Просмотр содержимого документа
«Проект социально-педагогической направленности по педагогическому просвещению родителей в вопросах нравственного воспитания детей "Мир в семье"»
ПРОЕКТ
социально-педагогической направленности
по педагогическому просвещению родителей в вопросах нравственного воспитания детей
«МИР В СЕМЬЕ»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Крепкая семья – крепкое государство, благополучное общество. Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим базовым социально-воспитательным институтом, от нравственно-психологического климата которого во многом зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни.
Формирование у детей ценностных ориентаций – наиболее сложный аспект семейного воспитания. Во многих норильских семьях наблюдаются негативные социальные последствия неполноценного воспитания.
Характерными проблемами для современной семьи является:
разрыв возрастных, интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
дестабилизирующее влияние алкоголизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
резкое сокращение межличностных внутрисемейных отношений, отсутствие доверия между членами семьи;
низкий уровень организации и совместного проведения семьей свободного времени;
психолого-педагогическая неграмотность родителей.
В понятие «педагогическая культура» включается педагогическая подготовленность родителей, их зрелость как воспитателей, что проявляется в процессе семейного воспитания и дает положительные результаты. Чем больше будут знать и уметь родители, тем лучше они будут справляться со своими обязанностями.
В семье, где есть взаимное уважение и доверие, где люди любят и умеют трудиться, где каждый отвечает за что–то, вырастает самостоятельный и ответственный человек.
На основании этого был разработан проект социально-педагогической направленности по педагогическому просвещению родителей в вопросах нравственного воспитания детей «Мир в семье».
Цель проекта
Повышение воспитательного потенциала семей и создание условий для восстановления неиспользованных резервов семейного воспитания.
Задачи проекта
Расширить знания родителей в вопросах нравственного воспитания детей.
Учить родителей педагогически грамотному общению с ребенком.
Формировать положительную нравственную атмосферу в проблемных семьях.
Повысить уровень ответственности родителей за воспитание, содержание несовершеннолетних детей и побудить их к активному решению проблем семьи.
Проект рассчитан на работу с родителями в группе постоянного состава, направлен на изменение содержания нравственного семейного воспитания, ознакомление родителей с существующими методами и технологиями воспитания.
По организации учебно – воспитательного процесса проект краткосрочный: 20 часов, 20 недель, 5 месяцев.
Нормативные сроки реализации программы
Возрастная категория
Наполняемость в группе
Срок реализации
Количество часов
теория
практика
Родители
10 – 12 человек
5 месяцев
13
7
Основными формами работы являются групповые занятия: родительский всеобуч, индивидуальные занятия: обсуждение, дискуссия, беседа.
Условия реализации проекта
Желание родителей общаться в группе и принимать педагога на своей «территории».
Проведение 1 группового занятия в месяц не более 1 часа и 5 индивидуальных встреч и родителями во временном пространстве не более 1 часа за визит.
Постоянное и просторное помещение для групповых занятий.
Наличие необходимой мебели (столы, стулья).
Наличие канцелярских принадлежностей: бумага, ручки, простые карандаши, фломастеры.
Прогнозируемые результаты
1. Налаживание взаимоотношений между родителями и детьми.
Повышение уровня педагогической культуры родителей.
Повышение самооценки участников.
Механизмы оценки результатов
Результаты оцениваются посредством наблюдения, собеседования и отзывов родителей.
На начальном и конечном этапах реализации проекта предусматривается взаимодействие с педагогом-психологом с целью организации и проведения диагностики взаимоотношений между родителями и детьми, уровня педагогической культуры родителей, определения уровня самооценки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Вводное занятие
Цель: знакомство с программой. Заинтересовать родителей для работы в группе.
Содержание занятия: ознакомление с тематикой проекта. Игра «Будем знакомы», анкетирование «Вы и Ваши дети».
Раздел 1. «Давайте жить дружно!»
Занятие № 2. «Маленькие секреты воспитания»
Цель: ознакомление с различными сторонами семейного воспитания.
Содержание занятия: показ родителям различных методов и приёмов воспитания в семье. Обсуждение приемлемых для семьи форм и методов воздействия на ребёнка. Анкетирование «Какие мы родители».
Занятие 3. «Уважайте себя и ребёнка»
Цель: развитие желания общаться в коллективе, делиться своими мыслями, приёмами и методами воспитания.
Содержание занятия: угрозы ведут к непослушанию; целесообразность постановки условий; обещания и несбыточные надежды; как научить ребенка вежливости дома и в гостях.
Занятие 4. «Не жалейте объятий»
Цель: ознакомление с правилами успешного воспитания.
Содержание занятия: «золотые» советы, которые помогут растить успешного и счастливого ребёнка.
Занятие 5. «Не скупитесь на любовь к своему ребёнку»
Цель: показать родителям значимость родительской любви, её необходимость и желанность для ребёнка.Содержание занятия:любить ребёнка - значит любить его не за то,что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Занятие 6. «Родительские поощрения и наказания»
Цель: формировать умения у родителей правильно наказывать и поощрять ребёнка, стимулируя тем самым желаемое поведение.
Содержание занятия: практические рекомендации родителям о существующей возможности правильно наказывать и поощрять своих детей.
Занятие 7. «Не будем ссориться»
Цель: учить родителей правильному выходу из конфликтной ситуации.
Содержание занятия: правила, предотвращающие конфликтную ситуацию. Рекомендации «Что делать, если конфликт всё же возник?»
Раздел 2. «Родители и дети»
Занятие 8. «Родительские права и обязанности»
Цель: ознакомить с основными родительскими правами и обязанностями.
Содержание занятия:права и обязанности родителей по воспитанию и образованию, по защите прав и интересов детей. Защита родительских прав.
Занятие 9. «Общение с детьми»
Цель: показать необходимость и эффективность равноправного общения родителей и детей.
Содержание занятия: детские вопросы: их скрытое значение, новый код общения, принципы ведения разговора, отражение личности в «зеркале».
Занятие 10. «Причины стойкого непослушания детей»
Цель: разъяснить причины и мотивы, вызывающие непослушание детей; приёмы и способы, как избегать ситуаций и конфликтов принуждения.
Содержание занятия:личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Педагогические рекомендации, советы родителям, обсуждение приемов и способов, как родителям снимать с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавать их ему.
Занятие 11. «Если ребёнок говорит неправду»
Цель: обучить родителей правилам различать ложь и невольную ошибку ребёнка, правильно реагировать на совершённый поступок своего дитя.
Содержание занятия: рекомендации по преодолению детской лжи и негативной фантазии, пути их преодоления.
Занятие 12. «Ребёнок ворует»
Цель: ознакомить родителей с причинами, по которым ребенок начинает систематически брать чужие вещи или деньги.Содержание занятия: педагогические советы, рекомендации. Обсуждение ситуаций. Выработка правил общения с детьми.
Занятие 13. «Ошибки детей и помощь родителей»
Цель: обучить родителей правильному отношению к начинаниям своих детей.
Содержание занятия: разбор ситуаций, в которых ребенок чем-то занят, что-то делает, но делает, по мнению родителей, «не так», плохо, с ошибками. Общий итог - несколько частных рекомендаций.
Раздел 3. «Работа над ошибками»
Занятие 14. «Родителям подростка»
Цель: ознакомить с приёмами и методами налаживания взаимоотношений между родителями и ребёнком.
Содержание занятия: советы: «Вы заинтересованы во взаимопонимании с подростком». Рекомендации: «Как сохранить теплоту, открытость отношений в семье просто, если...». Обсуждение высказываний и афоризмов о подростках. Если возникли трудности…(реклама).
Занятие 15. «От чего зависит поведение ребёнка»?
Цель: ознакомить родителей с основными принципами становления поведения личности ребёнка и приёмами, с помощью которых можно регулировать этот процесс.
Содержание занятия: что нужно для того, чтобы ребёнок мог спокойно реагировать на поведение окружающих? Как взрослые должны завоевать доверие детей, чтобы они знали, где искать помощь, и умели обратиться за ней.
Занятие 16. «Упрямство. Что с ним делать?»
Цель: ознакомить с основами возникновения упрямства и способами преодоления данного качества характера ребёнка.
Содержание занятия: что необходимо помнить при проявлении упрямства у ребёнка и как правильно вести себя взрослому?
Занятие 17. «Ошибочное отношение к детям, как его исправить»?
Цель: ознакомить родителей с приёмами и методами преодоления недостаточных знаний процесса воспитания, проговаривание правильных способов взаимоотношений родителей с детьми.
Содержание занятия: кто несет ответственность за воспитание ребёнка? Советы правильного отношения к детям.
Занятие 18. «Чувства родителей. Что с ними делать»?
Цель: развивать у родителей умение правильно преподносить детям свои эмоции, чувства, переживания.
Содержание занятия: проигрывание конкретных ситуаций, показывающих умение контролировать свои чувства.
Занятие 19. «Дисциплина. Что это для ребёнка»?
Цель: способствоватьналаживанию и поддержанию в семье бесконфликтной дисциплины.
Содержание занятия: правила контроля и поддержания порядка в семье.
Итоговое занятие. «Успехи ребёнка в ваших руках»
Цель: формировать у родителей правильное отношение к успехам и неудачам своего ребёнка.
Содержание занятия: советы и педагогические рекомендации: как создавать здоровый настрой в семье, при котором ребенок стремится к улучшению своего положения в обществе, не боится плохих отметок и уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно самый любимый для родителей. Анкетирование «Взаимоотношения в семье».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект состоит из трёх разделов, каждый из которых ставит свои цели и задачи.
Вводное занятие предусматривает ознакомление с контингентом участников, установление контакта со слушателями, определение социального запроса родителей, озвучивание тематики, которую предоставляет педагог своим слушателям, анкетирование «Какие Вы родители».
Первый раздел «Давайте жить дружно!» направлен на ознакомление родителей с различными методами и формами воспитания в семье, выработку практических рекомендаций и правил предотвращения конфликтов и приемов выхода из конфликтных ситуаций.
Второй раздел «Родители и дети» закрепляет основные права и обязанности родителей по отношению к своему ребёнку, как личности, которой свойственны свои успехи и ошибки, желания и интересы.
Третий раздел «Работа над ошибками» направлен на формирование положительной установки на процесс воспитания и становления личности ребёнка, выделение своих методов и форм воспитания, способствует выработке определённых правил контроля и порядка в семье.
Итоговое занятие предусматривает отслеживание существующих взаимоотношений в семье, предлагаются рекомендации по дальнейшему взаимному общению.
В ходе занятий воспроизводятся и проигрываются трудные, но интересные для родителей ситуации.
Занимаясь , родители овладевают новыми знаниями в области воспитания, повышают свою педагогическую культуру, что позволяет с их стороны дать возможность детям найти для себя определённый нравственный идеал, правильные жизненные ориентиры, свойственные ребёнку нормы морали и прав.
В рамках каждого раздела предусмотрено чтение лекции по теме раздела, проведение индивидуальных бесед с родителями по месту жительства.
Таким образом, данный проект по педагогическому просвещению родителей в вопросах нравственного воспитания детей «Мир в семье» построен на сочетании групповых и индивидуальных форм работы с родителями: беседы с предоставлением родителям раздаточного материала (памятки, рекомендации, справочные материалы и др.), обсуждения, дискуссии, лекции по вопросам воспитания детей.