Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Одной из целей современного образования является воспитание инициативного члена общества. Такой подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Это предполагает усиление прикладного, практического характера школьного образования: всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Актуальна проблема, создания такой ситуации, при которой учащиеся перестали бы быть пассивными созерцателями, смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», проявить индивидуальность, способность творчески мыслить, умели вовлекать учебный материал в собственную деятельность.
Для решения данной проблемы необходимо вовлечь учащихся в учебную исследовательскую деятельность. Именно она готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе творческий характер.
Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьезных исследований этого недостаточно.
В традиционной школе до сих пор преобладают фронтальные формы организации уроков, в ходе которой ученик является пассивным созерцателем, не умеющим самостоятельно добывать знания. Поэтому актуальна проблема, создания на уроках и во внеурочной деятельности такой ситуации, при которой учащиеся смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», проявить индивидуальность, способность творчески мыслить.
Применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у учащихся важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а постепенно.
Занятия с пятиклассниками готовят учащихся к правильной организации учебно-исследовательской деятельности, целью которой является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методах исследования
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт