Программа гражданско-патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества»
Программа гражданско-патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Разработал преподаватель-организатор ОБЖ Бойко Игорь Владимирович
2013 год
1. Паспорт программы
Разделы паспорта программы
Содержание разделов программы
1. Название программы
Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большекрепинской средней общеобразовательной школы.
«Воспитание патриота Отечества» на 2013 - 2015 годы
2. Сроки реализации
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
изучить нормативную базу, подзаконные акты.
разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель:реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Наследники Победы»
Задачи:
отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивных школ района;
вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
проводить мониторинг реализации программы;
принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель:анализ итогов реализации программы;
Задачи:
обобщить результаты работы учреждения;
провести коррекцию затруднений в реализации программы;
спланировать работу на следующий период.
3. Основание для создания программы
Конвенция о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;
Программа развития МБОУ СОШ ;
Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»;
4. Содержание программы
Паспорт программы
Пояснительная записка
Целевой блок
Механизм реализации программы
Диагностика эффективности содержания деятельности
Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат
Список литературы
5. Заказчик программы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Родители учащихся МБОУ СОШ
6. Аннотация программы
Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2013 - 2015 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
7. Предполагаемый результат
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:
в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
2. Пояснительная записка
Программа гражданско – патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015г.»,
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении СОШ и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей ) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
3. Целевой блок
Цель программы:
создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
На I ступенипедагогический коллектив начальной школы призван:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;
помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:
воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Принципы:
системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, слободе, улице, школе.
4. Механизм реализации программы
4. 1. Система программных мероприятий
Совершенствование нормативной правовой базы:
разработка и реализация плана мероприятий по программе «Воспитание патриота Отечества»;
создание школьного патриотического клуба «Патриот»
разработка и утверждение Устава патриотического клуба;
разработка положений о смотрах и конкурсах.
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Педагогические технологии:
Проектно – исследовательская деятельность
Коллективно - творческое дело
Деятельностный подход в воспитании
Педагогика сотрудничества
Технология проблемного обучения
ИКТ
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы
Формы взаимодействия педагогов школы в рамках программы
Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:
продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;
определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
совершенствование содержания патриотического воспитания;
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
воспитание гордости за Российское государство, родной край;
увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;
повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в районе;
Основные направления работы
Учебная деятельность
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего,
в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов
в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении
следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.
Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.
Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
На кружке «Краеведения» учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.
В настоящее время на занятиях по разделу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы:
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
Вооруженные Силы России;
Боевые традиции Вооруженных Сил страны;
Символы воинской чести;
Основы военной службы;
Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение учебных сборов с учащимися, юношами 10 классов, по основам военной службы.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.
Внеурочная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.
Формы внеурочной деятельности:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
физкультурно-оздоровительные соревнования;
поисковые операции;
походы и экскурсии по родному краю.
Внеклассная деятельность
Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.
Организация воспитательной работы
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы
Формы работы:
составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
« Загляните в семейный альбом»;
встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;
родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;
встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Я и моя семья»
Цель:осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы:беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
2. Направление «Я и моя слобода »
Цель:воспитание у учащихся любви к родной слободе, как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родной слободы;
2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России»;
3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление « Я и мой Край»
Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе края, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, праздникам.
4. Направление « Я – гражданин России»
Цель:формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы:тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
4.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Взаимодействие школьных общественных структур
в рамках программы
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для более широкого участия средств массовой информации ученического самоуправления (школьная газета «Большая перемена») в пропаганде патриотизма;
поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;
расширение информационного пространства через школьный сайт
Совершенствование материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности:
Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности предусматривается:
развитие материально-технической базы школьного музея;
обновление и пополнение экспозиций и экспонатов школьного музея.
4. 2. Содержание управления системой патриотического воспитания
в школе:
анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;
определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;
мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания;
своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;
научная организация труда классных руководителей и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.
4. 3. Поэтапное содержание реализации программы
Деятельность по созданию
системы патриотического воспитания
Участники
деятельности
Сроки
I этап (проектный)
1. Создание и программирование работы творческой группы
администрация, педагоги, учащиеся
январь
2013 г.
2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете
администрация, педагоги
март
2013 г.
3. Изучение научно-методической литературы
администрация, учителя
январь - май
2013г.
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса
администрация
октябрь
2013. г.
5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания
администрация
май
2013 г.
6. Проектирование модели личности выпускника
администрация, кл. руководители
май
2013г.
7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»
администрация, кл. руководители
ноябрь
2013 г.
8. Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников
администрация
август – сентябрь
2013 г.
II этап (практический)
1. Создание мониторинга развития личности
администрация, учителя
2013–2015 г.
2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника
администрация, педагоги
2013–2015 г.
3. Ежегодное исследование эффективности программы
Замдиректора по ВР
2013–2015 г.
4. Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей
администрация, учителя, учащиеся
2013–2015 г.
5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников
администрация, руководители МО
2015г.
6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся
администрация, учителя
Март
2014 г., 2015 г.
7. Внедрение программы «Воспитание патриота Отечества»
администрация, кл. руководители
2009 г.
8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы бойцах «горячих точек»
администрация, кл. руководители,
учащиеся
2013–2015 г.
9. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел:
экскурсии по родному краю и городам России;
фестиваль гражданско-патриотической песни;
выставки рисунков «Мой край», «Армия и профессия военного глазами детей»; «Война глазами детей» и др.
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.
администрация, учителя
2015г.
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания
администрация, руководители МО, учителя
2013–2015 г.
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы
администрация, учителя
2014-2015г.
4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ
администрация
2015 г.
5. Характеристика основных ресурсов реализации программы
Интеллектуальные:
Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками. Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе, курирует работу патриотического клуба «Патриот», тимуровскую и поисковую работу.
Соисполнители программы:
вожатая школы, курирует работу школьного (ученического) самоуправления;
социальный педагог, курирует работу по организации встреч с интересными людьми;
педагогический коллектив школы;
ветераны Великой Отечественной войны и труда;
родители.
Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
учебные кабинеты,
компьютерные классы,
библиотека,
1 спортивных зала,
спортивная площадка,
тренажерный зал,
специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;
компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;
Интернет;
электронная почта.
Информационно-аналитические:
организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
организация информационных стендов;
издание школьной газеты «Патриот».
6. Диагностика эффективности содержания деятельности
наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
объективные статистические показатели:
участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, муниципальных , краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию
7. Оценка эффективности реализации программы.
Прогнозирующий результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
формирование позиций гражданина-патриота России;
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
готовности к защите Отечества;
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
«тимуровцы» (численность, количество детей, ветеранов);
патриотический клуб «Патриот»;
музей школы;
волонтерское движение (численность учащихся);
историко-патриотические стенды и выставки;
выступления и беседы на патриотическую тему;
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
шефство за памятниками и захоронениями участников войны;
проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих
Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
8. Список литературы
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мероприятия
МБОУ Большекрепинская СОШ
по реализации программы гражданско - патриотического воспитания «Воспитание Патриота Отечества»
на 2013 – 2015 годы
№
Название мероприятий
Срок
исполнения
ответственные
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время
1
Проведение уроков в библиотеке школы, в районной библиотеке, школьном и районных музеях
ежегодно
Библиотекарь, учитель истории, кл. руководители
2
Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ, литературы и ИЗО по патриотической тематике
ежегодно
Учителя истории, литературы, ИЗО
3
Предметные недели истории, литературы, ОБЖ, физкультуры
ежегодно
Учителя истории, литературы, ОБЖ, физкультуры
4
Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение
ежегодно
Учителя истории, литературы
Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников
Проведение массовых школьных мероприятий
1.
Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне