Просмотр содержимого документа
«Программа смены «Содружества Орлят России» для проведения в лагере дневного пребывания «Золотой ключик» на 2024 год»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№9
СОГЛАСОВАНО.
Начальник ЛДП МБОУ школы № 9
______________ О.Ю. Коженкова
_____ мая 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МБОУ школы № 9
___________ Н. А. Щелкунова
Приказ №130 от 19 мая 2024 г.
Программасмены
«СодружестваОрлятРоссии»
для проведения в лагере дневного пребывания «Золотой ключик»
на2024год
Пояснительнаязапискасменыпришкольноголагеря
Программа смены предполагает подготовку и реализацию коллективного творческого дела, согласно всем шести этапам КТД (по И. П. Иванову): совместное создание взрослыми и детьми большого общего Праздника в рамках игровой модели смены. Данный подход позволяет соблюсти оптимальное соотношение видов деятельности, заранее придуманных и структурированных взрослыми, и произвольных активностей, что обеспечивает реализацию детских инициатив, творчества, идей и замыслов.
Введение
Смена в пришкольном лагере для каждого класса, участвующего в семи треках программы «Орлята России», становится своеобразным итогом учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности.
Содержание данной смены может быть реализовано как в одном конкретно взятом классе-отряде, так и во всех отрядах, находящихся в пришкольном лагере. Поскольку ребята являются участниками программы
«Орлята России», предполагается, что они стремятся жить по законам и традициям содружества «орлят», исполняют «орлятские» песни и стремятся к проявлению качеств настоящего «орлёнка».
Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели
«Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий». Данная игровая модель обусловлена возрастной категорией детей-участников смены — 7-15 лет — и временными рамками (дети находятся в лагере не полный день). Для каждого дня придумывается целостный игровой сюжет, в соответствии с которым в каждом дне определены два ключевых дела — одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. При наличии свободного времени в программу можно добавлять экскурсии, посещение творческих студий, кванториумов, технопарков, музеев, библиотек, городских парков, кинотеатров, а также мероприятия, связанные с региональными компонентами и тематикой дня.
Ключевыми памятными датами, взятыми за основу смен в 2022 году, станут: Год культурного наследия народов России, год 350-летия со дня рождения Российского императора Петра I, 100-летие Пионерской организации.
При реализации программ летних смен рекомендовано учитывать те памятные даты, государственные и национальные праздники Российской Федерации, которые выпадают в период реализации летних смен.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей» . Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО «Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Российское движение школьников, Российское общество «Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.
Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, участие в коллективно-творческой деятельности в соответствии с системой ценностей Движения Первых. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям;
- сформировать положительное отношение к активной общественной
и инициативы подростков, участвующих в деятельности Движения Первых;
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
(обязательные для всех детских лагерей)
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - День русского языка;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
27 июня -День молодежи;
8 июля - День семьи, любви и верности;
14 августа - День физкультурника;
22 августа - День государственного флага Российской Федерации;
27 августа - День российского кино.
-Дни единых действий Движения Первых:
5 июня – День эколога
7 июня – Всемирный день бега
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.
- Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
- мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация творческого отчетного концерта для родителей и др.).
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 45 дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда:через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).
2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно-эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха, создание дендроплана лагеря и использование его воспитательного потенциала;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности детского лагеря;
- творческий отчетный концерт для родителей;
- родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.12. Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.
2.13. Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, детское радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы;
- детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
- участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских медиа.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
В данном разделе указываются основные особенности и условия организации воспитательной деятельности, описывается уклад детского лагеря.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря :
- основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко-культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;
- местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
- наличие социальных партнеров;
- особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
- кадровое обеспечение воспитательной деятельности.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса (Предложенные направления являются примерными, их можно уточнять, корректировать, исходя из особенностей уклада, воспитывающей среды, традиций воспитания, ресурсов лагеря и др.):
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
- готовность участников смены популяризировать деятельность Движения Первых, формировать положительный образ организации среди детей и взрослых.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.
Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством .
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Режимдня:
08.30-09.00– Сбор
детей, зарядка
Выполнение традиционного комплекса физических упражнений, танцевальная разминка и разучивание флешмоба «Содружество Орлят России».
09.00-09.15–
Утренняя линейка
Перекличка отрядов, информация о предстоящих
событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ, разучивание орлятских песен.
09.15-10.00– Завтрак
Начинается с творческой презентации меню, которая включает информацию о пользе продуктов. Данная презентация находится в школьной столовой.
10.00-12.00– Работа по программе лагеря, по плану отрядов,
общественно- полезный труд, работа кружков и секций
Работу лагеря разделена на два занятия по 45 минут с перерывом между ними в полчаса, или на 45 минут и 60 минут с перерывом между ними в 15 минут.
