Программа по народно-сценическому танцу для специализированных классов с углубленным изучением предметов эстетического цикла специализации "Хореографическое искусство" (2-9 класс).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
с углубленным изучением предметов эстетического цикла
специализации «Хореографическое искусство»
(2 - 9 класс)
г. Петропавловск
2010г.
Программа по народно-сценическому танцу разработана на основе инновационной технологии модульно-блочного обучения танцевальной лексике с учетом физических и возрастных ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. Технология, основанная на психолого-педагогической теории планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений, и умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, предлагает поэтапную выработку навыков танцевального мастерства. Применение модульно-блочной системы в обучении танцевальной лексике дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им быстро овладеть навыками народно-сценического танца, изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством. Язык танца, его лексика очень актуальна, характер мысли, материализуемой с помощью танца, зависит от количественного и главное качественных показателей лексического материала. Поэтапная модульно-блочная система развития и закрепления навыков танцевального мастерства ребенка - это обучение лексике танца от ее простых форм к более сложным формам. Цель данной системы - выработка двигательного навыка исполнения отдельных модулей и их дальнейшая сборка в блоки. Блок в течение времени учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется надолго. Поэтапная модульно-блочная система развития навыков танцевального мастерства – широкое поле деятельности для учителя, что позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству.
В программу по народно-сценическому танцу включены народности, проживающие на территории Республики Казахстан. Разнообразие программы позволяет учащимся познакомиться с национальным колоритом, проживающих на территории народностей, культурой и обрядами, традициями, особенностям национального костюма, который имел не маловажную роль на развитие танцевальной лексики того или иного региона. В программе заложен не только обучающий, но еще и воспитательный аспект, который позволяет привить ребенку уважение к традициям и обычаям другого народа. Программа сочетает в себе движения и ходы русского танца, от медленных, плавных хороводных до лихих переплясов. Казахский народный танец с его своеобразной манерой, его удивительной певучестью и непрерывностью движений. Сложный узор и веселый нрав белорусского танца, яркие тона и стремительный ритм молдавского танца, задорную веселость и мягкий юмор украинского танца, скромный и застенчивый, но в то же время задорный узбекский танец, самобытность башкирского танца, воинственный характер грузинского танца. Программа позволяет найти творческий подход и не устанавливает жестких рамок, дает возможность реализации педагогу хореографу как постановщику и сочинителю танцевальных комбинаций и этюдов, а ребенку развить эмоциональность и выразительность, воображение и активное творческое мышление, привить эстетический вкус и воспитать через музыку духовно. Программа рассчитана на 8-летний курс обучения народному танцу с 2-го по 9-й класс и построена по принципу – «от простого к сложному». В программе представлены отдельные модули (движения), которые составляют лексику танца. Из урока в урок идет обучение элементам, складывающимся в рисунок народного танца. За счет многократного повторения в различных вариантах и комбинациях эта модель обучения ведет к закреплению навыков. В дальнейшем модули собираются в блоки, а блоки подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, - в систему (танец). В программе предусмотрены отдельные часы на постановку танца, либо на танцевальные этюды (на усмотрение педагога), что позволяет творчески раскрыться ребенку и педагогу хореографу и применять их в учебных, концертных и танцевальных номерах. Распределение изучаемого материала выстроено с учетом возрастных и физических особенностей учащихся, их двигательной активности, что способствует гармоничному развитию всего тела учащегося, воспитывает навык правильной осанки, воспитанию опорно-двигательного аппарата, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно - сосудистой системы. (Коллективная работа и работа по группам позволит преподавателю хореографу создать у учащихся атмосферу соревнования и добиться лучших результатов). Пояснительная записка
Программа по народно-сценическому танцу характеризуется систематическим и планомерным изучением разнохарактерных национальностей, что является расширением диапазона технических возможностей учащихся. Способствует совершенствованию координации движений, укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют при исполнении классического танца.
Цель: 1. Всестороннее и гармоничное развитие личности.
2. Воспитать у учащихся танцевальность, выразительность, широту и свободу движений. 3. Развить эстетический вкус учащихся, воображение, активное творческое мышление. 4. Подготовить для поступления в специализированные учебные заведения.
Задача: 1. Изучение танцев разных народов в их полном характере и манере исполнения.
2. Познакомить с особенностями национальных культур, эмоциональным и национальным колоритом народного танца, развитие исполнительского мастерства. 3. Научить работе над танцевальным образом.
Программа по народно-сценическому танцу рассчитана на восьмилетний курс обучения с 2-го по 9-й класс. Программа определяет объем материала в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся. Количество учебных часов в неделю определяет учебный план хореографического отделения.
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
2 часа (в неделю)
2 часа (в неделю)
2 часа (в неделю)
2 часа (в неделю)
2 часа (в неделю)
2 часа (в неделю)
2 часа (в неделю)
2 часа (в неделю)
По своему развитию и физическим особенностям учащиеся делятся на три возрастные группы: младшую, среднюю и старшую. В младшую входят учащиеся со второго по четвертый класс. Эта группа характеризуется большой подвижностью, слабой концентрацией внимания, не достаточной координацией рук и ног.
Для привития интереса к народно-сценическому танцу и выработки стабильной мотивации к предмету рекомендуется с первого года обучения использовать элементы детского танца, элементы танца «Полька». Обязательно введение игровых моментов, приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии: для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д.
Постепенно вводятся основы русского танца, белорусский танец. Задачей данного курса является знакомство с основными понятиями, освоение движений на середине зала, развитие навыков координации движений.
В среднюю группу входят учащиеся с пятого по седьмой класс. Эта группа характеризуется как физически подготовленная к более сложным нагрузкам, с хорошей координацией рук и ног, с развитым двигательным аппаратом. Учащиеся этой группы продолжают изучение русского танца, он усложняется и принимает танцевальные формы. Начинается изучение основ казахского народного танца, вводится украинский, башкирский и грузинский народный танец. Задачей данного курса является изучение танцевальных комбинаций, основанных на ранее изученных движениях, усложнение техники и манеры исполнения. Изучение более сложных элементов народно-сценического танца у станка, элементов парного танца, развитие навыков общения с партнером. Танцы данной группы отличаются сложной техникой исполнения и координацией.
В старшую группу входят учащиеся с восьмого по девятый класс. Целью данного курса является добиться у учащихся сочетание высокого методичного исполнения и эмоциональной выразительности. Продолжается усложнение русского, казахского, украинского и татарского танцев. Добавляется технически сложный молдавский и узбекский танец. Задача педагога выстроить урок так, чтобы максимальное количество народностей было показано на экзаменационном уроке.
Преподавание предмета состоит из трех разделов: - элементы народно-сценического танца
- танцевальные ходы и движения на середине зала
- танцевальные комбинации и этюдные формы
Элементы народно-сценического танца у станка преследуют следующие цели:
- развить двигательный аппарат учащихся, подвижность суставов, укрепление и эластичность мышц
- повысить техническую сторону танца, выработать силу, гибкость корпуса, мягкость и точность движений
- подготовить учащихся к восприятию движений на середине зала
Танцевальные элементы на середине заларазвивают у учащихся выразительность, танцевальность, прививают ощущение характерных особенностей народного танца, на ранее изученных элементах строятся танцевальные комбинации, которые усложняются и принимают этюдные формы.
В этюдных формах внимание педагога должно быть обращено на отработку техники исполнения, национальный колорит, выразительность.
Кроме практических занятий, должны присутствовать беседы об истории, быте и культуре, изучаемой народности. Так же должны быть получены сведенья о костюме, огромное влияние оказывающем на движения, технику и манеру исполнения.
Учеников следует оценивать по следующим критериям:
- методика исполнения
- техника исполнения - эмоциональная выразительность
Контроль учащихся осуществляется в виде контрольных срезов в конце каждого полугодия. Переводные и выпускные экзамены проводятся по учебному плану хореографического отделения школы - комплекс эстетического воспитания.
Учебно-тематический план
класс
тема
количество часов
2кл.
Элементы народно-сценического танца.
8ч.
Упражнения на середине зала.
20ч.
Элементы детского танца «Полька»
20ч.
Русский народный танец.
20ч.
3кл.
Элементы народно-сценического танца.
8ч.
Русский танец.
30ч.
Белорусский танец.
30ч.
4кл.
Элементы народно-сценического танца.
20ч.
Русский народный танец.
28ч.
Белорусский народный танец.
20ч.
5кл.
Элементы народно-сценического танца.
8ч.
Русский танец.
20ч.
Казахский танец.
20ч.
Украинский танец.
20ч.
6кл.
Элементы народно-сценического танца.
8ч.
Русский танец.
20ч.
Казахский танец.
20ч.
Башкирский танец.
20ч.
7кл.
Элементы народно-сценического танца.
8ч.
Русский танец.
20ч.
Казахский танец.
20ч.
Танцы народов Кавказа.
20ч.
8кл.
Элементы народно-сценического танца.
8ч.
Русский танец.
20ч.
Казахский танец.
20ч.
Молдавский танец.
20ч.
9кл.
Элементы народно-сценического танца.
8ч.
Этюд или танцевальная комбинация в характере белорусского народного танца (на выбор педагога).
8ч.
Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца (на выбор педагога).
10ч.
Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца (на выбор педагога)
10ч.
Этюд или танцевальная комбинация в характере украинского народного танца (на выбор педагога).
8ч.
Этюд или танцевальная комбинация в характере татарского народного танца (на выбор педагога).
8ч.
Этюд или танцевальная комбинация в характере грузинского народного танца (на выбор педагога).
8ч.
Этюд или танцевальная комбинация в характере молдавского народного танца (на выбор педагога).
8ч.
Содержание программы
Первый год обучения (2 класс)
В задачу первого года обучения входит знакомство с основными понятиями, позициями ног и положениями рук, положением головы и корпуса во время исполнения движений. Освоение движений на середине зала. Развитие навыков координации движений. Познакомить учащихся с основными движениями детской польки, основами русского танца.
Элементы народно-сценического танца.
Упражнения у станка.
1. Позиции ног:
- 1-я, 2-я, 3-я свободная позиция
- понятие « рабочая и опорная нога»
Упражнения на середине зала. 2. Позиции рук:
- первая позиция рук
- вторая позиция рук
- третья позиция рук (аналогична позициям рук классического танца)
- четвертая позиция рук (руки на поясе)
Элементы детского танца «Полька»:
1.Положения рук:
- подготовительное положение (руки свободно опущены вдоль корпуса)
- положение женское «за юбку»-
положение мужское «за спиной»
2.Положение рук в паре:
- «рука в руке»
- «лодочка»
3. Ходы и движения танца «Полька»:
- галоп
- подскоки в продвижении
- подскоки на месте
- подскоки в повороте
- шаг польки
- «каблучки» (перевод ноги на каблук, полупальцы)
- хлопки и притопы в ритмическом рисунке
- выпады из стороны в сторону
Этюд или танцевальная комбинация в характере танца «Полька».
Русский народный танец.
1. Поклон:
- на месте
- в продвижении
2. Притопы:
- одинарные
- двойные
- тройные
3. Шаги:
- шаг с носка
- шаг с каблука
- переменный шаг с носка
- переменный шаг с каблука
4. Боковые шаги:
- «гармошка»
- «елочка»
5. Бег:
- бег на месте и в продвижении
- бег с остановкой в demi-plie
6. «Ковырялочка»:
- на подскоке
- с двойным притопом
Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.
Второй год обучения (третий класс)
Второй год обучения включает в себя изучение элементов, движений и ходов на середине зала. Составляются несложные танцевальные комбинации на середине зала на основе пройденных движений. Продолжается изучение русского танца. Изучаются элементы и движения белорусского танца.
Элементы народно-сценического танца.
Упражнения у станка:
- подготовка к «веревочке»
- «веревочка»
- полуприсядки (для мальчиков)
Русский народный танец.
1. Позиции рук:
- первая
- вторая
- третья
2. Положения рук:
- первое положение (на поясе, «подбоченившись»)
3. Положения рук в паре:
- «воротца»
- «держась за руки»
4. Притопы:
- « дробь в три ножки» на месте
- « дробь в три ножки» в продвижении
5. Шаги:
- тройной шаг
- тройной шаг с проскальзывающим ударом
6. «Веревочка»:
- «веревочка» с притопом
- «веревочка» в повороте (по точкам)
7. «Ковырялочка»:
- с соскоком (по 1-й прямой позиции)
8. «Моталочка»:
- простая
- накрест
- с соскоком (по 1-й прямой позиции)
9. «Маятник»
- из стороны в сторону
- с выносом ноги на каблук
10. Вращение:
- на полупальцах (шене)
- на беге
Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.
Белорусский народный танец.
1. Позиции рук и положения в парах:
- положение рук в парном танце
- положение рук в массовом танце
2. Ходы и движения на месте:
- основной ход танца «Лявониха»
- боковой ход с подбивкой
- ход назад с отбрасыванием ноги
- подскок с переступанием на месте
- шаг с подскоком
- соскоки по 4-й прямой позиции
3. Присядка:
- присядка с подтягиванием ноги на носок
- присядка с ударом ногой
4. Вращения:
- на тройных соскоках
- полька с вращением
- вращение на подскоке с переступанием на месте
Композиция белорусского танца: «Крыжачок», «Полька-Янка», «Лявониха» (на выбор педагога).
Третий год обучения (четвертый класс)
Третий год обучения предполагает дальнейшее изучение более сложных элементов народно - сценического танца, движения на середине зала, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. На середине зала учащиеся продолжают изучать танцевальные элементы русского, белорусского танцев.
Элементы народно-сценического танца.
Упражнения у станка:
- полуприседания по 1-ой, 2-ой, 3-й позиции
- носок- каблук: с ударом в позицию
- маленькие броски: вперед, в сторону, назад
- круговые движения носком работающей ноги по полу
- «качалка»
- разножка
- присядка с проскальзыванием во 2-ю позицию
Русский танец.
1.Шаги:
- шаркающий ход
- русский хороводный шаг
2. Припадания
- по первой параллельной позиции
- по выворотным позициям
- в повороте
3. Дроби и дробные проходки:
- подготовка к двойной дроби
- двойная дробь на месте и в продвижении
- одинарная дробь
- дробная концовка - «ключ» первого, второго и третьего вида
4.»Ковырялочка»:
- в сочетании с «моталочкой» в повороте
5. «Веревочка»:
- в сочетании с ковырялочкой
- с двойным ударом полупальцами
- с выходом на каблук вперед и в сторону
6. Присядка:
- с выносом ноги на каблук
- с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию
7. Вращение:
- «блинчики»
Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.
Белорусский народный танец.
1. Ходы и движения на месте:
- основное движение из танца «Бульба»
- подскок и переступание на месте из танца «Бульба»
- подскок с тройным переступанием на месте из танца «Бульба»
- полька с поворотом из танца «Полька-Янка»
- шаг с двойным подскоком на опорной ноге
- перескоки из стороны в сторону
- проскальзывание на одной ноге с ударом подушечкой стопы
2. Присядка:
- присядка с подниманием согнутой ноги вперед
Этюд или танцевальная комбинация в характере белорусского народного танца.
Четвертый год обучения (пятый класс)
Четвертый год обучения предполагает дальнейшее изучение более сложных элементов у станка, требующих соответствующей координации. С данного года активнее идет работа над исполнением с руками, добавляются перегибы корпуса. На середине зала учащиеся продолжают изучать танцевальные элементы русского танца. Начинается изучение казахского и украинского народного танцев. Большое внимание уделяется выразительности исполнения.
Элементы народно-сценического танца.
Упражнения у станка:
- demi-hlie, grand- plie
- battement tendu с работой пятки опорной ноги
- battement tendu gete с работой пятки опорной ноги
- каблучные упражнения по направлению «креста»
Русский народный танец. Свердловская область.
1. Основные положения рук:
- положения рук в паре
- положения рук в массовом танце
2.Ходы и движения:
- уральский ход (молоточки одинарные)
- двойные молоточки
- стелющийся шаг
- ход с поворотом стопы
- усложненный ход с поворотом стопы
- переступание с носка на носок
- шаркающий шаг
- сдвоенная дробь с притопом
- боковой шаг с выносом ноги на каблук вперед
3. Присядки:
- присядка с «ковырялочкой»
-присядка-разножка в стороны
Этюд или танцевальная комбинация: «Уральская плясовая», «Уральский лирический» (на выбор педагога).
Казахский народный танец.
.1. Положения рук:
- калып саусак (положение пальцев) «кызгалдак – цветок тюльпана
- калып «кошкар муйиз» - бараньи рога
- калып «тажим»- положение рук во время женского поклона
- калып «салем» - положение рук при мужском поклоне
- калып «балдак» - положение мужских рук на кушаке
- калып «белдеме» - положение мужских и женских рук лежащих на талии
2. Основные движения рук:
- повороты кисти «к себе» и «от себя»
- «оймак» - «наперсток» - кругообразные движения женских рук
- «билезик ойнату» - одновременное круговращение соединенных в запястьях женских рук
3.Основные ходы казахского народного танца:
- переменный ход
- боковой ход с выносом ноги на носок или каблук
4. Основные движения:
- «кемпиркосак» - радуга (жен.)
- «акселеу» - «колыхание ковыля» (жен.)
- «окшелеу» - движение на пятках, каблуках с продвижением (муж.)
Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.
Украинский народный танец.
1. Позиции и положения рук в украинском женском и мужском танце:
- комбинированные положения
- расположение танцующих и положения рук в парных и массовых танцах
2. Основные ходы и движения:
- «бигунец»
- «тынок»
- украинский медленный женский ход- «дорижка»
- «дорижка плетена»
- «веревочка» на легком подскоке
- «выхилястник»
- «выхилястник с угинанием»
- «упадание»
- «голубец»
3. Мужские силовые движения:
- большой «тынок»
- растяжка в воздухе
- «ползунок»
- «метелочка»
- «метелица»
- «подсечка»
4. Вращения:
- «голубцы» в повороте
- «обертас»
Этюд или танцевальная комбинация в характере украинского народного танца.
Пятый год обучения (шестой класс)
Изучение новых движений у станка и на середине зала. Увеличение элементов парного танца, развитие навыков общения с партнером. Продолжается изучение элементов русского и казахского танцев. Начинается изучение танцев народов Поволжья. В группу народов Поволжья входят: башкирский, калмыцкий, марийский, мордовский, татарский, чувашский народные танцы (по выбору педагога). Танцы данных народностей отличаются сложной техникой исполнения и координации рук и ног.
Элементы народно сценического танца.
Упражнения у станка:
- rond de pied
- flik-flak
- battement developpe
- grand battement gete
Русский народный танец. Волгоградская область.
1. Основные положения рук в танцах волгоградской области:
- положения рук в паре
- положения рук в массовых танцах
2. Основные ходы и движения в танцах волгоградской области:
- па-де-баск
- акцентированный шаг с притопом
- шаг с вращением ноги
- шаг с отбросом юбки
- шаг с каблука и соскок в первую параллельную позицию
- соскок по второй выворотной позиции с притопом
- соскоки по первой параллельной позиции с открыванием ноги вперед
- переступание с ударом всей стопой
- удары каблуками
- прыжок с поджатыми ногами
- прыжок с поджатыми ногами и ударами по ним руками
- быстрое переступание с соскоком с каблука на всю ступню
- хлопушка с соскоком
3. Присядки:
- присядка с прыжком вверх
-присядка с опусканием на колени
Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.
Казахский народный танец.
1. Положения рук:
- калып «жогары-томен»- положение параллельно согнутых рук (муж)
- калып «акку арай»- положение женских рук «лебединые крылья» (жен.)
- калып «каз кескини»- «силуэт гуся» (жен.)
- калып «кыз кылыгы» - положение в массовых женских танцах (на плечо)
2. Движения рук:
- «кол ойнату»- кругообразное движение рук женщины вокруг лица (жен)
- «шаршы кол»- движение рук в положении квадратом (муж)
- «шыгыр»- кругообразные движения мужских рук
3. Основные ходы и движения казахского танца:
- «шапшан кадам»- «проворный шаг» (муж)
- «желдерме»- «ход рысью» (муж)
- «шабыс»- «скачка на коне» (муж)
- «тепен жорга»- «иноходь»(муж)
- «кустандай»- мелкий боковой ход (жен)
- мелкий боковой ход с вращением (жен)
- женский плетеный ход (жен)
- широкий боковой ход (жен)
- «шалкыма»- перегиб корпуса назад (жен)
- «толкын»- «волна»
Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.
Танцы народов Поволжья. Башкирский танец.
1. Положения рук в сольном и парном танце:
- переводы рук
- позы в башкирском парном танце
2. Основные ходы и движения:
- переменный ход (жен)
- дробный ход (жен)
- выстукивание (жен)
- ход назад с ударом пятки об пол (жен)
- боковой ход (жен)
- простая дробь (жен)
- боковое переступание (жен)
- переменный шаг с трилистником (жен)
- припадание назад (жен)
- «веретено» (жен)
- вибрация кистями (жен)
- притопы (муж)
- каблучные ходы (муж)
- прыжки на месте с ударами ребер ступней друг о друга в воздухе (муж)
- невысокие прыжки с подбивкой пятки одной ноги носком другой (муж)
- повороты с прыжками на одной ноге (муж)
- «уксябаш» (муж)
- удар каблуками (муж)
- дробь с притопом (муж)
- ход с подбивкой (муж)
- ход с притопом пятки (муж)
- «качалка» (муж)
-башкирская «веревочка» (муж)
Этюд или танцевальная комбинация в характере башкирского народного танца.
Шестой год обучения (седьмой класс)
Задачей является не только правильно выполнять элементы народно-сценического танца, но и выражать содержание, передавать национальный характер. Сообразно с этим педагог, добиваясь точности и четкости в выполнении каждого движения и стремясь повысить техническую сторону танца, должен также требовать от учащихся понимание стиля, характера исполнения каждого танца, приучать на занятиях, выполнять движения не просто технически, а эмоционально. Изучаются новые движения у станка. Продолжается изучение русского и казахского танца. Начинается изучение учащимися танцев народов Кавказа, Узбекистана. К концу учебного года составляются развернутые комбинации у станка и на середине зала.
Элементы народно-сценического танца.
Упражнения у станка:
- demi-plie, grand-plie по прямым и параллельным позициям (мягкая, резкая форма)
- большие каблучные упражнения
- низкие развороты бедра
- grand-battement gete c tombe с одинарным и двойным ударом
Русский народный танец. Кубанский край.
1. Основные положения рук:
- положение рук в парных танцах
- положения рук в массовых танцах
2. Основные ходы и движения:
- шаг на полупальцах
- боковой ход накрест
- сдвоенная дробь с переступанием и перескоком
- сдвоенная дробь с выносом ноги и подъемом на полупальцы
- скользящие броски на 45%
- кубанский ход с дробью
- кубанская гасма
- гасма с рондом
- глиссад с открыванием ноги в сторону
Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.
Казахский народный танец.
1. Движения рук:
- «камыр илеу» - «раскатывание теста» (жен)
- « буын билету» - поочередные сгибы всех суставов (жен)
- «жун туту» - «собирать шерсть» (жен)
2. Ходы и движения: (жен)
- «аккайын» - «белая береза» (жен)
- «дулей» - «вьюжные закручивания» (жен)
- «буркасын» - «полет метели» (жен)
- «сандену» - «охорашивание» (жен)
- «сыланкагу» - «изящные хлопки» (жен)
- «былкылдак» - изящные шаги с поворотом (жен)
- «аксандау» - перескоки из стороны в сторону (муж)
- «малдас» - «качалка» (муж)
- «монкыме» - прыжки со сжатыми коленями (муж)
- «йырым» - вращение путем переступаний (муж)
- «ыткымалы айналма» - вращение с прыжком (муж)
Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.
Танцы народов Кавказа. Грузинский народный танец.
1. Основные позиции рук:
- положения рук в женском грузинском танце
- положения рук в мужском грузинском танце
- движения рук
2. Основные движения:
- ход на месте «свла»
- ходы из танца «Картули»
- «укусвла» - ход в три удара на полупальцах
- усложненный мужской ход
- горские ходы
- повороты на коленях
- опускание на колено
- «ртула» - усложненный мужской ход
- мужской ход «сада мухлури»
- «мухлури зехтомит» - с прыжком после каждого шага
- мужской ход вперед, одна нога накрест другой
- «гасма»: 1-й вид «сада сриала» - скользящая
2-й вид куслура» - с выдвижением ноги на пятку
3-й вид «сарули» - с выдвижением ноги на носок
4-й вид «гведрула» - с боковым движением
5-й вид «магалчакрули» - с высоким ударом
Этюд или танцевальная комбинация в характере грузинского народного танца.
Узбекский танец.
1. Положения рук:
- положения рук в женском танце
-положения рук в мужском танце
2. Движения рук:
- сбрасывание и отгибание кистей рук- четкие и короткие переводы рук
- «титратма»- трепет
- «сдувание»- (жен)
- «срывание яблок» - (жен)
- «прищелкивание» - (жен)
3. Основные ходы и движения:
- ход с одной ноги
- «гюль-оин»- (жен)
«ерга»- боковой ход с каблука
- боковой женский ход с переступанием
- «чарх»- вращение исполнителя путем переступания с ноги на ногу
- «шох» - поворот с последующим поклоном
- «хорземский ключ»
- ход назад
- ход с вынесением ноги на каблук
Этюд или танцевальная комбинация в характере узбекского народного танца.
Седьмой год обучения (восьмой класс)
Упражнения, как у станка, так и на «середине» видоизменяются сообразно с новыми разделами программы, убыстряется темп их выполнения, этюды становятся более сложными. Продолжается изучение русского и казахского танцев. Начинается изучение молдавского танца.
Элементы народно-сценического танца.
1. Упражнения у станка:
- demi-plie, grand-plie по параллельным позициям с заворотом и разворотом колен перевод осуществляется через каблуки и полупальцы
- balancoiar с работой пятки опорной ноги
- grand- battement gete c tombe e balancoiar
Русский народный танец. «Перепляс»
1. Движения с хлопушками:
- тройная хлопушка с притопом
- хлопушка по голенищу сапога выдвинутой ноги вперед
- хлопушка по ноге поднятой назад
- поворот с хлопушками
- хлопки и хлопушки в чередовании с шагами
- хлопушки по голенищам скрещенных ног
- перескоки с хлопушками
- «ключ» с хлопушкой
2. Присядки:
- присядка с выбрасыванием ноги вперед
- присядка с вскакиванием на носки и перескоком на каблуки
- «волчок» - вращение на одной ноге
3. Крутки и вращения:
(увеличивается скорость вращения)
- крутка на беговых шагах
- «ковырялочка» с «моталочкой» в повороте
- «блинчики»
- переступание на каблуки и прыжок с поджатыми ногами в повороте
Этюд или танцевальная комбинация в характере русского народного танца.
Казахский народный танец.
1. Движения казахского танца:
- «сырма» - «поземка, поземица» (муж)
- «команду» - «полет орла» (муж)
- «сал» - «щеголь» (муж)
- «туземен журу» - шаги на коленях (муж)
- «тизе алмастыру» - переходы с колена на колено в повороте (муж)
- «казакша вальс» - ход казахским вальсом, вальсовый поворот (жен)
- «команду» - «лебединый полет» (жен)
- «кербез кайтарма» - «изысканные движения»
Этюд или танцевальная комбинация в характере казахского народного танца.
Молдавский танец.
1. Позиции рук:
- расположение танцующих и положения рук в паре
2. Ходы и движения на месте:
- бег с одной ноги
- бег с одной ноги и прыжок по 1-й прямой позиции
- боковой ход
- перескоки, поочередно сбивая одной ногой другую
- небольшие перескоки с переступаниями
- перескоки с двух ног на одну и с одной на две
- «переплетающаяся дорижка»
- плавный боковой ход с одной ноги
- «молдавеняска» 1-й вид
- «молдавеняска» 2-й вид
- выпад одной ноги накрест другой с переступаниями
- круговое движение ногой
- комбинированный ход
- шаги с каблука с переменой мест
- парные переходы
- перескоки с ударами по 1-й прямой позиции
Этюд или танцевальная комбинация в характере молдавского народного танца.
Восьмой год обучения (девятый класс)
Целью данного года является добиться у учащихся сочетание высокого методичного исполнения и эмоциональной выразительности, народного колорита.
Выпускной экзамен должен быть выстроен: экзерсис у станка, развернутые этюды и танцевальные номера. Задача педагога выстроить урок так, чтобы максимальное количество народностей было показано на экзаменационном уроке.
Экзерсис у станка:
1. Demi-plie, grand-plie мягкая и резкая форма (усложнение техники исполнения)
2. Battement tendu ( усложнение техники исполнения)
.3 Battement tendu gete (усложнение техники исполнения)
4. Rond de jamb par terre – круговые скольжения по полу
(усложнение техники исполнения)
5. Каблучные упражнения маленькие и большие (усложнение техники исполнения)
6. Flik-flak (усложнение техники исполнения)
7. Выстукивающие упражнения (усложнение техники исполнения)
8. «Веревочка» (усложнение техники исполнения)
9. Низкие и высокие развороты бедра (усложнение техники исполнения)
10.Grand-battement getе (усложнение техники исполнения)
Этюды и комбинации на середине зала:
1. Этюд или большая комбинация в характере белорусского танца.
(«Лявониха», «Крыжачок», «Полька-Янка», «Юрочка», «Бульба», «Лянок» и др.)
На выбор педагога.
2. Этюд или большая комбинация в характере русского танца.
(«Русский хоровод», «Перепляс», «Шестера», «Байновская кадриль», «На горе калина», «Барыня», «Я посею лебеду» и др.)
На выбор педагога.
3. Этюд или большая комбинация в характере казахского танца.
(«Каз-катар», «Былкыдак», «Кара жорга», «Тептенок», «Утыс би», «Айжанкыз» и др.)
На выбор педагога.
4. Этюд или большая комбинация в характере украинского танца.
(«Метелица», «Гопак», «Бульба», «Казачок», «Коломийка» и др.)
На выбор педагога.
5. Этюд или большая комбинация в характере танцев народов Поволжья.
В группу народов Поволжья входят: башкирский, калмыцкий, марийский, мордовский, татарский, чувашский народный танец. На выбор педагога.
6. Этюд или большая комбинация в характере грузинского танца.
(«Картрули», «Хоруми», «Ханджлури», «Самая» и др.)
На выбор педагога.
.7. Этюд или большая комбинация в характере молдавского танца.
(«Букурия», «Марица», «Хора», «Оляндра», «Молдавеняска» и др.)
На выбор педагога
Список используемой литературы: «Казахские народные танцы» Д.Абиров, А. Исмаилов; «Танцы народов России» В.Рябушева, Л. Степанова, М. Годенко, С.Соловина, А.Калимуллина, В.Нигоф, Л.Соколова; «Народно-сценический танец» Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры. К.Зацепина, А.Климов, К.Рихтер; «О русской пляске» В.П. Ивинг; «Школа казахского танца» Ш. Жиенкулова; «Народный танец» Т. Ткаченко. : : .