kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Построение схем выноса в натуру проектных линий и плоскостей проектного уклона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

методические указания к выполнению практической работы по ОП 04Основам геодезии

«Построение схем выноса в натуру проектных линий и плоскостей проектного уклона»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Построение схем выноса в натуру проектных линий и плоскостей проектного уклона.»

Практическое занятие №3

Тема: Построение схем выноса в натуру проектных линий и плоскостей проектного уклона.

Цель: научиться выполнять построение схем выноса в натуру линий и плоскостей проектного уклона.

Принадлежности: калькулятор, чертѐжные приборы, индивидуальное задание, листы формата А 4.

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

  1. Построить схему выноса в натуру линии проектного уклона при помощи нивелира. Определить рабочие отметки для точек разбивки.

Исходные данные:

  • зафиксированная на местности точка 1;

  • известно направление линии 1 - 5 на местности;

  • длину линии разбить на 4 отрезка по 35 метров;

  • данные принимать из таблицы 4 по варианту и рисунку 3.

Таблица 4

№ вариант а

Проектн ый уклон линии


i

Высота репера



НРп м


Отсчѐт по рейке на репере а, мм

Проектн ая высота точки 1


Н1 м


Отсчѐты по рейкам на земле в точках

сi мм

1

2

3

4

5

1

3

95,145

0915

94,560

1900

1320

2210

1230

2080

2

4

83,255

0825

82,580

2100

1240

2180

1180

2110

3

- 5

74,365

1005

73,870

1950

1420

2320

1060

1990

4

- 6

65,425

1015

64,940

2050

1170

2260

1210

2210

5

7

56,535

1025

56,060

1850

1090

2120

1120

2170

6

- 8

47,645

1035

47,180

1800

1270

2160

1040

2060

7

9

38,765

0985

38,250

1970

1250

2220

1260

2240

8

- 10

29,875

0975

29,350

2020

1120

2310

1140

2120

9

- 11

13,915

0955

13,370

1870

1030

2420

1010

2090

10

- 12

92,585

0895

91,980

1680

1110

2270

1220

2130

11

13

15,350

0250

14,985

1650

1245

2795

1165

1675

12

14

12,420

0321

12,015

1965

1635

2685

1275

2310

13

- 15

16,645

0456

15,870

1875

1540

2535

1290

2240

14

16

24,260

0789

23,455

2098

1365

2465

1305

2180

15

- 17

29,875

0546

29,140

1894

1195

2475

1395

2135

16

18

44,580

0698

43,865

1985

1485

2305

1465

2090

17

19

49,625

1254

48,985

2450

1650

2135

1410

2075

18

- 20

57,580

1365

57,065

2565

1635

2205

1575

1765

19

21

61,595

1421

60,890

2675

1755

2105

1535

1985

20

- 22

73,860

1198

73,250

2345

1465

2015

1085

1895

21

- 6

65,425

1015

64,940

2050

1170

2260

1210

2210

22

7

56,535

1025

56,060

1850

1090

2120

1120

2170

23

- 8

47,645

1035

47,180

1800

1270

2160

1040

2060

24

9

38,765

0985

38,250

1970

1250

2220

1260

2240

25

- 10

29,875

0975

29,350

2020

1120

2310

1140

2120

26

- 11

13,915

0955

13,370

1870

1030

2420

1010

2090

27

- 12

92,585

0895

91,980

1680

1110

2270

1220

2130

28

13

15,350

0250

14,985

1650

1245

2795

1165

1675

29

14

12,420

0321

12,015

1965

1635

2685

1275

2310

30

- 15

16,645

0456

15,870

1875

1540

2535

1290

2240


Рисунок 3. Схема разбивки линии с проектным уклоном на местности нивелиром




    1. Определяем горизонт прибора: ГП = НРп + а

    2. Определяем искомый отсчет для заданной проектной высоты по рейке на точке 1: с = ГП – Н.

    3. Определяем превышения между точками разбивки: h = i d (м), где i-уклон в ‰, d – горизонтальное проложение отрезка в км.

    4. Определяем проектные отсчѐты на точках 2, 3, 4 и 5 разбивки: с = с

+(±h) (мм), где с – отсчѐт на точке 1, установленной на проектной высоте.

    1. Далее последовательно на всех колышках ставим рейку и, подбивая колышек, добиваемся отсчета на рейке с. Линия заданного уклона разбита на местности.

    2. Определяем рабочие отметки для точек разбивки: p = сi - с .

    3. Вычерчиваем схему разбивки линии с проектным уклоном на местности нивелиром (смотри рис. 3).


  1. Построить схему выноса в натуру линии проектного уклона при помощи теодолита. Определить проектные высоты точек.

Исходные данные:

  • зафиксированная на местности точка 1;

  • известно направление линии 1 - 5 на местности;

  • длину линии разбить на 4 отрезка по 55 метров;

  • данные принимать из таблицы 5 по варианту и рисунку 4;

  • место нуля вертикального круга МО = 0º 02'

Таблица 5

№ вариан та

Высота точки 1 Н1,

м

Высота теодоли та

J, м

Проект ный уклон линии

i


№ вариан та

Высота точки 1 Н1,

м

Высота теодоли та

J, м

Проект ный уклон линии

i

1

15,250

1127

6


16

18,320

1245

- 20

2

24,630

1215

- 7


17

27,560

1321

21

3

31,380

1348

8


18

28,850

1298

- 22

4

39,190

1473

- 9


19

33,120

1358

23

5

42,480

1528

10


20

36,450

1456

- 24

6

54,180

1094

- 11


21

46,780

1498

25

7

57,730

1167

12


22

51,620

1532

- 26

8

64,870

1238

- 13


23

69,560

1565

27

9

75,310

1384

- 14


24

71,230

1234

- 28

10

86,590

1494

15


25

80,950

1478

29

11

31,380

1448

8


26

28,850

1318

- 22

12

39,190

1573

- 9


27

33,120

1249

23

13

42,480

1628

10


28

36,450

1348

- 24

14

54,180

1194

- 11


29

46,780

1512

25

15

57,730

1067

12


30

51,620

1498

- 26



Рисунок 4. Схема разбивки проектной линии с уклоном на местности теодолитом

    1. Определяем значение угла наклона: ν = аrc tg (i)

    2. Определяем отсчѐты по вертикальному кругу:

Л = МО + ν или П = МО ν.

    1. Устанавливаем отсчет по вертикальному кругу в зависимости от его положения, замеряем высоту прибора J.

    2. Далее последовательно на всех колышках ставим рейку и, подбивая колышек, добиваемся отсчета на рейке сП =J. Линия заданного уклона разбита на местности.

    3. Вычерчиваем схему разбивки линии с проектным уклоном на местности теодолитом (смотри рис. 4).

    4. Определяем проектные высоты точек 2, 3, 4 и 5. Превышение h между точками разбивки по уклону i и горизонтальному проложению отрезков d = 55 м определяем по формуле: h = i d (м),

где i-уклон в ‰, d – горизонтальное проложение отрезка в км. Тогда проектные высоты точек определим: Н2 = Н1 + (±h) (м). Н3 = Н2 + (±h) (м)…… Н5 = Н4 + (±h) (м).


  1. Сделать выводы.
Пример 1.

Схема установки нивелира и реек, точки разбивки и расстояния между ними приводятся на рисунке 5.

Произвести разбивку линии на местности с уклоном i = 8 . Высота репера: НРп = 25,750 м. Проектная высота точки 3 Н3 = 24,970 м.

Решение:

Берем отсчѐт на репере а = 1230 и определяем горизонт прибора:

ГП= 25,750+1,230= 26,980 м.

Отсчет по рейке должен быть сП = ГП – НП.

В данном случае с = 26,980 – 24,970 =2,010 м= 2010 мм.

Далее необходимо определить превышение между точками разбивки, причем по направлению 3 – 1 будет подъем и, следовательно, превышение со знаком «плюс», по направлению 3 – 5 – спуск и превышение со знаком «минус».

Превышение определяется по формуле h = i d (м), где i-уклон в ‰,

d – горизонтальное проложение отрезка (расстояние) в км.

В данном случае:

т.2 h2 = + 8 * 0,035 = + 0,28 км; т.1 h1 = + 8 * 0,050 = + 0,4 км; т.4 h4 = - 8 * 0,045 = - 0,36 км; т.5 h5 = - 8 * 0,020 = - 0,16 км.

Для контроля определяем суммарное превышение по всей линии 1 – 5:

hC = |8| * 0,150 =|1,20| м = 0,28 + 0,40 + 0,36 + 0,16 = 1,20 м.

Определяем проектные отсчѐты на точках разбивки:

сi = сП ±h (мм), где сП – отсчѐт на точку , установленную на проектной высоте. В нашем случае:

с2 = с3 + h2 = 2010 – 0280 = 1730 (знак превышения сменился на противоположный, так как определяется не высота точки, а отсчеты по рейкам, которые при подъеме уменьшаются, а при спуске увеличиваются);

с1 =1730 0400 = 1330 мм;

с4 = 2010 + 0360 = 2370 мм;

с5 = 2370 + 0160 = 2590 мм.

Для контроля определяем суммарное превышение по всей линии по отсчетам: с5 с1 = 2530 1330 = 1200 мм = 1,20 м.

Далее по отсчетам по рейкам разбиваем точки на местности.



Рисунок 5. Схема разбивки линии с проектным уклоном на местности нивелиром

Пример 2.

Произвести разбивку теодолитом линии с уклоном i = - 8 .

Как известно, i = tgν = - 0,008. Смотреть рисунок 6.

Решение:

Определяем значение угла наклона:

ν = аrc tg (- 0,008) = - 0,4583° = - 0,4583 * 60 = - 27,5'.

Значение угла наклона может быть определено на микрокалькуляторе или по таблицам.

Для данной задачи угол наклона ν = -0° 27,5'. Точка 2 ниже точки 1 – спуск, поэтому угол наклона со знаком «минус». Если подъем, то угол наклона имеет знак «плюс».

Определяем отсчеты по вертикальному кругу, если МО = 02'.

Отсчет при круге лево: Л = МО + ν; Л = + 02' + (-0°27,5') = - 25,5'.

Отсчет при круге право: П = МО – α ; Л = 0°02'-(-0°27,5') = 0°29,5'.

Устанавливаем отсчет в зависимости от положения вертикального круга, замеряем высоту прибора J = 1430 мм (рис. 6). Далее последовательно на всех колышках ставим рейку и, подбивая колышек, добиваемся отсчета на рейку сП =J = 1430 мм. Линия заданного уклона разбита на местности. Если требуется определить проектную высоту точки 2, то это можно сделать двумя способами и тем самым проконтролировать расчеты. Проектная высота точки 1 Н1 = 15,174 м. Определяем превышение h по уклону i = - 8‰, а расстояние 1- 2 d = 83 м:

h = - 8* 0,083 = - 0,664 м.

Тогда проектная высота точки 2: Н2 = 15,174 0,664 = 14,510 м.


Рисунок 6. Схема разбивки проектной линии с уклоном на местности теодолито


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Построение схем выноса в натуру проектных линий и плоскостей проектного уклона.

Автор: Прокопенко Светлана Викторовна

Дата: 19.02.2025

Номер свидетельства: 665407


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства