Представление образовательной программы внеурочной деятельности «Путешествие по Сибири»
Представление образовательной программы внеурочной деятельности «Путешествие по Сибири»
Изучение культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей малой родины имеет огромное значение для воспитания детей, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Представление образовательной программы внеурочной деятельности «Путешествие по Сибири»»
Представление образовательной программы внеурочной деятельности «Путешествие по Сибири»
Орлова О.Б.,
учитель истории МАОУ «Молчановская СОШ № 1»
В МАОУ «Молчановская СОШ №1» с 1998 года функционирует школьный музей, в котором собрано около 800 экспонатов по истории родного края. Разделы музея:
«Быт коренных жителей нашего края»;
«Быт русских крестьян»;
«Народное творчество»;
«Народные умельцы»;
«Археологическое прошлое нашего края»;
«История Молчанова».
Обоснование актуальности программы.
Мы испытываем дефицит нравственности, духовности. Изучение культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей малой родины имеет огромное значение для воспитания детей, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции и обычаи, природу. Краеведение и патриотизм неразрывно связаны между собой. Использование экспонатов музея оказывает большую помощь в преподавании истории и истории Сибири.
На базе музея создано детское краеведческое объединение «Бумеранг», занимающееся краеведческой поисково-исследовательской деятельностью по образовательной программе дополнительного образования детей. Можно сказать, что музей «Бумеранг» является центром воспитательной работы в школе.
Новый ФГОС ставит целью формирование личности школьника. Для реализации этой цели была создана программа внеурочной деятельности «Путешествие по Сибири», которая реализовывалась в нашей школе в 2011-2012 учебном году.
Характеристика программы
Образовательная программа внеурочной деятельности «Путешествие по Сибири» разработана с учётом требований ФГОС. Программа включает новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для личностного развития детей. В программу включены прогрессивные научные знания, раздел «Народы Сибири» основан на диссертации профессора ТГУ Л. А. Чиндиной. Включенный в программу материал может использоваться для различных групп обучающихся. Методы обучения соответствуют поставленным в программе целям. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения обучающимися и получения запланированных результатов. Используются эффективные, в том числе активные, методы обучения. Нормативно-правовой и документальной основой программы являются концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Уникальность программы состоит в том, что на занятиях широко применяются экспонаты школьного краеведческого музея «Бумеранг», проводятся экскурсии в музее.
Цельпрограммы – формирование личности ребёнка.
Практическая направленность – формирование патриотизма, гражданственности, нравственности через изучение истории родного края.Срок реализации – 1 год (1 час в неделю), 34 часа.
Возрастной состав – 6–8 лет.
Разделы программы:
«Сибирь в древности» - является вводным и раскрывает особенности развития Сибири в ледниковый период.
«Природа нашего края» - даёт достаточно полное представление об уникальности и разнообразии флоры и фауны Томской области.
«Народы Сибири» - рассматривает особенности Рёлкинской культуры, быт коренных жителей Молчанова и русских переселенцев.
«Мой родной край» - занимает важное место в программе, так как рассказывает об основных событиях из истории Молчанова и даёт детям возможность получить практические навыки проектно – исследовательской работы на основе краеведческого материала.
«Русская изба» - даёт характеристику русской избы как жилища наших предков и хранилища семейных устоев и традиций.
«Сибирские народные праздники» - является логически завершающим и собирает воедино представления обучающихся об истории возникновения, символах и сути народных праздников в Сибири.
Реализация программы возможна через следующие задачи:
Познавательные: формировать устойчивую мотивацию к изучению истории и природы родного края; обучать первичным навыкам проектно-исследовательской работы на основе краеведческого материала.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны; приобщать к культурным традициям родного края; укреплять семейные связи, формировать положительный образ семьи; приобретать социальные знания и понимание социальной реальности в повседневной жизни.
Развивающие: развивать познавательную активность; развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития; формировать навыки совместной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи; формировать стремление к самореализации.
Создание образовательного пространства для детей с ОВЗ:
образовательное пространство раздвинуто за пределы образовательного учреждения; широкий диапазон методов, приёмов и средств достижения образовательных задач; предусмотрено удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ.
Программа имеет методическое обеспечение:
Принципами работы по программе являются учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, системность, целостность, практическая направленность, дифференцированный подход, научность, доступность, оптимальное сочетание форм деятельности.
При реализации программы используются: технология личностно-ориентированного обучения, адаптивная технология, игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, проектно-исследовательская технология.
Формы работы с обучающимися: коллективная, групповая, индивидуальная, игра, викторина, беседа, смотр знаний, конкурс, выставка, экскурсия, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов.
Предполагается активное привлечение родительской общественности, проведение родительских собраний и различных мероприятий с участием детей и родителей, презентации творческих достижений детей.
Ожидаемый результат.
Обучающиеся должны:
знать/понимать:
значимость культурного наследия родного края;
значение основных понятий и терминов;
связь между событиями в прошлом, настоящем и будущем;
преемственность поколений;
виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения родного края;
уметь:
формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;
работать самостоятельно, в больших и малых группах;
применять первичные навыки проектно – исследовательской работы на основе краеведческого материала;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении как основу диалога в поликультурной среде;
принимать участие в решении проблем местного сообщества;
способствовать сохранению памятников истории и культуры, сохранению природных богатств.
Для выявления эффективности программы применяются анализ и презентация творческих продуктов деятельности обучающихся, игровые тестовые задания, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседования с обучающимися, педагогами, родителями.
В реализации программы участвуют обучающиеся 6-8 лет, родительская общественность, педагог-психолог МАОУ «МСОШ № 1», социальный педагог МАОУ «МСОШ № 1», учителя и библиотекари МАОУ «МСОШ № 1».
На занятиях используются разнообразный раздаточный материал, а такжеэкспонаты и материалы музейного архива.