Рабочая программа элективного курса «Педагогика как сфера профессиональной деятельности»
Рабочая программа элективного курса «Педагогика как сфера профессиональной деятельности»
«Педагогика как сфера профессиональной деятельности» в системе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов направлена на активизацию профессионального самоопределения школьников, создание психолого-педагогических условий адекватного выбора профиля обучения на 3-ей ступени.
В связи с тем, что методика проведения профессиональных проб предполагает завершенность каждого занятия, содержание программы курса разработано на 6 занятий (по 3 учебных часа каждое) с целью обеспечения целостности каждого модуля.
Индивидуальные, парные и групповые формы работы на практических занятиях направлены на выявление и развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, необходимых для педагогической деятельности. Содержание программы предусматривает отработку речевых навыков учащихся в техническом и интонационном планах.
Наблюдения, практические работы, деловые игры, анкетирование психологическая диагностика направлены на формирование у учащихся адекватной самооценки, способствующей осознанному выбору профиля обучения и профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Педагогика как сфера профессиональной деятельности» »
Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
протокол № 1 от 28.08.2014 г.
заседания НМС
«Согласовано»
29.08.2014 г.
«Утверждено»
приказ № 303-о от 29 августа 2014 г.
Председатель НМС
Зам.директора по УВР
Директор школы
Алдакаева Н.Г.
Костюкевич Е.Ф.
Ямполец Н.И.
_______________
______________
_______________
Рабочая программа элективного курса
«Педагогика как сфера профессиональной деятельности»
Прокопенко Надежда Константиновна
Ступень: III
Класс: 9
Срок реализации:II полугодие
Разработана на основе: авторской программы предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов «Педагогика как сфера профессиональной деятельности», автор М. Г. Капранова
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
Актуальность: «Педагогика как сфера профессиональной деятельности» в системе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов направлена на активизацию профессионального самоопределения школьников, создание психолого-педагогических условий адекватного выбора профиля обучения на 3-ей ступени.
Вид курса–профессиональной пробы
Объем программы - 16 часов (1 часа в неделю).
Цель программы - пробудить интерес и способствовать раскрытию индивидуальных возможностей учащихся в отношении освоения педагогических профессий и специальностей.
Для достижения данных целей на элективных занятиях реализуется ряд задач:
познакомить учащихся с особенностями профессий по типу «Человек-человек», номенклатурой специальностей педагогических работников;
пробудить интерес к профессиональной деятельности в сфере педагогики и раскрыть индивидуальные возможности через выполнение практических работ.
Программа элективного ориентационного курса (профессиональной пробы) «Педагогика как сфера профессиональной деятельности» в системе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов направлена на активизацию профессионального самоопределения школьников, создание психолого-педагогических условий адекватного выбора профиля обучения на 3-ей ступени.
Практическая:
Получают опыт педагогической работы;
Попытаются определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям;
Создаст предпосылки для профессионального самоопределения обучающихся.
Учебно-познавательная:
Данный факультатив способствует расширению кругозора, информированности и общей эрудиции обучающихся, углублению и расширению учебных знаний, умений и навыков в области педагогики и психологии, обогащению словарного запаса.
Обучающий этап подготовки к выполнению проб имеет целью предоставление школьникам обобщенной информации о профессиональной деятельности педагогов различных специальностей, путях получения педагогического образования.
В связи с тем, что методика проведения профессиональных проб предполагает завершенность каждого занятия, содержание программы курса разработано на 6 занятий (по 3 учебных часа каждое) с целью обеспечения целостности каждого модуля.
Индивидуальные, парные и групповые формы работы на практических занятиях направлены на выявление и развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, необходимых для педагогической деятельности. Содержание программы предусматривает отработку речевых навыков учащихся в техническом и интонационном планах.
Наблюдения, практические работы, деловые игры, анкетирование психологическая диагностика направлены на формирование у учащихся адекватной самооценки, способствующей осознанному выбору профиля обучения и профессии.
Формы контроля за уровнем достижений обучающихся и предполагаемые результаты
Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося. Программой предусмотрена уровневая система оценки результатов работы учащихся, разработанная на основе подхода к обеспечению условий профессионального самоопределения школьников в процесс организации и проведения профессиональных проб доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой. Девятиклассникам предлагаются задания 3-х уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными и типовыми для педагогической деятельности.
I уровень (3 балла) – включает задания, требующие от учащегося начальных профессиональных умений, достаточных для их реализации в качестве исполнителя.
II уровень (4 балла) – включает задания, которые содержат элементы творческого характера, предусматривают некоторую рационализацию профессиональной деятельности.
III уровень (5 баллов) – задания предполагают самостоятельную деятельность учащегося: планирование, постановку промежуточных и конечных целей, анализ и самооценку результатов деятельности.
Основными критериями отнесения заданий профессиональной пробы к различным уровням сложности являются:
Характер деятельности при выполнении задания: репродуктивная деятельность; деятельность, предполагающая самостоятельную модификацию; творческая.
Содержание выполняемой деятельности: простое, не требующее сложных логических операций; требующее определенного уровня знаний и умений, операций логического мышления; требующее поиска и привлечения дополнительной информации, выполнения сложных операций логического мышления.
Степень самостоятельности: действие по образцу, предложенному преподавателем; требующее проявления элементов самостоятельности в выборе способов, подходов и приемов выполнения заданий пробы; широкая самостоятельность в поиске подходов организации и методики выполнения заданий пробы.
Помощь со стороны преподавателя: консультирование при возникновении затруднений у учащихся, предложение воспользоваться справочной литературой, обозначение общего направления поиска в решении задач профессиональной пробы и рекомендации по использованию вспомогательных и дидактических материалов.
Содержание тем учебного курса
Занятие 1.
Теоретическая часть (2 часа). Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации. Закон Российской Федерации «Об образовании». Типы образовательных учреждений. Формы получения образования. Образовательный стандарт.
Практическая часть (1 час). Оценка предварительной готовности учащихся к освоению профессии. Викторина «Педагогическая интуиция».
Занятие 2.
Теоретическая часть (1 час). Понятия «профессия» и «специальность». Профессия педагога в современном мире. Содержание, предмет, объект педагогической деятельности. Примерный перечень педагогических должностей общеобразовательного, дошкольного учреждений, учреждения дополнительного образования. Права, обязанности педагога. Пути получения педагогических профессий.
Практическая часть (2 час). Работа с профессиограммами, с сайтами образовательных учреждений, справочниками для поступающих в средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Практическая часть (2 час). Диагностика уровня педагогических способностей. Методика «Педагогические ситуации».
Профессиональная проба №1. Разработка содержания беседы по содержанию литературного произведения, тематической; фрагмента лекции (по выбору учащихся).
Занятие 4.
Теоретическая часть (1 час). Техника и выразительность речи педагога. Строение речевого аппарата. Дыхание, дикция, интонация, темп, сила и громкость голоса. Методы и приемы развития речи.
Практическая часть (2 час). Практикум по технике речи. Работа над скороговорками, анализ и выразительное чтение детских литературных произведений, инсценирование.
Занятие 5.
Теоретическая часть (1 час). Методика организации коллективных творческих дел. Виды коллективных творческих дел. Этапы организации и проведения. Подготовительный – определение целей, темы, составление плана, анализ литературы, разработка сценария, подготовка атрибутов, определение участников, распределение ролей, решение организационных вопросов.Коррекционный – подготовка и проверка оборудования, репетиция, корректировка сценария. Основной – оформление помещения, установка оборудования, технических средств, проведение мероприятия, подведение итога, анализ проведенного мероприятия.
Практическая часть (2 час). Профессиональная проба №2. Подготовка и организация фрагмента театрального представления, тематического вечера, игровой программы (по выбору учащихся).
Занятие 6.
Практическая часть (3 час)
Профессиональная проба №3. Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины (по выбору учащихся). Определение темы, подбор методической литературы, разработка содержания, проведение с классом, анализ.
Подведение итогов профессиональных проб. Рекомендации по выбору профиля обучения и профессии, рефлексия.
Учебно-тематический план
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации.
3
2
1
2
Педагогические профессии и пути их получения.
3
1
2
3
Педагогические способности.Профессиональная проба №1. Разработка содержания беседы, лекции.
3
1
2
4
Техника и выразительность речи педагога.
3
1
2
5
Методика организации коллективных творческих дел.Профессиональная проба №2. Подготовка и организация театрального представления, тематического вечера, игровой программы.
3
1
2
6
Профессиональная проба №3. Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины. Итоговая.
1
Итого
16
6
10
Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение
Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, Д.С. Чернейко; Под. Ред. Н.М. Юрьевой., О.Э. Контонистова. – С-Пб, 2000.
Профессия – учитель: Учеб.пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса, Авт-сост. С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2004.
Технология профессионального успеха. Учебник для 10-11 классов. В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др; Под. Ред. С.Н. Чистяковой. – М.: «Просвещение» 2003.
Технические и аудиовизуальные средства
Видеофильмы профориентационного содержания:
«Воспитатель детского сада»
«Учитель начальных классов»
«Учитель русского языка и литературы»
«Учитель химии»
Дидактические пособия
Профессиограммы (сборники и электронные пособия)
Карточки-задания по педагогике и психологии
Образцы программно-методических документов (планы; разработки занятий и уроков; сценарии праздников и развлечений, викторин).
Диагностические материалы
Тест определения организаторских и коммуникативных способностей;
Методика «Лидер»;
Методика исследования психологических свойств и состояний личности;
Методика «Педагогические ситуации»;
Компьютерные тесты. Самоконтроль в общении. Коммуникативные умения.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
№
урока
Тема раздела,
Количество часов
Тема занятия
Дата
Корректировка
Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации. – 3ч.
1
1
Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации.
14.01
2
2
Закон Российской Федерации «Об образовании». Типы образовательных учреждений.
21.01
3
3
Формы получения образования. Образовательный стандарт. Викторина «Педагогическая интуиция».
28.01
Педагогические профессии и пути их получения. – 3ч.
4
1
Педагогические профессии и пути их получения. Понятия «профессия» и «специальность».
4.02
5
2
Педагогические профессии и пути их получения.Профессия педагога в современном мире.
11.02
6
3
Педагогические профессии и пути их получения.Права, обязанности педагога.
Педагогические способности. Разработка содержания беседы.
4.03
9
3
Педагогические способности. Разработка содержания беседы.
11.03
Техника и выразительность речи педагога. – 3ч.
10
1
Техника и выразительность речи педагога.
18.03
11
2
Техника и выразительность речи педагога.Практикум по технике речи.
1.04
12
3
Техника и выразительность речи педагога.Практикум по технике речи.
Методика организации коллективных творческих дел. – 3ч.
13
1
Методика организации коллективных творческих дел.
14
2
Методика организации коллективных творческих дел.Профессиональная проба №2. Подготовка и организация представления.
15
3
Методика организации коллективных творческих дел.Профессиональная проба №2. Подготовка и организация театрального представления, тематического вечера, игровой программы.
16
1
Профессиональная проба №3.
Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины. Итоговая. – 1ч.
Профессиональная проба №3. Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины.Итоговая.