Обязательно чередование спокойного и активного видов деятельности.
Работа в центре «Точка роста»
12.00-13.00–
Оздоровительные процедуры
Подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, принятие солнечных ванн.
13.00-14.00– Обед
Знакомство отрядов с меню, представленным на обед.
14.00-14.30–
Свободное время
В это время дети могут поиграть в спокойные настольные игры, почитать книги, порисовать.
Кроме того, педагог может использовать это время для подведения с детьми итогов дня, проведения анализа.
14.30– Уход домой
-
Игровая модель смены
Описаниеигровоймоделисмены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в неизвестную Страну Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна Открытий, Страна). Путешествовать по неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям этой Страны требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать такую команду, успешно пройти все испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям сохранить их главные сокровища.
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны Открытий. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы – чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направятребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями Страны, в которую отправляются путешественники (тематический час отряда «Открывая страницы интересной книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно раскрывают тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами, узнают о величии природного и национального богатств Страны.
День летит за днём, и путешествие подходит к завершению. А с ним и вопросы: смогли ли ребята помочь жителям Страны Маленьких и Великих Открытий, получилось ли собрать карту этой страны, можно ли теперь назвать отряд настоящей командой? И что это за Страна, по которой они путешествовали столько дней? На эти вопросы ребята отвечают вместе со своим вожатым/учителем в рамках дел десятого тематического дня смены. Ребята ещё раз вспоминают, как и где они путешествовали, собирают части карты воедино и приходят к выводу, что всё это время путешествовали по родной России. А невидимые жители, которые
оставляли им свои послания – это их друзья, их семьи и жители России. И вот, разгадав все тайны, которые скрывались в волшебной книге, ребята готовы к новым свершениям.
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, о знакомстве и общении с невидимыми жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые скрывала в себе волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается сделать афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём орлятском уголке.
Системамотивацииистимулированиядетей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения. Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти вразрез с ней.
Система самоуправления
В основу детского самоуправления поставлен деятельностно- ориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность совместно со взрослыми.
Принципыдетскогосамоуправления:
добровольность;
включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
приоритет развивающего начала для ребёнка;
повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений, касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей);
доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
ориентация на результат.
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается
ввести систему чередования творческих поручений (далее –ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и «от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей, объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях.
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. Примеры различных поручений представлены в сценариях ключевых дел смены.
Содержание программы смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают игровую модель. Педагогический коллектив лагеря может добавлять или разнообразить формы проводимых дел любого тематического дня при условии, что они будут представлены и реализованы в единой логике содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием является неведение участников относительно ожидающих их событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята вместе со своим вожатым/учителем находят новые задания, подсказки и приглашение к продолжению путешествия в следующий тематический день.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе после учебного года, чтобы познакомиться и интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
знакомство со всеми участниками смены в форме творческих визиток отрядов;
знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).
Игровой час «Играю я – играют друзья» (уровень отряда)
Включает в себя проведение игр или игровых программ на взаимодействие,командообразование, сплочение, выявление лидера, создание
благоприятного эмоционального фона в коллективе; при необходимости игры на знакомство или закрепление имён.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LCD7UTT6EeASMg
Общий сбор участников
«Здравствуй, лагерь»
(уровеньлагеря)
Официальный старт смены – открытие с поднятием государственного флага РФ и исполнением гимна РФ, творческим номером, приветственной речью начальника лагеря. Знакомство участников смены с территорией лагеря, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым
можно обращаться в течение смены. Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/VNVJHNYPrlA3iQ
2-йденьсмены.Погружениевигровойсюжетсмены.
Творческая встреча орлят
«Знакомьтесь, это – мы!»
(уровеньлагеря)
Знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, наставников-старшеклассников.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg
Тематический час
«Открывая страницы интересной книги»
(уровень отряда)
Презентация волшебной книги, открыв которую ребята видят послание от жителей неизвестной страны. «Жители» знакомят детей с правилами,
которые приняты в неизвестной стране. На основе этих правил отряд продумывает группы ЧТП.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/oFdBvcBPL8J_4Q
Основнойпериод(3-13днисмены)– орлята отправляются в путешествие по неизвестной стране, открывать которую им помогают невидимые жители.
Задачи основного периода:
знакомство с культурными традициями и национальными ценностями российского народа, изучение богатств нашей Родины;
Конкурс направлен на знакомство детей с устным народным творчеством России/региона Российской Федерации. Это могут быть сказы и сказки, рассказы, былины, повести, песни, пословицы и поговорки.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/WbAW79TKQ8UihQ
Театральный час
«Там, на неведомых дорожках»
(уровеньлагеря)
Ребята с помощью игрового приёма выбирают сказку, которую им предстоит инсценировать. Здесь и сейчас готовят костюмы из подручных средств,придумывают простые реплики, репетируют, после чего начинаются
представления отрядов. Далееучастников ждёт сюрприз
– экспромт на сцене от вожатых. Ссылка на материалы дела:
танцевального флешмоба, который будут танцевать все
«Орлята России» по стране в определённый день.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/vHISl9bSg61lLQ
Танцевальная программа «Танцуем вместе!»
(уровеньлагеря)
Направлена на знакомство детей с национальными танцами России/региона Российской Федерации, где они и пробуют разучить и исполнить разные танцы. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/KwUmg7dWrocJJA
Научно- познавательные встречи «Мир науки вокруг меня»
(уровеньотряда)
Знакомство детей с изобретениями и великими
открытиями России/региона Российской Федерации с помощью приглашенных учителей старших классов по химии, физике, биологии, географии (или
представителей кванториумов и других естественно- научных центров населённого пункта), которые могут показать практические опыты или рассказать о науке интересно и занимательно.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/yRWJO0i0YS6QCQ
Конкурсная программа
«Эврика!»
(уровеньлагеря)
Соревнование команд по решению интересных кейсов, основанных на методике ТРИЗ. Решив кейс, команда
дружно восклицает «Эврика!» Ссылка на материалы дела:
Знакомство детей с природным богатством и полезными ископаемыми России/региона Российской Федерации. Экскурсия строится по принципу поисковой исследовательской деятельности.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/b5iAaxsONaQVPQ
Экологический час
«Создание экологического
постера и его защита»
(уровеньлагеря)
Во время экскурсии ребята набираются знаний и впечатлений. После этого отряду предлагают создать экологический постер, внеся туда все, что они
почувствовали и запомнили. Время на создание постера ограничено. Итогом станет презентация всемиотрядами своих постеров на экологическую тематику.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LB_AsIjve5d5Lw
8-й день смены. Тематический день «Прикладное творчество и народныеремёсла»
Мастер-классы
«Умелые ручки»
(уровеньотряда)
Посещение детьми дома творчества или
кружков/студий прикладного характера, где они
смогут рисовать, лепить, выжигать, шить, плести ит.д. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/6ynOeadUdFOejw
Игра по станциям
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
(уровеньлагеря)
Направлена на знакомство детей с прикладным творчеством и народными ремёслами России/региона Российской Федерации и даёт возможность детям
узнать о народных ремёслах, пофантазировать и создать что-то своё.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/IOrdPcfQhBYQ8g
9-йденьсмены.Тематическийдень«Национальнаякухня»
Настольная игра
«Экспедиция вкусов»
(уровеньотряда)
В рамках игры дети знакомятся с периодом правления первого российского императора – Петра I, а именно с теми продуктами, которые он завёз в Россию, и с разнообразием современных рецептов из этих продуктов.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/1a6_I2zFbSHMPw
Костюмированное кулинарное шоу
«Шкатулка рецептов»
(уровеньлагеря)
Предполагает знакомство детей с национальной кухней народов России/региона РоссийскойФедерации.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/E9wXi1fVKNYKMQ
Подведение итогов путешествия по неизвестной стране. Для этого ребята собирают все элементы карты неизвестной страны, вспоминают, о чём узнали за 8
дней, и отгадывают название страны, по которой они путешествовали (Россия). Педагог рассказывает о Государственных символах нашей страны.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/OOoIwLsOz2oUkw
Телемост
«Содружество орлят России»
(уровеньлагеря)
Онлайн-встреча с участниками смены «Содружество орлят России» в разных регионах. Орлята делятся впечатлениями, общаются, танцуют общий флешмоб. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/U81-rYy0WQqkvQ
Праздничная танцевальная программа «В кругу друзей»
(уровеньлагеря)
Направлена на эмоциональный подъём ребят в конце путешествия. Во время танцевальной программы ребята исполняют выученный ими ранее флешмоб и другие танцы.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/7CGpICAtwuNTPg
11-йденьсмены.Тематическийдень«ЯимоясемьЯ»
Творческая мастерская
«Подарок своей семье»
(уровеньотряда)
Приложение22
Создание небольшого подарка своими руками для родных и близких.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/N8iAKpJ4SAAwjA
Гостиная династий
«Ими гордится Россия»
(уровеньотряда/лагеря)
Творческая встреча ребят с представителями семейных династий (это могут быть учителя, врачи, лесники, и
др.).
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/IyFOAoeXmXHh1w
12-йденьсмены.Тематическийдень«ЯимоидрузьЯ»
Большая командная игра «Физкульт- УРА!»
(уровеньлагеря)
Прохождение коллективом отряда-класса спортивных испытаний, где они могут показать себя какнастоящая команда, которая уважает и поддерживает каждого.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/N_GiNW3VpH92dQ
Время отрядного творчества и общий сбор участников «От идеи – к делу!»
(уровеньотрядаилагеря)
Основная деятельность времени отрядного творчества заключается в том, чтобы увлечь участников перспективой создания интересного и полезного дела и выработать совместно с ними идеи праздника. В завершение выбираются представители от отряда,
которые на общем сборе представляют отрядные идеи, выработанные во время отрядного творчества.
Совместным решением определяется общая идея праздника и составляется план по её реализации. Каждый отряд получает поручение по подготовке праздника.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/_QLltTbgcRgBpA
Итоговыйпериод(13-14днисмены)– орлята возвращаются из путешествия по неизвестной стране и подводят итоги.
Задачи итогового периода:
реализация ключевого события – большого совместного праздника, закрепляющего все этапы коллективно-творческого дела;
поднятие самооценки каждого участника и значимости для негожизни в
коллективе с помощью общественного признания его индивидуальных заслуг;
награждение детей/отрядов за активное участие в программе лагеря, вручение благодарственных писем родителям и педагогам детей;
подготовка детей к завершению смены, усиление контроля за жизнью и здоровьем детей.
Ключевые события идела
Описаниеключевыхдел
13-йденьсмены.Тематическийдень«ЯимояРоссиЯ»
Подготовка к празднику
«Создаём праздник вместе»
(уровень отряда)
Деление отряда на микрогруппы для выполнения поручения; работа групп по проработке своей
части общего поручения отряда.
При необходимости ребята репетируют или специально подготавливают элементы дела (например, творческий номер или сценарий). Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/H8ewmek8YiM5Iw
Праздничный
калейдоскоп «По
страницам нашейкниги»
(уровеньлагеря)
Проведение праздника по итогам путешествия по неизвестной стране. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/MbCu1kFwIvQtrQ
Итоговый сбор участников «Нас ждут новые открытия!»
(уровень отряда)
Анализ реализованного коллективно-творческого дела и подведение итогов путешествия по неизвестной стране.
Ребятам предлагается ещё раз вспомнить всё, что произошло с ними в смене (в этом поможет книга) и создать афишу-коллаж о своём путешествии. Это позволит педагогу получить многогранную обратную связь. Кроме того, афиша-коллаж
поможет ребятам проанализировать, что они
узнали за смену, чему научились, как изменились. В качестве работы на последействие педагогможет предложить ребятам продолжать и дальше
открывать свою страну, свою малую родину и делиться этими знаниями друг с другом.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/5ePp4dFFX1uCCg
Линейка закрытия смены
«Содружество Орлят России»
(уровеньлагеря)
Официальное завершение смены и награждение её участников. Содержание линейки может
содержать творческие номера, ответное слово детей и напутствия педагогов.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/YjASZOinVn5pbA
План-сетка смены пришкольного лагеря
1день
03.06
2день
04.06
3день
05.06
4день
06.06
5день
07.06
6день
10.06
7день
11.06
Организационныйпериодсмены.
Формированиеотрядов
Здравствуй, лагерь!
Погружение вигровойсюжетсмены
Тематическийдень
«Национальныеигры изабавы»
Дни Первых.
5 июня – День эколога
Тематическийдень
«Устное народноетворчество»
6 июня - день русского языка
Тематическийдень
«Национальные инародныетанцы»
Дни Первых.
7 июня – день бега
Тематическийдень
«Великиеизобретения иоткрытия»
Тематическийдень
«Природноебогатство и полезныеископаемые»
12 июня - День России
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Работа в отрядах. Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»,
«Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; «Правила безопасности при терактах», «По предупреждению кишечных заболеваний»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Минутка здоровья «Сказки о здоровье»
Эко-квест «Люблю природу»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Конкурс на лучшее оформление отряда
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Игры на свежем воздухе
Лагерный забег «Мы первые»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Квест-игра «История великого государства»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Праздничная танцевальная программа
«В кругу друзей»
Игровой час
«Играю я
– играют друзья»
Минутка здоровья «Путешествие в страну Безопасности».
Время отрядного творчества
«Мы – Орлята!»
Конкурс знатоков
«Ларец народной мудрости»
Танцевальный час
«В ритмах детства»
Научно- познавательные
встречи «Мир науки вокруг меня»
Экскурсия в
дендропарк «Кладовая природы»
Общий сбор участников
«Здравствуй, лагерь»
Отрядные дела. Распределение обязанностей в отрядах, оформление отрядной газеты, выбор названия, девиза, отрядной речевки, эмблемы
Подготовка к открытию лагеря .
Игровая программа
«Мы – одна команда!»
Театральный час
«Там на неведомых дорожках»
Танцевальная программа
«Танцуем вместе!»
Конкурсная программа
«Эврика!»
Экологический час
«Создание экологического
постера и его защита»
Мероприятие ко Дню защиты детей «Лето – это маленькая жизнь»
Тематический час
«Открывая страницы
интересной книги»
Игра-конкурс «Знатоки сказок»
Киноклуб Фильм «Воин света»
Экскурсия-игра: «Туристическая тропа»
Думай и Беги. Спортивно-интеллектуальная игра
Экскурсия в городской парк, музей «Теремок»
Конкурс декоративно-прикладного творчества ко Дню России «Моя удивительная Россия»
Подготовка к открытию .Оформление отрядных уголков
Творческая встреча орлят «Знакомьтесь, это – мы!».
Праздник, посвящённый открытию ЛДП «Золотой ключик» «Радуга талантов»
Киноклуб Фильм «Мандарин»
Работа кружков. Конкурс рисунков «Волшебные краски».
Футбол. Инсценировка народных сказок «Там на неведомых дорожках»
Экскурсия в библиотеку. Мероприятие «День русского языка»
Киноклуб Фильм «Не трус и не предатель»
Беседа с инспектором ПДН
Киноклуб Фильм «Шайба»
Конкурс рисунков «Я рисую на асфальте…»
Киноклуб Фильм «Трудный выбор»
Выставка конкурсных работ ко дню России «Моя удивительная Россия»
Киноклуб Фильм «За руку с Богом»
Киноклуб Фильм «Первое дело»
8день
13.06
9день
14.06
10 день
17.06
11 день
18.06
12 день
19.06
13 день
20.06
14 день
21.06
Тематическийдень
«Прикладноетворчество инародныеремёсла»
Тематическийдень
«Национальнаякухня»
Тематическийдень
«Открытые тайнывеликойстраны»
Тематическийдень
«ЯимоясемьЯ»
Тематический
день
«ЯимоидрузьЯ»
Тематический день
«ЯимояРоссиЯ»
Итоговыйпериодсмены.
Выходизигровогосюжета
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Мастер-классы
«Умелые ручки»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Настольная игра
«Экспедиция вкусов»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Тематический час
«Открываем Россию»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Творческая мастерская
«Подарок своей семье»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Большая командная игра «Физкульт- УРА!»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Подготовка к празднику «Создаём праздник вместе»
Линейка . Церемония выноса государственного флага РФ.
Разговоры о важном
Итоговый сбор
участников «Нас ждут новые открытия!»
Игра по станциям
«Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
Костюмированное кулинарное шоу
«Шкатулка рецептов»
Телемост
«Содружество орлят России» Праздничная танцевальная программа «В кругу друзей»
Гостиная династий
«Ими гордится Россия»
Время отрядного творчества и общий сбор участников
«От идеи – к делу!»
Праздничный калейдоскоп
«По страницам нашей книги»
Линейка закрытия смены «Содружество Орлят России»
Конкурсная программа «Мистер Спорт»
Киноклуб Фильм «Другой мир»
Работа кружков. Мастер-классы
«Умелые ручки»
Киноклуб Фильм «Друг в беде не бросит»
«Один день из жизни спасателя». Экскурсия в ПЧ-64
Работа кружков.
Творческая мастерская совместно с ЦДТТ
Подготовка к конкурсной программе «Королева спорта»
Конкурсная программа «Королева спорта»
Малые олимпийские игры(турнир по шашкам, первенство лагеря по различным видам спорта)
Игры на свежем воздухе
Киноклуб Фильм «Музыка внутри»
Игры на свежем воздухе .
Беседа с инспектором ГИБДД
Игры на свежем воздухе. Спортивные соревнования» Спорт-это здорово»
Игры на свежем воздухе «Полоса препятствий».
Киноклуб Фильм «Стеша»
Игра «В гостях у Мойдодыра»
Футбол
Киноклуб Фильм «Честь имею»
Игры на свежем воздухе. Бадминтон.
Киноклуб Фильм «Лошадка для героя»
Флешмоб «Моя Россия»
Киноклуб Фильм «Александр»
Конкурсная программа, посвященная закрытию смены «Нас ждут новые открытия!»