умение работать с разными видами источников информации;
умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;
умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;
умение обрабатывать статистические данные;
умение обрабатывать компьютерные данные;
тактические исследовательские умения:
умение быстро ориентироваться при поиске информации;
умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение определять объект, предмет исследования;
умение выделять цели и задачи;
умение выдвигать гипотезу;
умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения;
умение проводить мысленный эксперимент;
умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;
умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.
стратегические исследовательские умения:
умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной проблемы;
умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;
умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме (метафизический горизонт проблемы)
В ходе решения системы исследовательских задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели - схемы, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Содержание учебного курса.
Первый год обучения
Введение. Мир науки (1час)
Роль науки в современном мире. Классификация наук.
Работа с литературными источниками (6 часов)
Характеристика отдельных литературных источников (журнальная статья, рецензия, аннотация, реферат, учебное и методическое пособие, справочная литература, монография, брошюра, сборник научных статей).
Культура чтения. Его цели, виды, скорость.
Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов.
Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации.
Социальное проектирование (10 часов)
Выбор темы проекта и его обоснование. Способы определения актуальной социальной проблемы.
Определение целей и задач проекта. Составление плана работы.
Методы исследования выбранной проблемы.
Составление анкет, вопросов интервью, определение круга опрашиваемых.
Обработка результатов опроса. Оформление проекта.
Работа над проектом.
Второй год обучения
Содержание учебного курса.
Научное познание (2 часа)
Научное познание, его особенности и составляющие. Научное познание и его отличие от других видов познания.
Научное знание как результат научной деятельности. Формирование научного мировоззрения. Интеллект как основа и инструмент познания.
Методы исследования (3часа)
Теоретические методы исследования.
Математические методы исследования.
Эмпирические методы исследования.
III. Понятие об исследовательской работе
Виды исследований.
Общее представление об исследовательской работе, виды, структура, требования к оформлению.
Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.
Содержание теоретической части исследования.
Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.
Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка полученных результатов.
Подготовка к защите исследовательской работы.
Защита исследовательской работы.
Тематическое планирование.
№
№
Тема занятия
Количество часов
Первый год обучения
I. Введение. Мир науки.
1
1
1
Роль науки в современном мире. Классификация наук.
1
II.Работа с литературными источниками.
6
2-4
1-3
Характеристика отдельных литературных источников (журнальная статья, рецензия, аннотация, реферат, учебное и методическое пособие, справочная литература, монография, брошюра, сборник научных статей).
3
5
4
Культура чтения. Его цели, виды, скорость.
1
6
5
Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов.
1
7
6
Работа с первоисточниками. Методы обработки полученной информации.
1
III.Социальное проектирование.
10
8
1
Выбор темы проекта и его обоснование. Способы определения актуальной социальной проблемы.
1
9
2
Определение целей и задач проекта. Составление плана работы.
1
10
3
Методы исследования выбранной проблемы.
1
11
4
Составление анкет, вопросов интервью, определение круга опрашиваемых.
1
12
5
Обработка результатов опроса. Оформление проекта.
1
13-17
6-10
Работа над проектом.
5
Итого
17
Второй год обучения
I. Научное познание
2
1
1
Научное познание, его особенности и составляющие. Научное познание и его отличие от других видов познания.
1
2
2
Научное знание как результат научной деятельности. Формирование научного мировоззрения. Интеллект как основа и инструмент познания.
1
II. Методы исследования
3
3
1
Теоретические методы исследования.
1
4
2
Математические методы исследования.
1
5
3
Эмпирические методы исследования.
1
III. Понятие об исследовательской работе
12
6
1
Виды исследований.
1
7-8
2-3
Общее представление об исследовательской работе, виды, структура, требования к оформлению.
2
9-10
4-5
Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Составление индивидуального плана работы.
2
11
6
Содержание теоретической части исследования.
1
12
7
Содержание практической (опытно-экспериментальной) части исследования.
1
13
8
Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов. Оценка полученных результатов.