Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Рабочая программа по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Программа предусматривает логическое завершение подготовки обучаемых в области безопасности жизнедеятельности, проводимой по курсу ОБЖ.
В современном мире потенциально опасными являются процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации, на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так и возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требуют изучения вопросов безопасности жизнедеятельности (БЖД) на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета
Протокол № __________________________ 201_ г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности:111101, 36.02.02. «Зоотехния»
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии
Протокол №___ от «__» __________2015__ г.
Председатель цикловой комиссии _________________Кикина________
Протокол №___ от «__» __________201__ г.
Председатель цикловой комиссии _________________________
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета Протокол № ____ от _______________ 2015 г.
Методист __________________ _____________
Протокол №____ от «___»июня 201_ г.
Методист __________________ _____________
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе
«___» августа 2015 г. _________________________/Гарбовская М.В./
«___» августа 201_ г. __________________________/Гарбовская М.В./
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета
Протокол № __ от «____» августа 201_ г.
Протокол № __ от «____» августа 201_ г.
Содержание
1. Пояснительная записка 4 Тематический план 10
3. Дополнения к тематическому плану Перечень лабораторных и практических занятий … 12
4. Самостоятельная работа студента………………………. ……………………………………………………14
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………….16
6. Перечень литературы и средств обучения 18
7. Приложения к рабочей программе. Календарно-тематический план. 19
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является дисциплиной базового уровня, частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ЛО «Беседский сельскохозяйственный техникум» в соответствии с государственным стандартом по специальности 111101, 36.02.02.«Зоотехния».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной обязательной программы.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл профессиональных дисциплин и изучается как общепрофессиональная.
1.3 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них, родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
оказывать первую помощь пострадавшим.
знать
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Формируемые при изучении дисциплины компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления.
ПК 1.2. Рационально использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молодняка сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственном предприятии.
ПК 1.4. Производить отбор животных на племя, отбор и подбор пар.
ПК1.5. Организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных.
ПК 1.6. Оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным.
ПК 2.1. Выбирать и использовать эффективные способы производства и первичной переработки продукции животноводства.
ПК 2.2. Разрабатывать и проводить мероприятия по увеличению удоев, привесов и др. производственных показателей животноводства.
ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции животноводства.
ПК 3.1. Выбирать способы и методы закладки продукции животноводства на хранение.
ПК 3.2. Подготавливать объекты для хранения продукции животноводства к эксплуатации.
ПК 3.3. Контролировать состояние продукции животноводства в период хранения.
ПК 3.4. Проводить подготовку продукции животноводства к реализации и ее транспортировку.
ПК 3.5. Реализовывать продукцию животноводства.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей производства продукции и оказания услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении предприятия отрасли.
ПК 4.2. Планировать и организовывать выполнение работ и оказание услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении предприятия отрасли исполнителями.
ПК 4.3. Осуществлять контроль и оценку хода и результатов выполнения работ и оказания услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении предприятия отрасли исполнителями.
ПК 4.4. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию структурного подразделения предприятия отрасли.
1.4 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Максимальное количество часов по учебному плану на дисциплину – 102 часов
Самостоятельная работа - 34часов
Аудиторной работы – 68 часов
В том числе:
Теоретических занятий -38 часов
Практических занятий – 30 часов
Форма итогового контроля – дифференцированный зачет
1.5 Место данной учебной дисциплины в системе подготовки специалиста
Программа предусматривает логическое завершение подготовки обучаемых в области безопасности жизнедеятельности, проводимой по курсу ОБЖ.
В современном мире потенциально опасными являются процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации, на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так и возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требуют изучения вопросов безопасности жизнедеятельности (БЖД) на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.
1.6 Цель и задачи дисциплины, её содержание
Основная цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников средних специальных учебных заведений теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для:
идентификации опасности техногенного происхождения в повседневных (штатных) и чрезвычайных ситуациях;
создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в штатных условиях;
разработки и реализации мер защиты среды обитания от негативных воздействий;
обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при чрезвычайных ситуациях;
для умелого участия в работах по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» состоит из трех разделов:
1.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.
2.Основы военной службы.
3.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
В первом разделе «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения» представлены четыре темы:
• «Чрезвычайные ситуации мирного времени »;
• «Организационные основы защиты и жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации»;
• «Организация получение и использование средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях »;
• «Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики».
Изучив материал раздела, выпускники получат знания об основных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации по защите населения и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.
Второй раздел программы - «Основы военной службы» - посвящен вопросам обороны государства и обеспечения национальной безопасности России в современном мире, а также правовым аспектам и содержанию воинской обязанности и военной службы и некоторым направлениям военно–патриотического воспитания молодежи. В разделе уделяется внимание ознакомлению обучающихся с общевоинскими уставами, основам огневой подготовки и военной топографии. Раздел состоит из шести тем:
. «Основы обороны государства»;
. «Военная служба»;
. «Военно–патриотическое воспитание молодежи».
. «Общевоинские уставы».
. « Основы огневой подготовки».
. « Основы военной топографии».
Содержание третьего раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» направлено на изучение основных состояний, требующих оказания неотложной помощи, правил оказания первой медицинской помощи, само- и взаимопомощи.
1.7 Обоснование структуры программы.
Принятая последовательность позволяет эффективно использовать приобретаемые навыки при изучении последующих тем и выполнении заданий, что позволяет проводить сквозное повторение основных понятий. Теоретическое изучение дидактических единиц подтверждается и закрепляется выполнением практических заданий. Задания для самостоятельной работы студентов позволяют увеличить активность усвоения материала и закрепить навыки.
1.8 Межпредметные связи.
Изучение дисциплины «Безопасностьжизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных в ходе изучения следующих дисциплин: «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Биология», «Физика», «Химия».
1.9 Требования к организации образовательного процесса.
Занятия по дисциплине проводятся в оборудованном кабинете, который оснащен учебными и наглядными пособиями, стендами, техническими средствами обучения в соответствии с программой. Также в образовательном учреждении имеется спортивный городок, место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Обучение осуществляется преподавателями образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку по дисциплине, а по основам военной подготовки преподавателями из числа пребывающих в запасе офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин по согласованию с представителями военного комиссариата. Для подготовки обучающихся по основам военной службы проводятся учебные сборы (на базе соединений и войсковых частей или образовательного учреждения). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
В процессе обучения применяются как традиционные (лекция, объяснение, рассказ, беседа и пр.), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные), отдаются предпочтение тем методам и приемам, которые представляются наиболее эффективными в решении конкретных образовательных и воспитательных задач.
Оборудование учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
типовое оборудование (столы, стулья)
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
видеотека мультимедийных учебных программ (мультимедийные обучающие программы по основным разделам БЖ, видеофильмы по разделам курса БЖ)
нормативно-правовые документы
учебная литература
раздаточный материал
различные приборы (войсковой прибор химической разведки (ВПХР, дозиметр)
индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки)
общевойсковой защитный комплект
противохимический пакет ИПП 11
сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи (сумка СМС)
перевязочные средства (бинты, лейкопластыри, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная)
тренажер для оказания первой помощи « Максим 111-01»
учебно-наглядные пособия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
набор плакатов
массогабаритный макет автомата Калашникова
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- телевизор с универсальной подставкой
- DVD-плеер
-электронный тир ЭТ-110 ПМ-1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем, в том числе самостоятельное изучение
Максимальная нагрузка студента
Количество часов по очной форме
Самостоятельное изучение
Количество часов по заочной форме
Самостоятельное изучение
Студент должен знать
Студент должен уметь
Уровень освоения
теория
ЛПЗ
теория
ЛПЗ
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.
18
8
4
6
2
0
16
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий природных и техногенных
чрезвычайных ситуаций
организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций
2
Раздел 2. Основы военной службы
70
26
20
24
5
4
61
основные требования Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации, требования
федеральных законов и других нормативно-правовых актов
Российской Федерации,
определяющих порядок
прохождения военной службы по призыву и по контракту, общие требования к уровню подготовки призывника.
развивать в себе необходимые познавательные, физические, психологические и профессиональные качества, отвечающие требованиям военной службы
2
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях
14
4
6
4
0
0
14
основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, о влиянии на здоровье человека вредных привычек, о значении профилактики вредных привычек для сохранения здоровья, оказание первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
планировать свой режим дня, рационально сочетая в нем умственные и физические нагрузки, поддерживать необходимый уровень своего здоровья – работоспособность, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим
3
Итого
102
38
30
34
7
4
91
ДОПОЛНЕНИЯ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
2.1 Перечень лабораторных и практических работ
Перечень лабораторных и практических занятий
№ п/п
№ урока по очной форме
№ урока по заочной форме
Наименование работы
Количество часов по очной
Количество часов по заочной
Умения и навыки, приобретаемые студентами
1
3
Организационные основы защиты и жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации
2
Подготовка данных и определение порядка использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций
2
5
Организация получения и использования средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.
2
Организация получения и использования средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.
3
9
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальности
2
Разбираться в видах и родах Вооруженных Сил Российской федерации. Ориентироваться в основных видах вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальности
4
14
Правовые основы военной службы
2
Ориентироваться в статьях Конституции РФ и федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»
5
18
Размещение военнослужащих. Воинская дисциплина. Поощрение и дисциплинарные взыскания.
2
Ориентироваться в организации быта и размещения военнослужащих проходящих службу по призыву (контракту).
6
20
Распределение времени и внутренний распорядок. Распорядок дня и регламент служебного времени
2
Ориентироваться в организации распорядка дня войсковой части.
7
21
Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте.
2
Ориентироваться в уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ
8
23
Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе.
2
Уметь рассказать о материальной части стрелкового оружия, боевых свойствах, назначении и устройстве оружия, приёмах стрельбы
9
24-25
4-5
Разборка и сборка автомата
4
4
Разбирать и собирать автомат
10
26
Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение.
2
содержать оружие в чистоте, полной исправности и постоянной боевой готовности к боевому применению.
11
27
Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия
2
применять меры безопасности на занятиях с оружием и при проведении учебных стрельб.
12
32
Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата
2
оказывать первую медицинскую помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
13
33
Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ожогах и кровотечениях
2
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и кровотечениях
14
34
Оказание первой медицинской помощи при отравлении аварийно-химически опасными веществами (АХОВ)
2
оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях
ИТОГО
30
4
2.2 Самостоятельная работа студента
Количество часов по очной форме
Количество часов по заочной форме
Наименование разделов и тем, в том числе самостоятельное изучение
Студент должен знать
Студент должен уметь
1
2
3
4
5
6
16
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.
Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства индивидуальной защиты
24
61
Раздел 2. Основы военной службы
Обязанности граждан по воинскому учёту и прохождению медицинского освидетельствования и медицинского обследования
Готовить себя к военной службы
2
6
Тема 2.1. Основы обороны государства
Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего
Оценивать свои физические и психологические качества на соответствие их требованиям военной службы
6
20
Тема 2.2.Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
Изучить Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе»
Уметь ориентироваться в Федеральном законе «О воинской обязанности и воинской службе»
Понимать значение дружбы и войскового товарищества для боеготовности Вооруженных Сил. Знать Символы воинской чести и ритуалы Вооруженных Сил РФ
Уметь разбираться в воинских символах и ритуалах Вооруженных сил РФ.
6
14
Тема 2.4. Общевоинские уставы
Сущность и значение воинской дисциплины
Понимать сущность и значение воинской дисциплины и последствия ее нарушения
4
12
Тема 2.5. Основы огневой подготовки
Порядок чистки и смазки автомата. Хранение и сбережение боевого оружия
Уметь содержать оружие в чистоте, полной исправности и постоянной готовности к боевому применению
2
5
Тема 2.6 Основы военной топографии
Условные обозначения топографических карт и свободно пользоваться при любых условиях.
Уметь ориентироваться на местности и передвигаться по заданным направлениям в любых условиях. Свободно пользоваться картой.
4
14
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи
Уметь применять полученные знания на практике по оказанию первой медицинской помощи
34
91
ВСЕГО:
3. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
Устный опрос,
оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
Устный опрос,
оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты населения от оружия массового поражения;
Демонстрация умения использовать средства индивидуальной защиты и оценка правильности их применения;
решение ситуационных задач по использованию средств коллективной защиты; устный опрос.
применять первичные средства пожаротушения;
Демонстрация умения пользоваться первичными средствами пожаротушения и оценка правильности их применения;
оценка решения ситуационных задач;
устный опрос; оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
Устный опрос;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
Устный опрос, оценка правильности решения ситуационных задач
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
Наблюдение в процессе теоретических и практических занятий
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
Устный опрос;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальности;
Устный опрос;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Устный опрос, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. Здоровье, болезнь и образ жизни. – М., 2006.
Афанасьев. Ю. Г. Приборы радиационной и химической разведки [Текст]: метод. рекомендации к практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех форм обучения / Ю. Г. Афанасьев, А. Г. Овчаренко, Л. И. Трутнева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2003.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. Методическое пособие для студентов. – М., 2000.
Общие вопросы безопасности жизнедеятельности http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk
Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники) http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9
Юридическая Россия http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788
Правовые основы http://revolution.allbest.ru/war/00166144.html
.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области