Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"
Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку"
Одной из целей современного образования является воспитание инициативного члена общества. Такой подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Это предполагает усиление прикладного, практического характера школьного образования: всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Актуальна проблема, создания такой ситуации, при которой учащиеся перестали бы быть пассивными созерцателями, смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», проявить индивидуальность, способность творчески мыслить, умели вовлекать учебный материал в собственную деятельность.
Для решения данной проблемы необходимо вовлечь учащихся в учебную исследовательскую деятельность. Именно она готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе творческий характер.
Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьезных исследований этого недостаточно.
В традиционной школе до сих пор преобладают фронтальные формы организации уроков, в ходе которой ученик является пассивным созерцателем, не умеющим самостоятельно добывать знания. Поэтому актуальна проблема, создания на уроках и во внеурочной деятельности такой ситуации, при которой учащиеся смогли бы осознать свою значимость в процессе сотрудничества «учитель-ученик», проявить индивидуальность, способность творчески мыслить.
Применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у учащихся важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а постепенно.
Занятия с пятиклассниками готовят учащихся к правильной организации учебно-исследовательской деятельности, целью которой является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методах исследования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Первые шаги в науку" »
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с. Харагун
Утверждена на методическом Утверждаю
совете «…» августа 2014 года директор МОУ СОШ №18 с. Харагун
Полякова С.В.. ………………
« 01 » …сентября…………2014 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив
Первые шаги в науку
5 класс
Программу составил учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории
Баулина Наталья Васильевна
с. Харагун 2014 год
Пояснительная записка
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Такой подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Это предполагает усиление прикладного, практического характера школьного образования: всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических задач.
Настоящая программа готовит учащихся к правильной организации учебно-исследовательской деятельности, целью которой является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методах исследования, обучение целенаправленной работе над темой, логичного построения материала, получению выводов и созданию проектов.
При проведении эксперимента ребята выносят первичные представления о взаимосвязи предметов и явлений в мире, о познаваемости мира, его материальности, о значимости действенных знаний и умений. Причем такие представления достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности.
Факультатив реализует идею о ребенке-исследователе, о неограниченных и далеко невостребованных возможностях каждого школьника и включает эксперименты по биологии, химии, физике, науках о Земле.
Учащиеся должны
Знать:
Методы организации учебно-исследовательской работы;
Виды информационных источников
Уметь:
Правильно проводить исследовательскую работу;
Работать с различными источниками информации;
Оформлять результаты исследования
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Технологию организации деятельности учащихся можно представить схемой:
Ввод информации практическая обсуждение
(задача: в системе работа результатов
учитель – ученик)
индивидуальная парная
групповая
презентация отчет
Учебно-тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
Цель
Деятельность уч-ся
Форма занятия
Панируемые результаты
БИОЛОГИЯ
1.Живая и неживая природа
4
Сравнить объекты, относящиеся к живой и неживой природе
Найти тела живой и неживой природы, оформить отчет в виде таблицы
экскурсия
Умение различать тела живой и неживой природы
2.Опыты с дождевыми червями
1
Узнать, какая часть червя более чувствительна к запахам
Выполнение эксперимента с дождевыми червями по определению процесса дыхания червей
эксперимент
Умение объяснять результат исследования
3.Дыхание листа
1
Узнать с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Выполнение опыта, иллюстрирующего физическое явление в живом организме: испарение воды.
эксперимент
Уметь отличать физические явления от химических, происходящих в живом организме
4.Выпрямившийся стебель
1
Продемонстрировать, как вянут стебли растений из-за изменения давления воды в клетке
Проводят опыт, показывающий, что стебли растения могут вести себя как соломинки
эксперимент
Знать причину поднятия воды в стеблях растений
5.Фабрика питания
1
Показать, что растение может само обеспечить себя питанием
По инструкции провести домашний эксперимент
Домашний эксперимент
Умение найти в источниках информации объяснение опыта
6.Опыты с плесенью
1
Вырастить грибок под названием хлебная плесень.
Проделать эксперимент по действию дрожжей на раствор сахара, влиянию температуры на рост бактерий
Домашний эксперимент
Умение отличать физические и химические явления в живых организмах
7.Возраст рыбы
1
Определить возраст рыбы
Проведение эксперимента
эксперимент
Умение найти в источниках информации объяснение опыта
8.Проверим слух
1
Показать, как мы слышим звук
Проведение опыта
эксперимент
Сделать «телефон»
9.Живые организмы весной
4
Понаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества
Наблюдение, обобщение знаний о многообразии живых организмов
экскурсия
Умение объяснять единство живой и неживой природы
ХИМИЯ
10.Атомы и молекулы
1
Показать, что атомы состоят из двух частей – положительной и отрицательной
Пронаблюдать эффект молекулярного движения. Продемонстрировать способность моющих средств заставлять молекулы двигаться
опыт
Знать строение атома
11.Цветные опыты
1
Посмотреть, какое влияние кислород оказывает на яблоко, как желтеет цветная бумага
Проведение химических явлений
Эксперимент
Умение определять химические явления
12.Тайнопись
1
Написать тайную записку и проявить её
Проведение опыта
Эксперимент
Умение определять химические явления
13.Опыты с веществами
2
Вырастить кристаллы, наблюдать за разделением цветов чернилах
Создание мини проекта, оформление
Эксперимент
Знать, что химические реакции могут давать тепло, свет, изменять цвет, выделять газ
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
14.Приплюснутый шар
1
Показать, почему земной шар сплюснут у полюсов
Опытным путем демонстрируют движение земной оси
Эксперимент
Определение причин смены дня и ночи
15.Соль
1
Узнать, как образуются месторождения соли
Проводят опыт, демонстрирующий рост кристаллов
Эксперимент
Определение физических явлений
16.Бутерброд
1
Увидеть, каким образом получаются осадочные породы
Проводят опыт, демонстрирующий, как силы сжатия воздействуют на движение коры
Эксперимент
Определение физических явлений
17.Воздух
1
Показать, как струя воздуха может брызгать водой, что воздух занимает место, силу воздуха
Проведение эксперимента для определения свойств воздуха
Эксперимент
Определение физических явлений
ФИЗИКА
18.Электрическая расческа
1
Показать, что заряженные частицы издают звук
Заряжают предмет статическим электричеством
Эксперимент
Определение физических явлений
19.Опыты с предметами
1
Узнать, как можно изменить плавучесть предмета
Выполнение опыта и объяснение его с помощью различных источников информации
Эксперимент
Знать зависимость свойств от строения
20.Равновесие
1
Найти положение центра тяжести
Выполнение опыта
Эксперимент
Умение прогнозировать результат
21.Инерция
1
Убедиться, что благодаря энерции предмет остается неподвижным
Выполнение опыта
Эксперимент
Умение прогнозировать результат
22.Создание и защита проектов
6
Развитие умений планировать и организовать учебно-исследовательскую деятельность
Создание проектов по выбранным темам
Развитие исследовательской грамотности
Примерные темы проектов:
Загадки дождевых червей;
В погоне за светом;
Темная глубина;
Живой кусочек;
Голодные грибки;
Растущие малютки;
Волшебное превращение;
Моя домашняя любимица;
Состав витаминного супа;
Бактерии: вред или польза
ЛИТЕРАТУРА
1.Дженис Ван Клив 22 экспериментов, Издательство «АСТ-ПРЕСС» 1993
2.Гуленкова М.А.Летняя полевая практика Издательство «Просвещение», 1994
3.Боднарук М.М. Занимательные материалы по биологии Издательство Просвещение, 2001