kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая учебная программа по экономике 2 часа(профиль)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена на основе: "Экономика: основы экономической теории". Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) Авторы программы - Иванов С.И., Скляр М.А.  -Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/сост. Поташев Л.Н. - 3 изд. - М.:ВИТА-ПРЕСС.2008 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по экономике 2 часа(профиль) »



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»





Согласовано: . Утверждаю: .

Руководитель Смирнова Г.И. Директор МОУ «СОШ №5»

ШМО учителей 5-11 классов. И.Б. Кожевина

Протокол №1 от 29 августа 2013 года. 01 сентября 2013 года.









РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Экономика

III ступень

10-11 классы

Профильный уровень

Срок реализации - 2 года











Составлена на основе: «Экономика: основы экономической теории». Программа для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) Авторы программы – С.И. Иванов, М.А. Скляр. – Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/сост. Л.Н. Поташев. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС. 2008 г.







Составитель рабочей учебной программы:

Смирнова Галина Ивановна.





2013 год

Пояснительная записка


Данная рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы: «Экономика: основы экономической теории». Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Авторы программы С.И. Иванов, М.А. Скляр. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования. Программа опубликована в Сборнике программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений.- М.: ВИТА ПРЕС, 2008 (стр. 138 - 148).

Содержание среднего общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Данный курс начинает формирование у учащихся основ микро-, макро- и мировой экономики, учит их разбираться не только в природе важнейших законов и принципов экономики, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночных систем.


Цель изучении предмета: освоение на профильном уровне знаний об экономической деятельности, овладение навыками, умениями и ключевыми компетентностями, необходимыми для будущей работы в экономической сфере.


Задачи:

- развитие у учащихся экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применениям элементов научного анализа;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач, эффективной самореализации в экономической сфере.


На НРК в данном курсе отводится 10% учебного времени. Использование регионального компонента позволяет уделить более пристальное внимание изучению особенностей предприятий республики и г. Ухты, особенностям формирования спроса на рынках республики, роли республики в международной торговле.


Реализация программы предусматривается через комплексные уроки, уроки-видео, уроки –игры, вузовскую методику, решение экономических задач, использование развивающих современных технологий. Проверка и оценка результатов обучения предусматривает использование контрольных работ, тестовых заданий, зачетов, решение практических задач и ситуаций, написание рефератов.












В соответствии с Учебным планом МОУ «СОШ №5»на 2013-2014 учебный год на изучение предмета «Экономика» на профильном уровне в 10 классе выделено 72 часа (36 учебных недель, 2 недельных часа), в 11 классе - 68 чесов (34 учебных недели, 2 недельных часа). В связи с этим часы распределены следующим образом:


10 класс

Тема

Государственная программа

Рабочая учебная программа

Раздел 1. Введение.

Предмет и метод экономической теории.

5

5

Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.

7

7

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

5

4

Раздел 2. Микроэкономика.

Эластичность спроса и предложения.

6

6

Поведение потребителя.

8

8

Фирма. Производство и издержки.

12

12

Конкуренция и рыночные структуры.

10

10

Рынки факторов производства и распределение доходов.

9

9

Предпринимательство.

4

5

Раздел 3. Макроэкономика.

Деньги и банковская система.

5

6





11 класс

Тема

Государственная программа

Рабочая учебная программа

Раздел 3. Макроэкономика (продолжение).

Валовой внутренний продукт и национальный доход.

7



7



Макроэкономическое равновесие.

16

16

Экономический цикл, занятость и безработица.

6

4

Инфляция.

6

6

Экономический рост.

8

8

Экономика и государство.

8

8

Раздел 4. Мировая экономика.

Международная торговля и валютная система.

8

8

Международное движение капиталов. Платежный баланс.

5

5

Раздел 5. Заключение.

Экономика России на современном этапе.

5

5

Обобщающее повторение по курсу экономики

1

1

Содержание учебного материала

Раздел I. Введение

Тема 1, Предмет и метод экономической теории

Безграничность потребностей человека. Удовлетворение потребностей людей — условие существования и развития общества.

Экономические блага и ограниченность ресурсов. Свободные блага и экономические блага. Трудовые ресурсы, капитал и природные ресурсы как необходимые условия производства благ. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и создаваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики.

Рациональность поведения людей в процессе производства экономических благ. Максимизация результата производства благ при данных затратах факторов производства и минимизация затрат для достижения данного результата производства. Рациональность использования ресурсов в процессе производства. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели. Цена выбора и альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров.

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки. Ограниченность факторов производства и три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки. Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как составные части экономической теории. Институциональная экономика. Позитивный и нормативный подходы при изучении экономики.

Метод экономической науки. Моделирование экономики. Понятие экономической модели. Экономические переменные и их взаимозависимость. Экономические данные. Размерность экономических величин. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Тема 2. Рыночная система хозяйствования.

Смешанная экономика

Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Административно-плановая система и рыночная система.

Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное распределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование экономики. Внутренняя противоречивость системы планового управления экономикой. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Кризис и крушение административно-плановой системы.

Рыночная экономика. Зарождение и развитие рыночной системы. Возникновение и развитие разделения труда как условие возникновения рыночной экономики. Возможность и необходимость обмена продуктами труда между их производителями. Частная собственность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы. Функции рынка. Цены и их роль в функционировании рынка: выполнение информационной функции, регулирование производства товаров и услуг, стимулирование технического прогресса. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков.

Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики. Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних хозяйств и фирм.

Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка (выгоды и издержки «третьих лиц»). Общественные блага и необходимость их производства, неравенство в распределении доходов, образование монополий в производстве экономических благ, инфляция, нестабильность роста производства, безработица и другие негативные явления, присущие рыночной системе. Необходимостьгосударственного регулирования рыночной экономики. Смешанная экономика как экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством. Модель кругооборота доходов и расходов домашних хозяйств и фирм с участием государства. Пределы вмешательства государства в экономику.

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Спрос. Определение спроса. Величина спроса. Зависимость величины спроса от цены товара (услуги). Закон спроса. Обоснование достоверности закона спроса: ценовой барьер, эффект дохода, эффект замещения. Факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары и т. п.

Предложение товара. Величина предложения. Зависимость величины предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цены на ресурсы, изменения в технологии производства товаров и услуг, потоварные налоги и дотации, ценовые ожидания в условиях инфляции и т. п.

Рыночное равновесие. Условия совершенной конкуренции. Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. «Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Государственная политика цен и рыночное равновесие.

Раздел II. Микроэкономика

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность спроса. Понятия эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде.

Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.

Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного хранения запасов готовой продукции. Практическое значение теории эластичности. Осуществление ценовой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория эластичности и налоговая политика государства. Определение ставок по- товарных налогов в зависимости от ценовой эластичности спроса. Распределение налогов при эластичном и неэластичном спросе.


Тема 5. Поведение потребителя

Предпосылки теории поведения потребителя: его суверенитет, рациональность поведения, ограниченность доходов при заданных ценах.

Рассмотрение потребительского поведения с позиций количествен­ного (кардиналистского) подхода и с позиций порядкового (ординалистского) подхода.

Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей. Общая и предельная полезность благ. Закон убывающей предельной полезности как основа закона спроса.

Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Равенство отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров и отношениями между их ценами. Состояние равновесия потребителя.

Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых безразличия. Кривые безразличия абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров.

Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия.

Индивидуальный и рыночный спрос.

Тема 6. Фирма. Производство и издержки

Фирма — коммерческая организация. Причины возникновения фирм. Фирма как юридическое лицо: обособление имущества; ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество, осуществлять имущественные права и нести обязанности; самостоятель­ный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и ответчиком в суде.

Общий продукт фирмы. Средний продукт фактора производства (производительность труда, капиталоотдача). Предельный продукт. Закон убывающей эффективности.

Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки.

Общие издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Динамика общих, средних и переменных издержек.

Оптимальный размер фирмы. Эффект масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике.


Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры.

Конкуренция как свойство рыночной экономики.

Типы рыночных структур. Критерии определения типа рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации.

Совершенная конкуренция. Общий, средний и предельный доход (выручка) фирмы. Цена и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Оптимальный выпуск продукции и состояние равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Соотношение цены и средних издержек. Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой. Равновесное положение фирмы в долгосрочном периоде.

Монополия. Естественная монополия. Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на монополистический рынок фирм-конкурентов. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли. Ценовая дискриминация. Экономические и социальные последствия монополизации и государственная антимонопольная политика.

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение фирм в условиях олигополии. Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. Олигополистическая структура рынка как основа несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция. Производство взаимозаменяемых товаров и услуг большим числом фирм, действующих в отрасли. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирм в условиях монополистической конкуренции. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей.



Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов

Особенности рынков факторов производства. Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг предпринимательской деятельности; рента как цена за пользование землей; процент как цена за пользование капиталом. Спрос на факторы производства как производный спрос.

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка. Денежное выражение предельного продукта труда. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Определение размеров спроса на труд со стороны фирмы. Дифференциация величины ставок заработной платы.

Рынок землепользования и земельная рента. Экономическая рента и земельная рентаКапитал и процент. Реальный капитал и его структура. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Денежный капитал.

Процент. Ставка процента. Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование. Текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования. Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. Земля как вид капитала (капитального блага). Цена земли и процентная ставка, влияние процентной ставки на цену земли.

Тема 9. Предпринимательство

Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск.

Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети.

Менеджмент и его функции. Основные требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием. Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента.

Маркетинг и его основные элементы. Две функции маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции. Сервисное обслуживание.

Раздел Ill. Макроэкономика

Тема 10. Деньги и банковская система

Деньги и их роль в рыночной экономике. Функции денег. Деньги как средство обмена, как средство измерения стоимости товаров и услуг, как средство образования и накопления сбережений и как средство платежа. Определение сущности денег как общепризнанного средства платежа.

Виды денег и их свойства. Происхождение денег. Товарные деньги и кредитные деньги. Пути возникновения кредитных денег (банкнот). Золотое обеспечение банкнот и право эмиссии банкнот коммерчески­ми банками. Введение монопольного права денежной эмиссии Центральным банком.

Демонетизация золота. Золотомонетная система и золотослитковая система. Переход от золотомонетной системы к золотослитковой системе после Первой мировой войны как начало демонетизации золота.

Бреттон-Вудская система и переход от золотослитковой системы к золотовалютной (золотодевизной) системе. Доллар США как международная валюта, разменная на золото. Кризис Бреттон-Вудской системы и прекращение размена доллара на золото.

Банковские депозиты и текущие счета фирм. Наличные и безналичные деньги. Система безналичных расчетов. Денежные агрегаты и ликвидность денег.

Коммерческие банки. Роль банков в рыночной экономике. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Пасси­вы и активы коммерческого банка. Норма обязательных резервов банка. Доходы и расходы банка и банковская прибыль.

Потребительский кредит. Потребительский кредит как форма активных операций банка. Кредиты, предоставляемые предприятиям розничной торговли. Значение потребительского кредита.

Центральный банк. Цели и функции Центрального банка. Баланс Центрального банка.

Учетная ставка Центрального банка (ставка рефинансирования). Собственность на активы Центрального банка и его статус.

Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход

Определение валового внутреннего продукта. Валовой выпуск всех товаров и услуг. Промежуточный продукт и конечные товары и услуги. ВВП как общая стоимость всех конечных товаров и услуг. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

Методы исчисления величины валового внутреннего продукта. Метод суммирования потока затрат. Метод суммирования потока доходов. Выпуск продукции и добавленная стоимость. Равенство валового внутреннего продукта и добавленной стоимости. Статистическая погрешность.

Чистый национальный продукт и национальный доход. Амортизационные отчисления как фонд возмещения износа основного капитала и чистый национальный продукт. Прямые и косвенные налоги. Косвенные налоги как форма оплаты услуг государства. Национальный доход.

Распределение национального дохода. Факторы производства и факторные доходы. Равенство национального дохода и суммы факторных доходов. Цена на факторы производства как основа распределения национального дохода. Личный доход и располагаемый доход. Государственный бюджет, его доходы и расходы. Прямые налоги как вычеты из доходов населения. Выплаты пенсий и других социальных выплат населению и формирование располагаемого дохода.

Номинальный и реальный валовой внутренний продукт и другие показатели системы национальных счетов. Индекс — дефлятор ВВП. Индекс цен на потребительские товары и услуги как основа пересчета номинальных доходов населения в реальные доходы.


Тема 12. Макроэкономическое равновесие.

Доход, потребление и сбережения. Автономное потребление и индуцированное потребление. Сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям. Зависимость роста потребления и сбережений от роста дохода. Функция потребления.

Равновесное и неравновесное состояния экономики. Равновесный уровень национального дохода. Сбережения и инвестиции. Автономные и индуцированные инвестиции. Государственные затраты и совокупный спрос. Автономные затраты. Условия равновесного состояния экономи­ки. Мультипликатор.

Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка. Влия­ние ставки процента на уровень инвестиций. Процентное реагирование инвестиций. Процентное реагирование автономных затрат. Изменение величины валового внутреннего продукта и национального дохода в зависимости от изменений ставки процента. Кривая IS. Равновесный уровень ВВП и национального дохода и равновесная ставка процента.

Процентная ставка и равновесие на денежном рынке. Предложение денег и спрос на деньги. Уравнение количественной теории денег. Влия­ние изменения процентной ставки на денежный спрос. Равновесие на денежном рынке. Равновесный уровень ВВП и национального дохода и равновесная ставка процента, обеспечивающие равновесие на денежном рынке. Кривая LM.

Общее равновесие на товарном и денежном рынке. Модель IS—LM. Модель IS—LMи экономическая политика правительства и Центрального банка.

Тема 13. Экономический цикл, занятость и безработица

Экономический цикл и его фазы. Причины циклических колебаний развития рыночной экономики. Механизм экономического цикла. Принцип акселерации. «Потолок» роста экономики на фазе циклического подъема. Снижение темпов роста ВВП и сокращение инвестиций. Фаза циклической рецессии (спада) и выход экономики из состояния рецессии.

Экономические циклы и колебания занятости. Занятость и безработица. Трудоспособное и нетрудоспособное население. Экономически активное население (рабочая сила) и добровольно не занятые. Занятые и безработные. Норма безработицы.

Причины и формы безработицы. Фрикционная безработица. Структурная и технологическая безработица. Естественный уровень безработицы. Циклическая безработица. Скрытая безработица.

Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное воздействие на уровень и продолжительность безработицы. Гарантии материальной и социальной поддержки безработных.

Тема 14. Инфляция.

Определение инфляции и ее измерение. Исчисление дефлятора ВВП.

Причины инфляции и ее формы. Избыточный спрос. Рост издержек производства. Инфляционные ожидания. Нормальная (естественная) инфляция. Умеренная инфляция. Галопирующая инфляция. Гиперинфля­ция. Различия во влиянии отдельных форм инфляции на экономику и положение населения. Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Социальные последствия непредсказуемости инфляции. Стагфляция.

Государственная антиинфляционная политика.

Кривая Филипса. Взаимодействие инфляции и безработицы.

Тема 15. Экономический рост

Содержание понятия «экономический рост». Экономический рост как долговременный процесс увеличения выпуска конечных товаров и услуг. Динамика реального ВВП как показатель экономического роста. Экономический рост как долговременная тенденция. Рост потенциального ВВП. Среднегодовой темп прироста ВВП как показатель скорости экономического роста. Значение экономического роста.

Модель экономического роста Р. Солоу. Производственная функция и факторы экономического роста. Вклад труда, капитала и совокупной факторной производительности в прирост ВВП.

Экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста. Рост затрат труда и капитала. Рост знаний и научно-технического прогресса, развитие образования и повышение квалификации рабочей силы, рас­пределение ресурсов, экономия от масштаба.

Замедление темпов прироста ВВП в странах с развитой экономикой и объяснение этого явления с позиций теории длинных циклов.



Тема 16. Экономика и государство

Экономическая стабилизация как общая цель экономической политики государства. Конкретные задачи экономической политики государства: достижение полной занятости, уменьшение амплитуды циклических колебаний, недопущение галопирующей инфляции и гиперинфляции. Государственный бюджет и Центральный банк как два главных орудия регулирования экономики. Координация мероприятий, проводимых правительством, и мероприятий Центрального банка.

Бюджетно-финансовая политика. Государственный бюджет как инструмент государственной политики. Доходы государственного бюджета: прямые и косвенные налоги, доходы от деятельности государственных предприятий и другие неналоговые доходы. Различия эффекта воздействия прямых и косвенных налогов на экономику и их роль в проведении антициклической, антиинфляционной политики, политики полной занятости и стимулирования экономического роста. Расходы бюджета и их значение в регулировании роста, занятости и решении социальных проблем. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит и их влияние на состояние и развитие экономики. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит как инструменты экономической политики. Границы налого- вых ставок. Кривая Лаффера и оптимальный уровень налоговых ставок.

Кредитно-денежная политика. Роль Центрального банка в осуществлении кредитно-денежной политики. Центральный банк и коммерческие банки. Норма обязательных резервов коммерческих банков и регулирование их деятельности посредством изменений нормы резервов. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг. Регулирование деятельности коммерческих банков путем изменений учетной ставки Центрального банка.

Государственный долг. Причины возникновения и роста государственного долга. Государственные ценные бумаги как средство помещения сбережений населения и использование сбережений для финансирования мероприятий по развитию экономики, культуры, образования и т. п. Негативные последствия чрезмерного роста государственного долга и нерационального использования полученных средств. Облигации госзаймов как финансовые обязательства государства.

Раздел IV. Мировая экономика

Тема 17. Международная торговля и валютная система

Международное разделение труда и международная торговля. Выгоды от внешней торговли для ее участников. Принцип абсолютного преимущества. Принцип сравнительного преимущества. Современные теории о преимуществах внешней торговли. Закономерности развития мировой торговли. Формы сделок при проведении внешнеторговых операций. Внешнеторговая политика. Таможенные пошлины. Демпинг. Нетарифные инструменты внешнеторговой политики. Международное регулирование внешней торговли. Международная организация торговли.

Валютный рынок. Спрос и предложение валют. Валютный курс. Фиксированные и свободно плавающие валютные курсы. Причины колебаний валютных курсов и валютная политика. Валютная интервенция, девальвация и ревальвация валюты.

Мировая валютная система и ее развитие. Бреттон-Вудская валют­ная система. Международный валютный фонд. Ямайская система.

Тема 18. Международное движение капиталов.

Платежный баланс

Международное движение капиталов. Международный рынок ссудных капиталов. Внешние долги. Государственная внешняя задолженность. Внешнеэкономическая деятельность частных фирм и частная задолженность. Внешний долг развивающихся стран. Долговой кризис развивающихся стран.

Международные финансовые организации. Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития и его структура.

Мировое хозяйство как единая экономика стран, взаимосвязанных между собой. Внешняя торговля, международное движение капиталов и системы международных расчетов как формы проявления единства ми­ровой экономики. Роль международных организаций в функционировании и развитии мировой экономики. Новые процессы, характеризующие развитие мировой экономики во второй половине XX — в начале XXI в.: глобализация и интернационализация производства, международная ин­теграция, европейская валютная зона, Европейский центральный банк.

Группы стран в мировой экономике. Страны с развитой рыночной системой, страны с развивающейся рыночной экономикой, страны с пе­реходной экономикой.

Раздел V. Заключение

Тема 19. Экономика России на современном этапе

Рыночные преобразования в России в конце XX — начале XXI в. Приватизация государственных предприятий и либерализация хозяйственной деятельности. Затяжной спад производства и инфляция в 90-е гг. Макроэкономическая политика экономической стабилизации. Структурные преобразования в экономике. Институциональные преобразования и преобразования в социальной сфере.

Становление рыночной системы и показатели стабилизации экономического развития страны. Устойчивость темпов экономического роста. Снижение инфляции, ее приближение к норме умеренной инфляции. Оздоровление инвестиционного климата и рост внутренних и иностранных инвестиций. Рост реальных доходов и расходов государственного бюджета и бюджетный профицит. Положительное сальдо платежного баланса и стабилизация валютного курса рубля.

Потенциал России и возможности ее дальнейшего экономического роста. Ведущее место России в мире по размерам природных ресурсов. Россия как один из ведущих поставщиков на мировой рынок энергоресурсов, металлов и сырьевых товаров. Проблема развития производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Положительное сальдо платежного баланса и снижение внешней задолженности.

Международное признание России как страны с рыночной экономикой.































































Тематическое планирование


10 класс, экономика.

Всего: 72 часа, 2 недельных часа.


Тема

Кол-во часов

В том числе часов НРК

В том числе часов

практического вида работ

Раздел 1. Введение.

Предмет и метод экономической теории.


5


1


1

Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.

7



Спрос, предложение и рыночное равновесие.

4


1

Раздел 2. Микроэкономика.

Эластичность спроса и предложения.


6




1

Поведение потребителя.

8


1

Фирма. Производство и издержки.

12

2

1

Конкуренция и рыночные структуры.

10

1

1

Рынки факторов производства и распределение доходов.

9

1

1

Предпринимательство.

5

1


Раздел 3. Макроэкономика.

Деньги и банковская система.


6


1



Итого

72

7

7


























Тематическое планирование


11 класс, экономика.

Всего: 68 часов, 2 недельных часа.


Тема

Кол-во часов

В том числе часов НРК

В том числе часов

практического вида работ

Раздел 3. Макроэкономика (продолжение).

Валовой внутренний продукт и национальный доход.

7




1

Макроэкономическое равновесие.

16


1

Экономический цикл, занятость и безработица.

4

1


Инфляция.

6

1


Экономический рост.

8

1

1

Экономика и государство.

8

1


Раздел 4. Мировая экономика.

Международная торговля и валютная система.

8


1

Международное движение капиталов. Платежный баланс.

5



Раздел 5. Заключение.

Экономика России на современном этапе.

5

3


Обобщающее повторение по курсу экономики

1



Итого

68

7

3



























Поурочное планирование

10 класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов



Раздел 1. Ведение

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

5

1


Введение. Понятие об экономической науке. Основные цели и задачи изучения экономики

1

2

Безграничность и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.

1

3

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей

1

4

Фундаментальные проблемы экономической науки.

1

5

Методы экономической науки. Измерение экономических величин.

1


Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.

7

6

Два способа решения фундаментальных проблем.

1

7

Административно-плановая система.

1

8

Рынок и его функции.

1

9

Кругооборот доходов в рыночной экономике.

1

10

НРК. Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика (на примере РК).

1

11

П.р. 1: Решение практических экономических задач.

1

12

Зачетный урок по темам 1,2.

1


Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

4

13

Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения.

1

14

Рыночное равновесие.

1

15

Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

1

16

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. П.р. 2: Решение задач по теме спрос и предложение.

1



Раздел 2. Микроэкономика.

Тема 4. Эластичность спроса и предложения.

6

17

Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.

1

18

Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса.

1

19

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

1

20

Ценовая эластичность предложения.

1

21

Практическое применение теории эластичности.

1

22

П.р. 3: Решение задач по теме «Эластичность спроса и предложение»

1


Тема 5. Поведение потребителя.

8

23

Общая и предельная полезность.

1

24

Закон убывающей предельной полезности.

1

25

Правило максимизации полезности.

1

26

Кривые безразличия.

1

27

Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.

1

28

Индивидуальный и рыночный спрос.

1

29

П.р. 4: Построение и анализ кривых.

1

30

Урок повторения по теме «Поведение потребителя»

1


Тема 6. Фирма. Производство и издержки.

12

31

Современная фирма. Фирма – коммерческая организация.

1

32

Причины возникновения фирм.

1

33

Фирма как юридическое лицо.

1

34

НРК. Виды фирм. Жизненные стадии развития. Фирмы РК, г. Ухты.

1

35

Общий продукт фирмы. Средний продукт фактора производства. Предельный продукт. Закон убывающей эффективности.

1

36

Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль.

1

37

Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки.

1

38

Общие издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки.

1

39

Как изменяются издержки фирмы.

1

40

Какой размер фирмы считать оптимальным. Эффект масштаба производства.

1

41

НРК. Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике (в РК и г. Ухте).

1

42

П.р. 5: Решение задач по теме «Производство и издержки».

1


Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры.

10

43

Конкуренция как свойство рыночной экономики.

1

44

НРК. Типы рыночных структур (на примере РК).

1

45

Критерии определения типа рыночных структур.

1

46

Совершенная конкуренция.

1

47

Общий, средний и предельный доход фирмы.

1

48

Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой.

1

49

Монополия.

1

50

Олигополия.

1

51

Монополистическая конкуренция.

1

52

П.р. 6: Поиск информации о крупнейших международных фирмах, их товарах и марках, конкурентоспособности товаров.

1


Тема 8. Рынки факторов производства и распределения доходов.

10

53

Особенности рынков факторов производства.

1

54

Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства.

1

55

НРК. Рынок труда и заработная плата (на примере РК и г. Ухта).

1

56

Рынок услуг земли и земельная рента.

1

57

Капитал и процент.

1

58

Основной и оборотный капитал.

1

59

Процент. Ставка процента. Дисконтирование.

1

60

В каких случаях фирме целесообразно инвестировать капитал.

1

61

П.р. 7: Решение задач по теме «Рынок труда»

1


Тема 9. Предпринимательство.

5

62

Предпринимательство и бизнес.

1

63

Организационно правовые формы предпринимательства.

1

64

Менеджмент и его функции.

1

65

Маркетинг и его основные элементы.

1

66

НРК. Предпринимательство в РК и г. Ухта.

1


Раздел 3. Макроэкономика.

Тема 10. Деньги и банковская система.

6


67

Деньги и их роль в рыночной экономике.

1

68

Виды денег и их свойства.

1

69

Роль банков в рыночной экономике.

1

70

НРК. Потребительский кредит (на примере РК и г. Ухта).

1

71

Цели и функции Центрального Банка РФ

1

72

Учетная ставка Центрального Банка РФ.

1
















































Поурочное планирование

11 класс


Раздел, тема урока

Кол-во часов


Раздел 3. Макроэкономика (продолжение).



1

2

3

4

5

6

7


Тема 11. Валовой внутренний продукт и национальный доход.

Почему необходимо определять размер национального продукта.

Что такое валовой внутренний продукт.

Как исчисляется валовой внутренний продукт.

Национальный доход.

Располагаемый личный доход.

Номинальный и реальный ВВП.

П.р. Решение задач по теме «Система национальных счетов».

7

1

1

1

1

1

1

1


8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


22

23

Тема 12. Макроэкономическое равновесие.

Доход, потребление и сбережения. Функция потребления.

Сбережения и инвестиции.

Неравновесное и равновесное состояние экономики.

Государственные затраты и равновесие.

Мультипликатор.

П.р. Решение задач по теме «Мультипликатор».

Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка.

Процентная ставка и инвестиции.

Кривая IS.

Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

Предложение денег.

Спрос на деньги.

Уравнение Фишера.

Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM.

П.р. Решение задач по теме «Макроэкономическое равновесие».

К.р. «Макроэкономическое равновесие».

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1


24

25

26


27

Тема 13. Экономический цикл, занятость и безработица.

Экономический цикл. Механизм экономического цикла.

Занятые и безработные. Причины и формы безработицы.

Последствия безработицы и государственное регулирование занятости.

НРК. Состояние рынка труда в РК.

4

1

1

1


1




28

29

30

31


32

33

Тема 14. Инфляция.

Определение инфляции и ее измерение.

Причины инфляции.

Формы инфляции.

НРК. Последствия инфляции для различных социальных групп населения.

Кривая Филлипса.

К.р. «Экономический цикл. Инфляция.».

6

1

1

1

1


1

1


34

35

36

37

38


39

40


41

Тема 15. Экономический рост.

Содержание экономического роста.

Измерение экономического роста.

Производственная функция и факторы роста.

Экстенсивные и интенсивные факторы роста.

Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце 20-го века.

НРК. Темпы экономического роста РК.

П.р. Решение познавательных и практических задач по теме «Экономический рост».

К.р. «Экономический рост».

8

1

1

1

1

1


1

1


1


42

43

44

45

46

47

48

49

Тема 16. Экономика и государство.

Экономические задачи государства.

Политика экономической стабилизации.

Бюджетно-финансовая политика.

Принципы и методы налогообложения.

НРК. Федеральные и региональные налоги.

Кредитно-денежная политика.

Роль государства в стимулировании экономического роста.

Государственный долг.

8

1

1

1

1

1

1

1

1


Раздел 4. Мировая экономика.



50

51

52

53

54

55-56

57

Тема 17. Международная торговля и валютная система.

Мировое хозяйство.

Международная торговля.

Внешнеторговая политика.

Валютный рынок.

П.р. Решение задач по теме «Валютный рынок».

Семинар «Внешнеэкономические связи России» (2ч).

К.р. «Организация международной торговли».

8

1

1

1

1

1

2

1



58

59

60

61

62

Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс.

Международное движение капиталов.

Платежный баланс.

Международная экономическая интеграция.

Россия и ВТО.

Глобальные экономические проблемы XX-XXI века.

5


1

1

1

1

1


Раздел 5. Заключение.



63


64

65

66


67

Тема 19. Экономика России на современном этапе.

Основные предпосылки и направления рыночных реформ в России.

НРК. Либерализация экономики. Особенности приватизации в РК.

Макроэкономическая стабилизация.

НРК. Структурные и институциональные преобразования в России и РК.

НРК. Реформы в социальной сфере России и РК.


5

1


1

1

1


1


68

Обобщающее повторение по курсу экономики.

1









Национально – региональный компонент




10 класс.


Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика (на примере РК).

Фирмы РК, г. Ухты.

Роль малого бизнеса в экономике (в РК и г. Ухта).

Типы рыночных структур (на примере РК).

Рынок труда и заработная тяга (на примере РК и г. Ухта).

Предпринимательство в РК и г. Ухта.

Потребительский кредит (на примере РК и г. Ухта).


11 класс.


Состояние рынка труда в РК.

Последствия инфляции для различных социальных групп населения.

Темпы экономического роста РК.

Федеральные и региональные налоги.

Особенности приватизации в РК.

Структурные и институциональные преобразования в России и РК.

Реформа в социальной сфере России и РК.































Требования к уровню подготовки учащихся


Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.


В результате изучения экономики ученик должен


Знать/понимать


функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.


Уметь


приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


получения и оценки экономической информации;

составления семейного бюджета;

исполнения типичных экономических ролей;

решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

совершенствования собственной познавательной деятельности

оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.














Критерии и нормы оценки учащихся



Оценка устного ответа учащихся


Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.



Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.














































Литература для учащихся


Иванов С.И. Экономика: Основы экономической теории: Учебник для 10-11 класса общеобразоват. учрежд. (профильный уровень образования). В 2-х книгах.- М.: ВИТА ПРЕСС 2011.

Экономика: Основы экономической теории: Практикум для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. (профильный уровень образования) / под. ред. С.И. Иванова.- М.: ВИТА ПРЕСС 2008.

Лавренова Е.Б. Сборник заданий по экономике для подготовке к ЕГЭ. Пособие для 10—1 класса. 2 издание - М.: ВИТА ПРЕСС 2011.


Литература для учителя


Иванов С.И. Экономика: Основы экономической теории: Учебник для 10-11 класса общеобразоват. учрежд. (профильный уровень образования). В 2-х книгах.- М.: ВИТА ПРЕСС 2011.

Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задание по экономике.- М.: ВИТА ПРЕВВ 2009.

Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Решение задач по экономике от простых до олимпиадных.- М.: ВИТА ПРЕСС 2010.

Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты / авт-сост. О.И. Медведева.- Волгоград: «Учитель, 2009»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая учебная программа по экономике 2 часа(профиль)

Автор: Смирнова Галина Ивановна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства