Просмотр содержимого документа
«Программе Декоративно-прикладного искусства для школы эстетического развития»
ПРОГРАММА
кружка
декоративно-прикладного искусства
для школы эстетического развития
(модифицированная)
Преподаватель: Жарковой Ларисы Васильевны
Возраст детей: 3-6 лет
Продолжительность обучения: 3 года
Красноярск 2020 г.
Пояснительная записка
Ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают худ. деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего человека.
Способность ребёнка одушевлять своей фантазией её неодушевлённый мир позволяет ему «очеловечивать всё сущее». Педагог создаёт на своих занятиях ситуацию образных сравнений, при которых максимально раскрывается творческий потенциал ребенка, его наблюдательность фантазия и воображение. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери, «букашки-таракашки» наделяются образными характеристиками.
Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие творческих занятий. Педагог – главный устроитель художественного организованного занятия. Поэтому в поведении педагога важно всё: каким тоном произнесена первая фраза, какие чувства выражает взгляд педагога, какой сделан жест.
Особенностью предлагаемой методики работы с детьми является объединение различных по виду занятий в циклы, или точнее этапы. В учебном году их предусматривается три: осенний, зимний и весенний.
В каждый этап входят занятия различных видов декоративно-прикладного творчества (лепка, оригами, работа с природным материалом и аппликация), тема циклов связана с временами года (осень, зима, весна-лето), что отразилось в названии этапов.
Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка, лепки или аппликации. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. В последние занятия цикла вносятся элементы носящие творческий, а отчасти и самостоятельный характер. Дошкольники на новом содержании применяют знания и умения, полученные ранее.
Занятия объединены в циклы для того, чтобы дети, изображая однородные предметы (по форме или содержанию) на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения их с помощью различных материалов (бумаги, природного материала, пластилина)
Занятия познавательного характера обогащают ребенка представлениями и знаниями. Они включают в себя отдельные программные задачи, которые дошкольники будут решать в дальнейшем (научиться размещать предметы на плоскости, располагать персонажи друг относительно друга, подбирать цвета и оттенки к определенным предметам и др.).
Занятия, объединенные в циклы, включают в себя различные виды изобразительной техники: лепка, коллаж, оригами, аппликация и работа с природным материалом. Например, аппликация, коллаж и оригами – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Для детей-дошкольников занятия аппликацией развивают ручные умения, чувство формы, глазомер, внимание и воображение. Занятия лепкой (пластилин, глина или солёное тесто), а также пластилинография - развивают мелкую моторику рук, а также силу руки и пальцев; представления об объеме, развивают композиционные умения, аккуратность. Работа с природным (а также подручным) материалом помогает сенсорному развитию ребенка – он «чувствует руками» материал (его особенности: структура, фактура, величина, объём) из которого делает работу. Для него становиться открытием как иногда из неприметного (а порой и бросового) материала получаются интересные поделки.
ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1. Развитие творческие способности детей через занятия декоративно-прикладным творчеством.
2. Развивать познавательную активность детей.
3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
4. Формировать сенсорные способности;
5. Обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах ДПИ.
6. Обучать правилам работы с инструментами и материалами;
7. Воспитывать у детей интерес к своей деятельности и деятельности других детей;
8. Передача и преумножение опыта творческой деятельности. Педагог способствует самореализации личности ребёнка в различных видах худ. творчества, развивает и формирует способности и умения ребенка.
9. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценносного) отношения к окружающему миру.
10. Воспитывать умение адекватно оценивать свою работу
Для этого необходимо:
создавать благоприятный эмоциональный климат на занятиях;
организовывать процесс обучения, с тем, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям и иметь возможность общаться с каждым ребенком;
вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможности использования их готовых работ в повседневной жизни и оформлении праздников и выставок;
создавать условия для совместной деятельности детей;
Учебно-тематический план
Тема
часы
теория
практика
всего
Работа с природным материалом
1
21
22
Лепка
1
23
24
Аппликация
1
25
26
Всего:
3
69
72
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ
В обучении детей 3-6 лет ДПИ на учебный год запланировано 3 цикла занятий:
I цикл. ОСЕННИЙ.
II цикл. ЗИМНИЙ
III цикл. ВЕСЕНЕ-ЛЕТНИЙ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦИКЛОВ ЗАНЯТИЙ
Общие:
Формировать композиционные умения.
Воспитывать у детей интерес к использованию своих работ в оформлении помещения и игровых комнат.
Развивать воображение
I цикл. ОСЕННИЙ.
Учить детей:
1. Различать и изображать предметы овальной и круглой формы («Помидор и огурец», «Яблоко и сливы»).
2. Изображать предметы, у которых основная часть овальной формы («Груша», «Ягодка», «Грибок» и т.д.).
3. Изображать в лепке и аппликации из готовых частей предметы, состоящие из частей овальной и круглой формы.
4. Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения с помощью лепки и аппликации («Рассматривание деревьев», рисование на тему «Дерево с желтыми листьями» и др. ).
5. Сформировать представление об изменении внешнего вида деревьев в различные периоды осени, научить отражать эти изменения в предметных и сюжетных рисунках («Дерево с разноцветными листьями», «Падают, падают листья», «Облетели с деревьев последние листочки»).
6. Учить детей передавать несложные движения персонажей в лепке и аппликации из готовых частей («Игрушечный мишка» и др.).
67. развитие воображение (например: «во что превратиться кружок», «слепи отгадку»).
II цикл. ЗИМНИЙ
1. Учить различать и изображать предметы треугольной, прямоугольной и квадратной формы в лепке и аппликации.
2. Учить разрезать узкие и широкие полосы на прямоугольники и квадраты, показать различия в способах разрезания узких и широких полос
3. Учить нарядно украшать в декоративной аппликации предметы одежды и быта с помощью ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать один из вариантов узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия («Коврик для кукол», «Украсим шапочку узором» и др.).
4. Побуждать детей вносить в работы дополнения, обогащающие их содержание («Домик для куклы», «Украсим узором шарфик», и др.).
5. Развивать чувство симметрии, например, при изображении построек («Красивые ворота», «Придумай сам постройку из кубиков и кирпичиков»).
6. Формировать умение различать близкие цвета: красный и оранжевый, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите.
7. Обучать составлению сюжета в аппликации («Елочки», «Домик Снегурочки возле елки»).
III цикл. ВЕСЕНЕ-ЛЕТНИЙ.
1. Помочь освоить в лепке и аппликации форму овоида в изображении животных.
2. Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в лепке и рисунке («Ежик», «Мышки», «Зайчик» и др. ).
3. Учить придавать образы животных через изображение несложных движений и их позу («Зайчик», «Игрушечный мишка», «Лисичка» и др.).
4. Развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке, аппликации — объединять индивидуальные работы в общий сюжет.
5. Развивать самостоятельность в подборе разных деталей при изображении предметов,
6. Продолжать воспитывать у детей желание использовать свои изобразительные работы для игровой деятельности («Коврик для кукол», «Красивые ворота»).
7. Помочь детям овладеть приемами вырезания округлых форм: полукругов из прямоугольников и кругов из квадратов.
8. Развивать воображение детей — учить самостоятельно составлять из кругов и полукругов фигурки животных, передавать в них характерные особенности того или иного реального животного.
9. Воспитывать желание по-своему выполнять задание, выбирать содержание своей работы, использовать большое количество разнообразных форм для изображения (например; «Забавные человечки», «Жители круглого города», «Сказочные цветы» и др.).
Методическое обеспечение
(методика проведения, папки, материалы и т.п.)
Реализация данной программы возможна при следующих условиях:
- наличие просторного проветриваемого и хорошо освещенного помещения;
- наличие оборудования и материалов для обучения;
- доступ к различным изданиям, каталогам и журналам по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
-.разработанные программы и методические разработка по данному виду декоративно-прикладного творчества;
- папки с шаблонами и эскизами, калька, копирка и т.п.
В данной программе рассматриваются техника росписи с нанесением контуров и техника свободной росписи и использование различных элементов, которые дополнительно украшают создаваемые работы, поэтому необходимы различные украшающие элементы (бусы, бисер, пайетки, гель с блёстками и др).
Для росписи ткани: рамы, ткань, краски, резерв, трубочки. (На первых этапах освоения техники росписи ткани берутся не сложные в исполнении работы, которые имеют в себе по возможности меньшее количество мелких линий).
Методическое обеспечение. Литература
Бельтюкова Н., С.Петров, В.Кард, «Учимся лепить», М.: «Эксмо-пресс», 2001.
Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика 1989. -560с.
Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: АО «ИКАР», 1993. – 272с.