Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии
Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии
Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии не так просты, но очень интересны с точки зрения как организации, так и лучшего понимания и эффективного усвоения учебного материала.
Экскурсии вооружают обучающихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами. Кроме того, занятия-экскурсии помогут выбрать направление профессиональной деятельности по своему интересу, что в период жестоких рыночных отношений позволит в будущем стать конкурентоспособными. Ведь удачно выбранное направление профессиональной деятельности проносит удовлетворение, а соответственно, является большим стимулом к желанию овладеть высоким профессионализмом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии»
Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии
ГПОУ Тульской области «Техникум технологий пищевых производств»
Мартынова Любовь Вячеславовна
Особенности методической подготовки к проведению занятия-экскурсии не так просты, но очень интересны с точки зрения как организации, так и лучшего понимания и эффективного усвоения учебного материала.
Экскурсии вооружают обучающихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами. Кроме того, занятия-экскурсии помогут выбрать направление профессиональной деятельности по своему интересу, что в период жестоких рыночных отношений позволит в будущем стать конкурентоспособными. Ведь удачно выбранное направление профессиональной деятельности проносит удовлетворение, а соответственно, является большим стимулом к желанию овладеть высоким профессионализмом. Кроме того, экскурсии соответствуют государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки, развитию познавательной способности, активности студентов к формированию технических и интеллектуальных умений. Формированию логического мышления, развитию навыков самостоятельной работы и, самое главное, - самореализации.
Подготовка к такому занятию требует достаточно много времени. Преподаватель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.
Педагог заранее продумывает, кто будет проводить занятие, какие методы применять, как вовлекать студентов в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, проводит мотивационную беседу об объекте экскурсии, вовлекает студентов в подготовку к экскурсии и составление вопросов.
Важно учитывать и требования безопасности.
Содержание занятий-экскурсий должно быть грамотно сформировано преподавателем, и только тогда осуществиться обратная связь, достижение успешности в изучении дисциплины или профессионального модуля.
Помимо этого готовится следующая документация: официальный запрос в организацию; лист инструктажа; выписка из технологической карты; тематический план занятия.
В целом структура занятия-экскурсии похожа на структуру обычного занятия:
Подготовительный этап. После теоретического изучения темы определяется объект экскурсии, тема, цели, задачи, каждого этапа экскурсии.
Организационно-мотивационная часть. На этом этапе студенты изучают объект экскурсии по его учредительному документу, структуру - по официальному сайту организации. Обучающиеся готовят вопросы по структуре, функциям отделов так, чтобы заинтересовать не только остальных студентов, но и специалистов отдела.
Педагог руководит данным этапом, указывая, на какие моменты нужно обратить внимание, какие особенности производства могут существовать в данной организации.
На этом же этапе знакомимся с правилами техники безопасности, правилами поведения, как в организации, так и на улице.
Идет нацеливание на оценку: студент получает оценку в зависимости от активности и внимательности.
Актуализация опорных знаний.
Непосредственно экскурсионная часть, в которой студенты не просто остаются зрителями и слушателями, а активно участвуют: задают вопросы, делают записи, зарисовки, фотографируют, изучают (смотрят, трогают, наблюдают, измеряют и др.).
Функция преподавателя здесь следить
- чтобы экскурсовод:
а) не отрывался от показа объектов и увлекался рассказом;
б) не раскрывал фрагментарно отдельные объекты без выявления их взаимосвязей;
в) соблюдал логическую и хронологическую последовательность изучаемых событий.
- чтобы студенты:
а) внимательно слушали рассказ;
б) отвечали на задаваемые вопросы;
в) сами задавали вопросы в соответствующем отделе организации соответствующему специалисту.
5. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями. Это возможно как при участии экскурсовода, так и непосредственно после экскурсии и обязательным условием является обсуждение занятия-экскурсии в начале следующего занятия.
6. Итоги и оценивание.
Организация и проведение экскурсий играет большую роль и в налаживании связей с работодателями.
Источники:
Питинова Т. Г., Курченко А. Ю. О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 745-748. — URL https://moluch.ru/archive/105/23782/