Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена так, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы и ненужное забегание вперёд. В рамках ММОШ для учащихся 5 класс введен компонент ФИЗИКА в рамках природоведения. Включены лабораторные работы, позволяющие расширить овладение начальными естественнонаучными умениями.
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, о составе живых и неживых тел, получают новые знания о строении веществ, их свойствах, о различных явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по природоведению и распределён по темам: 1. Изучение природы, 2. Вселенная, 3. Земля, 4. Жизнь на Земле, 5. Человек
на Земле.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчёта 2 учебных
часов в неделю. Курс изучается согласно программе основного общего образования по природоведению в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2010 по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2011.
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Лабораторные, практические | Контрольные, диагностические | Основные понятия | Компонент ФИЗИКА |
| Тема 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ. | 3 | 0/3 | | | |
1 | Изучение природы человеком. Естественные науки. Знакомство с оборудованием для научных исследований. | 1 | 0/1 | | Наука, природа | Лабораторная работа «Определение цены деления лабораторных приборов.» |
2 | Методы изучения природы. Проведение наблюдений, измерений. | 1 | 0/1 | | Методы изучения | Лабораторная работа «Определение размеров и объемов малых тел» |
3 | Великие естествоиспытатели. | 1 | 0/1 | | Исследователи, наука | |
| Тема 2. ВСЕЛЕННАЯ. | 14 | 0/2 | 1 | | |
4 | Представления о Вселенной у древних людей. | 1 | | | Вселенная, природа | |
5 | Представления учёных Древней Греции о системе мира. Модели Вселенной. | 1 | | | Планеты, звёзды, Земля | |
6 | Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Система мира по Н. Копернику. | 1 | | | Астрономия, планеты | |
7 | Роль ученых в развитии системы мира. | 1 | | | Наука, методы изучения | |
8 | Строение Солнечной системы. | 1 | | | Астрономия, планеты | |
9 | Планета Земля и её соседи. | 1 | | | Астрономия, планеты | |
10 | Планеты – гиганты. | 1 | | | Астрономия, планеты | |
11 | Маленькие планеты. | 1 | | | Астрономия, планеты | |
12 | Астероиды. Кометы. | 1 | | | Астрономические тела | |
13 | Метеоры. Метеориты. | 1 | | | Астрономические тела | |
14 | Звёзды – гиганты. Наблюдения движения Солнца и звёзд. | 1 | 0/1 | | Астрономические тела | |
15 | Звёзды - карлики. Работа с картой звёздного неба. | 1 | 0/1 | | Звёзды | |
16 | Обобщение темы «Вселенная». | 1 | | | Вселенная | |
17 | Контрольный тест по теме «Вселенная». | 1 | | 1 | Вселенная | |
| Тема 3. ЗЕМЛЯ. | 18 | 0/4 | 1 | | |
18 | Гипотезы возникновения Земли. | 1 | | | Планета Земля | |
19 | Великие учёные о Земле. | 1 | | | История Земли | |
20 | Внутреннее строение Земли. | 1 | | | Планеты | |
21 | Горные породы и полезные ископаемые Земли. | 1 | | | Планеты | |
22 | Вещества в окружающем мире. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. | 1 | 0/1 | | Окружающий мир, вещества, явления | Лабораторная работа «наблюдение различных состояний вещества |
23 | Физические и химические явления. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений. | 1 | 0/1 | | Окружающий мир, вещества, явления | Лабораторная работа «Сравнение характеристик физических тел» |
24 | Многообразие явлений природы. Землетрясения. | 1 | | | Геология, вулканы | |
25 | Извержения вулканов. Гейзеры. | 1 | | | Землетрясения | |
26 | Суша планеты. | 1 | | | Континенты, материки | |
27 | Материки и острова. | 1 | | | Континенты, материки | |
28 | Атмосфера Земли. Состав воздуха. Наблюдение погоды, измерение температуры. | 1 | 0/1 | | Атмосфера | Лабораторная работа «Измерение температуры воздуха и земли» |
29 30 | Облака, типы облаков. Ветер. Погода. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. | 2 | 0/1 | | Ураганы, смерч | |
31 | Гидросфера Земли, её части. | 1 | | | Гидросфера | |
32 | Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды. | 1 | | | Океаны, моря, реки | Лабораторная работа «Наблюдение явления диффузии» |
33 | Планета Земля как среда обитания живых организмов. | 1 | | | Планета | |
34 | Расположение Земли в Солнечной системе. Обобщение. | 1 | | | Живые организмы | |
35 | Контрольный тест по теме «Земля». | 1 | | 1 | История Земли | |
| Тема 4. ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ. | 14 | 0/4 | 1 | | |
36 | Развитие жизни на Земле в древнем мире. | 1 | | | Эволюция | |
37 | Расцвет древних пресмыкающихся. Птицы и звери прошлого. | 1 | | | Классификация животных | |
38 | Клеточное строение организмов. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. | 1 | 0/1 | | Клетка, ткань | Лабораторная работа «наблюдение делимости вещества» |
39 | Строение клеток. Деление клеток. Разнообразие клеток. | 1 | | | Клетка | |
40 | Разнообразие живых организмов. | 1 | | | Царство, систематика | |
41 | Царства живой природы. | 1 | | | Царство, систематика | |
42 | Среда обитания организмов. Знакомство с экологическими проблемами. | 1 | 0/1 | | Экология, среда | |
43 | Приспособленность организмов к среде обитания. Примеры приспособленности организмов к среде обитания. | 1 | 0/1 | | Среда обитания | |
44 | Разнообразие материков. | 1 | | | Материки, континенты | |
45 | Живая природа на разных материках. | 1 | | | Материки, континенты | |
46 | Природные зоны Земли. | 1 | | | Экосистемы, зоны | |
47 | Животные и растения разных зон Земли. Определение растений и животных с использованием разных источников информации. | 1 | 0/1 | | Экосистемы, зоны | |
48 | Жизнь в морях и океанах. Обобщение. | 1 | | | Экосистемы, зоны | |
49 | Контрольный тест по теме «Жизнь на Земле». | 1 | | 1 | Среда обитания, клетки | |
| Тема 5. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ. | 16 | 0/2 | 1 | | |
50 | Научные представления о происхождении человека. | 1 | | | Эволюция, классы | |
51 | Древнейшие предки человека. | 1 | | | Эволюция | |
52 | Древние люди. | 1 | | | Эволюция | |
53 | Первые современные люди. | 1 | | | Эволюция | |
54 | Страницы истории географических открытий. | 1 | | | География | |
55 | Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. | 1 | | | География | |
56 | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | 1 | | | География | |
57 | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | 1 | | | Климат | |
58 | Важнейшие экологические проблемы планеты. | 1 | | | Экология | |
59 | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. | 1 | | | Виды, разнообразие | |
60 | Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием. | 1 | | | Пустыни, климат | |
61 | Защита планеты, сохранение жизни. | 1 | | | Охрана природы | |
62 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | | | Жизнь, здоровье | |
63 | Здоровье и образ жизни. Вредные привычки их профилактика. Измерение роста и массы тела. | 1 | 0/1 | | Вредные привычки, здоровье | |
64 | Правила поведения человека в опасных ситуациях. Первая помощь. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. Обобщение. | 1 | 0/1 | | Первая помощь | |
65 | Контрольный тест по теме «Человек на Земле». | 1 | | 1 | Жизнь, здоровье | |
| ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ. | 5 | | | | |
66 | История изучения природы. | 1 | | | Наука, история | |
67 | История изучения Земли. | 1 | | | Наука, история | |
68 | Великие учёные – исследователи. | 1 | | | Методы исследования | |
69 | Человек и будущее планеты. | 1 | | | Науки о природе | |
70 | Охрана природы и здоровье человека. | 1 | | | Охрана природы | |
| Итого: | 70 | 15 | 4 | | |