента№6. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 4 | 3 | |
Раздел 4. Закон предложения и поведения фирм. | | 12 | | |
Тема 4.1. Цели деятельности фирмы. Понятие о предложении и величине предложения. | Продемонстрировать студентам многообразие, и противоречивость задач, которые решают в своей повседневной деятельности владельцы и управляющие фирмами. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №7. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Тема 4.2. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение. | Показать ,как формируется предложение на отдельном отраслевом рынке; Рассмотреть ,как интерпретируется кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №8. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 4 | 3 | |
Раздел 5. Конкуренция и монополия. | | 12 | | |
Тема 5.1. Типы конкурентных рынков. | Рассмотреть взаимосвязь между набором ресурсов и количеством товаров, производимых из этих ресурсов, с точки зрения эффективности производственного процесса. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №9. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Тема5.2. Барьеры, ограничивающие вход на монополизированный рынок. Формы монопольного диктата на рынке. Методы антимонопольного регулирования. | Рассмотреть типы конкурентных рынков. Рассмотреть барьеры и виды монополий. | 2 | 2 | |
Практическая работа студента №10. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 4 | 3 | |
Раздел 6. Рынок труда. | | 14 | | |
Тема 6.1. Экономическое значение рынка труда. Механизмы формирования заработной платы. | Познакомиться с термином «рынок труда», рассмотреть принцип формирования доходов граждан. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №11. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Тема 6.2. Причины возникновения устойчивых различий в заработной плате. Роль профсоюзов на рынке труда. | Рассмотреть факторы, влияющие на различия в заработной плате. Выяснить роль профсоюза и его задачи. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №12. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 6 | 3 | |
Раздел 7. Формирование доходов граждан и проблемы социальной поддержки. | | 14 | | |
Тема 7.1. Формирование семейных доходов. Экономическое значение структуры семейных расходов. | Рассмотреть варианты формирования и расходования семейного бюджета. | 2 | 1 | | | | |
Практическая работа студента №13. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Тема 7.2. Проблемы дифференциации семейных доходов. | Дать студентам представление о проблеме дифференциации семейных доходов. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №14. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Тема 7.3. Экономический смысл прогрессивного налогообложения доходов. Проблема бедности и пути ее решения. | Рассмотреть определение прогрессивного налогообложения доходов. Предложить пути решения проблемы бедности населения. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №15. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 2 | 3 | |
Раздел 8. Рынок земли и природных ресурсов. | | 14 | | |
Тема 8.1. Особенности функционирования рынка земли. | Рассмотреть особенности ценообразования на земельном рынке. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №16. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Практическая работа студента №17. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Тема 8.2. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Рынок природных ресурсов. | Проанализировать ту роль, которую играет в экономической системе форма собственности на землю, а также рассмотреть особенности функционирования рынка других природных ресурсов. | 2 | 1 | |
Практическая работа студента №18. | Решение задач, упражнений. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента. | Работа с конспектом, литературой, компьютером. | 4 | 3 | |
Всего | | 108 | | |
Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мульти медиа проектор.
1. Е.В.Савицкая ., С.Ф.Сергеева Уроки экономики . Вита пресс 1999 г.
2.Гражданский кодекс РФ С изменениями и дополнениями.
3.Сафонов Н.А. Экономика предприятияю-М.,2002.
4.Слагода В.Г. Экономическая теория 2005г.
5.И.В.Липсиц., -Изд.4-е.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.- 320 с.
1. Экономическая теория/ под редакцией А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, СП б., 2007.
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум–интернат»