kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса «Педагогика как сфера профессиональной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Педагогика как сфера профессиональной деятельности» в системе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов направлена на активизацию профессионального самоопределения школьников, создание психолого-педагогических условий  адекватного выбора профиля обучения на 3-ей ступени.

В связи с тем, что методика проведения профессиональных проб предполагает завершенность каждого занятия, содержание программы курса разработано на 6 занятий (по 3 учебных часа каждое) с целью обеспечения целостности каждого модуля.

Индивидуальные, парные и групповые формы работы на практических занятиях направлены на выявление и развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, необходимых для педагогической деятельности. Содержание программы предусматривает отработку речевых навыков учащихся в техническом и интонационном планах.

Наблюдения, практические работы, деловые игры, анкетирование психологическая диагностика направлены на формирование у учащихся адекватной самооценки, способствующей осознанному выбору профиля обучения и профессии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Педагогика как сфера профессиональной деятельности» »


Департамент образования Администрации мо г. Салехард


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2014 г.

заседания НМС

«Согласовано»

29.08.2014 г.

«Утверждено»

приказ № 303-о от 29 августа 2014 г.

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Алдакаева Н.Г.

Костюкевич Е.Ф.

Ямполец Н.И.

_______________

______________

_______________



Рабочая программа элективного курса

«Педагогика как сфера профессиональной деятельности»

Прокопенко Надежда Константиновна



Ступень: III

Класс: 9

Срок реализации:II полугодие

Разработана на основе: авторской программы предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов «Педагогика как сфера профессиональной деятельности», автор М. Г. Капранова





Салехард

2014



Пояснительная записка


  1. Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.

  1. Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО

  • Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»


Актуальность: «Педагогика как сфера профессиональной деятельности» в системе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов направлена на активизацию профессионального самоопределения школьников, создание психолого-педагогических условий адекватного выбора профиля обучения на 3-ей ступени.

Вид курса–профессиональной пробы

Объем программы - 16 часов (1 часа в неделю).

Цель программы - пробудить интерес и способствовать раскрытию индивидуальных возможностей учащихся в отношении освоения педагогических профессий и специальностей.

Для достижения данных целей на элективных занятиях реализуется ряд задач:

  • познакомить учащихся с особенностями профессий по типу «Человек-человек», номенклатурой специальностей педагогических работников;

  • пробудить интерес к профессиональной деятельности в сфере педагогики и раскрыть индивидуальные возможности через выполнение практических работ.

Программа элективного ориентационного курса (профессиональной пробы) «Педагогика как сфера профессиональной деятельности» в системе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов направлена на активизацию профессионального самоопределения школьников, создание психолого-педагогических условий адекватного выбора профиля обучения на 3-ей ступени.

Практическая:

  • Получают опыт педагогической работы;

  • Попытаются определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям;

  • Создаст предпосылки для профессионального самоопределения обучающихся.


Учебно-познавательная:

Данный факультатив способствует расширению кругозора, информированности и общей эрудиции обучающихся, углублению и расширению учебных знаний, умений и навыков в области педагогики и психологии, обогащению словарного запаса.

Обучающий этап подготовки к выполнению проб имеет целью предоставление школьникам обобщенной информации о профессиональной деятельности педагогов различных специальностей, путях получения педагогического образования.


Методические принципы построения заданий факультатива

В связи с тем, что методика проведения профессиональных проб предполагает завершенность каждого занятия, содержание программы курса разработано на 6 занятий (по 3 учебных часа каждое) с целью обеспечения целостности каждого модуля.

Индивидуальные, парные и групповые формы работы на практических занятиях направлены на выявление и развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, необходимых для педагогической деятельности. Содержание программы предусматривает отработку речевых навыков учащихся в техническом и интонационном планах.

Наблюдения, практические работы, деловые игры, анкетирование психологическая диагностика направлены на формирование у учащихся адекватной самооценки, способствующей осознанному выбору профиля обучения и профессии.


Формы контроля за уровнем достижений обучающихся и предполагаемые результаты

Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося. Программой предусмотрена уровневая система оценки результатов работы учащихся, разработанная на основе подхода к обеспечению условий профессионального самоопределения школьников в процесс организации и проведения профессиональных проб доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой. Девятиклассникам предлагаются задания 3-х уровней сложности, являющиеся наиболее распространенными и типовыми для педагогической деятельности.

I уровень (3 балла) – включает задания, требующие от учащегося начальных профессиональных умений, достаточных для их реализации в качестве исполнителя.

II уровень (4 балла) – включает задания, которые содержат элементы творческого характера, предусматривают некоторую рационализацию профессиональной деятельности.

III уровень (5 баллов) – задания предполагают самостоятельную деятельность учащегося: планирование, постановку промежуточных и конечных целей, анализ и самооценку результатов деятельности.

Основными критериями отнесения заданий профессиональной пробы к различным уровням сложности являются:

  1. Характер деятельности при выполнении задания: репродуктивная деятельность; деятельность, предполагающая самостоятельную модификацию; творческая.

  2. Содержание выполняемой деятельности: простое, не требующее сложных логических операций; требующее определенного уровня знаний и умений, операций логического мышления; требующее поиска и привлечения дополнительной информации, выполнения сложных операций логического мышления.

  3. Степень самостоятельности: действие по образцу, предложенному преподавателем; требующее проявления элементов самостоятельности в выборе способов, подходов и приемов выполнения заданий пробы; широкая самостоятельность в поиске подходов организации и методики выполнения заданий пробы.

  4. Помощь со стороны преподавателя: консультирование при возникновении затруднений у учащихся, предложение воспользоваться справочной литературой, обозначение общего направления поиска в решении задач профессиональной пробы и рекомендации по использованию вспомогательных и дидактических материалов.


Содержание тем учебного курса

Занятие 1.

Теоретическая часть (2 часа). Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации. Закон Российской Федерации «Об образовании». Типы образовательных учреждений. Формы получения образования. Образовательный стандарт.

Практическая часть (1 час). Оценка предварительной готовности учащихся к освоению профессии. Викторина «Педагогическая интуиция».

Занятие 2.

Теоретическая часть (1 час). Понятия «профессия» и «специальность». Профессия педагога в современном мире. Содержание, предмет, объект педагогической деятельности. Примерный перечень педагогических должностей общеобразовательного, дошкольного учреждений, учреждения дополнительного образования. Права, обязанности педагога. Пути получения педагогических профессий.

Практическая часть (2 час). Работа с профессиограммами, с сайтами образовательных учреждений, справочниками для поступающих в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

Занятие 3.

Теоретическая часть (1 час). Педагогические способности: дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, коммуникативные, прогностические.

Практическая часть (2 час). Диагностика уровня педагогических способностей. Методика «Педагогические ситуации».

Профессиональная проба №1. Разработка содержания беседы по содержанию литературного произведения, тематической; фрагмента лекции (по выбору учащихся).

Занятие 4.

Теоретическая часть (1 час). Техника и выразительность речи педагога. Строение речевого аппарата. Дыхание, дикция, интонация, темп, сила и громкость голоса. Методы и приемы развития речи.

Практическая часть (2 час). Практикум по технике речи. Работа над скороговорками, анализ и выразительное чтение детских литературных произведений, инсценирование.

Занятие 5.

Теоретическая часть (1 час). Методика организации коллективных творческих дел. Виды коллективных творческих дел. Этапы организации и проведения. Подготовительный – определение целей, темы, составление плана, анализ литературы, разработка сценария, подготовка атрибутов, определение участников, распределение ролей, решение организационных вопросов.Коррекционный – подготовка и проверка оборудования, репетиция, корректировка сценария. Основной – оформление помещения, установка оборудования, технических средств, проведение мероприятия, подведение итога, анализ проведенного мероприятия.

Практическая часть (2 час). Профессиональная проба №2. Подготовка и организация фрагмента театрального представления, тематического вечера, игровой программы (по выбору учащихся).

Занятие 6.

Практическая часть (3 час)

Профессиональная проба №3. Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины (по выбору учащихся). Определение темы, подбор методической литературы, разработка содержания, проведение с классом, анализ.

Подведение итогов профессиональных проб. Рекомендации по выбору профиля обучения и профессии, рефлексия.


Учебно-тематический план


п\п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации.

3

2

1

2

Педагогические профессии и пути их получения.

3

1

2

3

Педагогические способности.Профессиональная проба №1. Разработка содержания беседы, лекции.

3

1

2

4

Техника и выразительность речи педагога.

3

1

2

5

Методика организации коллективных творческих дел.Профессиональная проба №2. Подготовка и организация театрального представления, тематического вечера, игровой программы.

3

1

2

6

Профессиональная проба №3. Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины. Итоговая.



1


Итого

16

6

10



Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение

Основная литература

  1. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008.

  2. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

Литература для учащихся

  1. Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь. М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, Д.С. Чернейко; Под. Ред. Н.М. Юрьевой., О.Э. Контонистова. – С-Пб, 2000.

  2. Профессия – учитель: Учеб.пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  3. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса, Авт-сост. С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2004.

  4. Технология профессионального успеха. Учебник для 10-11 классов. В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др; Под. Ред. С.Н. Чистяковой. – М.: «Просвещение» 2003.

Технические и аудиовизуальные средства

Видеофильмы профориентационного содержания:

«Воспитатель детского сада»

«Учитель начальных классов»

«Учитель русского языка и литературы»

«Учитель химии»

Дидактические пособия

Профессиограммы (сборники и электронные пособия)

Карточки-задания по педагогике и психологии

Образцы программно-методических документов (планы; разработки занятий и уроков; сценарии праздников и развлечений, викторин).

Диагностические материалы

Тест определения организаторских и коммуникативных способностей;

Методика «Лидер»;

Методика исследования психологических свойств и состояний личности;

Методика «Педагогические ситуации»;

Компьютерные тесты. Самоконтроль в общении. Коммуникативные умения.























Календарно - тематическое планирование


п/п

урока

Тема раздела,

Количество часов

Тема занятия

Дата

Корректировка



Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации.3ч.




1

1


Охрана труда и пожарная безопасность. Цели и задачи курса. Система образования Российской Федерации.

14.01


2

2


Закон Российской Федерации «Об образовании». Типы образовательных учреждений.

21.01


3

3


Формы получения образования. Образовательный стандарт. Викторина «Педагогическая интуиция».


28.01




Педагогические профессии и пути их получения. – 3ч.




4

1


Педагогические профессии и пути их получения. Понятия «профессия» и «специальность».

4.02


5

2


Педагогические профессии и пути их получения.Профессия педагога в современном мире.

11.02


6

3


Педагогические профессии и пути их получения.Права, обязанности педагога.

18.02




Педагогические способности. Профессиональная проба 1.– 3ч.




7

1


Педагогические способности.Профессиональная проба 1.

25.02


8

2


Педагогические способности. Разработка содержания беседы.

4.03


9

3


Педагогические способности. Разработка содержания беседы.

11.03




Техника и выразительность речи педагога. – 3ч.




10

1


Техника и выразительность речи педагога.

18.03


11

2


Техника и выразительность речи педагога.Практикум по технике речи.

1.04


12

3


Техника и выразительность речи педагога.Практикум по технике речи.





Методика организации коллективных творческих дел. – 3ч.





13

1


Методика организации коллективных творческих дел.



14

2


Методика организации коллективных творческих дел.Профессиональная проба №2. Подготовка и организация представления.



15

3


Методика организации коллективных творческих дел.Профессиональная проба №2. Подготовка и организация театрального представления, тематического вечера, игровой программы.



16

1

Профессиональная проба №3.

Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины. Итоговая. – 1ч.

Профессиональная проба №3. Подготовка и проведение фрагмента урока, занятия, познавательной викторины.Итоговая.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Прокопенко Надежда Константиновна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства