Программа по цветоводству 9 класс для ГУО учащихся коррекционной школы VIII вида
Программа по цветоводству 9 класс для ГУО учащихся коррекционной школы VIII вида
Программа рассчитана на подготовку обучающихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на пришкольном участке. Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, инвентарь для работы в цветнике), черчение («Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по цветоводству 9 класс для ГУО учащихся коррекционной школы VIII вида»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
цветоводство и декоративное садоводство
9 класс особый ребенок
Программа «Цветоводство» составлена с использованием программы «Цветоводство и декоративное садоводство» под редакцией В.В.Воронковой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы.
Программа рассчитана на подготовку обучающихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на пришкольном участке.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, инвентарь для работы в цветнике), черчение («Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян).
Необходимо ознакомить обучающихся с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений, которые выращиваются на пришкольном участке, научить приемам выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.
В программе предусмотрены практические работы, экскурсии, практическое повторение и самостоятельная работа учащихся.
Цели
- Формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на усвоение навыков по уходу за цветочно – декоративными, комнатными растениями, зеленными культурами.
Задачи
- Расширять кругозор учащихся в области комнатного цветоводства и декоративного садоводства;
-Прививать общие практические навыки по уходу за цветковыми декоративными, комнатными растениями, деревьями и кустарниками;
-Воспитывать бережное отношение к природе, восприятия прекрасного;
Программа рассчитана на подготовку учащихся ГУО коррекционной школы VIII вида к ручному труду дома по уходу за цветковыми растениями, для полноценной коммуникации, установки на активное использование освоенных навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Работа по освоению практических навыков благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых школьников(например, все операции, связанные с цветочными семенами, при выполнении аппликаций, работе с природным материалом).
Программа детализирует, раскрывает и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями данной дисциплины, которые определены нормативными документами.
Реализация программы направлена на развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекцию поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.
Количество 10 часов в неделю,340 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I четверть
1. ВВЕДЕНИЕ (12 часов)
Знакомство с цветочно-декоративными растениями ,используемыми в озеленении улиц городов, сел, пришкольных и личных участков . Ознакомление с планом школьного участка. Правила поведения на пришкольном участке Инструктаж по технике безопасности.
Практические работы.
Экскурсия на пришкольный участок « Ознакомление с растениями, растущими на пришкольном участке»
Зарисовка цветущих растений пришкольного участка,
Раскрашивание готового плана пришкольного участка цветными карандашами ,
Выполнение задания « Назови растение» с использованием живых объектов или фотографий цветковых растений.
2.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЦВЕТОВОДСТВА (12часов)
Использование цветов для украшения жизни человека. Легенды и сказки о цветах.
Местные виды цветов (тюльпаны, нарциссы, пионы, астры, бархатцы, ирисы, хризантемы).
Практические работы
Зарисовка или раскраска цветковых растений, цветущих осенью .
Зарисовка или раскраска растений, отображенных в легендах и сказках.
Составление букета из осенних цветов и листьев.
Экскурсия на пришкольный участок «Изучение цветущих растений в осенний период»
3.Сбор семян садовых цветковых растений(20 часов)
Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте (бархатцы, бальзамин, мирабилис ( зорька) и др.) .Семенной способ размножения растений. Признаки созревания семян( изменение цвета, растрескивание плодов, усыхание околоцветника). Приемы сбора семян с вегетирующих цветочных растений (сбор усохших околоцветников, отдельных семян, семян с околоплодником, части стебля с семенами). Садовые ножницы: приемы работы, техника безопасности при работе с ними.
Практические работы.
Определение видов растений на школьной клумбе.
Зарисовка или раскрашивание образцов этих цветов ( размер цветков, величина лепестков, запах . окраска)
Определение растений для сбора семян. Срезка подсохших плодов с частью стебля.
Сбора семян бархатцев вручную. Установка коробок с семенами на просушивание.
4. Осенние работы в цветнике(26).
Осенний уход за цветником. Удаление растительных остатков. Уход за зимующими многолетниками( удаление надземной части растения, рыхление и мульчирование почвы, укрытие почвой). Подготовка растений к зиме. Особенности зимовки многолетников. Уход за территорией вокруг цветника. Секатор: приемы работы, техника безопасности при работе с ним. Лопата: приемы работы, техника безопасности при работе с ней. Рыхлитель: приемы работы, техника безопасности при работе с ним.
Практические работы.
Уборка растительных остатков на пришкольном участке.
Перекапывание почвы в клумбах.
Обрезка стеблей у растений.
Рыхление почвы вокруг растений.
Мульчирование почвы около растений.
Укрытие многолетников.
Расчистка цветника от сорняков.
Сгребание сухой травы, листьев.
Расчистка дорожек вокруг школы.
5.Осенний уход за декоративными кустарниками(14)
Кустарники: виды, названия. Инструменты и орудия для ухода за кустарниками: виды, правила безопасной работы (садовые ножницы, секатор, лопата, колышки). Техника безопасности при работе с ними.. Правила осеннего ухода за кустарниками (осмотр на наличие повреждения вредителями, удаление поврежденных листьев, их утилизация, вырезка сухих веток, перекопка почвы, мульчирование почвы). Правила мульчирования и укрытия почвы в осенний период. Техника безопасности при поведении данных видов работы Значение осеннего ухода.
Практические работы
Изучение кустарников, их узнавание ( много одревесневших мелких стволов). Отличие от деревьев ( один одревесневший выраженный ствол).
Вырезка и удаление сухих ветвей и обрезка сломанных.
Утилизация срезанных веток.
Сгребание опавших листьев.
Вскапывание почвы вокруг кустов. Подвязка мелких кустов.
6.Практическое повторение(6)
Подготовка к самостоятельной работе. Самостоятельная работа « Сбор семян бархатцев и раскладка их на просушку». Итоговое занятие.
II четверть
Вводное занятие(2). План работы на четверть. Техника безопасности при работе садовыми инструментами, правила поведения на пришкольном участке.
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев.(14)
Площадки на территории школы. Дорожки на территории школы. Приемы и правила ухода за дорожками. Утилизация мусора. Уход за газонами школы. Правила хранения и пользования инвентарем.
Практические работы
Сгребание опавших листьев.
Прополка краев дорожек.
Утилизация растительных остатков.
Подметание дорожек.
Выравнивание песком садовых дорожек.
Сбор мусора в валки и кучи, перенос мусора.
Уборка веток и сучьев.
Правила хранения инвентаря.
Очистка и установка инвентаря на место хранения.
Осенний уход за декоративными кустарниками(14)
Практические работы
Вырезка сухих ветвей и обрезка сломанных.
Утилизация срезанных веток.
Сгребание опавших листьев.
Вскапывание почвы вокруг кустов.
Изготовление тары для хранения крупных партий семян.(30)
Способы хранения крупных партий цветочных семян. Бумажный пакет для семян. Тканевый мешочек. Раскрой мешочка (по шаблону). План изготовления мешочка. Способы соединения краев. Обработка верхнего среза мешочка.
Практические работы
Работа по шаблону ( вырезание бумажного пакета)
Оформление бумажного пакета
Склеивание бумажного пакета
Выбор ткани для мешочка.
Заготовка деталей для пошива мешочка.
Складывание и скалывание деталей.
Временное соединение боковых срезов сметочными стежками.
Окончательное соединение боковых срезов ручным стачным швом.
Выполнение шва в подгибку по верхнему срезу.
Вдевание тесьмы.
Обмолот и расфасовка цветочных семян(20).
Семена цветковых растений, их внешний вид. Обмолот и очистка семян вручную (очистка семян от усохших околоцветников). Техника безопасности при работе с плодами и семенами.. Признаки доброкачественности семян (величина, цвет, полновесность, наличие плесени).. Фасовка семян.
Насыпка семян в бумажные пакеты. Заклейка пакетов.
IIIчетверть
Вводное занятие (3ч.)
План работы на четверть. Правила поведения в учебном кабинете. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Строение цветкового растения (24ч.)
Общее представление об органах цветкового растения (корень, стебель, лист, цветок, плод). Разнообразие и формы стеблей (прямостоячий, цепляющийся, укороченный) и, виды листьев (простые и сложные на примере акации), окраска и форма цветков. Видоизмененные органы растений, особенности корня цветкового растения (на примере мирабилиса). Условия, необходимые для прорастания семян (свет, вода, воздух, тепло. почва, механическое воздействие).
Практические работы
Зарисовка цветкового растения
Разнообразие стеблей цветковых комнатных растений (зарисовка).
Разнообразие листьев цветковых комнатных растений (аппликация, зарисовка, оригами)
Изготовление аппликации цветка.
Изготовление простейшей модели цветка с помощью учителя методом оригами.
Выращивание растений на подоконнике(34)
Условия для прорастания семян(6)
Условия, необходимые для прорастания семян: вода, свет , почва, воздух, температура, механическое воздействие.
Практические работы
Постановка опытов:
« Необходимость воды для прорастания семян»
« Необходимость света для прорастания семян»
« Необходимость почвы для прорастания семян»
« Необходимость воздуха для прорастания семян»
« Необходимость тепла для прорастания семян»
« Необходимость механического воздействия для прорастания семян»
« Необходимость воды, света, почвы, воздуха, тепла и механического воздействия для прорастания семян»
Уход, наблюдение за ростом и развитием, сбор урожая.
Выращивание огурцов(32)
Подготовка емкости, земляной смеси. Подготовка семян, посев. Уход за посевами (прореживание посевов, пересадка растений, прищипывание, подвязывание, полив. подкормка, сбор урожая)
Практические работы
Подготовка емкости и заполнение земляной смесью.
Посев семян.
Уход за посевами, наблюдение за ростом и развитием, сбор урожая.
Изготовление аппликаций, моделей из пластилина овощей и фруктов.
Самостоятельная работа «Посев семян укропа»
IV четверть
Вводное занятие (3ч.)План работы на четверть. Правила поведения в учебном кабинете, на пришкольном участке
Уход за комнатными цветковыми растениями( 40).
Комнатные цветковые растения. Обработка почвы в горшках( рыхление, мульчирование). Виды земляных смесей комнатных растений Признаки необходимости перевалки растения. Температура поливной воды. Правила и приемы полива. Уход за листьями комнатных растений. Приспособление для опрыскивания. Опрыскивание растений.
Практические работы
Осмотр и оценка состояния цветов класса.
Удаление поврежденных стеблей и отмерших листьев.
Легкое рыхление почвы вокруг растений.
Добавка земляной смеси по необходимости.
Уплотнение земляной смеси.
Полив и выемка растения с комом земли.
Перевалка в новый горшок.
Заготовка поливной воды.
Полив растений из лейки.
Протирание листьев губкой.
Опрыскивание растений.
Протирка подоконников.
Обтирание цветочных горшков.
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону (15ч.)
Цветник. Уборка растительных остатков, их утилизация. Удаление сухих веток у кустарников. Расчистка садовых дорожек. Приемы работы с садовыми инструментами. Техника безопасности.
Практические работы
Экскурсия на пришкольный участок « Изучение состояния цветника, его подготовка к весенним работам».
Уборка и утилизация растительных остатков.
Удаление сухих веток кустарников.
Расчистка садовых дорожек.
Приемы работы с садовыми инструментами
Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями из группы лилейных (12ч.)
Лилия тигровая: строение, декоративные качества, условия выращивания( рыхление почвы, мульчирование, подкормка, деление луковиц- деток). Инвентарь для рыхления. правила работы с рыхлителями, техника безопасности. Продолжительность выращивания лилии на одном месте. Уход за лилией.
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике (21ч.)
Однолетники для выращивания в местных условиях: виды, декоративные качества( бархатцы, мирабилис, бальзамин). Подготовка почвы для посева ( перекопка, внесение удобрений, рыхление).
Величина семян выбранных растений (доброкачественность, величина, полновесность). Глубина заделки семян при посеве. Расстояние между посевными рядками. Разметка посевных рядков ( с помощью шнура, тяпки). Посев семян (посев и заделка семян).
Практические работы.
Зарисовка однолетних цветочно– декоративных культур( или аппликация)
Перекопка почвы на пришкольном участке.
Выравнивание почвы с помощью грабель и рыхлителя..
Разметка посевных рядков с помощью шнура ,тяпки.
Посев и заделка семян.
Экскурсия в магазин семян.
Полив, рыхление посевов.
Самостоятельная работа « Полив, рыхление посевов»
Ученики получают следующие знания
Об организации рабочего места.
О названии и назначении хозяйственного инвентаря. Порядке хранения. Правил безопасной работы с инвентарём.
О внешнем виде цветкового растения, которое выращивается в местных условиях.
О видах однолетних цветковых растений с крупными семенами.
Об определении созревания семян цветковых растений, отличать их от несозревших семян.
О тканевом мешочке для семян: его назначение.
О простейших приемах ухода за комнатными растениями.
Ученики получают следующие умения (как)
Зарисовывать и раскрашивать цветковые растения.
Собирать семена и плоды.
Применять хозяйственный инвентарь по назначению. Правильно хранить его.
Ухаживать за садовыми дорожками и площадками.
Расфасовывать семена по пакетам.
Поливать, опрыскивать комнатные растения.
Заполнять цветочный горшок земляной смесью.
Ухаживать за рассадой и комнатными растениями.
Организовывать рабочее место и приводить его в порядок после завершения работы.