Рабочая программа по технологию для 3 класса УМК "Перспектива", в соответствии ФГОС НОО .
Рабочая программа по технологию для 3 класса УМК "Перспектива", в соответствии ФГОС НОО .
Программа «Технология» направлена на достижение следующих целей:
– формирование личности ребенка;
– развитие универсальных учебных действий;
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
На изучение предмета отводится 1 час в неделю за счет федерального компонента, итого 34 часа за учебный год.
Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся.
Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологию для 3 класса УМК "Перспектива", в соответствии ФГОС НОО . »
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Директор школы
__________/ ./ директора по УР ____________ /Валеев Ф.Х/
Протокол №1 _______ /Самигуллина Э.Р/ Введено приказом № 47
от « 2 » августа 2014 г. от « 4 » августа 2014 г. от « 4 » августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шибашская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района РТ
«РАССМОТРЕНО» на заседании
педагогического совета ,
протокол от « 4 » августа 2014 г. № 1
Составитель:
Гараева Резеда Бариевна
учитель начальных классов
2014 г.
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Технология» для 3 класса.
Программа «Технология» направлена на достижение следующих целей:
– формирование личности ребенка;
– развитие универсальных учебных действий;
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
На изучение предмета отводится 1час в неделю за счет федерального компонента, итого 34часа за учебный год.
Содержание курса:
№ п/п
Разделы технологии
Количество часов
1.
Здравствуй, дорогой друг!
1 час
2.
Человек и земля.
18 часа
3.
Человек и вода.
3 часа
4.
Человек и воздух.
2 часа
5.
Человек и информация.
10 часов
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Критерии оценок для проекта:
- эстетичность оформления;
- содержание, соответствующее теме работы;
- полная и достоверная информация по теме;
- отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе.
Учебно – методический комплект:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования .
Перечень методического обеспечения:
1. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова. Технология: человек, природа,техника: Учебник. М., Просвещение, 2013.
2. Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова. Уроки технологии: человек, природа, техника. Пособие для учителя. М, Просвещение, 2010г
4. Технологические карты по технологии. Сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru.umk/perspektiva
Форма контроля:
Текущий контроль
Проверочные задания
Проект
Тематическая выставка
Самоанализ
1.Пояснительная записка
Рабочая программа для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон об образовании РФ(№273 –ФЗ) , Закон об образовании РТ(22 июля , 2013 №68-ЗРТ)
Закон РТ от 08.07.1992 N 1560-XII (ред. от 03.03.2012) "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО РФ № 373, от 06.10.2009г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
- СанПина 2.4. 2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993
Примерные программы начального общего образования, «Просвещение», 2010 г.
Сборник программ «Перспектива» «Просвещение», 2011г.
Учебный план МБОУ «Шибашская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан» на 2014 – 2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 4 августа 2014 года)
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской. «Технология» под редакцией Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н. В. Добромысловой , ориентирована на работу по УМК «Перспектива»:
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цели изучения технологии в начальной школе:
1. овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
2. освоение продуктивной проектной деятельности.
3. формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
2.Общая характеристика учебного предмета:
Теоретической основой данной программы являются
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Программа ориентирована на использование учебника:
-Учебник «Технология» М.: «Просвещение». 2014г. Авторы: Н.И.Роговцева; Н.В.Богданова
3. Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
В соответствии с учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Технология» отводится в 3 классе 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
За счет праздничных дней будет уплотнение в программе
4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности,
как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость. Соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Результаты изучения курса «Технология» в 3 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,ПРЕДМЕТНЫЕ).
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения предмета «Технология» в 3 классе учащиеся должны знать:
название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).
– роль трудовой деятельности в жизни человека;
– распространенные виды профессий;
– влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
– область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств;
– основные источники информации;
– назначение основных устройств компьютера;
– правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой;
– новые приемы обработки ткани;
– технологии переплета;
– основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
организовать своё рабочее место;
пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;
составлять композицию с учётом замысла;
решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;
пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность
6. Содержательные учебного курса (разделы, структура)
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся.
Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:
1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;
2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;
3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей.
Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — желтый;
«Человек и земля» — зеленый;
«Человек и вода» — синий;
«Человек и воздух» — голубой;
«Человек и информация» — розовый.
В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год, в том числе, изучение модуля «Практика работы на компьютере» направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности
Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами.
В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:
• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;
• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;
• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;
• пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира обучающиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
• изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;
• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;
• в практической работе учащиеся начинают осваивать чертежную разметку.
Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям:
• название изделия;
• использование, назначение изделия;
• материалы, используемые для изготовления изделия;
• форма деталей изделия;
• количество и название деталей;
• способы соединения деталей в изделии.
Такой много аспектный анализ поможет учащему осознать важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребёнка приучить к тому, чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким причинам, что получилось хорошо, а над чем надо ещё поработать.
Ведущая идея курса «Технология» для 3 класса — системная, комплексная работа над проектом. Планирование изготовления изделия рассматривается уже как этап проектной деятельности. Технологическая карта становится частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных материалов, необходимых для изготовления изделия.
В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, материалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирования и конструирования. Окружающая среда в данном курсе рассматривается как способ получения информации.
Основными материалами для работы по-прежнему остаются бумага и картон. Но в 3 классе учащиеся получают новые знания об общих свойствах различных видов бумаги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность. Добавляются сведения о сопротивлении разрыву, излому, продавливанию. Исследуется прочность поверхности, деформация при намокании, скручиваемость, впитывающая способность. Формируются навыки использования особенностей бумаги для изготовления изделий из папье-маше; умения под руководством учителя подбирать бумагу для работы над такими изделиями.
В 3 классе проходит знакомство с новым природным материалом — соломкой, её свойствами и особенностями использования данного природного материала в декоративно-прикладном искусстве; осваиваются приёмы работы с соломкой; технология её подготовки к использованию.
В ходе работы с пластичными материалами проводится систематизация знаний о свойствах пластичных материалов, учащиеся осваивают правила подбора пластичного материала в зависимости от назначения изделия, для создания которого он будет использован.
Школьники проводят наблюдения над использованием пластичных материалов в жизни человека.
В 3 классе активно осваиваются способы использования металлического конструктора и мягкой проволоки в работе над изделием, а также использования пластмассы для создания подвижного соединения при работе с конструктором.
Обучающиеся на практическом уровне осваивают правила безопасной работы различными инструментами; знакомятся с понятием «универсальность инструмента»; изучают правила работы новыми инструментами: острогубцы, плоскогубцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножницами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать необходимый инструмент в зависимости от используемого материала; осваивают приёмы работы с угольником.
Основы культуры труда в 3 классе прививаются в процессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые навыки, следовать правилам технолога.
Проектная деятельность учащиеся в 3 классе осуществляется на основе технологической карты как средства реализации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. Обучающиеся находят общие закономерности в выполнении изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскиз и технический рисунок .Учащиеся осмысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности. .
В работе над проектом деятельность учителя направлена на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать навыки составления плана изготовления изделия, приобретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обеспечить взаимодействие учащихся между собой и с учителем, развивать коммуникативные навыки школьников.
Деятельность учащегося при этом направлена на закрепление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внутри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию.
№ п/п
Разделы технологии
Количество часов
1.
Здравствуй, дорогой друг!
1 час
2.
Человек и земля.
18 часа
3.
Человек и вода.
3 часа
4.
Человек и воздух.
2 часа
5.
Человек и информация.
10 часов
.
Контроль над выполнением практической части программы:
Уровни результативности: репродуктивный – уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно; с элементами творчества – выполнить работу на данную тему; творческий – выполнить работу на свободную тему.
Программа предполагает широкое использование уроков-опытов, уроков-игр, расширена доля самостоятельной практической работы ребенка без помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Критерии оценок для проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
7.Календарно – тематическое планирование по технологии в 3 классе
№ урока
Тема урока,
тип урока
Универсальные учебные действия
Планируемые цели
и результаты
Примечание
Дата проведения
По плану
Факт.
1.
Как работать с учебником (папка достижений)
П: применять знания, полученные в 1—2 класса нарисовать маршрутную карту города.
Р:оценивать свои результатов.
К: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
Л:уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса
Уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, применять знания, полученные в 1—2 классах; нарисовать маршрутную карту села.
05.09
2.
Архитектура. Изделие: дом.
П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение;
Р:адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; формулировать собственное мнение; приходить к согласованному мнению в совместной деятельности, выполнять учебное задание, используя план;
выполнять учебное действие, используя условные знаки;
выполнять учебное задание по чертежу. К:выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задан
Уметь выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки; сконструировать макет дома из бумаги
12.09
3.
Городские постройки. Изделие: телебашня.
Телебашня в Казани.
П:определять инструменты для работы с проволокой и обосновывать свой выбор формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Р:выполнять учебное действие, используя план;
выполнять учебное действие, используя правило.
Л:проявлять интерес к объектам социального назначения.
Уметь различать плоско-
губцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель
телебашни из проволоки.
19.09
4.
Парк. Изделие: городской парк.
П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
Р:приходить к общему мнению в совместной деятельности выполнять учебное действие, используя план;
К:оценивать выполнение учебного задания.Л: проявлять интерес к ландшафтному дизайну
Уметь грамотно сочетать
различные материалы в работе над одной композицией; выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природных материалов.
26.09
5.
Проект «Детская площадка».
П:использовать приобретённые знания при выполнении задания. Р:адекватно взаимодействовать и представлять результат деятельности группы;
К:распределять обязанности для выполнения учебного задания.
Л: выполнять проект «Двор моей мечты» (детская площадка).
Уметь работать в мини-группе под руководством учителя;использовать алгоритм работы над проектом; представлять результат своей деятельности; анализировать свою работу по заданным критериям; закрепить навыки работы с бумагой на практическом уровне.
03.10
6, 7.
Ателье мод. Украшение платочка монограммой.
П:использовать приобретённые знания при выполнении задания. Р: проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности.
К:распределять обязанности для выполнения учебного задания.
Л:выполнять детскую площадку
Украсить платочек моно-
граммой, уметь различать виды швов, тканей.
10.10
17.10
8.
Аппликация из ткани. Украшение фартука.
П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
определять вид одежды в соответствии с её назначением; использовать приобретённые знания в оформлении эскиза школьной формы.
Р:формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; выполнять учебное действие, используя план. Л: проявлять интерес к истории создания одежды.
Знать технологию вы-полнения аппликации изткани; различать виды аппликации; самостоятельно составлять композицию для выполнения аппликации; выполнять аппликацию по алгоритму;
украсить фартук аппликацией из ткани с помощью петельного шва.
24.10
9.
Изготовление тканей. Гобелен.
П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять состав и свойства ткани и обосновывать своё мнение. формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
Р:приходить к общему мнению в совместной деятельности.
выполнять учебное действие, используя план, проводить исследование тканей и оформлять данные в таблицу; сопоставлять образец ткани с её описанием при составлении коллекции тканей.
Л: проявлять интерес к истории создания тканей, в частности орнаментальных.
Уметь размечать лист по
линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, создать изделие «Гобелен».
31.10
10.
Вязание. Воздушные петли.
Народные умельцы.
.П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; пользоваться правилами работы при вязании крючком.К:использовать речевые средства в рамках учебного диалога, отработать навык составления плана работы.
Р:Выполнять учебное действие, используя алгоритм. Л:проявлять интерес к истории возникновения вязания.использовать приёмы переплетения и обосновывать свой выбор; выполнять переплетение
Уметь создать цепочку из
«воздушных петель» с помощью вязания крючком, применять правила работы при вязании крючком, составлять план работы; создать композицию «Воздушные петли».
14.11
11.
Одежда для карнавала. Изделие: кавалер, дама.
П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять виды швов, их назначение и обосновывать своё мнение.
К:использовать речевые средства для представления результата.
Р:оформлять эскиз маски с учётом образа и подбирать материалы для изготовления маски; выполнять маску по своему эскизу; сопоставлять эскиз маски и её образ при выборе материалов для выполнения. Л:проявлять интерес к изучению темы;
проявлять желание узнать историю карнавального костюма.
рассказывать историю появления карнавала.
Уметь работать с выкрой-
кой, изготавливать карнавальный костюм.
21.11
12.
Бисероплетение. Изделие: браслетик «Цветочки».
П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять инструменты, приспособления для бисероплетения и обосновывать своё мнение.
К:формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Р:выполнять учебное действие, используя план и схему плетения; выполнять взаимопроверку учебного задания, рассказывать историю появления бисероплетения. Л:проявлять интерес к истории создания изделий из бисера, в частности орнаментальных.
Уметь работать с леской и
бисером, уметь подбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения изделий из бисера, изготовить изделие «Браслетик „Цветочки“».
.П: уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов; К: уметь советоваться при выборе блюд и способах определения массы продуктов при помощи мерок. Р: самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы». Л:знакомство с работой кафе, профессиональными обязанностями повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе
Уметь пользоваться табли-
цей мер веса продуктов, самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы».
05.12
14.
Фруктовый завтрак.
Работа со съедобными материалами.
Практическая работа №1
П:применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак»
К: советоваться какие ингредиенты будут использовать для приготовления салата? Какие кухонные приспособления понадобятся?
Р: выполнять действия на разделочной доске, знать для чего стаканы и миска, нож и ложка: правила работы ножом.Л:уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом,смешивать ингредиенты развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности, воспитывать желание учиться готовить.
Уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты, применять правила поведения при приготовлении пи-щи; приготовить салат «Фруктовый завтрак» Отработать правила работы ножом; научить работать со съедобными материалами;
12.12
15.
Работа с тканью. Колпачок для яиц. Изделие:цыплята.
.П: уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, Р: выставка работ учащихся
анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность, функциональность.Л:узнать о преимуществах синтепона.
Уметь размечать детали по линейке. Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие; изготовить изделие «Цыплята»
19.12
16.
Кулинария. Изделие: бутерброды.
Национальная блюда у татар.
П: учиться самостоятельно изготавливать холодные закуски
К: уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке»Р: рассказывать, какие вопросы и трудности возникли, при составлении плана. Л:воспитывать чувство взаимовыручки; учить самостоятельному изготовлению холодных закусок.
Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке».
26.12
17.
Сервировка стола. Салфетница.
Творческая работа №1
П:самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона.Р: анализировать образцы изделий, обсуждать план работы; умение работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.К: уметь распределять работу с товарищами в группе.
Закрепить навыки разметки по линейке, использования принципа симметрии; уметь различать виды симметричных изображений, самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать сал-фетницу из бумаги и картона.
16.01
18.
Магазин подарков. Лепка. Изделие: брелок для ключей.
П:самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста;
определять место приобретения различных подарков и обосновывать своё мнение; определять вид подарка в зависимости от получателя и повода и обосновывать своё мнение. К:ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; Р:сделать брелок из солёного теста.
Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины), применять новый способ окраски солёного теста, самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста; сделать брелок из солёного теста
23.01
19.
Работа с природными материалами. Золотистая соломка.
Народные умельцы Татарстана.
П: знать способы обработки соломки, уметь выполнять из соломки свои композиции. К: делиться мнениями о фонах для аппликации из соломки и обосновывать своё мнение.
Р:определять цветовое решение для оформления подарка и обосновывать своё мнение; осознание собственных достижений при освоении темы. Л:развивать навыки коллективной работы
Уметь обрабатывать соломку холодным способом; сделать картину «золотая соломка»
30.01
20.
Упаковка подарков.
Творческая работа №2
Р: уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение. К: уметь обсуждать сочетание цвета в композиции; проводить групповой анализ образца изделия «Упаковка подарков».
П:изготовить изделие «Упаковка подарков». Л:Проявлять: интерес к изучению темы;позитивное отношение к процессу: конструирования изделий;составления инструкции сборки фургона.
Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение, уметь сочетать цвета в композиции; изгото-вить изделие «Упаковка подарков»
6.02
21.
.
Зоопарк. Оригами. Изделие: птицы.
Зоопарк в Казани
Р: составлять план сборки фургона, собирать фургон, используя составленную инструкцию.
П: собирать модель «фургон Мороженое» из металлического конструктора, используя выбранные детали. Определять вид деятельности человека по его профессии.
К: проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
осознание собственных достижений при освоении темы. Л:определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение
.Р:использовать приобретённые знания для составления инструкции сборки грузовика, адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога.К:приходить к общему мнению в совместной деятельности; адекватно представлять результат деятельности группы, осознание собственных достижений при освоении темы и выполнения теста. Л:определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение;определять необходимые детали для сборки модели автомобиля и обосновывать своё мнение.
Знать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы»
Уметь на основе готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы над изделием составлять план его сборки, определять количество деталей и виды их соединений; уметь распределять работу в группе
13.02
20.02
22
Работа с металлическим конструктором. Изделие: грузовик, автомобиль.
Автомобили на дорогах Татарстана.
23.
Конструирование. Изделие: мост.
Мост в Казани
Уметь подбирать материалы для выполнения изделия; уметь различать виды мостов, соединять детали натягиванием нитей; сконст-руировать изделие «Мост»
27.02
24.
Водный транспорт. Работа с бумагой.
П:раскрывать значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определять назначение переплёта и обосновывать своё мнение; определять материалы для выполнения переплёта книги и обосновывать своё мнение. К:формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.используя план; выполнять самооценку учебного задания,Р: рассказывать:
П: понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы»
Отработать навык самостоятельного составления плана и работы по нему; научиться изготавливать упрощённый вариант объёмной мягкой игрушки;
6.03
25.
Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё
Отработать навык самостоятельного составления плана и работы по нему; научиться изготавливать упрощённый вариант объёмной мягкой игрушки;
13.03
26.
Работа с пластичными материалами. Пластилин.
Р: уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам
К: обсуждать темы интересной, практической информации.
П: понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы». раскрывать значение «модель», «схема», «воздушный шар», «вертолёт», «папье-маше» и использовать их в активном словаре; Л:уметь находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска. знать, что такое
Создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия.
20.03
27.
. Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами.
Практическая работа №2
Формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, умение выполнять работу по схеме.
слушать и оценивать своих товарищей
3.04
28.
Вертолётная площадка. Конструирование
Отрабатывать навыки самостоятельной работы
по плану, конструирования из бумаги и картона
10.04
29
Проверочная итоговая работа
Тест.
П: применять знания, полученные Р:оценивать свои результатов.
К: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога
Уметь самостоятельно выполнить работу.
17.04
30.
Папье - маше. Работа с бумагой.
Р:определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение; определять функции работников почты и обосновывать своё мнение; определять необходимый объём текста телеграммы, адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога,рассказывать: о способах передачи письменной информации
Р определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение;
определять функции работников почты и обосновывать своё мнение;
определять необходимый объём текста телеграммы, адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога,рассказывать:
уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам
К: обсуждать темы интересной, практической информации.
П: раскрывать значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определять назначение переплёта и обосновывать своё мнение; определять материалы для выполнения переплёта книги и обосновывать своё мнение.. Л выполнять твердый переплёт папки достижений.:
Отработать навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне; учить подбирать бумагу для выполнения изделия.
24.04
31.
Переплётная мастерская.
Закрепить навыки
подбора материалов и цветов для декорирования изделия.научиться выполнять работу над простым видом переплёта
8.05
32.
Почта.
Заполнение бланка
Практическая работа №3
Уметь работать с простыми информационными объектами.. Формировать умение кратко излагать информацию, показать способы заполнения бланка
на практическом уровне
15.05
33.
Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё.
Научить изготавливать пальчиковых кукол.
22.05
34.
Интернет. Работа на компьютере
Урок-обощение
Р: уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам
К: обсуждать темы интересной, практической информации.
П: научиться сохранять закладки на найденную информацию. Л:уметь находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска.
Уметь проводить пре-зентацию, находить адреса в Интернете.
Перечень методического обеспечения:
Технические средства
1.Персональный компьютер
Учебно-методическое обеспечение
Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова. Технология: человек, природа,техника: Учебник. М., Просвещение, 2013.
Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова. Уроки технологии: человек, природа, техника. Пособие для учителя. М, Просвещение, 2010
Итоговая (промежуточная ) работа по_______________
для 3 класса на 2014-2015 учебный год
Алькеевский район РТ МБОУ « Шибашская СОШ»
Ф. И. уч-ся _________________________________________
Дата ___________________________
Тестирование по технологии 3 класс
Вариант-2
1. Этот материал представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую многократно используют в поделках. Состав его может быть разнообразным, но, как правило, в него входит воск и глина. Назовите этот материал.
2.Что такое компьютер?
3.Из чего состоит компьютер?
4.закончи фразу: аппликации, детали которых выступают над поверхностью основы, называются…
5.Какие виды швов вы знаете?
6.Что такое чеканка?
7.Очень тонкие металлические листы –это…
8.закончите фразу: целенаправленная созидательная(создающая) деятельность человека-это…
а) труд;
б) творчество.
9. Закончите фразу: инструменты – это…
а) те предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.
б) орудия для производства каких-нибудь работ.
10. Выберите из предложенного списка предметы, относящиеся к материалам.
а) Бумага во влажном состоянии становится прочнее.
б) Бумага упруга: она возвращается в исходное положение после её сворачивания.
в) Бумагу трудно смять. Она легко распрямляется после смятия.
12. Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:
– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие;
– Во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им;
– На столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.
13. Для украшения изделия сначала цветную бумагу рвут на маленькие кусочки, а затем аккуратно наклеили эти кусочки на заранее подготовленный рисунок. Как называется данный способ украшения?
14. Назовите способы разметки деталей изделия.
15. Какое утверждение верно?
а) Материалы – это линейка, клей, угольник.
б) Материалы – это бумага, нитки, проволока.
16.Сведения, которые люди передают друг другу устно, письменно или с помощью технических средств- это…
а)информация;
б)знания.
Итоговая (промежуточная ) работа по_______________
для 3 класса на 2014-2015 учебный год
Алькеевский район РТ МБОУ « Шибашская СОШ»
Ф. И. уч-ся _________________________________________
Дата ___________________________
Вариант 1
1.Закончите фразу: целенаправленная созидательная(создающая) деятельность человека-это…
А) труд;
Б) творчество.
2. Закончите фразу: инструменты – это…
А) те предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.
Б) орудия для производства каких-нибудь работ.
3. Выберите из предложенного списка предметы, относящиеся к материалам.(подчеркни)
А) Бумага во влажном состоянии становится прочнее.
Б) Бумага упруга: она возвращается в исходное положение после её сворачивания.
В) Бумагу трудно смять. Она легко распрямляется после смятия.
5. Перед вами правила безопасной работы с одним из часто используемых в работе инструментов:
А) Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие;
Б)Во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им;
В) На столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.
6. Для украшения изделия сначала цветную бумагу рвут на маленькие кусочки, а затем аккуратно наклеили эти кусочки на заранее подготовленный рисунок. Как называется данный способ украшения?
_________________________________________________
7. Назовите способы разметки деталей изделия.
_________________________________________________
8. Какое утверждение верно?
а) Материалы – это линейка, клей, угольник.
б) Материалы – это бумага, нитки, проволока.
9.Сведения, которые люди передают друг другу устно, письменно или с помощью технических средств- это…
12.Закончи фразу: аппликации, детали которых выступают над поверхностью основы, называются…
13. Этот материал представляет собой искусственную невысыхающую массу, которую многократно используют в поделках. Состав его может быть разнообразным, но, как правило, в него входит воск и глина. Назовите этот материал.
14.Отгадайте загадки об инструментах.
А) Где упрётся хвостом, станет дырка потом.
Б) Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет и стрижет.
В) На пальце одном ведёрко вверх дном.
Г) Две стройные сестрицы в руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки
А)_______________
Б)________________
В)________________
Г)________________
15. Прочитайте слова, в которых перепутались все буквы.
Балнош такрезма ярпаж китин
_______________________________________________
.
Памятка №1.
Безопасность в классе
1. Строго следуй указаниям твоего учителя.
2. Убери длинные волосы назад, завяжи их или заколи. Длинную одежду заправь в брюки или юбку.
3. Работай тихо и осторожно, не мешай работать другим ребятам.
4. Инструменты и приспособления храни на рабочем месте в специальных футлярах.
5. Бери инструменты только с разрешения учителя.
6. Убирай за собой и приводи рабочее место в порядок после окончания работы.
Памятка №2.
Раскрой деталей. Работа режущим инструментом
1. Не размахивай рукой, в которой держишь ножницы.
2. Передавай ножницы кольцами вперёд и с сомкнутыми лезвиями.
3. При выполнении раскроя правильно держи ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент сверху кольца.
4. Для хорошего качества раскроя широко раскрывай лезвия ножниц, режь средней частью, плавно закрывай и не смыкай их до конца выполнения разреза.
5. При резании по прямой линии направляй ножницы по линии разметки.
6. По наружному криволинейному контуру режь против часовой стрелки, поворачивай материал, а не ножницы.
3. Прикрепляй выкройку булавками в направлении от себя.
Памятка №5.
Правила работы шилом
1. Повтори правила техники безопасности, подготовь подрезную доску.
2. Не прокалывай твёрдых предметов со скользкой поверхностью.
3. Не прокалывай предмет на весу.
4. Прокалывай, поворачивая шило в отверстии (вертикальное положение).
5. Закончил работать — убери инструмент на место.
Памятка №6.
Разметка деталей по шаблону
ШАБЛОН — это приспособление, выполненное из плотной бумаги, картона, тонкой фанеры или другого прочного листового материала, которое имеет форму необходимо для работы детали или выкройки. Шаблон обводят по внешнему контуру.
1. При разметке по шаблону держи шаблон левой рукой, карандаш правой (если левша, то наоборот).
2. Линии разметки проводи слева направо, они должны быть тонкими, волосными.
3. Помни об экономии бумаги, на материале располагай шаблоны грамотно.
Памятка №7.
Разметка деталей с помощью копировальной бумаги
1. Между оригиналом рисунка и материалом, на который его переводят, вложи копировальную бумагу (лист очень тонкой, но прочной бумаги, имеющий с одной стороны сплошной слой жирной мастики какого-либо цвета: чёрного, синего, красного, жёлтого и т. д.) красящей стороной к материалу.
2. Рисунок обводи твёрдым карандашом, чтобы мастика из-под линии рисунка отпечаталась на материале.
3. Можешь использовать копировальную бумагу (копирку) несколько раз— разметить несколько раз практически любой рисунок на любом материале.
Памятка №8.
Работа клеем
1. Работай точно и чисто, не оставляй излишков клея.
2. Работай на подкладном листе.
3. Бери на кисть клей понемногу, излишки клея убери кусочком картона.
4. Намазывай клеем ту деталь, которую приклеиваешь.
5. Намазывай деталь от середины к краям полностью и в заключение проведи кистью по всем краям заготовки.
6. Мелкие детали наклеивай, взяв на них клей с листа.
7. Проглаживай склеенные детали через притирочный лист тряпочкой, чтобы не разорвать (сместить) мокрую бумагу.
8. После работы вымой и вытри клеевую кисть тряпочкой.
9. Все склеенные детали и изделия высуши под прессом.