Программа межпредметного модуля "Топонимика улиц нашего города"
Программа межпредметного модуля "Топонимика улиц нашего города"
Курс «Топонимика улиц нашего города» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве города Россоши. На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности. Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии. Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Курс «Топонимика улиц нашего города» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве города Россоши.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.
Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.
Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.
Общая характеристика учебного курса
Цели и задачи межпредметного курса:
1.формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
2.формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
3.формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Место учебного курса в учебном плане
Межпредметный курс «Топонимика улиц нашего города» рассчитан на 7 часов, для учащихся 5 класса с целью углубления и расширения географического образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
Содержание программы
1.Что такое « топонимика» Топонимика, как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Значение эколого – краеведческих знаний.
2. Улицы нашего города на карте. Краеведческий практикум ( знакомство с топонимической историей названия нашего города, названиями улиц нашего города, их географическим положением на карте города)История происхождения названия реки.
3.Примечательные улицы нашего города Знать историческую последовательность застройки территории города, современные его черты. Краеведческий практикум
4.История возникновения храмового комплекса в городе. Беседа со служителями церкви. Краеведческий практикум.
5.Шклоы города и их географическое положение на карте.. Познакомить со старейшими образовательными учреждениями области и города Россошь, историей создания лицея № 11. Краеведческий практикум.
6.Площади города: географичекое положение и происхождение названия. Выявить географию улиц и площадей города, на которых проживают родственники. Краеведческий практикум.
7. Защита проекта «Я и моя улица»
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание тем учебного курса
Раздел
учебного курса,
кол-во часов
Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий)
Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении
Что такое топонимика
Топонимика, как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Значение эколого – краеведческих знаний.
Улицы нашего города
Знакомство с топонимической историей названия нашего города, названиями улиц нашего города, их географическим положением на карте города. История происхождения названия реки.
Краеведческий практикум
Примечательные улицы нашего города
Знать историческую последовательность застройки территории города, современные его черты.
Краеведческий практикум
География и история образовательных учреждений города.
Познакомить со старейшими образовательными учреждениями области и города Россошь, историей создания лицея № 11.
Краеведческий практикум.
Площади города: географическое происхождение названия
Познакомить с географическим положением и топонимикой названий площадей города Россошь
Краеведческий практикум.
Защита проекта» Я и моя улица»
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
География Россошанского района: Учебное пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003.
Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Компьютер.
Мультимедиа-проектор.
Коллекция медиаресурсов.
Выход в Интернет.
Учебная геоинформационная система.
Справочно-информационная и научно-популярная литература.
Компасы.
Календарь погоды.
8.Приложение
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Дата провед. ур.
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
УУД
Деятельность учащихся
Примечания
1
Что такое топонимика
Топонимика, как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Значение эколого – краеведческих знаний.
Сформировать представления отопонимике
Личностные: формирование социально – активной, мобильной и адаптивной личности. Познавательные: учиться ставить перед собой образовательные задачи, вырабатывать умение работать с новым учебником, картой. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале в сотрудничестве с учителем.
2
Улицы нашего города на карте
Знакомство с топонимической историей названия нашего города, названиями улиц нашего города, их географическим положением на карте города. История происхождения названия реки
Познакомиться с известными улицами нашего города
Личностные: формирование социально – активной, мобильной и адаптивной личности. Познавательные: учиться ставить перед собой образовательные задачи, вырабатывать умение работать с новым учебником, картой. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале в сотрудничестве с учителем.
3
Примечательные улицы нашего города
Знать историческую последовательность застройки территории города, современные его черты.
Формировать знания об исторической последовательности застройки территории нашего города
Личностные: формирование социально – активной, мобильной и адаптивной личности. Познавательные: учиться ставить перед собой образовательные задачи, вырабатывать умение работать с новым учебником, картой. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале в сотрудничестве с учителем.
4
Храмовый комплекс города
Беседа со служителями церкви
Личностные: формирование социально – активной, мобильной и адаптивной личности. Познавательные: учиться ставить перед собой образовательные задачи, вырабатывать умение работать с новым учебником, картой. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале в сотрудничестве с учителем.
5
Георафия и история образовательных учреждений города
Познакомить со старейшими образовательными учреждениями области и города Россошь, историей создания лицея № 11.
Познакомиться со старейшими образовательными учреждениями области и города Россошь
Личностные: формирование социально – активной, мобильной и адаптивной личности. Познавательные: учиться ставить перед собой образовательные задачи, вырабатывать умение работать с новым учебником, картой. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале в сотрудничестве с учителем.
6
Площади города: географическое положение и происхождение названия
Познакомить с географическим положением и историческим прошлым улиц нашего города и города
Личностные: формирование социально – активной, мобильной и адаптивной личности. Познавательные: учиться ставить перед собой образовательные задачи, вырабатывать умение работать с новым учебником, картой.. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом материале в сотрудничестве с учителем.
7
Защита проекта «Я и моя улица»
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию