Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по черчению для поступающих в ВУЗы»
Рабочая программа
ПО ЧЕРЧЕНИЮ
для поступающих в ВУЗЫ
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 64 часов в год (2 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 21 графических работ и 6 практических работ.
Цель и задачикурса.
Целью обучения черчению является приобщение поступающих к графической культуре, а также формирование и развитие мышленияи творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные разделы программы по черчению:
№
Разделы
Всего часов
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
16
Геометрически построения
32
Чтение и выполнение чертежей
60
Сечения и разрезы
8
Сборочные чертежи
4
Архитектурная графика
8
Итого
128
Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, тушью, рейсфедером, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.
Учебно-тематический план по черчению
№
Раздел, тема
Кол-во часов
В том числе
Графические работы
Практические работы
Контрольная работа
Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
16
6
4
-
Введение
1
-
-
-
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей
1
-
-
-
Понятие о стандартах. Форматы. Масштаб.
1
-
-
-
Чертежный шрифт. Линии чертежа.
13
3
2
-
Геометрические построения.
32
8
8
-
Деление отрезка и окружности на равные части.
12
4
4
-
Сопряжения
20
4
4
-
Чтение и выполнение чертежей.
60
20
8
-
Центральное и параллельное проецирование.
4
-
-
-
Прямоугольное проецирование
8
3
2
-
Геометрические тела.
8
3
2
-
Чтение чертежей
6
-
-
-
Аксонометрические проекции.
30
14
3
-
Технический рисунок.
4
-
1
-
Сечения и разрезы.
8
2
2
-
Сечения
4
1
1
-
Разрезы
4
1
1
-
Сборочные чертежи.
4
1
1
-
Общие сведения об изделии.
2
-
1
-
Разъемные и неразъемные соединения.
2
1
-
-
Архитектурная графика.
8
-
2
-
Графическое представление архитектурного чертежа
2
-
2
-
Контрольная работа
6
-
-
6
Итого
128
37
23
6
Содержание учебного предмета
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (16 ч)
Основные теоретические сведения
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий.
Практические работы
Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов, Оформление формата А4. Выполнение основных линий чертежа.
Геометрические построения (32 ч)
Основные теоретические сведения
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.
Чтение и выполнение чертежей (60 ч)
Основные теоретические сведения
Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Метод проецирования. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. 'Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка.
Практические работы
Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Выполнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров начертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.
.
Сечения и разрезы (8 ч)
Основные теоретические сведения
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Разрезы в аксонометрических проекциях.
Практические работы
Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.
Сборочные чертежи (4 ч)
Основные теоретические сведения
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.
Практические работы
Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.
Архитектурная графика (8 ч)
Основные теоретические сведения
Графическое представление архитектурного проекта здания.
Практические работы
Чтение архитектурных чертежей. Выполнение фасадов, планов, разрезов здания, простановка размеров.
-выбирать способы графического отображения объекта; выполнять чертежи и эскизы; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
-выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и зданий.
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Чтение чертежей, схем.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
Критерии и система оценки графической работы
Четкость выполнения графической работы;
Композиция, компоновка на листе.
Правильность выполнения
Критерии и система оценки практических работ
Правильность выполнения;
Самостоятельность;
Четкость выполнения, композиция.
Формы контроля уровня облучённости
Тестирование
Решение занимательных задач.
Перечень литературы и средств обучения
Учебно-методическое обеспечение
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Учебник под редакцией В.В. Степаковой, рекомендовано МОРФ М.: Просвещение, 2006г.
Пособие для учителя в 2 ч. Ч 1. В.В.Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М.Миначева и др., под редакцией В.В.Степаковой.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений \ Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2006.
«Черчение» \ А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский - М.: Просвещение, 2003 г.
а) основная литература:
О преподавании учебного предмета «Черчение и графика» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www.ed.gov.ru.
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. –М.: Гуманит.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по черчению:. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Годик Е.И., Хаскин А.М. Справочное руководство по черчению
Календарно - тематическое планирование по черчению.
№ урока
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Дата проведения
Примечание
По плану
По факту
Техника выполнения чертежей и правила их оформления. 8 часов
1
Введение
комбинированный
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график.
Знать краткую историю графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания
2
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей
Комбинированный урок
Урок - беседа
Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.
Знать организацию рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов.
Знать единую систему конструктивной документации (ЕСКД ГОСТ) Уметь оформление формат А4 и основную надпись. Уметь пользовать и понимать необходимость ЕСКД
4
Чертежный шрифт. Линии чертежа.
Комбинированный урок.
Урок- практикум
Шрифты, виды линий
Выполнение основных линий.
Выполнение основной надписи чертежа, архитектурного и чертёжного шрифта.
Знать виды линий, чертежный и архитектурный шрифт, уметь оформлять чертеж.
Уметь применять выполнение основных линий чертежа, основной надписи чертежа и шрифта
Геометрические построения. 16 часа
5
Деление отрезка и окружности на равные части.
урок формирования новых знаний Урок-практикум
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Сопряжения.
Уметь выполнять практическую работу используя средства графического языка.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
6
Сопряжения.
урок формирования новых знаний
Урок-практикум
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Выполнение чертежа плоской детали и античной вазы, содержащей геометрические построения в том числе сопряжения
Уметь определение необходимое и достаточное количество видов на чертеже.
8
Прямоугольное проецирование
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Выбор главного вида и масштаба изображения. Прямоугольное проецирование на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Знать правила построения прямоугольного проецирования на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций Уметь выбирать способы графического отображения объекта с использование ПК
10
Геометрические тела
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Образование поверхностей простых геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета.
Иметь представление о выполнении графических работ геометрических тел
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
11
Чтение чертежей
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Чтение чертежа детали и ее описание.
Знать правила чтения чертежа детали и ее описание.
Уметь читать чертежи деталей.
12
Аксонометрические проекции.
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Выполнение чертежей плоских и объемных деталей в аксонометрической проекции.
Знать выполнение чертежей объемных деталей в аксонометрической проекции
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
14
Технический рисунок.
урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Особенности технического рисунка
Выполнение технического рисунка по чертежу.
Выполнять технический рисунок по чертежу.
Уметь владеть способами построения технического рисунка.
Сечения и разрезы. 4 часов
17
Сечения
урок формирования новых знаний
Урок-лекция
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях.
Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза
Знать правила выполнения чертежа детали с необходимыми разрезами. Соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Сборочные чертежи. 2 часов
21
Общие сведения об изделии.
Урок обучения умениям и навыкам
Урок-практикум
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей.
Знать Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового
соединения. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
22
Разъемные и неразъемные соединения.
применение знаний на практике практикум
Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже.
Знать чтение сборочного чертежа. Уметь применять теорию на практике.
Архитектурная графика. 4 часа
23
Графическое представление архитектурного чертежа
урок формирования новых знаний проблемный урок
Графическое представление архитектурного чертежа.
Выполнение фасадов, планов, размеров здания.
Иметь представление об архитектурных чертежах. Уметь использовать справочники и другие источники информации
24
Контрольная работа
применение знаний на практике
Выполнение архитектурных чертежей
Иметь представление об архитектурных чертежах. Уметь читать чертежи. Уметь предвидеть трудности, выбирать пути преодоления ошибок.