Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.08 "Охрана труда"
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.08 "Охрана труда"
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.08 "Охрана труда" разработана для специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины ОП.08 "Охрана труда"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
1.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4-6
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
7-13
3.
условия реализации учебной дисциплины
14-15
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
16
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
оп.08 ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа входит впрофессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины:
- изучение основ трудового законодательства, обязанностей по охране труда, производственной санитарии, по технике безопасности, пожарной технике и пожарной безопасности на производстве, снижение факторов неблагоприятного воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, обеспечение безопасности производственного процесса в производственной деятельности.
При изучении дисциплины решаются следующие задачи:
- изучение основных законодательных и правовых нормативно-технических документов по гигиене и безопасности труда, требований охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, распространяющиеся на деятельность организации;
- изучение организации работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;
- изучение опасных и вредных производственных факторов на производстве;
- использование средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
- обеспечение безопасности выполнения работ работниками (персоналом);
- ведение документации установленного образца по охране труда с соблюдением сроков её заполнения и хранения.
- использование рациональных технических средств защиты работающих от влияния неблагоприятных факторов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлым, настоящим или планируемыми видами профессиональной деятельности;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
- участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать условия труда и уровень травмобезопасности;
- проводить вводный инструктаж подчинённых работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учётом специфики выполняемых работ;
- разъяснять подчинённым работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;
- вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;
- вести документацию установленного образца по охране труда соблюдать сроки её заполнения и хранения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- системы управления охраной труда в организации;
- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
- обязанности работников в области охраны труда;
- фактические и потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчинёнными работниками (персоналом);
- порядок и периодичность инструктирования подчинённых работников (персонала);
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формируемые профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы
процессов и производственных инструкций подчиненными
работниками (персоналом)
2-22
2
2.
Порядок хранения и использования средств коллективной
и индивидуальной защиты.
Средства коллективной и индивидуальной защиты от
опасностей, их виды, характеристика, порядок
освидетельствования, учёта и хранения на производстве.
2-24
2
3.
Практическое занятие № 5.
Использование средств коллективной и индивидуальной
защиты на предприятиях общественного питания.
1-25
4.
Практическое занятие № 6.
Составление алгоритма разъяснения подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда, вырабатывание и контроль навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда.
1-26
Самостоятельная работа № 5.
Подготовить презентацию «Производственные процессы на предприятиях общественного питания».
Подготовить презентацию «Средства коллективной и индивидуальной защиты на предприятиях общественного
питания».
2
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
Тема 2.3.
Производственный травматизм и профессиональные заболевания
Подтема, содержание учебного материала
1.
Основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Причины возникновения несчастных случаев на производстве; мероприятия по их предупреждению; категории несчастных случаев, подлежащих расследованию и учету.
2-28
2
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
Тема 2.4.
Электробезопасность
Подтема, содержание учебного материала
1.
Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим током.
Условия возникновения электротравм, их классификация. Факторы, влияющие на тяжесть электротравм (параметры тока, время воздействия, особенности состояния организма). Классификация условий работ по степени электробезопасности. Защита от поражения электрическим током. Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности на предприятиях общественного питания.
2-30
2
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
Тема 2.5.
Пожарная безопасность
Подтема, содержание учебного материала
1.
Пожарная безопасность: понятие, последствия ее несоблюдения.
Пожарная безопасность зданий и сооружений. Правила пожарной безопасности в РФ. Обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечение пожарной безопасности в предприятиях. Противопожарный инструктаж. Факторы пожарной опасности предприятий общественного питания. Средства тушения пожара: назначение, виды.
2-32
2
Практическое занятие № 7.
Ведение документации установленного образца по охране труда с соблюдением сроков ее заполнения и условий хранения.
2-34
Самостоятельная работа № 6
Составление сравнительной таблицы «Основных причин
производственного травматизма на предприятиях
общественного питания».
Подготовка презентации по теме: «Электробезопасность
на предприятиях общественного питания».
Подготовка презентации по теме: «Пожарная безопасность
на предприятиях общественного питания».
2
Лабораторная работа
-
Контрольная работа
-
Дифференцированный зачет
2-36
18
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Темы консультаций по ОП.08. Охрана труда
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Темы консультаций
Объем часов
Дата
Уровень освоения
1
2
3
4
Общие правила
техники безопасности
Общие требования безопасности к производственному
оборудованию и производственным процессам.
2 – 2
Итого:
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА»
3.1. Требования к минимальному материально техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов
«Кабинет № 8 «Технологического оборудования, технологий кулинарного и кондитерского производства, товароведения продовольственных товаров, технического оснащения и организации рабочего места».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы и стулья для студентов;
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- классная доска;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической литературы;
- комплект инструкций по охране труда;
- комплект раздаточных материалов.
Технические средства обучения: компьютеры, проектор, интерактивная доска, справочно-поисковые системы, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Калинина В.М. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности: учебник для среднего профессионального образования. – 3 издание, стереотипное. - М., Издательский центр «Академия», 2014 г. – 312 с.
2. Ю.М.Бурашников, А.С.Максимов Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле: учебное пособие 8 издание, стереотипное. - М., Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
Нормативные источники:
1.Конституция (Основной закон) Российской Федерации.
2.Трудовой Кодекс Российской Федерации.
3.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» №181 от 24.07.1999.
4.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 22.07.2008.
5.Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-Ф3 от 21.12.1994.
6.Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 от 22.07.2008.
7.Система стандартов безопасности труда (ССБТ).
8.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения «Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» № 73 от 24.10.2002.
9.Постановление Правительства Российской Федерации «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» №73 от I4.03.1997.
10.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» № 24 от 25.04.2003.
11.Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании ПОТ Р М—011-2000.
Интернет – ресурсы:
www.trkodeks.ru
www.oxtrud.narod.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля
и оценки результатов обучения
Умения:
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски
Опрос устный и письменный,
практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания
диффренцированный зачет
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты
участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценивать условия труда и уровень травмобезопасности
проводить вводный инструктаж подчинённых работников, инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте
разъяснять подчинённым работникам содержание установленных требований охраны труда
вести документацию установленного образца по охране труда
Знания:
знать системы управления охраной труда в организации
Опрос устный и письменный,
практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания
диффренцированный зачет
законы и нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда
обязанности работников в области охраны труда
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производствен инструкций подчинёнными работниками
порядок и периодичность инструктирования работников (персонала)
порядок хранения и использования средств и индивидуальной защиты