kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Область применения  программы

Программа учебной дисциплины финансово-хозяйственной деятельности  (базовая подготовка) является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 «Банковское дело».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 080110 «Банковское дело».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять анализ технико-организационного уровня производства;

- анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- анализировать производство и реализацию продукции;                                 

- анализировать использование основных фондов;                                    

- оценивать финансовое состояние и деловую активность организации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" »

Частное профессиональное образовательное учреждение

«Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий»

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)





Утверждаю:

Директор ЧПОУ «ПТЭИТ»

____________ И.С.Шульгина

«____»______________2014г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



для студентов специальности

для студентов специальности 080110 «Банковское дело»













Пятигорск, 2014

Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение «Пятигорский техникум экономики и инновационных технологий» (ЧПОУ «ПТЭИТ»)







Разработчик: Кирсанова Н.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»







РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

на заседании УМС

пр. № 1 от 01.09.2014 г.


____________ Т.А. Калугина

«01» сентября 2014 г.

предметной цикловой комиссией

_по экономическим и юридическим дисциплинам


протокол № 1от _______________2014г.

председатель ПЦК

_________________ Туниянц К.Ю.





Рецензенты:


Чернышенко А.И. – преподаватель высшей квалификационной категории ЧПОУ «ПТЭИТ»


Гусельщикова Н.Б. – к.э.н., , доцент кафедры финансов и учета НОУ ВПО ИНЭУ


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА


13


16

паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Анализ финансово-хозяйственной деятельности


    1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины финансово-хозяйственной деятельности (базовая подготовка) является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 «Банковское дело».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 080110 «Банковское дело».


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять анализ технико-организационного уровня производства;

- анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- анализировать производство и реализацию продукции;

- анализировать использование основных фондов;

- оценивать финансовое состояние и деловую активность организации.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- научные основы экономического анализа;

- роль экономического анализа в условиях рыночной экономики;

- предмет и задачи экономического анализа;

- методы, приемы и виды экономического анализа;

- систему комплексного экономического анализа.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;

самостоятельной работы обучающегося 39 час.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа


Итоговая аттестация в форме зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины анализ финансово-хозяйственной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

2

1

Раздел 1. Теория экономического анализа




Тема 1.1. Предмет, цель и задачи экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Содержание учебного материала

Сущность экономического анализа и его функции. Место экономического анализа в системе наук, его связь с другими науками, объекты анализа. Предмет экономического анализа. Задачи, объекты, этапы и принципы анализа.

2


1

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебным материалом.

4


Тема 1.2. Методика, основные принципы и приемы экономического

анализа


Содержание учебного материала:

Методы экономического анализа деятельности предприятия: мониторинг, рейтинговый, фундаментальный, факторный, статистический и математический анализ. Методы исследования операций и принятия решений. Экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование.

2


1

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебным материалом.

4


Тема 1.3. Виды экономического анализа


Содержание учебного материала:

Виды экономического анализа: финансово-экономический, маркетинговый, технико-экономический, функционально-стоимостной анализ и анализ организации управления. Система комплексного экономического анализа на основе самостоятельных модулей. Его связь с совершенствованием управления и повышением эффективности производства.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебным материалом.

4


Тема 1.4. Информационное обеспечение и организация аналитической

работы


Содержание учебного материала:

Состав информационного обеспечения анализа. Внутренние и внешние источники информации. Проверка достоверности информации. Классификация резервов повышения эффективности производства. Организация аналитической работы.

2

1

Аналитическая обработка информации. Резервы производства, их понятие и сущность.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебным материалом.

4


Раздел 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия



Тема 2.1. Анализ производства и реализации продукции

Содержание учебного материала:

Значение, задачи, объекты и источники информационного обеспечения анализа производства и реализации продукции. Влияние факторов на изменение объема производства и реализации продукции. Резервы увеличения производства и реализации продукции.

2

1

Показатели, используемые для анализа производства и реализации продукции: валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция. Методика анализа качества продукции. Методика анализа конкурентоспособности продукции.

4

2

Анализ производства продукции в стоимостных показателях и в натуральном выражении: номенклатура, ассортимент, структура. Анализ ритмичности производства.

4

3

Практические занятия. Анализ выполнения плана по ассортименту.

Практические занятия. Анализ выполнения плана по структуре.

8


Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме. Работа с учебным материалом.

4


Тема 2.2. Анализ состояния и эффективности использования основных средств


Содержание учебного материала:

Цели, задачи и источники анализа основных средств предприятия. Резервы повышения эффективности использования основных средств.

2

1

Анализ движения основных средств. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных средств.

2

2

Практические занятия. Анализ движения и состояния основных средств предприятия.

4


Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме. Работа с учебным материалом.

4


Тема 2.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов


Содержание учебного материала:

Основные направления экономии материальных ресурсов.

2


1

Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. Анализ использования сырья и материалов в производстве, соблюдение норм расхода. Показатели эффективности использования предметов труда: материалоемкость, материалоотдача, прибыль на рубль затрат и их расчет.

4


2

Практические занятия. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

4


Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме. Работа с учебным материалом.

4

Тема 2.4. Анализ использования трудовых ресурсов


Содержание учебного материала:

Цели, задачи и источники анализа использования трудовых ресурсов.

2

1

Анализ использования трудовых ресурсов предприятия. Анализ производительности труда. Анализ динамики заработной платы. Анализ эффективности стимулирования трудовых ресурсов.

Анализ рабочего времени.

4

2

Практические занятия. Анализ использования рабочего времени.

4


Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме. Работа с учебным материалом.

2

Тема 2.5. Анализ затрат на производство


Содержание учебного материала:

Внешние и внутренние факторы, влияющие на себестоимость продукции. Взаимосвязь затрат на производство, объема реализации и прибыли. Резервы снижения себестоимости продукции.

2


1

Анализ себестоимости продукции. Определение и оценка показателей себестоимость продукции. Методы расчета порога рентабельности (критической точки реализации).

4

2

Расчет структуры затрат. Анализ себестоимости по отдельным статьям и элементам затрат.

2

3

Практические занятия. Анализ структуры себестоимости.

4


Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме. Работа с учебным материалом.

4

Тема 2.6. Анализ финансовых результатов деятельности


Содержание учебного материала:

Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности.

2


1

Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. Анализ рентабельности предприятия.

2

2

Практические занятия. Анализ прибыли от реализации продукции и услуг.

4


Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме. Работа с учебным материалом.


2

Тема 2.7. Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия


Содержание учебного материала:

Цели и задачи анализа финансового состояния предприятия. Система показателей, характеризующих финансовое состояние. Этапы экспресс-анализа. Детализированный анализ финансового состояния, его цель и основные этапы. Выявление «больных» статей отчетности. Общая оценка финансового положения и меры по его улучшению.

2

1

Экспресс-анализ финансового состояния. Понятие ликвидности организации, ликвидности активов, платежеспособность организации. Показатели деловой активности.

2

2

Расчет, анализ и оценка показателей финансовой устойчивости

2

3

Практические занятия. Оценка финансового состояния предприятия

Практические занятия. Оценка деловой активности предприятия

8


Самостоятельная работа обучающихся. Решение задач по теме. Работа с учебным материалом.

3


Тема 2.8. Анализ технико-организационного уровня производства


Содержание учебного материала:

Содержание и задачи анализа технико-организационного уровня производства. Состояние техники. КПД использования техники. Резервы повышения технико-организационного уровня производства.

2

1

Показатели научно-технического уровня производства и труда.

2

2

Практические занятия. Анализ технико-организационного уровня производства

4


Самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебным материалом.

2

Всего:

63


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, комплекты тестовых заданий.


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, выходом в Интернет и мультимедиапроектором;

- аудиовизуальные технические средства обучения.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Савицкая Г. В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие – 7 – е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2008. – 704 с. – (Экономическое образование).

  2. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 215 с. – (Серия «Высшее образование»).

  3. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М. ИНФРА-М, 2007. – 237 с.


Дополнительные источники:

  1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник для ВУЗов, Шеремет А.Д., Инфра-М, 2009.

  2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник для ССУЗов(изд:5), Чечевицына Л.Н., Феникс, 2010.

  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие для ВУЗов (изд:2), Бердникова Т.Б., Инфра-М, 2010.




  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


осуществлять анализ технико-организационного уровня производства

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

анализировать производство и реализацию продукции

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

анализировать использование основных фондов

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

оценивать финансовое состояние и деловую активность организации

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

Знания:



научные основы экономического анализа

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

роль экономического анализа в условиях рыночной экономики

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

предмет и задачи экономического анализа

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

методы, приемы и виды экономического анализа

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля

систему комплексного экономического анализа

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, выполнении домашних работ, тестирования, контрольных работ и др. видов текущего контроля



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ АФХД


  1. Понятие и значение анализа финансово-хозяйственной деятельности.

  2. Предмет, содержание и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности.

  3. Последовательность проведения комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.

  4. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности.

  5. Методы экономического анализа.

  6. Организация и информационное обеспечение экономического анализа.

  7. Анализ маркетинговой деятельности предприятия, его значение и задачи.

  8. Анализ рынков сбыта продукции.

  9. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции.

  10. Анализ качества произведенной продукции.

  11. Анализ ритмичности производства.

  12. Факторный анализ производства и реализации продукции.

  13. Задачи и информационное обеспечение анализа использования трудовых ресурсов предприятия.

  14. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

  15. Анализ производительности труда.

  16. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

  17. Резервы повышения эффективности трудозатрат и роста производительности труда.

  18. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами.

  19. Анализ показателей состояния и использования основных производственных фондов.

  20. Факторный анализ рентабельности производственных фондов

  21. Показатели интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.

  22. Анализ использования производственной мощности предприятия.

  23. Задачи и информационное обеспечение анализа использования материальных ресурсов предприятия.

  24. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

  25. Факторный анализ материалоемкости продукции.

  26. Резервы снижения материалоемкости продукции

  27. Анализ затрат на рубль произведенной продукции.

  28. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Практическое занятие №1

Вопросы

1.Каковы задачи, решаемые в процессе анализа объема производства и реализации продукции?

2.Какие факторы влияют на отклонение фактического объема производства продукции от бизнес-плана?

3.Какие факторы влияют на изменение объема реализации продукции?

4.Каким способом можно оценить выполнение плана по ассортименту выпускаемой продукции?


Практическое занятие № 2

Вопросы

1. Как можно обосновать плановую потребность в численности: основных производственных рабочих, вспомогательных рабочих специалистов и служащих?

2. Какие задачи стоят перед анализом фонда оплаты труда?

3. Как рассчитать абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда?


Практическое занятие № 3

Вопросы

1. Какие задачи стоят перед анализом состояния и использования основных производственных фондов на предприятиях?

2. Как рассчитывается фондоотдача, и какие факторы оказывают на ее изменение?

3. Назовите коэффициенты деловой активности.



Практическое занятие №4

Вопросы

1. Какие задачи стоят перед анализом себестоимости продукции на предприятии?

2. Какой показатель используется для анализа уровня и динамики себестоимости продукции?

3. Какие факторы влияют на снижение затрат на 1 руб. товарной продукции.


Контрольно оценочные средства

по дисциплине Анализ финансово-хозяйственной деятельности



КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета и экзамена.

КОС разработаны на основании положений:

ФГОС СПО основной профессиональной образовательной программы по специальности 100701 «Коммерция в торговле»

программы учебной дисциплины Анализ финансово-хозяйственной деятельности



В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:


ПК 1.2.

Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

ПК 1.3.

Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.

ПК 1.4.

Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.

ПК 4.1.

Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.

ПК 4.2.

Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.

ПК 4.3.

Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.

ПК 4.4.

Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.

ПК 4.5.

Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.

ПК 4.6.

Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.



В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать:

общими компетенциями, включающими в себя способность



ОК 4.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.



2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять анализ технико-организационного уровня производства;

- анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- анализировать производство и реализацию продукции;

- анализировать использование основных средств;

- оценивать финансовое состояние и деловую активность предприятия.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- научные основы экономического анализа;

- роль экономического анализа в условиях рыночной экономики;

- предмет и задачи экономического анализа;

- методы, приемы и виды экономического анализа;

- систему комплексного экономического анализа.



3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль, тип задания

Промежуточная аттестация

У 1

осуществлять анализ технико-организационного уровня производства

устный ответ

практическая работа

решение задач

экзамен


У 2

анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

устный ответ

домашняя работа

практическая работа


У 3

анализировать производство и реализацию продукции

устный ответ

тестирование

решение задач


У 4

анализировать использование основных средств

домашняя работа практическая работа



У 5

оценивать финансовое состояние и деловую активность предприятия

домашняя работа

решение задач

практическая работа


З 1

научные основы экономического анализа

самостоятельная работа

устный ответ


Дифференцированный зачет №1

экзамен


З 2

роль экономического анализа в условиях рыночной экономики

устный ответ



З 3

предмет и задачи экономического анализа

тестирование

устный ответ

домашняя работа


З 4

методы, приемы и виды экономического анализа

практическая работа

устный ответ

домашняя работа


З 5

систему комплексного экономического анализа.

тестирование

устный ответ

домашняя работа






4. Структура контрольного задания

4.1. Контрольное тестирование:

Проверяемые результаты обучения:

Знание понятий, умение решать задачи.

Раздаются листы с заданиями, необходимо письменно выполнить задания.

Вариант 1.

№ 1

  1. Методы экономического анализа – понятие, особенности

  2. . Предмет, объект и задачи АФХД

Задача 3 Выполните сравнение фактических показателей с плановыми:

Вид продукции

Объем производства, млн. руб.

Абсолютное отклонение от плана, млн. руб.

% выполнения плана

План

Факт

А

400

375



В

230

25х



С

485

47х



ИТОГО






№ 2.

  1. Виды экономического анализа

  2. Методы группировки и сравнения


Задача 3 Выполните цепную динамику


год

Объем выпущенной продукции, млн. руб..

Численность, чел.

Выработка 1 работника, млн. руб.

Фактически

% к базисному году

Фактически

% к базисному году

Фактически

% к базисному году

2008

1250


800


1,56


2009

2070


815


2,53


2010

1500


759


1,98


2011

1785


795


2,25


2012

1655


830


1,99



№ 3


  1. Показатели и их система

  2. Понятие и сущность экономического анализа


Задача 3 Выполните анализ структуры и динамики:

Вид продукции

Отчетный год

Прошлый год

Абсолютное отклонение

Сумма

Удельный вес

Сумма

Удельный вес

По сумме

По удель. весу

А

6254


5900




В

750


1100




С

3547


3200




ИТОГО







№ 4.

  1. Абсолютные и относительные показатели и их виды

  2. Цель, принципы и пользователи экономического анализа


Задача 3 Выполните базовую динамику


год

Объем выпущенной продукции, млн. руб..

Численность, чел.

Выработка 1 работника, млн. руб.

Фактически

% к базисному году

Фактически

% к базисному году

Фактически

% к базисному году

2008

1250


800


1,56


2009

2070


815


2,53


2010

1500


759


1,98


2011

1785


795


2,25


2012

1655


830


1,99



Вариант 2


1. Цель экономического анализа -это:

А) хозяйственные процессы на предприятии;

Б) экономика предприятия.

В) повышение эффективности работы предприятия;


2. Показатель, который характеризует, какая часть выпускаемой продукции приходится на 1 руб. стоимости основных фондов:

А) фондорентабельность;

Б) фондоотдача;

В) фондоемкость.


3. Разделение изучаемой массы объектов по конкретным признакам - это:

А) анализ; Б) группировка; В) сравнение;


4. Обратный показатель материалоотдачи, который показывает сколько материальных затрат приходится на единицу выпущенной продукции:

А) фондоёмкость;

Б) материалоемкость;

В) выработка.


5. Изучение 2-х или более объектов с целью выявления сходных и отличных черт – это …

А) Анализ Б) Контроль В) Сравнения


6. Равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объёме и ассортименте, предусмотренных планом.

А) Ритмичность Б) Качество В) Анализ


7. Все виды выработки, рассчитанной на одного рабочего или работника.

А) Частные показатели

Б) Обобщающие показатели

В) Вспомогательные показатели


8. Количественные размеры явлений безотносительно к другим явлениям выраженные в единицах меры, веса и продолжительности – это:

А) относительные величины; Б) показатели структуры;

В) абсолютные величины.


9. Экономический анализ – это

а) структурный процесс исследования экономических явлений и оценки их чувствительности изменению факторов внешней и внутренней среды и управленческим воздействием.

б) этот метод, которым пользуется экономисты для получения информации о предприятии.

в) это объект экономической науки.


  1. Что относится к анализу уровня управления:

  1. анализ качества и новизны продукции,

  2. анализ эффективности управления.

  3. анализ организации труда,

  4. анализ гибкости производства.


11. Виды экономического анализа по признаку времени:

А) предварительный и итоговый,

Б) комплексный и итоговый,

В) предварительный и периодический,

Г) итоговый и тематический.


12. По способу формирования аналитические показатели классифицируются на:

А) нормативные, в) учетные,

Б) плановые, Г) аналитические,

Д) все вышеперечисленные.


13. Величина, которая отражает соотношение величины изучаемого объекта с величиной другого явления – это:

А)абсолютная величина, Б)относительная величина,

В) объем изучения объекта.


14. Анализ, который проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки и т.д.), называется:

А) итоговым, Б) повременным,

В) оперативным.


15. Показатели – это

а) совокупность взаимосвязанных величин всесторонне отражающих состояние объекта или явления

б) элементарные модели, с помощью которых описываются количественные и качественные характеристики любых экономических явлений и процессов.


16 Различные экономические процессы на предприятии являются:

  1. объектом анализа,

  2. субъектом анализа,

  3. предметом анализа.


17. Фондорентабельность - это

а) отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости фондов.

б) отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств.

в) обратный показатель фондоотдачи.


18. Метод относительных разниц:

а) определяет влияние отдельных факторов путём постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя.

б) рассчитываются абсолютные приросты показателей различных факторов, а затем абсолютный прирост исследуемого фактора умножается на базовую величину фактора.

в) способ использует относительные приросты факторных показателей выраженных в коэффициентах или в процентах.


19. Как рассчитывается процент обеспеченности предприятия основными фондами:

А) Факт/ План + 100%;

Б) План / Факт х 100%;

В) Факт / План х 100%


20. Что не относится к показателям движения трудовых ресурсов:

А) Коэффициент оборота по приему;

Б) удельный вес;

В) Коэффициент текучести кадров


21. Что относится к основным фондам предприятия:

А) Здание; В) Денежные средства;

Б) Топливо; Г) вычислительная техника


22. Как рассчитывается материалоотдача:

А) Выпущенная продукция – Материальные затраты;

Б) Материальные затраты / Выпущенная продукция;

В) Выпущенная продукция / Материальные затраты


23. Как рассчитывается удельный все:

А) итого / часть х 100% Б) часть / итого * 100%

В) факт - план


24. Что не относится к показателям эффективности использования основных фондов:

А) Фодорентабельность;

Б) Коэффициент годности основных фондов

В) Фондоотдача


25. При анализе обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами не рассчитывают:

А) абсолютное отклонение; Б) Производительность труда

В) процент обеспеченности;


26. К задачам анализа трудовых ресурсов относятся:

А) оценка движения основных фондов;

Б) оценка структуры и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

В) оценка эффективности использования рабочей силы

Г) всё выше перечисленное


27. К методам факторного анализа не относится:

А) метод сравнения;

Б) метод цепной подстановки;

В) метод относительных разниц


28. К каким пользователям экономического анализа относится руководство предприятия:

а) внешним, б) внутренним, в) смешанным.


29. По периодичности провидения экономический анализ бывает:

а) периодический и разовый,

б) сплошной и выборочный,

в) периодический и выборочный.


30. Какой метод факторного анализа позволяет определить влияние отдельных факторов путём постепенной замены базисной величины на фактическую:

а) метод относительных разниц,

б) метод абсолютных разниц,

в) метод цепной подстановки.


Вариант 3


1. Как называется показатель, который характеризует какая часть выпускаемой продукции приходится на 1 рубль стоимости основных фондов.


1) Фондоёмкость 2) Фондоотдача 3) Фондорентабельность


2. Метод изучения двух объектов или явлений с целью выявления общих и различных черт:


а) группировка, б) сравнение, в) ранжирование.


3. Обратный показатель материалоёмкости, который показывает, сколько выпущенной продукции приходится на 1 рубль материальных затрат.

1) Материалоёмкость

2) Затраты

3) Материалоотдача


4. Количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.

1) Показатель структуры

2) Абсолютные показатели

3) Относительная величина планового задания



5. Предмет экономического анализа -это:

А) хозяйственные процессы на предприятии;

Б) повышение эффективности работы предприятия;

В) экономика предприятия.


6. Экономический анализ – это

а) структурный процесс исследования экономических явлений и оценки их

чувствительности изменению факторов внешней и внутренней среды и

управленческим воздействием.

б) этот метод, которым пользуется экономисты для получения информации

о предприятии.

в) это объект экономической науки.

7. Показатели – это

а) совокупность взаимосвязанных величин всесторонне отражающих состояние объекта или явления

б) элементарные модели, с помощью которых описываются количественные и качественные характеристики любых экономических явлений и процессов.

В) цифры для расчетов


8. Фондорентабельность - это

а) отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости фондов.

б) отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств.

в) обратный показатель фондоотдачи.


  1. Как рассчитывается процент обеспеченности предприятия основными фондами:

А) Факт/ План + 100%;

Б) План / Факт х 100%;

В) Факт / План х 100%


10. Что не относится к показателям движения трудовых ресурсов:

А) Коэффициент оборота по приему;

Б) удельный вес;

В) Коэффициент текучести кадров


11. Что относится к основным фондам предприятия:

А) Здание;

Б) Топливо;

В) Денежные средства;

Г) вычислительная техника


12. Как рассчитывается материалоотдача:

А) Выпущенная продукция – Материальные затраты;

Б) Материальные затраты / Выпущенная продукция;

В) Выпущенная продукция / Материальные затраты


13. По какой формуле, рассчитывается коэффициент обновления:

А) Поступившие фонды / Стоимость фондов на начало года

Б) стоимость новых фондов / Стоимость фондов на начало года

В) Поступившие фонды / Стоимость фондов на начало года


14. Виды экономического анализа по степени охвата изучаемых объектов бывают:

а) сплошной и выборочный,

б) комплексный и тематический,

в) периодический и разовый.

15. Как рассчитывается удельный все:

А) итого / часть х 100%

Б) часть / итого * 100%

В) факт - план


16. Что не относится к показателям эффективности использования основных фондов:

А) Фодорентабельность;

Б) Коэффициент годности основных фондов

В) Фондоотдача


17. При анализе обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами не рассчитывают:

А) абсолютное отклонение;

Б) Производительность труда

В) процент обеспеченности;


18. Какой метод факторного анализа позволяет определить влияние отдельных факторов путём постепенной замены базисной величины на фактическую:

а) метод относительных разниц,

б) метод абсолютных разниц,

в) метод цепной подстановки.


19. Отношение между фактическим и плановым уровнем показателя отчетного года выраженное в процентах – это

а) относительная величина планового задания,

б) относительная величина выполнения плана,

в) относительная величина динамики роста.


20. Что не относится к показателям эффективности использования материальных ресурсов:

А) Материалоотдача;

Б) Процент обеспеченности материальными ресурсами;

В) Материалоёмкость


21. Как рассчитывается фондоёмкость:

А) ОФ / ВП; Б) МЗ / ВП; В) ВП / ОФ


23 Какая зависимость существует между материалоемкостью и материалоотдачей:

А) они равны между собой

Б) чем выше материалоёмкость, тем ниже материалоотдача

В) чем выше материалоёмкость, тем выше материалоотдача


24.К задачам анализа трудовых ресурсов относятся:

А) оценка движения основных фондов;

Б) оценка структуры и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

В) оценка эффективности использования рабочей силы


25. Универсальный метод, позволяющий определить влияние отдельных факторов путём замены базисной величины каждого факторного показателя на его абсолютный прирост:

а) метод абсолютных разниц,

б) метод цепной подстановки,

в) метод относительных разниц.


26.С чего начинают анализ трудовых ресурсов предприятия::

А) с оценки квалификационного уровня работников;

Б) с оценки обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

В) с оценки эффективности использования трудовых ресурсов


27. Совокупность взаимосвязанных величин всесторонне отображающих состояние объектов или явлений - это:

а) система показателей,

б) метод группировки,

в) таблица.


28.Затраты рабочего времени на единицу продукции или на весь объем выполненных работ – это:

  1. фондоотдача,

  2. материалоемкость,

  3. материалоотдача,

  4. трудоемкость.


29.Какие показатели используются при изучении уровня производительности труда:

  1. вспомогательные,

  2. частные,

  3. обобщающие,

  4. все перечисленные.


30.Что относится к анализу уровня управления:

  1. анализ качества и новизны продукции,

  2. анализ эффективности управления.

  3. анализ организации труда,

  4. анализ гибкости производства.


31. Как рассчитывается удельный вес рабочих в общей численности:

А) число рабочих – общесписочную численность

Б) число рабочих / общесписочную численность

В) общесписочную численность / число рабочих


Критерии оценки тестов:

оценка «5» ставится, если дано правильных ответов на 95% вопросов

оценка «4», если дано правильных ответов на 75-95% вопросов

«3» ставится, если дано правильных ответов на 60 - 75% вопросов

оценка «2» ставится за невыполненную и не проведенную работу.

Критерии оценки работ:

оценка «5» ставится, если вся работа выполнена и записана правильно

оценка «4», «3» ставится, если имеются недочеты

оценка «2» ставится за невыполненную и не проведенную работу.


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


осуществлять анализ технико-организационного уровня производства

Оценка выполнения практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.

Защита индивидуальных проектов.

Тестирование.

Проведение контрольной работы.

Зачет.

Экзамен

анализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

анализировать производство и реализацию продукции

анализировать использование основных фондов

оценивать финансовое состояние и деловую активность организации

Знать:

научные основы экономического анализа

роль экономического анализа в рыночной экономике

предмет и задачи экономического анализа

методы, приемы и виды экономического анализа

системы комплексного экономического анализа


Вопросы к экзамену по дисциплине:


  1. Понятие, содержание, цели и задачи экономического анализа.

  2. Предмет, объект и пользователи экономического анализа.

  3. Связь экономического анализа с другими науками.

  4. Экономический анализ: определение и его виды.

  5. Показатели экономического анализа и их система

  6. Информационное обеспечение экономического анализа.

  7. Факторный анализ- понятие, виды. Классификация факторов.

  8. Методы экономического анализа – понятие, особенности, виды.

  9. Методы экономического анализа – методы сравнения и группировки.

  10. Методы факторного анализа – метод цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц.

  11. Анализ технико-организационного уровня производства.

  12. Анализ материальных ресурсов.

  13. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

  14. Анализ трудовых ресурсов предприятия – цели, задачи, источники, этапы.

  15. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

  16. Анализ движения трудовых ресурсов на предприятии.

  17. Анализ производительности труда и трудоёмкости.

  18. Анализ использования фонда заработной платы.

  19. Анализ основных фондов предприятии: цели, задачи и источники.

  20. Анализ обеспеченности предприятия основными фондами Анализ структуры основных фондов.

  21. .Анализ технического состояния и движения основных фондов предприятия.

  22. Анализ интенсивности и эффективности использования основных фондов.

  23. Анализ производства и реализации продукции

  24. Анализ качества выпускаемой продукции и её ассортимента.

  25. Анализ себестоимости отдельных видов продукции: цель, задачи, направление анализа.

  26. Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.

  27. Анализ себестоимости по экономическим элементам и по статьям затрат.

  28. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

  29. Анализ прибыли: задачи и методика анализа.

  30. Анализ рентабельности предприятия.

  31. Анализ финансового состояния: роль, значение, задачи.

  32. Анализ ликвидности баланса.

  33. Анализ структуры баланса.

  34. Анализ финансовой устойчивости.

  35. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия.

  36. Анализ кредитоспособности предприятия.


5. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономический анализ».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Экономический анализ».


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


6 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Гражданский Кодекс РФ. — Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

  2. Гражданский Кодекс РФ. — Ч. 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

  3. О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ: утв. Приказом Министерства финансов РФ № Юн и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29 января 2003 г.

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н, с изм. по Приказу Министерства финансов РФ от 18.09.2006 г. № 115н.

  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, с изм. по Приказу Министерства финансов РФ от 27.11.2006 г. № 156н.

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, с изм. по Приказам Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября 2006 г., 27 ноября 2006 г., № 156н.

  7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа» от 25.06.2003 г. № 367.

  8. Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

  9. Приказ Министерства финансов РФ от 06 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету ''Бухгалтерская отчетность организации''» (ПБУ 4/99).

  10. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».

  11. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

  12. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26 ноября 2002 г. № 127-ФЗ.

  13. Э.А. Маркарьян, Г.П.Герасименко, С.Э. Маркарьян. Экономический анализ хозяйственной деятельности. М.:КноРус,2012.

  14. Г.И. Просветов. Экономический анализ. Задачи и решения. –М.: Альфа-Пресс,2013.

  15. А.А. Сперанский, Е.А. Пахомчик. Экономический анализ. Краткий курс.М. Окей-книга, 2014.

  16. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учеб. / под ред. проф. В.Я. Позднякова. — М.: Инфра-М, 2008. 

  17. В.Р Банк., С.В. Банк, А. В.Тараскина. Финансовый анализ.: М.: Проспект, 2012.

  18. М.А.Вахрушина, Л.А.Мельникова, Н.С. Пласкова, Международные стандарты финансовой отчетности. — М.: Омега-Л, 2011.

  19. Л.В. Донцова Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2013.

  20. Н.С. Пласкова. Стратегический и текущий экономический анализ. — М.: Эксмо, 2014.

  21. Г.В.Савицкая. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая.  — М.: Новое знание, 2014.


Дополнительные источники:

  1. М.И. Баканов, М.В.Мельник, А.Д. Шеремет. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2005.

  2. Г.В. Федорова Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. — М.: Омега-Л, 2004.

  3. Н.П.Любушин, В.Б. Лещева, Е.А. Сучков.Теория экономического анализа: / под ред. проф. Н.П. Любушина. — М.: Экономистъ, 2004. 

  4. В.Ф. Палий Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник. — М.: Инфра-М, 2005.

  5. С.Б.Барнгольц, М.В.Мельник. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и статистика, 2003.

  6. В.В. Бочаров. Комплексный финансовый анализ. — М.: Питер, 2005.

  7. Л.Т Гиляровская. Экономический анализ. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2004.

  8. А.В. Грачев. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. — М.: Изд-во «Финпресс», 2002.

  9. Л.В Донцова., Н.А. Никифорова Анализ финансовой отчетности: практикум. — М.: Дело и сервис, 2004.

  10. О.В Ефимова., М.В. Мельник Анализ финансовой отчетности. — М.: Бухгалтерский учет, 2004.

  11. Информационные технологии в статистике: учебник / под ред. В.П. Божко, А.В. Хорошилова. — М.: Финстатинформ, 2002.

  12. В.В Ковалев., О.Н Волкова. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ТК «Велби»; Проспект, 2004.

  13. А.Д. Шеремет Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — М.: Инфра-М, 2005.

  14. А.Д. Шеремет Теория экономического анализа. — М.: Инфра-М. 2005.


  1. www.econom-analiz.ru

  2. www.ecsocman.edu.ru

  3. www.skrin.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"

Автор: Кирсанова Наталья Васильевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства