kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из целей современного  образования является воспитание инициативного члена общества. Такой  подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Это предполагает усиление прикладного, практического характера  школьного образования: всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Актуальна проблема, создания  такой ситуации, при которой учащиеся перестали бы быть пассивными созерцателями, смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», проявить индивидуальность, способность творчески мыслить, умели вовлекать учебный материал в собственную деятельность.

Для решения данной проблемы необходимо вовлечь  учащихся в учебную исследовательскую деятельность. Именно она готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе  творческий характер.

          Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьезных исследований  этого недостаточно.

        В традиционной школе до сих пор преобладают фронтальные формы организации уроков, в ходе которой ученик является пассивным созерцателем, не умеющим самостоятельно добывать знания. Поэтому актуальна проблема, создания на уроках и во внеурочной деятельности такой ситуации, при которой учащиеся смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», проявить индивидуальность, способность творчески мыслить.

Применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у учащихся важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.

Потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а постепенно.

Занятия с пятиклассниками  готовят учащихся к правильной организации учебно-исследовательской деятельности, целью которой является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методах исследования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку" »

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с. Харагун





Утверждена на методическом Утверждаю

совете «…» августа 2014 года директор МОУ СОШ №18 с. Харагун

Полякова С.В.. ………………

« 01 » …сентября…………2014 год











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Факультатив

Первые шаги в науку



5 класс

Программу составил учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

Баулина Наталья Васильевна









с. Харагун 2014 год



Пояснительная записка

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Такой подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Это предполагает усиление прикладного, практического характера школьного образования: всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических задач.

Настоящая программа готовит учащихся к правильной организации учебно-исследовательской деятельности, целью которой является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методах исследования, обучение целенаправленной работе над темой, логичного построения материала, получению выводов и созданию проектов.

При проведении эксперимента ребята выносят первичные представления о взаимосвязи предметов и явлений в мире, о познаваемости мира, его материальности, о значимости действенных знаний и умений. Причем такие представления достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности.



Факультатив реализует идею о ребенке-исследователе, о неограниченных и далеко невостребованных возможностях каждого школьника и включает эксперименты по биологии, химии, физике, науках о Земле.

Учащиеся должны

Знать:

  • Методы организации учебно-исследовательской работы;

  • Виды информационных источников

Уметь:

  • Правильно проводить исследовательскую работу;

  • Работать с различными источниками информации;

  • Оформлять результаты исследования

Данный курс рассчитан на 34 часа.

Технологию организации деятельности учащихся можно представить схемой:



Ввод информации практическая обсуждение

(задача: в системе работа результатов

учитель – ученик)



индивидуальная парная



групповая

презентация отчет





Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Цель

Деятельность уч-ся

Форма занятия

Панируемые результаты

БИОЛОГИЯ

1.Живая и неживая природа

4

Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе

Найти тела живой и неживой природы, оформить отчет в виде таблицы

экскурсия

Умение различать тела живой и неживой природы

2.Опыты с дождевыми червями

1

Узнать, какая часть червя более чувствительна к запахам

Выполнение эксперимента с дождевыми червями по определению процесса дыхания червей

эксперимент

Умение объяснять результат исследования

3.Дыхание листа

1

Узнать с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Выполнение опыта, иллюстрирующего физическое явление в живом организме: испарение воды.

эксперимент

Уметь отличать физические явления от химических, происходящих в живом организме

4.Выпрямившийся стебель

1

Продемонстрировать, как вянут стебли растений из-за изменения давления воды в клетке

Проводят опыт, показывающий, что стебли растения могут вести себя как соломинки

эксперимент

Знать причину поднятия воды в стеблях растений

5.Фабрика питания

1

Показать, что растение может само обеспечить себя питанием

По инструкции провести домашний эксперимент

Домашний эксперимент

Умение найти в источниках информации объяснение опыта

6.Опыты с плесенью

1

Вырастить грибок под названием хлебная плесень.

Проделать эксперимент по действию дрожжей на раствор сахара, влиянию температуры на рост бактерий

Домашний эксперимент

Умение отличать физические и химические явления в живых организмах

7.Возраст рыбы

1

Определить возраст рыбы

Проведение эксперимента

эксперимент

Умение найти в источниках информации объяснение опыта

8.Проверим слух

1

Показать, как мы слышим звук

Проведение опыта

эксперимент

Сделать «телефон»

9.Живые организмы весной

4

Понаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества

Наблюдение, обобщение знаний о многообразии живых организмов

экскурсия

Умение объяснять единство живой и неживой природы

ХИМИЯ

10.Атомы и молекулы

1

Показать, что атомы состоят из двух частей – положительной и отрицательной

Пронаблюдать эффект молекулярного движения. Продемонстрировать способность моющих средств заставлять молекулы двигаться

опыт

Знать строение атома

11.Цветные опыты

1

Посмотреть, какое влияние кислород оказывает на яблоко, как желтеет цветная бумага

Проведение химических явлений

Эксперимент

Умение определять химические явления

12.Тайнопись

1

Написать тайную записку и проявить её

Проведение опыта

Эксперимент

Умение определять химические явления

13.Опыты с веществами

2

Вырастить кристаллы, наблюдать за разделением цветов чернилах

Создание мини проекта, оформление

Эксперимент

Знать, что химические реакции могут давать тепло, свет, изменять цвет, выделять газ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

14.Приплюснутый шар

1

Показать, почему земной шар сплюснут у полюсов

Опытным путем демонстрируют движение земной оси

Эксперимент

Определение причин смены дня и ночи

15.Соль

1

Узнать, как образуются месторождения соли

Проводят опыт, демонстрирующий рост кристаллов

Эксперимент

Определение физических явлений

16.Бутерброд

1

Увидеть, каким образом получаются осадочные породы

Проводят опыт, демонстрирующий, как силы сжатия воздействуют на движение коры

Эксперимент

Определение физических явлений

17.Воздух

1

Показать, как струя воздуха может брызгать водой, что воздух занимает место, силу воздуха

Проведение эксперимента для определения свойств воздуха

Эксперимент

Определение физических явлений

ФИЗИКА

18.Электрическая расческа

1

Показать, что заряженные частицы издают звук

Заряжают предмет статическим электричеством

Эксперимент

Определение физических явлений

19.Опыты с предметами

1

Узнать, как можно изменить плавучесть предмета

Выполнение опыта и объяснение его с помощью различных источников информации

Эксперимент

Знать зависимость свойств от строения

20.Равновесие

1

Найти положение центра тяжести

Выполнение опыта

Эксперимент

Умение прогнозировать результат

21.Инерция

1

Убедиться, что благодаря энерции предмет остается неподвижным

Выполнение опыта

Эксперимент

Умение прогнозировать результат

22.Создание и защита проектов

6

Развитие умений планировать и организовать учебно-исследовательскую деятельность

Создание проектов по выбранным темам


Развитие исследовательской грамотности



Примерные темы проектов:

  • Загадки дождевых червей;

  • В погоне за светом;

  • Темная глубина;

  • Живой кусочек;

  • Голодные грибки;

  • Растущие малютки;

  • Волшебное превращение;

  • Моя домашняя любимица;

  • Состав витаминного супа;

  • Бактерии: вред или польза



ЛИТЕРАТУРА



1.Дженис Ван Клив 22 экспериментов, Издательство «АСТ-ПРЕСС» 1993

2.Гуленкова М.А.Летняя полевая практика Издательство «Просвещение», 1994

3.Боднарук М.М. Занимательные материалы по биологии Издательство Просвещение, 2001




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"

Автор: Баулина Наталья Васильевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства