kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа Элективного курса по начертательной геометрии

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В современных условиях стремительного развития технического прогресса  остро ощущается нехватка высококвалифицированных инженеров (механиков, архитекторов, химиков, геодезистов, геологов и т.д.).

     Начертательная геометрия входит в группу общетехнических дисциплин, составляющих основу всякого инженерного образования. Она учит грамотно владеть выразительным техническим языком - языком чертежа, умению составлять и свободно читать чертежи, решать при помощи чертежей различные инженерно-технические задачи.

     Элективный курс по начертательной геометрии является предметом по выбору для учащихся 10 - 11 классов, который позволяет ученику наиболее осознанно выявить свои способности для выбора будущей профессии. Курс начертательной геометрии читается на I курсе и переход от средней школы к занятиям в ВУЗе вызывает трудности у выпускников. Перед первокурсниками встает задача в кротчайший срок приобрести много новых знаний и навыков, поэтому, направленность курса, оказать помощь учащимся, которые будут учиться в техническом ВУЗе на инженерных специальностях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Элективного курса по начертательной геометрии »

Западное управление министерства образования и науки

Самарской области Общеобразовательное учреждение

Лицей г. Сызрани «Образовательный центр»

446001, Самарская область, г.Сызрань, ул.Ст.Разина, 1 телефоны: 98-62-16,

факс: 98-62-13 е-mail: licey_szr@mail.ru















Элективный курс: Основы начертательной геометрии


Подготовили: Наумова Н.А., учитель черчения Лицея

г. Сызрани,

Кажаева Н.В., учитель черчения Лицея

г. Сызрани,



















2009-2010 учебный год


Пояснительная записка.


В современных условиях стремительного развития технического прогресса остро ощущается нехватка высококвалифицированных инженеров (механиков, архитекторов, химиков, геодезистов, геологов и т.д.).

Начертательная геометрия входит в группу общетехнических дисциплин, составляющих основу всякого инженерного образования. Она учит грамотно владеть выразительным техническим языком - языком чертежа, умению составлять и свободно читать чертежи, решать при помощи чертежей различные инженерно-технические задачи.

Элективный курс по начертательной геометрии является предметом по выбору для учащихся 10 - 11 классов, который позволяет ученику наиболее осознанно выявить свои способности для выбора будущей профессии. Курс начертательной геометрии читается на I курсе и переход от средней школы к занятиям в ВУЗе вызывает трудности у выпускников. Перед первокурсниками встает задача в кротчайший срок приобрести много новых знаний и навыков, поэтому, направленность курса, оказать помощь учащимся, которые будут учиться в техническом ВУЗе на инженерных специальностях.


Основной целью данной программы является подготовка учащихся к изучению инженерных специальностей, приобретение учащимися знаний, обеспечивающих развитие у них пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, способности к анализу и синтезу пространственных форм и их отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде определенных чертежей конкретных пространственных объектов.




Для решения практических задач курса:

  • Научить способам изображения пространственных объектов на плоскости

  • Научить мысленно, воспроизводить пространственную форму изображенной на чертеже фигуры

  • Научить решать графическим способом геометрические задачи, определяя позиционные, метрические и конструктивные характеристики изображенных на чертеже пространственных фигур и их совокупности.

Программа «Основы начертательной геометрии», является курсом, предназначенным для учащихся 10-11 классов технического и физико-математического профилей лицея. Курс для учащихся 10-11 классов рассчитан на 51 часа. Курс предусматривает изучение основ начертательной геометрии, которая рассматривает теорию изображений с законами построения пространственных форм на плоскости. Элективный курс разработан с учетом базовых знаний, полученных на уроках черчения в 8-9 классах.

Планируемые результаты программы

Знаниевые результаты:

  • Способы изображения пространственных форм на плоскости

  • Алгоритм построения чертежей.

Компетентностные образовательные результаты:

  • Использовать способы изображения пространственных форм на плоскости.

  • Определять положение в пространстве геометрических объектов.

  • Применять алгоритм при решении задач.

Описание способов оценки планируемых результатов

Формы контроля:

  • Практикум (решение задач)

  • Графическая работа

  • Тесты (зачетное задание по теории)

Критерии оценки планируемых образовательных результатов:

От 90% до 100% - «5»

От 75% до 90% - «4»

От 60% до 75% - «3»

Описание оснований для отбора содержания образования.

Включенные в содержание программы курса информация и способы деятельности обеспечивают знаниевые и компетентные умения учащихся использовать способы изображения пространственных форм на плоскости, определять положение в пространстве геометрических объектов, применять алгоритм при решении задач. Содержание программы также достижения промежуточных результатов, а именно понять полную геометрическую и размерную характеристику изображаемого предмета, дает возможность по изображениям различных предметов и объектов решать ученику различные технические задачи, развития пространственного мышления, усидчивости и терпения.

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует пространственно графической переработки готовых знаний: составление алгоритма решения задач, пространственное воображение, преобразуемых геометрических объектов и графическое изображение их на чертеже. Под оценивающей деятельностью понимают умение выявить более рациональный способ решения задачи, умение оценивать чертежи. Работа над чертежом является элементом развивающего обучения. Она учит развивать пространственное мышление, умение выделять главное, применять теоретические знания в конкретных задачах, находить разные способы решения задач.

Умения изображать пространственные геометрические объекты на плоскости позволяют учащимся использовать свои умения и в других видах деятельности, готовят к поступлению в ВУЗ и к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, обучение учащихся начертательной геометрии – актуальная проблема современной школы и необходимо учащимся, выбирающих инженерные специальности для дальнейшего обучения.

Характеристика образовательных ресурсов.

Дидактические ресурсы:

1. Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1999.

2. Гордон В. О. Курс начертательная геометрия. – М.: Высшая школа, 2000.

3. Гордон В. О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. – М.: Высшая школа, 1998.

4. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. – М.: Владас, 1999.

5. Константинов А.В. Сборник задач по начертательной геометрии. – М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. – М.: «Высшая школа», 1994.

7. Боголюбов С.К. Черчение. – М «Машиностроение», 1982.

Материальные ресурсы

Проекционное оборудование, возможность выхода в сеть, программное обеспечение КОМПАС 9, плоттер, ПК – 9 штук.

Тематическое планирование.

Метод проецирования. Образования и свойства комплексного чертежа. 2 часа.

Метод проецирования. Свойства комплексного чертежа.

Чертежи элементарных геометрических объектов. Метрические и позиционные задачи 15 часов.

Проецирование точки. Проецирование прямой, следы прямой. Виды прямых, положение прямой в пространстве. Способы задания плоскости на чертеже. Плоскости общего положения. Точка в плоскости. Следы плоскости. Взаимное положение прямой и плоскости. Взаимное положение двух плоскостей.

Способы преобразования чертежей. 17 часов

Способ замены плоскостей проекций. Способ плоскопараллельного переноса. Способ вращения вокруг проецирующей прямой. Способ вращения вокруг линии уровня.

Построение линий пересечения поверхностей. 17 часов

Аксонометрические проекции точек, линий, плоских фигур и геометрических тел. Пересечение геометрических тел плоскостями и развертки их поверхностей. Пустотелые тела. Взаимное пересечение поверхностей

геометрических тел.









п\п



Разделы программы

Объем часов


Формы организации и обучения


Формы контроля


Вид ученического продукта

Всего

лекции

практика




10 – 11 класс

1 модуль «Начертательная геометрия, основные правила»


Метод проецирования. Образования и свойства комплексного чертежа.

2

1

1

Лекция, практика

Практическая работа, тесты

чертеж


Чертежи элементарных геометрических объектов. Метрические и позиционные задачи.

15

5

10

Лекция, практика

Практическая работа, графическая работа

чертеж

17 часов

2 модуль «Способы преобразования чертежей»


Способ замены плоскостей проекций

5

2

3

Лекция, практика

графическая работа

чертеж


Способ плоскопараллельного переноса.

5

2

3

Лекция, практика

графическая работа

чертеж


Способ вращения вокруг проецирующей прямой.

5

2

3

Лекция, практика

графическая работа

чертеж


Способ вращения вокруг линии уровня

2

1

1

Лекция, практика

графическая работа

чертеж

17 часов

3 модуль «Построение линий пересечения поверхностей»


Аксонометрические проекции точек, линий, плоских фигур и геометрических тел.

3

1

2

Лекция, практика

графическая работа

чертеж


Пересечение геометрических тел плоскостями и развертки их поверхностей

6

2

4

Лекция, практика

графическая работа

чертеж


Пустотелые тела

5

2

3

Лекция, практика

графическая работа

чертеж


Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

3

1

2

Лекция, практика

графическая работа

чертеж

17 часов

Итого 51 час






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа Элективного курса по начертательной геометрии

Автор: Наумова Наталья Александровна, Кажаева Наталья Владимировна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156242

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства