kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект занятия « Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»

 

Тип занятия: закрепление изученного материала

 

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.

 

Задачи: систематизация знаний учащихся о декоративных свойствах и биологических особенностях кустарников, закрепление навыков по распознаванию растений, повышение эрудиции, формирование экологической культуры, воспитание эстетического восприятия; развитие умений и навыков выделение главного, формулирования выводов, умения работать в команде.

 

Время: 2 часа по 40 мин.

 

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, живые и гербарные образцы кустарников, иллюстрации с изображением кустарников, гербарий «Листья деревьев и кустарников», коллекции плодов и семян, наборы для моделирования дачного участка, фишки для ведения счета.

 

Предварительная подготовка: детей заранее извещают о форме занятия – соревновании. Учащиеся распределяются по 2 командам, придумывают название своей команде, готовят сообщения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия « Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»» »












План-конспект занятия


« Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»
























Тема: «Обобщающее занятие по теме «Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества»»


Тип занятия: закрепление изученного материала


Цель: обобщение и систематизация знаний по теме.


Задачи: систематизация знаний учащихся о декоративных свойствах и биологических особенностях кустарников, закрепление навыков по распознаванию растений, повышение эрудиции, формирование экологической культуры, воспитание эстетического восприятия; развитие умений и навыков выделение главного, формулирования выводов, умения работать в команде.


Время: 2 часа по 40 мин.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитная доска, живые и гербарные образцы кустарников, иллюстрации с изображением кустарников, гербарий «Листья деревьев и кустарников», коллекции плодов и семян, наборы для моделирования дачного участка, фишки для ведения счета.


Предварительная подготовка: детей заранее извещают о форме занятия – соревновании. Учащиеся распределяются по 2 командам, придумывают название своей команде, готовят сообщения.






















Ход занятия


Проверка посещаемости, сообщение темы занятия, постановка целей и задач.

Вступительное слово педагога, беседа с учащимися, презентация: «Декоративные кустарники». Мы изучили тему «Биология кустарников, их видовой состав и декоративные свойства», познакомились с биологическими особенностями и видовым составом некоторых кустарников, которые в нашей местности наиболее часто используются для озеленения территории.

А теперь давайте вспомним, какие растения называют декоративными?

(Ответы детей – декоративными называют растения, обладающие рядом особенностей, из-за которых их используют для украшения населенных мест).

Растения привлекают человека различными декоративными свойствами, каждое хорошо по- своему. Например, есть растения, которые ценят за красивые цветы. Вспомните, какие кустарники к ним относятся?

Это сирень, жасмин.

Слайд 1.

А какие растения ценят за красоту листьев? (Клен, уксусное дерево)

Слайд 2.

Есть растения, у которых мы любуемся плодами. Догадались, о каких кустарниках идет речь?

(Боярышник, калина)

Слайд 3.


Сегодня на занятии мы проведем соревнование двух команд.

Команда №1, ваше название? (например, «Боярышник»).

Команда №2, ваше название? (например, «Калина»).

Итак, мы проводим соревнование между командами «Боярышник» и «Калина».


  1. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием было подготовить сообщение о кустарнике, в честь которого вы назвали команду, о его биологических особенностях и легендах, с ним связанных.

Выполнение задания. Максимальная оценка 3 балла (за каждый балл выдаются фишки, счет заносится в турнирную таблицу на доске).

Пример представления команды «Боярышник»

Учащиеся выходят к доске и зачитывают сообщения: Название кустарника произошло от греческого слова, обозначающего «сильный, крепкий». Это название боярышник получил за свое долголетие, так как куст может прожить 400 лет!

Боярышник – куст высотой до 5 м. Листья простые. Ветки покрыты твердыми колючками. Цветки мелкие, собраны в соцветия, белые. Плоды кисло-сладкие, кроваво-красного цвета.

Боярышник – красивый кустарник, о нем сложены пословицы и поговорки: «Хорош боярышник, да не с боярского крыльца», «Стоит дерево кудряво, а когти волчьи».

В старину люди считали, что колючки способны защитить человека от злых духов, поэтому к воротам домов часто подвешивали ветви боярышника в качестве оберега.

Легенда о боярышнике.

В одной усадьбе давным-давно жила старенькая барыня-боярыня. Всю свою жизнь она делала людям добро. Ей очень хотелось жить долго, чтобы можно было сделать больше полезного в мире. Не хотели и люди, чтобы умерла их любимая барыня. И волшебник превратил ее в красивый долговечный куст боярышник, который до сих пор приносит пользу всем людям и листьями, и цветами, и плодами.

Пример представления команды «Калина».

Название «калина» произошло от латинского слова, обозначающего «плести» - молодые ветви калины использовались для плетения, обычно – для плетения корзин. Русское слово «калина» имеет древнеславянское происхождение и обозначает, по одной версии, кустарник, растущий на болоте, по другой версии – указывает на ярко- красный, словно раскаленный, цвет ягод калины. У большинства славянских народов калина – символ девичьей красоты, любви и счастья. Есть такое предание: в давние времена плыли через море брат и сестра. Брат доплыл до берега. У сестры не хватило сил. Погибая, она просит брата: «Не пей, братец, из этого моря воды, не лови рыбу, не коси по берегам траву, не рви яблок, не ломай калину. Вода и море – кровь моя, рыба – тело мое, трава – косы, яблоки – лицо, а калина – краса моя».

Испокон веков считалась калина свадебным растением, и была участницей свадебного обряда. Ее букетами украшали девичьи венки, столы, блюда с угощениями и каравай. Букеты с цветами и плодами ставили перед молодоженами.

Семена калины по форме напоминают сердце, поэтому в народе рубиновые ягоды калины считаются символом мужества людей, отдавших свою жизнь в борьбе за Отчизну.

Славяне считали калину колдовским растением – дым от нее якобы защищал от злых духов и нечистой силы.

(оценка конкурса, подведение итогов)


  1. Жизненные формы растений

Так как среди декоративных растений есть и деревья, и кустарники, и травянистые растения, важно уметь различать жизненные формы растений.

Посмотрим, у какой команды это получится лучше.

Проводим игру «Составь пары». Вы видите на доске карточки.

Задание: соединить линиями вид растения и соответствующую ему жизненную форму.


Задание команде «Боярышник»:


Сирень Дерево

Береза Кустарник

Бархатцы Травянистое растение

Шиповник


Задание команде «Калина»:


Клен Дерево

Жасмин Кустарник

Гвоздика Травянистое растение

Боярышник


(выполнение задания, подведение итогов, работа над ошибками, в случае их появления).


  1. «Отгадай задуманное растение»

А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете кустарники.

Поиграем в известную вам игру «Отгадай задуманное растение».

На магнитной доске расположены открытки с изображением изученных ранее декоративных кустарников (сирень, боярышник, шиповник). Один учащийся выходит к доске, а другие вместе загадывают название кустарника (тихо). Учащийся у доски, отвечает на вопросы «да» или «нет», отгадывает название растения.


Проведение конкурса.


Команда «Боярышник».

«У этого растения листья сложные?» - ответ - «Нет».

«Это растение влаголюбиво?» - ответ - «Нет».

«Цветки душистые, собраны в соцветия «метелки»? – ответ - «Да».

«Листья держатся на ветках до глубокой осени и опадают зелеными?» - «Да» это сирень

Задание команде «Калина».

«Это растение любит влагу?» - ответ - «Нет»

«Цветки белые собраны в соцветия?» - ответ - «Да»

«Плоды кроваво-красные?» - ответ - «Да»

«Ветки покрыты прямыми и толстыми колючками?» - ответ- «Да» «Это боярышник».

Подведение итогов: Молодцы участники, вы отгадали растения, о которых шла речь, зная их биологические особенности. Лучше всего справилась с заданием команда …, они получают …балл (выдается фишка).


  1. Наш следующий конкурс – «Отгадай растение по описанию».


Задание для команды «Боярышник»:

Слайд 4, 5.

Задание для команды «Калина».

Слайд 6, 7.

(Подведение итогов конкурса).


  1. «Чей это лист?»


Как вы знаете, у всех кустарников есть общее – они имеют много стволиков, отходящих от общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. А отличаются кустарники, в первую очередь, внешним видом и строением листьев, их расположением на стебле. И, конечно, они отличаются цветом коры, строением цветков и плодов.

Сейчас вам предстоит продемонстрировать, хорошо ли умеете различать кустарники по листьям. (Учащимся предлагаются комплекты заданий в виде пронумерованных гербарных образцов листьев кустарников). Необходимо на карточке, прилагающейся к заданию, поставить номер соответствующего листа напротив названия растения. На выполнение задания – 3 минуты. Готовы? Приступаем!

(Выполнение задания, проверка, присуждение баллов, выводы по выполнению задания).

Задание (одинаковое для команд):

Калина

Сирень

Жасмин

Барбарис

Боярышник

Шиповник

Клен

  1. «Чья это ветка?»

А сейчас к листьям нужно подобрать соответствующие побеги (на доску прикрепляются карточки с листьями различных кустарников (по 3 экземпляра для команды), рядом на столе размещаются карточки с побегами кустарников по пять экземпляров). Членам команд, по одному, нужно выбрать на столе соответствующую карточку с побегом и разместить ее под карточкой с листом данного вида. После этого первый участник возвращается на место, и выходит второй и так далее. В команде «Боярышник» выполняют задание…, В команде «Калина» - …(назначаются трое учащихся в каждой команде, менее активно участвующих в предыдущих конкурсах). Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

На столах размещены ветки различных кустарников (без листьев) -2 идентичных комплекта. Учащиеся обеих команд подходят к столам по одному и прикрепляют к каждой веткам-заданиям карточки с соответствующими названиями.


Команда «Боярышник»

  1. Калина

  2. Барбарис

  3. Жасмин


Команда «Калина»

4.Боярышник

5. Сирень

6.Шиповник

(Выполнение задания. Обсуждение результатов, присуждение баллов).


7. Загадки и шарады о декоративных растениях


Скажите, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Сейчас вам предстоит отгадывать загадки и шарады о растениях. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Меня называют царицей цветов

За запах и цвет моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов?


2.Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла

Здесь скворцы, дрозды снуют

И, галдя, ее клюют.


3.Пусть не так красой богат,

Все равно я розе брат.


4.В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?


5.Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.


6.Две сестры летом зелены.

Затем одна краснеет,

Другая – чернеет.


7.Никто не пугает, а вся дрожит.


8.Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала,

И ребятам мила.


9.Это что за подвох?

Вдруг на дереве горох!


10.Брюшко сыто,

Камешками набито.


Ответы на загадки:

1-роза, 2-рябина, 3-шиповник, 4-калина, 5-лиственница, 6-смородина, 7-осина. 8-черника, 9-акация, 10-шиповник


Шарады


1.Мои кусты легко узнать,

Цвету я гроздями весною.

Но замените мягкий знак

На букву А – и я завою (сирень – сирена)


2.Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной…

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым.

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня.

( Клен – лен)

3.Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный знойный день.

Но если согласные буквы

В себе переставлю я,

Получится новое слово,

Несущее боль для меня.

(липа – пила)


4.Шараду запишите так:


Две ноты, буква, мягкий знак.

Все – куст. Его вы без труда найдете в парках и садах.

(сирень)

5.Какой кустарник в народе называют «ястребиные когти»?

(боярышник)

6.Какой кустарник испокон веков считался свадебным деревом?

(калина)

7.Какой кустарник зовут «кустом - кровогоном» и почему?

(казацкий можжевельник)

8.Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка. Там красные таблетки развешаны на ветке.

(шиповник)

Ответы к викторине «загадки и шарады о декоративных растениях».

.


8.Головоломка «Декоративные кустарники»


Сейчас каждая команда получит лист с заданием – головоломкой. (Выдача задания). Вам необходимо вписать ответы на вопросы так, чтобы буква «И» была общей. Побеждает в этом задании команда, которая первой заполнит головоломку правильно. Как только выполните задание – поднимите руки. Готовы? Приступаем!

(Пр



Ответы:


  1. Можжевельник

  2. Сирень

  3. Барбарис

  4. Жасмин

  5. Шиповник

  6. Боярышник

  7. Калина

(выполнение задания, анализ работы детей, присуждение баллов)


9.Составление модели озеленения дачного участка.


(Каждой команде выдаются листы с планом дачного участка, на который нанесено расположение дома, декоративного бассейна, но нет деревьев и кустарников. К листу прилагаются вырезанные из картона изображения различных кустарников и клей. Наборы идентичны).

Педагог: Перед вами план дачного участка. На нем нет ни деревьев, ни кустарников, Вам предстоит выступить в роли ландшафтного дизайнера и проявить командное творчество – озеленить дачный участок. Помните, что при размещении растений необходимо учитывать их биологические особенности, в том числе требования к освещению, водному режиму. Ваша задача распределить группы и одиночные посадки так, чтобы создать впечатление природного, естественного насаждения. На это задание вам отводится 10 минут. Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.

(Выполнение задания, проверка, обсуждение, присуждение баллов).

Вот и подходит к концу наше соревнование. Давайте подсчитаем жетоны и определим, какая из команд получила больше баллов и стала победителем.

(Дети подсчитывают жетоны, определяется победитель.)

Итак, самыми внимательными, дружными и эрудированными оказались члены команды ….Поздравляю!

Но не многим вам уступили члены команды…., которая сегодня тоже хорошо себя проявила. Она получает второе место.


Значение кустарников в природе и жизни человека.


А теперь давайте поговорим о роли кустарников в природе и жизни человека. (Беседа с детьми)

- Как и все зеленые растения вносят свой вклад в обогащение воздуха кислородом

- очищают воздух от пыли и вредных веществ (особенно акация, снежноягодник)

- многие кустарники выделяют вещества, убивающие микробов, то есть обладают бактерицидными свойствами (например, можжевельник за сутки выделяет почти 30 кг таких летучих веществ!)

- входят в цепи питании, являясь пищей для животных и человека, многие из кустарников являются медоносными растениями

- кусты являются убежищем для животных

- некоторые кустарники обладают лечебными свойствами (шиповник, калина, можжевельник)

- и, конечно, многие кустарники имеют декоративное значение.

Заключение, вывод. Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо потрудились. Наблюдая, как вы выполняете задания, я поняла, что тему «Декоративные кустарники» вы хорошо усвоили.





11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Владимирова Ксения Владиславовна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства