kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по народно-сценическому танцу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по народно-сценическому танцу для специализированных классов с углубленным изучением предметов эстетического цикла специализации "Хореографическое искусство" (2-9 класс).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по народно-сценическому танцу.»

Утверждено: Согласовано: Рассмотрено

Директор Зам. директора по УВР на заседании МО

_______________ ___________________ протокол №____

_______________ ___________________ от_____________




Министерство науки и образования Республики Казахстан

Департамент образования Северо-Казахстанской области

Городской отдел образования

ГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс эстетического воспитания №8»










ПРОГРАММА


Народно-сценический танец


для специализированных классов

с углубленным изучением предметов эстетического цикла

специализации «Хореографическое искусство»

(2 - 9 класс)














г. Петропавловск

2010г.

Программа по народно-сценическому танцу разработана на основе инновационной технологии модульно-блочного обучения танцевальной лексике с учетом физических и возрастных ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. Технология, основанная на психолого-педагогической теории планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений, и умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, предлагает поэтапную выработку навыков танцевального мастерства. Применение модульно-блочной системы в обучении танцевальной лексике дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им быстро овладеть навыками народно-сценического танца, изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством. Язык танца, его лексика очень актуальна, характер мысли, материализуемой с помощью танца, зависит от количественного и главное качественных показателей лексического материала. Поэтапная модульно-блочная система развития и закрепления навыков танцевального мастерства ребенка - это обучение лексике танца от ее простых форм к более сложным формам. Цель данной системы - выработка двигательного навыка исполнения отдельных модулей и их дальнейшая сборка в блоки. Блок в течение времени учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется надолго. Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства – широкое поле деятельности для учителя, что позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству.

В программу по народно-сценическому танцу включены народности, проживающие на территории Республики Казахстан. Разнообразие программы позволяет учащимся познакомиться с национальным колоритом, проживающих на территории народностей, культурой и обрядами, традициями, особенностям национального костюма, который имел не маловажную роль на развитие танцевальной лексики того или иного региона. В программе заложен не только обучающий, но еще и воспитательный аспект, который позволяет привить ребенку уважение к традициям и обычаям другого народа. Программа сочетает в себе движения и ходы русского танца, от медленных, плавных хороводных до лихих переплясов. Казахский народный танец с его своеобразной манерой, его удивительной певучестью и непрерывностью движений. Сложный узор и веселый нрав белорусского танца, яркие тона и стремительный ритм молдавского танца, задорную веселость и мягкий юмор украинского танца, скромный и застенчивый, но в то же время задорный узбекский танец, самобытность башкирского танца, воинственный характер грузинского танца. Программа позволяет найти творческий подход и не устанавливает жестких рамок, дает возможность реализации педагогу хореографу как постановщику и сочинителю танцевальных комбинаций и этюдов, а ребенку развить эмоциональность и выразительность, воображение и активное творческое мышление, привить эстетический вкус и воспитать через музыку духовно. Программа рассчитана на 8-летний курс обучения народному танцу с 2-го по 9-й класс и построена по принципу – «от простого к сложному». В программе представлены отдельные модули (движения), которые составляют лексику танца. Из урока в урок идет обучение элементам, складывающимся в рисунок народного танца. За счет многократного повторения в различных вариантах и комбинациях эта модель обучения ведет к закреплению навыков. В дальнейшем модули собираются в блоки, а блоки подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, - в систему (танец). В программе предусмотрены отдельные часы на постановку танца, либо на танцевальные этюды (на усмотрение педагога), что позволяет творчески раскрыться ребенку и педагогу хореографу и применять их в учебных, концертных и танцевальных номерах. Распределение изучаемого материала выстроено с учетом возрастных и физических особенностей учащихся, их двигательной активности, что способствует гармоничному развитию всего тела учащегося, воспитывает навык правильной осанки, воспитанию опорно-двигательного аппарата, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно - сосудистой системы. (Коллективная работа и работа по группам позволит преподавателю хореографу создать у учащихся атмосферу соревнования и добиться лучших результатов). Пояснительная записка


Программа по народно-сценическому танцу характеризуется систематическим и планомерным изучением разнохарактерных национальностей, что является расширением диапазона технических возможностей учащихся. Способствует совершенствованию координации движений, укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют при исполнении классического танца.

Цель: 1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.

2. Воспитать у учащихся танцевальность, выразительность, широту и свободу движений. 3. Развить эстетический вкус учащихся, воображение, активное творческое мышление. 4. Подготовить для поступления в специализированные учебные заведения.

Задача: 1. Изучение танцев разных народов в их полном характере и манере исполнения.

2. Познакомить с особенностями национальных культур, эмоциональным и национальным колоритом народного танца, развитие исполнительского мастерства. 3. Научить работе над танцевальным образом.


Программа по народно-сценическому танцу рассчитана на восьмилетний курс обучения с 2-го по 9-й класс. Программа определяет объем материала в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся. Количество учебных часов в неделю определяет учебный план хореографического отделения.

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

2 часа (в неделю)

2 часа (в неделю)

2 часа (в неделю)

2 часа (в неделю)

2 часа (в неделю)

2 часа (в неделю)

2 часа (в неделю)

2 часа (в неделю)



По своему развитию и физическим особенностям учащиеся делятся на три возрастные группы: младшую, среднюю и старшую. В младшую входят учащиеся со второго по четвертый класс. Эта группа характеризуется большой подвижностью, слабой концентрацией внимания, не достаточной координацией рук и ног.

Для привития интереса к народно-сценическому танцу и выработки стабильной мотивации к предмету рекомендуется с первого года обучения использовать элементы детского танца, элементы танца «Полька». Обязательно введение игровых моментов, приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии: для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д.

Постепенно вводятся основы русского танца, белорусский танец. Задачей данного курса является знакомство с основными понятиями, освоение движений на середине зала, развитие навыков координации движений.

В среднюю группу входят учащиеся с пятого по седьмой класс. Эта группа характеризуется как физически подготовленная к более сложным нагрузкам, с хорошей координацией рук и ног, с развитым двигательным аппаратом. Учащиеся этой группы продолжают изучение русского танца, он усложняется и принимает танцевальные формы. Начинается изучение основ казахского народного танца, вводится украинский, башкирский и грузинский народный танец. Задачей данного курса является изучение танцевальных комбинаций, основанных на ранее изученных движениях, усложнение техники и манеры исполнения. Изучение более сложных элементов народно-сценического танца у станка, элементов парного танца, развитие навыков общения с партнером. Танцы данной группы отличаются сложной техникой исполнения и координацией.

В старшую группу входят учащиеся с восьмого по девятый класс. Целью данного курса является добиться у учащихся сочетание высокого методичного исполнения и эмоциональной выразительности. Продолжается усложнение русского, казахского, украинского и татарского танцев. Добавляется технически сложный молдавский и узбекский танец. Задача педагога выстроить урок так, чтобы максимальное количество народностей было показано на экзаменационном уроке.

Преподавание предмета состоит из трех разделов: - элементы народно-сценического танца

- танцевальные ходы и движения на середине зала

- танцевальные комбинации и этюдные формы


Элементы народно-сценического танца у станка преследуют следующие цели:

- развить двигательный аппарат учащихся, подвижность суставов, укрепление и эластичность мышц

- повысить техническую сторону танца, выработать силу, гибкость корпуса, мягкость и точность движений

- подготовить учащихся к восприятию движений на середине зала


Танцевальные элементы на середине зала развивают у учащихся выразительность, танцевальность, прививают ощущение характерных особенностей народного танца, на ранее изученных элементах строятся танцевальные комбинации, которые усложняются и принимают этюдные формы.


В этюдных формах внимание педагога должно быть обращено на отработку техники исполнения, национальный колорит, выразительность.


Кроме практических занятий, должны присутствовать беседы об истории, быте и культуре, изучаемой народности. Так же должны быть получены сведенья о костюме, огромное влияние оказывающем на движения, технику и манеру исполнения.



Учеников следует оценивать по следующим критериям:

- методика исполнения

- техника исполнения - эмоциональная выразительность



Контроль учащихся осуществляется в виде контрольных срезов в конце каждого полугодия. Переводные и выпускные экзамены проводятся по учебному плану хореографического отделения школы - комплекс эстетического воспитания.


Учебно-тематический план

класс

тема

количество часов

2кл.

Элементы народно-сценического танца.

8ч.


Упражнения на середине зала.

20ч.


Элементы детского танца «Полька»

20ч.


Русский народный танец.

20ч.

3кл.

Элементы народно-сценического танца.

8ч.


Русский танец.

30ч.


Белорусский танец.

30ч.

4кл.

Элементы народно-сценического танца.

20ч.


Русский народный танец.

28ч.


Белорусский народный танец.

20ч.

5кл.

Элементы народно-сценического танца.

8ч.


Русский танец.

20ч.


Казахский танец.

20ч.


Украинский танец.

20ч.

6кл.

Элементы народно-сценического танца.

8ч.


Русский танец.

20ч.


Казахский танец.

20ч.


Башкирский танец.

20ч.

7кл.

Элементы народно-сценического танца.

8ч.


Русский танец.

20ч.


Казахский танец.

20ч.


Танцы народов Кавказа.

20ч.

8кл.

Элементы народно-сценического танца.

8ч.


Русский танец.

20ч.


Казахский танец.

20ч.


Молдавский танец.

20ч.

9кл.

Элементы народно-сценического танца.

8ч.


Этюд или танцевальная комбинация в характере белорусского народного танца (на выбор педагога).

8ч.


Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца (на выбор педагога).

10ч.


Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца (на выбор педагога)

10ч.


Этюд или танцевальная комбинация в характере украинского народного танца (на выбор педагога).

8ч.


Этюд или танцевальная комбинация в характере татарского народного танца (на выбор педагога).

8ч.


Этюд или танцевальная комбинация в характере грузинского народного танца (на выбор педагога).

8ч.


Этюд или танцевальная комбинация в характере молдавского народного танца (на выбор педагога).

8ч.

Содержание программы


Первый год обучения (2 класс)

В задачу первого года обучения входит знакомство с основными понятиями, позициями ног и положениями рук, положением головы и корпуса во время исполнения движений. Освоение движений на середине зала. Развитие навыков координации движений. Познакомить учащихся с основными движениями детской польки, основами русского танца.

Элементы народно-сценического танца.

Упражнения у станка.

1. Позиции ног:

- 1-я, 2-я, 3-я свободная позиция

- понятие « рабочая и опорная нога»

Упражнения на середине зала. 2. Позиции рук:

- первая позиция рук

- вторая позиция рук

- третья позиция рук (аналогична позициям рук классического танца)

- четвертая позиция рук (руки на поясе)

Элементы детского танца «Полька»:

1.Положения рук:

- подготовительное положение (руки свободно опущены вдоль корпуса)

- положение женское «за юбку»-

положение мужское «за спиной»

2.Положение рук в паре:

- «рука в руке»

- «лодочка»

3. Ходы и движения танца «Полька»:

- галоп

- подскоки в продвижении

- подскоки на месте

- подскоки в повороте

- шаг польки

- «каблучки» (перевод ноги на каблук, полупальцы)

- хлопки и притопы в ритмическом рисунке

- выпады из стороны в сторону

Этюд или танцевальная комбинация в характере танца «Полька».

Русский народный танец.

1. Поклон:

- на месте

- в продвижении

2. Притопы:

- одинарные

- двойные

- тройные

3. Шаги:

- шаг с носка

- шаг с каблука

- переменный шаг с носка

- переменный шаг с каблука

4. Боковые шаги:

- «гармошка»

- «елочка»

5. Бег:

- бег на месте и в продвижении

- бег с остановкой в demi-plie

6. «Ковырялочка»:

- на подскоке

- с двойным притопом

Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.


Второй год обучения (третий класс)

Второй год обучения включает в себя изучение элементов, движений и ходов на середине зала. Составляются несложные танцевальные комбинации на середине зала на основе пройденных движений. Продолжается изучение русского танца. Изучаются элементы и движения белорусского танца.

Элементы народно-сценического танца.

Упражнения у станка:

- подготовка к «веревочке»

- «веревочка»

- полуприсядки (для мальчиков)

Русский народный танец.

1. Позиции рук:

- первая

- вторая

- третья

2. Положения рук:

- первое положение (на поясе, «подбоченившись»)

3. Положения рук в паре:

- «воротца»

- «держась за руки»

4. Притопы:

- « дробь в три ножки» на месте

- « дробь в три ножки» в продвижении

5. Шаги:

- тройной шаг

- тройной шаг с проскальзывающим ударом

6. «Веревочка»:

- «веревочка» с притопом

- «веревочка» в повороте (по точкам)

7. «Ковырялочка»:

- с соскоком (по 1-й прямой позиции)

8. «Моталочка»:

- простая

- накрест

- с соскоком (по 1-й прямой позиции)

9. «Маятник»

- из стороны в сторону

- с выносом ноги на каблук

10. Вращение:

- на полупальцах (шене)

- на беге

Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.

Белорусский народный танец.

1. Позиции рук и положения в парах:

- положение рук в парном танце

- положение рук в массовом танце

2. Ходы и движения на месте:

- основной ход танца «Лявониха»

- боковой ход с подбивкой

- ход назад с отбрасыванием ноги

- подскок с переступанием на месте

- шаг с подскоком

- соскоки по 4-й прямой позиции

3. Присядка:

- присядка с подтягиванием ноги на носок

- присядка с ударом ногой

4. Вращения:

- на тройных соскоках

- полька с вращением

- вращение на подскоке с переступанием на месте

Композиция белорусского танца: «Крыжачок», «Полька-Янка», «Лявониха» (на выбор педагога).


Третий год обучения (четвертый класс)

Третий год обучения предполагает дальнейшее изучение более сложных элементов народно - сценического танца, движения на середине зала, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. На середине зала учащиеся продолжают изучать танцевальные элементы русского, белорусского танцев.

Элементы народно-сценического танца.

Упражнения у станка:

- полуприседания по 1-ой, 2-ой, 3-й позиции

- носок- каблук: с ударом в позицию

- маленькие броски: вперед, в сторону, назад

- круговые движения носком работающей ноги по полу

- «качалка»

- разножка

- присядка с проскальзыванием во 2-ю позицию

Русский танец.

1.Шаги:

- шаркающий ход

- русский хороводный шаг

2. Припадания

- по первой параллельной позиции

- по выворотным позициям

- в повороте

3. Дроби и дробные проходки:

- подготовка к двойной дроби

- двойная дробь на месте и в продвижении

- одинарная дробь

- дробная концовка - «ключ» первого, второго и третьего вида

4.»Ковырялочка»:

- в сочетании с «моталочкой» в повороте

5. «Веревочка»:

- в сочетании с ковырялочкой

- с двойным ударом полупальцами

- с выходом на каблук вперед и в сторону

6. Присядка:

- с выносом ноги на каблук

- с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию

7. Вращение:

- «блинчики»

Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.

Белорусский народный танец.

1. Ходы и движения на месте:

- основное движение из танца «Бульба»

- подскок и переступание на месте из танца «Бульба»

- подскок с тройным переступанием на месте из танца «Бульба»

- полька с поворотом из танца «Полька-Янка»

- шаг с двойным подскоком на опорной ноге

- перескоки из стороны в сторону

- проскальзывание на одной ноге с ударом подушечкой стопы

2. Присядка:

- присядка с подниманием согнутой ноги вперед

Этюд или танцевальная комбинация в характере белорусского народного танца.

Четвертый год обучения (пятый класс)

Четвертый год обучения предполагает дальнейшее изучение более сложных элементов у станка, требующих соответствующей координации. С данного года активнее идет работа над исполнением с руками, добавляются перегибы корпуса. На середине зала учащиеся продолжают изучать танцевальные элементы русского танца. Начинается изучение казахского и украинского народного танцев. Большое внимание уделяется выразительности исполнения.

Элементы народно-сценического танца.

Упражнения у станка:

- demi-hlie, grand- plie

- battement tendu с работой пятки опорной ноги

- battement tendu gete с работой пятки опорной ноги

- каблучные упражнения по направлению «креста»

Русский народный танец. Свердловская область.

1. Основные положения рук:

- положения рук в паре

- положения рук в массовом танце

2.Ходы и движения:

- уральский ход (молоточки одинарные)

- двойные молоточки

- стелющийся шаг

- ход с поворотом стопы

- усложненный ход с поворотом стопы

- переступание с носка на носок

- шаркающий шаг

- сдвоенная дробь с притопом

- боковой шаг с выносом ноги на каблук вперед

3. Присядки:

- присядка с «ковырялочкой»

-присядка-разножка в стороны

Этюд или танцевальная комбинация: «Уральская плясовая», «Уральский лирический» (на выбор педагога).

Казахский народный танец.

.1. Положения рук:

- калып саусак (положение пальцев) «кызгалдак – цветок тюльпана

- калып «кошкар муйиз» - бараньи рога

- калып «тажим»- положение рук во время женского поклона

- калып «салем» - положение рук при мужском поклоне

- калып «балдак» - положение мужских рук на кушаке

- калып «белдеме» - положение мужских и женских рук лежащих на талии

2. Основные движения рук:

- повороты кисти «к себе» и «от себя»

- «оймак» - «наперсток» - кругообразные движения женских рук

- «билезик ойнату» - одновременное круговращение соединенных в запястьях женских рук

3.Основные ходы казахского народного танца:

- переменный ход

- боковой ход с выносом ноги на носок или каблук

4. Основные движения:

- «кемпиркосак» - радуга (жен.)

- «акселеу» - «колыхание ковыля» (жен.)

- «окшелеу» - движение на пятках, каблуках с продвижением (муж.)

Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.

Украинский народный танец.

1. Позиции и положения рук в украинском женском и мужском танце:

- комбинированные положения

- расположение танцующих и положения рук в парных и массовых танцах

2. Основные ходы и движения:

- «бигунец»

- «тынок»

- украинский медленный женский ход- «дорижка»

- «дорижка плетена»

- «веревочка» на легком подскоке

- «выхилястник»

- «выхилястник с угинанием»

- «упадание»

- «голубец»

3. Мужские силовые движения:

- большой «тынок»

- растяжка в воздухе

- «ползунок»

- «метелочка»

- «метелица»

- «подсечка»

4. Вращения:

- «голубцы» в повороте

- «обертас»

Этюд или танцевальная комбинация в характере украинского народного танца.

Пятый год обучения (шестой класс)

Изучение новых движений у станка и на середине зала. Увеличение элементов парного танца, развитие навыков общения с партнером. Продолжается изучение элементов русского и казахского танцев. Начинается изучение танцев народов Поволжья. В группу народов Поволжья входят: башкирский, калмыцкий, марийский, мордовский, татарский, чувашский народные танцы (по выбору педагога). Танцы данных народностей отличаются сложной техникой исполнения и координации рук и ног.

Элементы народно сценического танца.

Упражнения у станка:

- rond de pied

- flik-flak

- battement developpe

- grand battement gete

Русский народный танец. Волгоградская область.

1. Основные положения рук в танцах волгоградской области:

- положения рук в паре

- положения рук в массовых танцах

2. Основные ходы и движения в танцах волгоградской области:

- па-де-баск

- акцентированный шаг с притопом

- шаг с вращением ноги

- шаг с отбросом юбки

- шаг с каблука и соскок в первую параллельную позицию

- соскок по второй выворотной позиции с притопом

- соскоки по первой параллельной позиции с открыванием ноги вперед

- переступание с ударом всей стопой

- удары каблуками

- прыжок с поджатыми ногами

- прыжок с поджатыми ногами и ударами по ним руками

- быстрое переступание с соскоком с каблука на всю ступню

- хлопушка с соскоком

3. Присядки:

- присядка с прыжком вверх

-присядка с опусканием на колени

Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.

Казахский народный танец.

1. Положения рук:

- калып «жогары-томен»- положение параллельно согнутых рук (муж)

- калып «акку арай»- положение женских рук «лебединые крылья» (жен.)

- калып «каз кескини»- «силуэт гуся» (жен.)

- калып «кыз кылыгы» - положение в массовых женских танцах (на плечо)

2. Движения рук:

- «кол ойнату»- кругообразное движение рук женщины вокруг лица (жен)

- «саусак тербелту»- колыхание кистей женских рук: вертикальное и боковое (жен)

- «беташар»- скромность (жен)

- «косжылан»- «две змейки» (жен)

- «мурт сипау»- «разглаживание усов» (муж)

- «шаршы кол»- движение рук в положении квадратом (муж)

- «шыгыр»- кругообразные движения мужских рук

3. Основные ходы и движения казахского танца:

- «шапшан кадам»- «проворный шаг» (муж)

- «желдерме»- «ход рысью» (муж)

- «шабыс»- «скачка на коне» (муж)

- «тепен жорга»- «иноходь»(муж)

- «кустандай»- мелкий боковой ход (жен)

- мелкий боковой ход с вращением (жен)

- женский плетеный ход (жен)

- широкий боковой ход (жен)

- «шалкыма»- перегиб корпуса назад (жен)

- «толкын»- «волна»

Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.

Танцы народов Поволжья. Башкирский танец.

1. Положения рук в сольном и парном танце:

- переводы рук

- позы в башкирском парном танце

2. Основные ходы и движения:

- переменный ход (жен)

- дробный ход (жен)

- выстукивание (жен)

- ход назад с ударом пятки об пол (жен)

- боковой ход (жен)

- простая дробь (жен)

- боковое переступание (жен)

- переменный шаг с трилистником (жен)

- припадание назад (жен)

- «веретено» (жен)

- вибрация кистями (жен)

- притопы (муж)

- каблучные ходы (муж)

- прыжки на месте с ударами ребер ступней друг о друга в воздухе (муж)

- невысокие прыжки с подбивкой пятки одной ноги носком другой (муж)

- повороты с прыжками на одной ноге (муж)

- «уксябаш» (муж)

- удар каблуками (муж)

- дробь с притопом (муж)

- ход с подбивкой (муж)

- ход с притопом пятки (муж)

- «качалка» (муж)

-башкирская «веревочка» (муж)

Этюд или танцевальная комбинация в характере башкирского народного танца.


Шестой год обучения (седьмой класс)

Задачей является не только правильно выполнять элементы народно-сценического танца, но и выражать содержание, передавать национальный характер. Сообразно с этим педагог, добиваясь точности и четкости в выполнении каждого движения и стремясь повысить техническую сторону танца, должен также требовать от учащихся понимание стиля, характера исполнения каждого танца, приучать на занятиях, выполнять движения не просто технически, а эмоционально. Изучаются новые движения у станка. Продолжается изучение русского и казахского танца. Начинается изучение учащимися танцев народов Кавказа, Узбекистана. К концу учебного года составляются развернутые комбинации у станка и на середине зала.

Элементы народно-сценического танца.

Упражнения у станка:

- demi-plie, grand-plie по прямым и параллельным позициям (мягкая, резкая форма)

- большие каблучные упражнения

- низкие развороты бедра

- grand-battement gete c tombe с одинарным и двойным ударом

Русский народный танец. Кубанский край.

1. Основные положения рук:

- положение рук в парных танцах

- положения рук в массовых танцах

2. Основные ходы и движения:

- шаг на полупальцах

- боковой ход накрест

- сдвоенная дробь с переступанием и перескоком

- сдвоенная дробь с выносом ноги и подъемом на полупальцы

- скользящие броски на 45%

- кубанский ход с дробью

- кубанская гасма

- гасма с рондом

- глиссад с открыванием ноги в сторону

Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.

Казахский народный танец.

1. Движения рук:

- «камыр илеу» - «раскатывание теста» (жен)

- « буын билету» - поочередные сгибы всех суставов (жен)

- «жун туту» - «собирать шерсть» (жен)

2. Ходы и движения: (жен)

- «аккайын» - «белая береза» (жен)

- «дулей» - «вьюжные закручивания» (жен)

- «буркасын» - «полет метели» (жен)

- «сандену» - «охорашивание» (жен)

- «сыланкагу» - «изящные хлопки» (жен)

- «былкылдак» - изящные шаги с поворотом (жен)

- «аксандау» - перескоки из стороны в сторону (муж)

- «малдас» - «качалка» (муж)

- «монкыме» - прыжки со сжатыми коленями (муж)

- «йырым» - вращение путем переступаний (муж)

- «ыткымалы айналма» - вращение с прыжком (муж)

Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.

Танцы народов Кавказа. Грузинский народный танец.

1. Основные позиции рук:

- положения рук в женском грузинском танце

- положения рук в мужском грузинском танце

- движения рук

2. Основные движения:

- ход на месте «свла»

- ходы из танца «Картули»

- «укусвла» - ход в три удара на полупальцах

- усложненный мужской ход

- горские ходы

- повороты на коленях

- опускание на колено

- «ртула» - усложненный мужской ход

- мужской ход «сада мухлури»

- «мухлури зехтомит» - с прыжком после каждого шага

- мужской ход вперед, одна нога накрест другой

- «гасма»: 1-й вид «сада сриала» - скользящая

2-й вид куслура» - с выдвижением ноги на пятку

3-й вид «сарули» - с выдвижением ноги на носок

4-й вид «гведрула» - с боковым движением

5-й вид «магалчакрули» - с высоким ударом

Этюд или танцевальная комбинация в характере грузинского народного танца.

Узбекский танец.

1. Положения рук:

- положения рук в женском танце

-положения рук в мужском танце

2. Движения рук:

- сбрасывание и отгибание кистей рук- четкие и короткие переводы рук

- «титратма»- трепет

- «сдувание»- (жен)

- «срывание яблок» - (жен)

- «прищелкивание» - (жен)

3. Основные ходы и движения:

- ход с одной ноги

- «гюль-оин»- (жен)

«ерга»- боковой ход с каблука

- боковой женский ход с переступанием

- «чарх»- вращение исполнителя путем переступания с ноги на ногу

- «шох» - поворот с последующим поклоном

- «хорземский ключ»

- ход назад

- ход с вынесением ноги на каблук

Этюд или танцевальная комбинация в характере узбекского народного танца.

Седьмой год обучения (восьмой класс)

Упражнения, как у станка, так и на «середине» видоизменяются сообразно с новыми разделами программы, убыстряется темп их выполнения, этюды становятся более сложными. Продолжается изучение русского и казахского танцев. Начинается изучение молдавского танца.

Элементы народно-сценического танца.

1. Упражнения у станка:

- demi-plie, grand-plie по параллельным позициям с заворотом и разворотом колен перевод осуществляется через каблуки и полупальцы

- balancoiar с работой пятки опорной ноги

- grand- battement gete c tombe e balancoiar

Русский народный танец. «Перепляс»

1. Движения с хлопушками:

- тройная хлопушка с притопом

- хлопушка по голенищу сапога выдвинутой ноги вперед

- хлопушка по ноге поднятой назад

- поворот с хлопушками

- хлопки и хлопушки в чередовании с шагами

- хлопушки по голенищам скрещенных ног

- перескоки с хлопушками

- «ключ» с хлопушкой

2. Присядки:

- присядка с выбрасыванием ноги вперед

- присядка с вскакиванием на носки и перескоком на каблуки

- «волчок» - вращение на одной ноге

3. Крутки и вращения:

(увеличивается скорость вращения)

- крутка на беговых шагах

- «ковырялочка» с «моталочкой» в повороте

- «блинчики»

- переступание на каблуки и прыжок с поджатыми ногами в повороте

Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.

Казахский народный танец.

1. Движения казахского танца:

- «сырма» - «поземка, поземица» (муж)

- «команду» - «полет орла» (муж)

- «сал» - «щеголь» (муж)

- «туземен журу» - шаги на коленях (муж)

- «тизе алмастыру» - переходы с колена на колено в повороте (муж)

- «казакша вальс» - ход казахским вальсом, вальсовый поворот (жен)

- «команду» - «лебединый полет» (жен)

- «кербез кайтарма» - «изысканные движения»

Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.

Молдавский танец.

1. Позиции рук:

- расположение танцующих и положения рук в паре

2. Ходы и движения на месте:

- бег с одной ноги

- бег с одной ноги и прыжок по 1-й прямой позиции

- боковой ход

- перескоки, поочередно сбивая одной ногой другую

- небольшие перескоки с переступаниями

- перескоки с двух ног на одну и с одной на две

- «переплетающаяся дорижка»

- плавный боковой ход с одной ноги

- «молдавеняска» 1-й вид

- «молдавеняска» 2-й вид

- выпад одной ноги накрест другой с переступаниями

- круговое движение ногой

- комбинированный ход

- шаги с каблука с переменой мест

- парные переходы

- перескоки с ударами по 1-й прямой позиции

Этюд или танцевальная комбинация в характере молдавского народного танца.


Восьмой год обучения (девятый класс)

Целью данного года является добиться у учащихся сочетание высокого методичного исполнения и эмоциональной выразительности, народного колорита.

Выпускной экзамен должен быть выстроен: экзерсис у станка, развернутые этюды и танцевальные номера. Задача педагога выстроить урок так, чтобы максимальное количество народностей было показано на экзаменационном уроке.

Экзерсис у станка:

1. Demi-plie, grand-plie мягкая и резкая форма (усложнение техники исполнения)

2. Battement tendu ( усложнение техники исполнения)

.3 Battement tendu gete (усложнение техники исполнения)

4. Rond de jamb par terre – круговые скольжения по полу

(усложнение техники исполнения)

5. Каблучные упражнения маленькие и большие (усложнение техники исполнения)

6. Flik-flak (усложнение техники исполнения)

7. Выстукивающие упражнения (усложнение техники исполнения)

8. «Веревочка» (усложнение техники исполнения)

9. Низкие и высокие развороты бедра (усложнение техники исполнения)

10.Grand-battement getе (усложнение техники исполнения)

Этюды и комбинации на середине зала:


1. Этюд или большая комбинация в характере белорусского танца.

(«Лявониха», «Крыжачок», «Полька-Янка», «Юрочка», «Бульба», «Лянок» и др.)

На выбор педагога.


2. Этюд или большая комбинация в характере русского танца.

(«Русский хоровод», «Перепляс», «Шестера», «Байновская кадриль», «На горе калина», «Барыня», «Я посею лебеду» и др.)

На выбор педагога.


3. Этюд или большая комбинация в характере казахского танца.

(«Каз-катар», «Былкыдак», «Кара жорга», «Тептенок», «Утыс би», «Айжанкыз» и др.)

На выбор педагога.

4. Этюд или большая комбинация в характере украинского танца.

(«Метелица», «Гопак», «Бульба», «Казачок», «Коломийка» и др.)

На выбор педагога.

5. Этюд или большая комбинация в характере танцев народов Поволжья.

В группу народов Поволжья входят: башкирский, калмыцкий, марийский, мордовский, татарский, чувашский народный танец. На выбор педагога.


6. Этюд или большая комбинация в характере грузинского танца.

(«Картрули», «Хоруми», «Ханджлури», «Самая» и др.)

На выбор педагога.


.7. Этюд или большая комбинация в характере молдавского танца.

(«Букурия», «Марица», «Хора», «Оляндра», «Молдавеняска» и др.)

На выбор педагога

Список используемой литературы: «Казахские народные танцы» Д.Абиров, А. Исмаилов; «Танцы народов России» В.Рябушева, Л. Степанова, М. Годенко, С.Соловина, А.Калимуллина, В.Нигоф, Л.Соколова; «Народно-сценический танец» Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры. К.Зацепина, А.Климов, К.Рихтер; «О русской пляске» В.П. Ивинг; «Школа казахского танца» Ш. Жиенкулова; «Народный танец» Т. Ткаченко. : : .

24




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа по народно-сценическому танцу.

Автор: Герасимова Светлана Александровна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства